Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Бронникова Ольга Александровна

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На слайдах представлен дополнительный материал к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов: Бронникова О.А. г. Павлово Правописание имён собственных 4 класс

Слайд 3

БОЛЬШЕБУКОВКА

Слайд 6

г.Буквинск

Слайд 7

УЧЕНЫЙ КОТ

Слайд 8

ТАЙНА ИМЁН. Владимир – мирный, владеющий миром. Сергей – высокий, высокопочитаемый. Мария – печальная, любимая, упрямая. Нина – госпожа, царица. Михаил – равный, подобный богу. Николай – победитель народов. Екатерина – чистая, непорочная. Юрий – земледелец. Дмитрий – принадлежащий Деметре, богине плодородия или мать-земля.

Слайд 9

ма ра де ко ша нис ля и

Слайд 10

Открытие №1 Имена людей – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 11

иванова яблочкин зайцева москвин сапожников ЛИФАМИЯ

Слайд 12

Запишите в тетрадь слово ф мил я а ? и

Слайд 13

иванова яблочкин зайцева москвин сапожников

Слайд 14

Проверьте правильность написания Зайцева, Иванова, Москвин, Сапожников, Яблочкин

Слайд 15

Открытие №2 Фамилии – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 16

Тайна фамилии. Усков , Усова – от прозвища усатый, усач. Пантелеева – от имени предка Пантелей, нерасторопный, простак. Суворова – суровый человек, угрюмый. Курицын – птичья основа, «кур» –петух. Петрухин – от имени предка Петр. Суровцев – шаловливый, бойкий резвый человек. Чабуров – разновидность обуви « чабуры ». Малешов - ?????????

Слайд 17

Открытие №3 Отчество – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 18

кошка Мурка курица собака Хохлатка Жучка корова Бурёнка

Слайд 19

Открытие №4 Клички животных – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 20

Физкультминутка .

Слайд 21

г.Буквинск 1 2 3 4

Слайд 22

Открытие №5 Имена сказочных героев – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 23

улица Согласная улица Гласная проспект Алфавитный

Слайд 24

Открытие №6 Названия улиц, городов – это имена собственные , поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд 25

Почему моя страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА?

Слайд 26

Нам пора возвращаться!

Слайд 27

Я с вами должен попрощаться!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи.

4 класс.

Тема: Правописание имен собственных.

  • Цели урока:
  • Образовательные:

     Ввести понятие “имя собственное”,формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, формирование навыка звукового анализа слов, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;

  • Развивающие:

      развитие речи и коррекция её недостатков; развитие   познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля. 

  • Воспитательные:

       воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

1.Оргмомент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!!!

(слайд№2)

2. Постановка целей урока.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вы любите сказки? Я знаю, что все на свете и взрослые и дети любят сказки. Вот и мы на этом уроке побываем в сказке. А совершим мы путешествие в страну, которая находится:

За горами, за лесами

За широкими морями,

Не на небе, на земле

Есть одна страна

В великом русском языке…

ЗАДАНИЕ №1

(на доске таблички со словом: БОЛЬШЕБУКОВКА, пропущены гласные буквы, надо их расставить в заданном порядке).

Дорога предстоит трудная, много препятствий (слайд № 4,5,6)  и цель нашего путешествия – это добраться до замка королевы Буквины и ответить на вопрос, почему эта страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА.

В ходе нашего путешествия мы будем вести дневник, в котором будем записывать все самое интересное. А дневником служить будет ваша тетрадь. Готовы? Тогда вперед!!!

Делаем первую запись: Число и классная работа.

Минутка чистописания: БОЛЬШЕБУКОВКА

3.Актуализация знаний.(появление помощника – Ученый кот)- слайд №7

Задание: из набора слов отберите слова, которые отвечают на вопрос: кто? что?

Слова: человек, холодная, играть, румяная, ваза, светит.

Звукобуквенный анализ словарного слова :ЧЕЛОВЕК (на карточках)

Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на земле?

Вот вам подсказка от Кота (загадка):

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Имя  - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни, это собственное имя. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. А кто-нибудь знает значение своего имени?

Учёный Кот раскрыл тайну ваших имён (слайд №8)

4. Введение новых знаний.

Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живет страшный БУКВОЕД (слайд №9) и чтобы мы спокойно прошли лес нам нужно правильно выполнить его задания и не угодить в ловушки, которые он расставил.

Задание: Сложи из слогов имена.

- А что вы помните про то, как пишутся имена людей?

Открытие №1. (слайд №10)

Задание в тетради: запишите имена собственные и подчеркните первую букву.

А впереди завал. Недавно в стране БОЛЬШЕБУКОВКЕ пронесся ураган и завалил тропинку, нам нужно разобрать завал (слайд №11)

Задание: расшифруй слово: ФАМИЛИЯ – это словарное слово, запись в тетрадь, деление на слоги, ударение (слайд №12)

А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей  и фамилии –то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!

Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.

Если была борода, получится….БОРОДКИН.

Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.

Ну а теперь предстоит разобрать завал. На каждом камешке написана фамилия. Нам надо записать их по порядку:

Возникла от названия:1.животного

2.Имени, 3.Города, 4.Профессии, 5.Растения. (слайд №13, 14)

Запишите в тетрадь: С какой буквы будем писать фамилии?

ОТКРЫТИЕ №2 (слайд №15)

А хотите узнать от чего произошли ваши фамилии? (слайд №16)

Кроме фамилии и имени у человека есть ещё и отчество. Как вы думаете, как оно образовывается?

ОТКРЫТИЕ №3 (слайд №17)

Задание: Запишите своё отчество и подчеркните первую букву.

Мы с вами миновали лесные ловушки, расставленные Буквоедом и добрались до реки. Нам предстоит переправиться на другой берег. Для этого нам необходимо построить плот из бревен.

Задание: Отыщите вторые половинки бревен на которых написаны клички животных. Но сначала послушаем стихотворение:

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли  Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали коровенку.

А ещё у них была

Собачонка Мурка.

- Что вас заставило улыбнуться? Что в стихотворении не так? Наведем порядок и тем самым построим плот (слайд № 18)

 - Почему мы клички животных тоже будем писать с большой буквы?

ОТКРЫТИЕ №4 (слайд № 19)

Пока шли по лесу и строили плот вы наверное устали, немножко отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд №20, презентация- активная ссылка)

Ну наконец мы с вами добрались до г.Буквинска.(слайд № 21) А вам интересно кто живет в этом городе?

ЗАГАДКИ:

  1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

  1. Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

  1. Она красива и мила,

А имя её от слова зола. (Золушка)

  1. Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино)

ОТКРЫТИЕ№5 (слайд № 22)

Задание: Запиши имена сказочных героев, сверху над словом поставь номер дома, в котором живет герой.

-Прочитайте названия улиц города Буквинска. (слайд № 23)С какой буквы они написаны? Почему?

ОТКРЫТИЕ №6 (слайд № 24)

  1. Закрепление нового материала:

Добрались до замка королевы Буквины и теперь ответим на главный вопрос: Почему её страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА?

- Какие слова мы называем именами собственными?

Королева Буквина приготовила для нас последнее испытание и от того как мы его выполним, зависит на каком виде транспорта мы отправимся домой.

Дифференцированная самостоятельная работа (3 уровня):

1 уровень (на карточках):

Каким предметам можно дать имя? Запиши его.

Город –

Ваза –

Мальчик –

Пёс –

Улица –

Река –

2 уровень:

Напиши имена собственные в следующем порядке:

Имя:

Фамилия:

Отчество:

Название города:

Название реки:

Имя сказочного героя:

3 уровень:

Подчеркни имена собственные:

Озеро, Сережа, Ока, город, Петров, Москва, Иванович, сорока, Буратино, доктор.

Молодцы, справились с заданием, получайте конвертики с изображением того вида транспорта на котором вы отправитесь домой .

Задание: Сложи разрезную картинку (самолет, поезд, машина, корабль).

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали в ходе нашего путешествия?

- Что запомнилось больше всего?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

Королева Буквина хочет вам подарить солнышко, чтобы оно вам напоминало о путешествии (метод эмоционально-цветовой аналогии – рефлексия).

Урок закончен. Можете идти отдыхать. (оценки)



Предварительный просмотр:

        

        



Предварительный просмотр:

1 и 4

слог

   3 слог

   2 слог

   5 слог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс

Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида...

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

конспект и презентация урока по письму и развитию речи 2 класс ГБОУ "Алексеевская общеобразовательная школа-интернат"

Конспект и презентация  урока письма и развития речи во 2 классе. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"....

Методическая разработка урока по письму и развитию речи в смешанном классе (2-3 классы) на тему «Названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?».

В ходе урока совершенствуются  знания детей по заявленной теме, развивается  умение оценивать результаты своей деятельности, создаются условия для формирования умений применять знания  ...

Методическая разработка урока по письму и развитию речи 2 класс Определение количества слогов в слове

Урок по письму и развитию речи для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Разработка открытого урока по письму и развитию речи в 7классе

Разработка открытого урока по письму и развитию речи в 7классе...

Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"

Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме....


 

Комментарии

Капустина Наталья Васильевна

Спасибо, Ольга Александровна! Мне ваш материал очень понравился. Вы не против, если я возьму этот ваш урок для коллеги?
Бронникова Ольга Александровна

Наталья Васильевна, спасибо за Ваш отзыв! Конечно не против, лишь - за! Успехов Вам!