Имена собственные. Обобщение
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Буркина Людмила Владимировна

Урок-обобщение знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. УМК "Школа России" (2 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_rukovodstvo_k_uroku.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое руководство к уроку

Тема: Имена собственные. Обобщение.

Класс: 2

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях.

Ход урока

  1. Орг. момент.

А ну-ка, дети, встаньте все!

Готов к работе 2 «Б»?

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Тихо сели девочки.

Тихо сели мальчики.

  1. Минутки каллиграфии
  2. Постановка учебной задачи.

Сегодня у нас в гостях один из любимых героев детских книг.  Чтобы узнать, как его зовут, отгадайте загадку.

Все мы с детства любим книжки 
Про забавных коротышек 
Он, конечно, самый главный 
Озорник-шалун забавный. 
Он в огромной синей шляпе 
Неумеха и растяпа. 

Слайд 1. Узнали? Кто это? Слайд 2.Из какого литературного произведения он к нам пришёл? Кто автор?

Слайд 3. Незнайка со своим другом Знайкой приготовили для вас стихотворение. Давайте его прочитаем и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Слайд 4. Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

-Кто догадался, какова же тема сегодняшнего урока? Слайд 5. 

Слайд 6. -Что будем повторять?

-В чём будем упражняться?

Сегодня на уроке мы подведём итог тому, что же пишется с большой буквы и почему.

Слайд 7.

Наш друг Незнайка приглашает нас в Цветочный город, чтобы мы поближе познакомились с его жителями.  А отправимся мы с вами (гиперссылка) вот на таком паровозике. Итак, по вагонам.

IV. Работа по теме:

  1. Работа по развитию речи.

Слайд 8. Прибыли. Нас встречает Незнайка.  Почему город так называется? Подумайте в своих группах, а какие орфограммы увидели в этом названии?

- Придумайте предложение с названием этого города.  (Запись в тетрадях)

2. Работа с учебником.

Слайд 9. 

- А мы с вами прибыли на первую улицу Цветочного города под названием улица Колокольчиков. Почему она так называется? Какие орфограммы слышите в этом слове?

- Посмотрите, нас встречают Незнайкины друзья, коротышки Авоська и Небоська, которые пытаются выполнить задание упражнения 34 учебников. Давайте им поможем.

- Что указано на первом конверте? На втором?

Почто́вый и́ндекс — последовательность букв или цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения сортировки корреспонденции, в том числе автоматической.

- Как вы думаете, получит ли письмо дедушка Иван Иванович? Почему?

- Чтобы ещё раз объяснить нашим друзьям орфограмму имена собственные, выполним упр. 35.  Что ещё можете сказать об этих словах?

3. Словарная работа. 

Слайд 10.

- Незнайка предлагает вам вспомнить ещё несколько словарных слов и помочь ему разгадать ребусы. Работаем в группах.

Слайд 11. Ребусы: деревня, город, собака.

- Запишите слова в столбик. Рядом с каждым словом подпишите подходящее по смыслу имя собственное.

Слайд 12. Ну что ж, отправляемся на следующую улицу, бульвар Васильков. Почему она так называется? Какие орфограммы есть в её названии.

Бульвар это прогулочная дорога между рядами посаженных деревьев, ритм которых оживляют цветники, небольшие водоемы, фонтаны, скульптура.

- Посмотрите, кто нас здесь встречает? Это доктор Пилюлькин. Какая орфограмма есть в его имени? Как вы думаете, зачем он к нам пришёл?

Слайд 13. Физкультминутка.

Слайд 14.

Идем дальше и попадаем в парк Одуванчиков. Почему так называется? Какие орфограммы в этом слове? Нас встречает художник Тюбик. Посмотрите, какие чудесные картины он нарисовал для нас к упражнению 36. Давайте посмотрим на подписи к картинкам. Что заметили? Почему одно слово написано с большой буквы, а другое  с маленькой? Какой частью речи являются все эти слова. На какие две группы вы бы их разделили?

 Тигр - река в Турции и Ираке (Азия).    Орёл-город в 368 км от Москвы.

Выборочное списывание.

- Спишите предложения, в которых эти имена существительные являются именами собственными. Подчеркните большую букву.

Слайд 15. Аллея Ромашек. Музыкант Гусля. (Работа проводится аналогично).

-Гусля тоже пришёл не с  пустыми руками. Посмотрите, он играет на трубе. Я открою вам небольшой секрет: эта труба не простая, а волшебная. Если через неё пропустить любое слово, можно узнать, как оно пишется. Попробуем. Посмотрите, у вас есть карточки с такими словами (Слайд 16). Буквы в словах спорят между собой, вставьте нужную букву, а потом вместе проверим.

Слайд 17. Мы хорошо поработали, пришла пора отправляться домой. По вагонам.

Слайд 18. Нас ждёт домашнее задание. Упр. 38, стр. 21.

-Оцените свою работу на уроке с помощью оценочной линеечки в тетрадях.

III. Итог. Слайд 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....

" Имена собственные и нарицательные.Обобщение".

Конспект урока разработан согласно требованиям ФГОС НОО. Цель данного урока :создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой учебно...

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...