Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных». На уроке созданы соответствующие условия для возникновения у учащихся потребности говорить. С помощью различных заданий школьники учатся связному высказыванию.
Данный урок могут использовать учителя начальных классов коррекционных школ, учителя дефектологи, студенты педагогических факультетов.
Тема: Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных.
Цель: Учить писать слова с мягким согласным звуком в конце слова;
Задачи:
Развивать фонематический слух, связную речь;
Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_and_razvitie_rechi_3_klass.zip | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма и развития речи в 3 классе
специальной коррекционной школы VIII вида 3
по теме:
«Мягкий знак на конце слова
для обозначения мягкости согласных»
Разработала:
учитель-олигофренопедагог
Половинкина Елена Анатольевна
КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3
г. Комсомольск-на-Амуре
(слайд №1)
Тема: Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных.
Цели: Учить писать слова с мягким согласным звуком в конце слова;
Задачи:
- Развивать фонематический слух, связную речь;
- Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
- Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Ход.
- Орг. момент.
- Ребята, поздоровайтесь с гостями.
- Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
(стук в дверь) На двери весит почтовый ящик, в него положили письмо.
- Ребята, по-моему, нам принесли письмо. Давайте его прочитаем.
На конверте надпись: (читает учитель)
Для кого: Для учеников 3Б класса
От кого: Снегурочки
- Учитель читает письмо:
«Уважаемые ученики, 3Б класса. У меня случилась беда. Я приготовила украшения для ёлочки к Новому году и положила их в мешок к Деду Морозу. А мешок прохудился, и все украшения выпали по дороге, пока Дедушка Мороз развозил подарки для ребят. Помогите собрать украшения в заснеженном лесу, а где искать, вам будут помогать мои верные друзья-зверята. Отгадайте про них загадки».
- Ну, что, ребята, поможем Снегурочке и Деду Морозу отыскать потерянные украшения для ёлочки? (Да).
- А найденные украшения будем вешать на нашу ёлочку и потом подарим нарядную ёлочку Деду Морозу и Снегурочке.
- Проверка домашнего задания. Стр. 85 упр. 20(3)
- Отправляемся в путь на поиски ёлочных украшений. Давайте узнаем, кто первый нам поможет в поисках. Отгадайте загадку.
Загадка: Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
- Зайка подсказывает, что искать украшение нужно на парте.
- Давайте ответим на вопросы и попробуем найти украшение.
(Откройте домашние тетради)
- Что нужно было сделать? (Списать. Подчеркнуть мягкие согласные).
(слайд №2) - Прочитайте текст.
- Назовите слова, в которых вы подчеркнули мягкие согласные.
- Давайте проверим:
(слайд №3) (Правильно, убирай, тряпкой, вытри, полей, цветы, подмети, сотри, с мебели).
- После, каких гласных букв пишутся мягкие согласные? (Е, Ё, И, Ю, Я)
- Проверьте себя.
(слайд №4) (Е, Ё, И, Ю, Я).
- Молодцы, ребята! А вот и первое украшение нашлось.
- Сообщение темы урока.
- Ребята, давайте узнаем, кто дальше нам поможет в поисках. Отгадайте загадку.
Загадка: Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось)
- Лось предлагает посмотреть на экран.
(слайд №5) - Назовите предметы.
- Прочитайте подписи под картинками.
Гусь Пень Снегирь Фасоль
- Чётко прочитайте выделенные согласные (сь, нь, рь, ль).
- Как они произносятся – твёрдо или мягко? (Эти согласные произносятся мягко.)
- Какая буква обозначает мягкость согласных? (Буква Ь знак.)
(слайд №6) - Итак, ребята, во время поисков пропавших украшений для ёлочки мы будем продолжать учиться писать слова с Ь знаком на конце слова.
- Ой, ребята, а вот и второе украшение для ёлочки.
- Минутка чистописания.
- Хорошо, ребята. Давайте узнаем кто же будет следующим для нас помощником. Отгадайте загадку.
Загадка: У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Котёнок)
- Котёнок предлагает поискать ёлочное украшение у доски. Давайте поработаем и найдём украшение.
(слайд №7) - Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Сели ровно, взяли в руки ручки и записали число и классная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
(На доске написаны слова)
– Как вы понимаете эти слова?
- – Запишите эти слова себе в тетрадь.
- – Сделать звукобуквенный анализ слова кон. (Даша Ж. – у доски)
Кон – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 3 б., 1 слог, кон.
3) – Сделать звукобуквенный анализ слова конь. (Алина Б. – у доски)
Конь – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 4 б., 1 слог, конь.
(слайд №8) Проверили.
- – Составьте предложение со словом конь.
Конь Воронок везёт сани.
(слайд №9) - Запишите предложение в тетрадь. (Анар – у доски).
- В слове конь подчеркните мягкую согласную вместе с Ь знаком двумя
чертами.
- Начертите схему предложения.
- Ребята, посмотрите, мы нашли третье украшение.
- Физминутка для глаз. «Маленькой ёлочке…»
- Ребята, вы, наверное, устали искать ёлочные украшения, давайте немного отдохнём сами и глазкам нашим дадим отдохнуть.
(слайд №10)
- Игра «Чем похожи и чем отличаются» (на развитие логического мышления, сходства и различия).
- Отдохнули, пора опять на поиски ёлочных украшений.
- Кто же дальше нам поможет в поисках украшений. Отгадайте загадку.
Загадка: Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий …. (Пёс)
- Пёс предлагает поискать ёлочные украшения в тетрадях или на экране.
Задание: - Сравните объекты между собой.
- Скажите, чем они похожи и чем отличаются?
(слайд №11) Ель – Дуб,
(слайд №12) Книга – Тетрадь,
(слайд №13) Конь – Корова,
(слайд №14) Дерево – Пень,
(слайд №15) Дождь – Снег.
- Назовите, какие картинки мы сравнивали?
(слайд №16) - Выпишите слова, в которых есть мягкий знак на конце слова. (Саша, Влад, Вероника, Вадим – запишут по 3 слова).
- Подчеркните мягкую согласную и мягкий знак двумя чертами.
(слайд №17) Проверьте себя (Ель, тетрадь, конь, пень, дождь).
- Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.
- Вот и четвёртое украшение нашлось.
- Физминутка. (на развитие внимания)
Буквы висят на стенах класса (Н, Л, Р, П, С, М, Т, Н, Р, Л)
- Ребята, вы много трудились, долго искали ёлочные украшения, надо бы опять немного отдохнуть. А с кем отгадайте загадку. Отгадайте загадку.
Загадка: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
- Но чтобы не скучно было отдыхать, поиграем в игру, которая называется «Найди букву».
Задание: - Ребята, метель унесла из слов мягкие согласные, отделила их от (Ь) знака. Загрустили слова – теперь они ничего не обозначают. Помогите им, верните согласные на место.
(слайд №18) - Белочка просит вас взять по одной картинке, и найти убежавшие мягкие согласные. (Картинки: пе.ь, гу.ь, две.ь, ру.ь, се.ь, пя.ь, це.ь, фасо.ь, ко.ь, снеги.ь).
(Образец ответа: В слове пень мягкий согласный пь). и тд.
(слайд №19) Проверка (Картинки: пень, гусь, дверь, руль, семь, пять, цепь, фасоль, конь, снегирь).
- Молодцы, ребята! А вот и пятое ёлочное украшение.
- Работа с учебником. Стр. 88 упр. 2
- Отдохнули, поиграли, пора и дальше в путь дорожку.
- Кто же дальше нам поможет? Отгадайте загадку.
Загадка: Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (Ёжик)
- Ёжик предлагает поработать с учебником и поискать украшение там.
(слайд №20)
- – Прочитайте слова. Чётко произнесите согласный на конце.
(Журнал, корень, зверь, карман, метель, сахар, семь, костюм, коготь, солдат).
- – Сначала выпишите слова с твёрдым согласным на конце, а затем – с мягким согласным. (Саша, Влад, Вадим, Вероника - выписывают слова только с мягкими согласными).
- – Давайте проверим. (слайд №21)
- – Подчеркните мягкую согласную и Ь знак двумя чертами.
Карточка для инд. работы (сильным учащимся).
- Выпиши в один столбик слова, у которых согласные на конце произносятся
мягко, а во второй столбик слова, у которых произносятся твёрдо.
(Слон, рысь, лось, олень, зубр, медведь, волк, конь).
Карточка для инд. работы (слабым учащимся).
- Спиши предложение.
(Олень, лось, конь – животные).
- Молодцы, ребята! Нашлось и шестое ёлочное украшение.
- Игра «Запомни зверюшек». (На развитие зрительной памяти).
- А теперь, ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Запомни зверюшек».
- Кто будет самым внимательным, тот и сумеет найти оставшиеся ёлочные украшения.
(слайд №22) - Назовите, кто нарисован?
- Запомните всех. (Даётся 1 минута)
- Назовите тех, кто был нарисован.
(слайд №22) – Проверьте себя. (Петух, кот, конь, заяц, медведь, гусь, собака, ёж).
- Назовите домашних животных.
(слайд №23) - Проверьте себя. (Петух, кот, гусь, собака, конь).
- Назовите диких животных.
(слайд №24) – Проверьте себя. (Заяц, медведь, ёж).
(слайд №25) - В названиях, каких животных есть мягкий знак на конце слова?
(слайд №26) – Проверьте себя. (Медведь, гусь, конь).
- Молодцы, ребята! Вы нашли все потерянные ёлочные украшения. Мы передадим их вместе с ёлочкой Деду Морозу и Снегурочке.
- (слайд №27) Итог урока: - Чему учились на уроке? (Учились писать мягкий (Ь) знак на конце слова).
- Что понравилось на уроке?
11. Релаксация: - Выберите смайлик с настроением и прикрепите его к обложке вашей тетради. А я посмотрю, какое настроение было у каждого из вас.
- Оценки учащимся за урок с пояснением.
- (слайд №28) Домашнее задание.
Стр. 88 упр. 3( ) 1 – Саша, Влад, Вадим; 2 – Катя, Вероника; 3 – Даша, Анжела, Алина, Илья, Аня, Анар.
Список используемых источников:
- Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н.Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349, [1] с.- (Психологический практикум).
- Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 576с. – (Сердце отдаю детям)
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208с.: ил.
- Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144с.: ил. – (Серия «Мой первый учебник»)
- Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук/Ольга Новиковская. – изд.3-е, доп.- М.:АСТ; СПб: Сова, 2007.-235, [5]с.:ил.
- Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 48 с.:ил.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
Интернет-ресурсы:
http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/CT010142756.aspx?av=ZPP
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1047
http://www.nsportal.ru/user/20375/page/metodicheskaya-kopilka
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=96865
http://festival.1september.ru/articles/506363/
http://www.google.ru/search?sourceid=chrome&ie=UTF-
http://pedsovet.su/load/321-6-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаева....
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...
Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...
"Ударные гласные" урок по письму и развитию речи в коррекционной школе восьмого 8 вида 3 класс
Детям трудно бывает поставить ударение в слова. Помогут предметы, с помощью которых можно определить место ударения вв словах....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"
разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе на тему " Буква Ь в конце слова "...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Ег...