Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Карась Елена Анатольевна

 

 

Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных». На уроке созданы соответствующие условия для возникновения у учащихся потребности говорить.  С помощью различных заданий школьники учатся связному высказыванию.

Данный урок могут использовать учителя начальных классов коррекционных школ, учителя дефектологи, студенты педагогических факультетов.

Тема: Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных.

Цель: Учить писать слова с мягким согласным звуком в конце слова;

Задачи:

*      Развивать фонематический слух, связную речь;

*      Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;

*      Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pismo_and_razvitie_rechi_3_klass.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи в 3 классе

специальной коррекционной школы VIII вида 3

по теме:

«Мягкий знак на конце слова

для обозначения мягкости согласных»

                                                                    Разработала:

                                                      учитель-олигофренопедагог

                                                Половинкина Елена Анатольевна

КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3

г. Комсомольск-на-Амуре

(слайд №1)

Тема: Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных.

Цели: Учить писать слова с мягким согласным звуком в конце слова;

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух, связную речь;
  2. Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
  3. Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Ход.

  1. Орг. момент.

- Ребята, поздоровайтесь с гостями.

- Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

(стук в дверь) На двери весит почтовый ящик, в него положили письмо.

- Ребята, по-моему, нам принесли письмо. Давайте его прочитаем.

На конверте надпись: (читает учитель)          

                                                Для кого:  Для учеников 3Б класса

                                                 От кого:   Снегурочки                    

- Учитель читает письмо:

«Уважаемые ученики, 3Б класса. У меня случилась беда. Я приготовила украшения для ёлочки к Новому году и положила их в мешок к Деду Морозу. А мешок прохудился, и все украшения выпали по дороге, пока Дедушка Мороз развозил подарки для ребят. Помогите собрать украшения в заснеженном лесу, а где искать, вам будут помогать мои верные друзья-зверята. Отгадайте про них загадки».

- Ну, что, ребята, поможем Снегурочке и Деду Морозу отыскать потерянные украшения для ёлочки? (Да).

- А найденные украшения будем вешать на нашу ёлочку и потом подарим нарядную ёлочку Деду Морозу и Снегурочке.

  1. Проверка домашнего задания.  Стр. 85 упр. 20(3)

- Отправляемся в путь на поиски ёлочных украшений. Давайте узнаем, кто первый нам поможет в поисках. Отгадайте загадку.

Загадка:    Маленький, беленький

                    По лесочку прыг-прыг,

                    По снежочку тык-тык.                       (Заяц)

 - Зайка подсказывает, что искать украшение нужно на парте.

- Давайте ответим на вопросы и попробуем найти украшение.

(Откройте домашние тетради)

- Что нужно было сделать? (Списать. Подчеркнуть мягкие согласные).

(слайд №2) - Прочитайте текст.

- Назовите слова, в которых вы подчеркнули мягкие согласные.

- Давайте проверим:

(слайд №3)  (Правильно, убирай, тряпкой, вытри, полей, цветы, подмети, сотри, с мебели).

- После, каких гласных букв пишутся мягкие согласные? (Е, Ё, И, Ю, Я)

- Проверьте себя.

(слайд №4) (Е, Ё, И, Ю, Я).

- Молодцы, ребята! А вот и первое украшение нашлось. 

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, давайте узнаем, кто дальше нам поможет в поисках. Отгадайте загадку.

Загадка:      Трав копытами касаясь,

                      Ходит по лесу красавец,

                      Ходит смело и легко,

                      Рога, раскинув широко.              (Лось)

- Лось предлагает посмотреть на экран.

(слайд №5)  - Назовите предметы.

- Прочитайте подписи под картинками.

Гусь                            Пень                             Снегирь                          Фасоль

- Чётко прочитайте выделенные согласные (сь, нь, рь, ль).

- Как они произносятся – твёрдо или мягко? (Эти согласные произносятся мягко.)

-  Какая буква обозначает мягкость согласных? (Буква Ь знак.)

(слайд №6) - Итак, ребята, во время поисков пропавших украшений для ёлочки мы будем  продолжать учиться писать слова с Ь знаком на конце слова.

- Ой, ребята, а вот и второе украшение для ёлочки.

  1. Минутка чистописания.

- Хорошо, ребята. Давайте узнаем кто же будет следующим для нас помощником. Отгадайте загадку.

Загадка:          У порога плачет,

                          Коготки прячет,

                          Тихо в комнату войдёт,

                          Замурлычет, запоёт.             (Котёнок)

- Котёнок предлагает поискать ёлочное украшение у доски. Давайте поработаем и найдём украшение.

(слайд №7) - Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки)

     Кусается сильно котёнок – глупыш,

     Он думает: это не палец, а мышь.  (Смена рук)

     Но я же играю с тобою, малыш,

     А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»              

- Сели ровно, взяли в руки ручки и записали число и классная работа.

- Прочитайте слова, записанные на доске:


                                                                                            (На доске написаны слова)



– Как вы понимаете эти слова?

  1. – Запишите эти слова себе в тетрадь.
  2. – Сделать звукобуквенный анализ слова кон. (Даша Ж. – у доски)

     Кон – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 3 б., 1 слог, кон.                    

     3) – Сделать звукобуквенный анализ слова конь. (Алина Б. – у доски)

Конь – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 4 б., 1 слог, конь.

   (слайд №8) Проверили.                 

  1. – Составьте предложение со словом конь.

Конь Воронок везёт сани.

         (слайд №9) - Запишите предложение в тетрадь. (Анар – у доски).

         - В слове конь подчеркните мягкую согласную вместе с Ь знаком двумя  

            чертами.

  - Начертите схему предложения.            

  - Ребята, посмотрите, мы нашли третье украшение.

  1. Физминутка для глаз.  «Маленькой ёлочке…»

- Ребята, вы, наверное, устали искать ёлочные украшения, давайте немного отдохнём сами и глазкам нашим дадим отдохнуть.

(слайд №10)

  1. Игра «Чем похожи и чем отличаются» (на развитие логического мышления, сходства и различия).

- Отдохнули, пора опять на поиски ёлочных украшений.

- Кто же дальше нам поможет в поисках украшений. Отгадайте загадку.

Загадка:          Ходит рыжий, пьёт из лужи,

                          Не боится лютой стужи.

                          Хвост лохматый, чёрный нос…

                          Кто же это?

                          Рыжий ….                  (Пёс)

- Пёс предлагает поискать ёлочные украшения в тетрадях или на экране.

     Задание:  - Сравните объекты между собой.

                     - Скажите, чем они похожи и чем отличаются?                  

     (слайд №11) Ель – Дуб,

     (слайд №12) Книга – Тетрадь,  

     (слайд №13) Конь – Корова,    

     (слайд №14) Дерево – Пень,  

     (слайд №15) Дождь – Снег.

    - Назовите, какие картинки мы сравнивали?

     (слайд №16)  - Выпишите слова, в которых есть мягкий знак на конце слова. (Саша, Влад, Вероника, Вадим –  запишут по 3 слова).            

     - Подчеркните мягкую согласную и мягкий знак двумя чертами.  

     (слайд №17) Проверьте себя  (Ель, тетрадь,  конь, пень, дождь).

    - Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.

    - Вот и четвёртое украшение нашлось.

  1. Физминутка. (на развитие внимания)

     Буквы висят на стенах класса (Н, Л, Р, П, С, М, Т, Н, Р, Л)

- Ребята, вы много трудились, долго искали ёлочные украшения, надо бы опять немного отдохнуть. А с кем отгадайте загадку. Отгадайте загадку.

Загадка:      Зверька узнаем мы с тобой

                      По двум таким приметам:

                      Он в шубке серенькой зимой,

                      А в рыжей шубке летом.                    (Белка)     

- Но чтобы не скучно было отдыхать, поиграем в игру, которая называется «Найди букву».

Задание: - Ребята, метель унесла из слов мягкие согласные, отделила их от (Ь) знака. Загрустили слова – теперь они ничего не обозначают. Помогите им, верните согласные на место.

(слайд №18) - Белочка просит вас взять по одной картинке, и найти убежавшие мягкие согласные. (Картинки: пе.ь, гу.ь, две.ь, ру.ь, се.ь, пя.ь, це.ь, фасо.ь, ко.ь, снеги.ь).             

(Образец ответа: В слове пень мягкий согласный пь).  и тд.

(слайд №19) Проверка (Картинки: пень, гусь, дверь, руль, семь, пять, цепь, фасоль, конь, снегирь).

- Молодцы, ребята! А вот и пятое ёлочное украшение.

  1. Работа с учебником. Стр. 88 упр. 2

- Отдохнули, поиграли, пора и дальше в путь дорожку.

- Кто же дальше нам поможет? Отгадайте загадку.

Загадка:             Добродушен, деловит,

                             Весь иголками покрыт…

                             Слышишь топот шустрых ножек?

                             Это наш приятель…                                        (Ёжик)

- Ёжик предлагает поработать с учебником и поискать украшение там.

(слайд №20)

  1. – Прочитайте слова. Чётко произнесите согласный на конце.

(Журнал, корень, зверь, карман, метель, сахар, семь, костюм, коготь, солдат).

  1. – Сначала выпишите слова с твёрдым согласным на конце, а затем – с мягким согласным. (Саша, Влад, Вадим, Вероника -  выписывают слова только с мягкими согласными).      
  2. – Давайте проверим. (слайд №21)
  3. – Подчеркните мягкую согласную и Ь знак двумя чертами.

      Карточка для инд. работы (сильным учащимся). 

      - Выпиши в один столбик слова, у которых согласные на конце произносятся  

        мягко, а во второй столбик слова, у которых произносятся твёрдо.

      (Слон, рысь, лось, олень, зубр, медведь, волк, конь).

     Карточка для инд. работы (слабым учащимся).

     - Спиши предложение.

     (Олень, лось, конь – животные).          

     - Молодцы, ребята! Нашлось и шестое ёлочное украшение.

  1. Игра «Запомни зверюшек». (На развитие зрительной памяти).

- А теперь, ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Запомни зверюшек».

- Кто будет самым внимательным, тот и сумеет найти оставшиеся ёлочные украшения.

(слайд №22) - Назовите, кто нарисован?

- Запомните всех. (Даётся 1 минута)

- Назовите тех, кто был нарисован.

(слайд №22) – Проверьте себя. (Петух, кот, конь, заяц, медведь, гусь, собака, ёж).

- Назовите домашних животных.

(слайд №23)  - Проверьте себя. (Петух, кот, гусь, собака, конь).

- Назовите диких животных.

(слайд №24) – Проверьте себя. (Заяц, медведь, ёж).

(слайд №25) - В названиях, каких животных есть мягкий знак на конце слова?

 (слайд №26) – Проверьте себя. (Медведь, гусь, конь).

- Молодцы, ребята! Вы нашли все потерянные ёлочные украшения. Мы передадим их вместе с ёлочкой Деду Морозу и Снегурочке.

  1.   (слайд №27) Итог урока: - Чему учились на уроке? (Учились писать мягкий (Ь) знак на конце слова).

- Что понравилось на уроке?

11. Релаксация: - Выберите смайлик с настроением и прикрепите его к обложке вашей тетради. А я посмотрю, какое настроение было у каждого из вас.

- Оценки учащимся за урок с пояснением.

  1. (слайд №28) Домашнее задание. 

Стр. 88 упр. 3(  )     1 – Саша, Влад, Вадим;  2 – Катя, Вероника;  3  – Даша, Анжела, Алина, Илья, Аня, Анар.

Список используемых источников:

  1. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н.Истратова.  – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349, [1] с.- (Психологический практикум).
  2. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 576с. – (Сердце отдаю детям)
  3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208с.: ил.
  4. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144с.: ил. – (Серия «Мой первый учебник»)
  5. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук/Ольга Новиковская. – изд.3-е, доп.- М.:АСТ; СПб: Сова, 2007.-235, [5]с.:ил.
  6. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 48 с.:ил.
  7. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.

Интернет-ресурсы:

http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/CT010142756.aspx?av=ZPP

http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1047

http://www.nsportal.ru/user/20375/page/metodicheskaya-kopilka

http://www.nsportal.ru/taxonomy/term/1435/primenenie-zdoroverazvivayushchey-tehnologii-dmn-bazarnogo-vf-obuchenie-i

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=96865

http://festival.1september.ru/articles/506363/

http://www.google.ru/search?sourceid=chrome&ie=UTF-

http://pedsovet.su/load/321-6-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...

"Ударные гласные" урок по письму и развитию речи в коррекционной школе восьмого 8 вида 3 класс

Детям трудно бывает поставить ударение в слова. Помогут предметы, с помощью которых можно определить место ударения вв словах....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"

разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1  классе на тему " Буква Ь в конце слова "...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе  (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Ег...