" Имена собственные и нарицательные.Обобщение".
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока разработан согласно требованиям ФГОС НОО. Цель данного урока :создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока " Имена собственные и нарицательные.Обобщение" 3 класс | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Имена собственные и нарицательные. Обобщение.»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний
Задачи урока:
Обучающие: способствовать закреплению знаний о правописании большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, названиях городов; развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;
Развивающие:
- формировать умения логически рассуждать, выделять главное;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
Воспитательные:
- совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, приобщать детей к ЗОЖ.
Метапредметные:
Личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Методы обучения: продуктивный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в группе, работа в парах.
Средства обучения: карточки, презентация
Ход урока.
1.Орг. момент.
Цель: включение в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
-Здравствуйте, ребята! Добрый день, коллеги! Здравствуй, урок!
-Где ты рождаешься урок? В классной комнате? Но ты не можешь жить там один , ты ведь не можешь существовать без меня. Я тебя обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце.
Но ты не можешь существовать и без моих учеников, ты несешь свет в их души! Урок ты солнце. А солнце согревает нас своим теплом.
-Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок.( дети показываются карточки- сигналы настроения)
- Настроение у всех хорошее – значит, у нас с вами все получится!
2. Чистописание.
Чтоб красиво нам писать,
Нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика.
Медвежонок в гости шёл.
К рыжей белке он зашёл.
А на озере ,в лесу,
Заходил в нору к ежу.
Даже к комаришке
Заходил наш мишка.
- Запишите в тетради число, слова « Классная работа». При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединения букв, следите за наклоном.
На доске: Ш ш Шш ш Ш ш
- Какую букву сегодня на уроке мы будем писать? (Шш- ша)
-Какой звук обозначает буква «Ш» (ша)? (ш-ш-ш)
-Что вы можете сказать о этом звуке?? ( согласный, шипящий, глухой, парный, всегда твердый ).
-Прочитайте предложение , объясните написание одинаково звучащих слов .
- В чем отличие этих существительных?
-Как их необходимо написать?
Наш шарик поймал воздушный шарик.
- Какая орфограмма встречается в нём? (большая буква в именах собственных).
-Спишите предложение правильно, подчеркните орфограмму.
-Найдите в этом предложении грамматическую основу. Что мы называем грамматической основой? (подлежащее и сказуемое).
-Грамматическая основа: Шарик поймал.
3.Актуализация опорных знаний.
Цель: организовать выполнение учащимися пробного учебного затруднения
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
-Отгадайте загадку.
Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.
(имя существительное)
- Что такое имя существительное?
- Что называет имя существительное?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Какие бывают имена существительные?
4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цели :
-выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла в одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят записать в тетрадь существительное СЕРЁЖКА. Ира записала это слово так – серёжка(запись на доске), а Саша так – Серёжка (запись на доске).
- Как вы думаете, кто прав: Ира или Саша? Докажите.
(обобщая ответы детей, учитель подводит к выводу, что правы оба ученика)
- Когда мы напишем слово СЕРЁЖКА с большой или заглавной буквы? (когда это имя мальчика, т.е. собственное имя существительное)
-Когда мы напишем это слово с маленькой или строчной буквы? (когда это украшение, продеваемое в мочку уха, т.е. нарицательное имя существительное).
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока русского языка?( отвечают дети)
- Мы уже несколько уроков изучаем собственные и нарицательные имена существительные. Сегодня мы обобщим всё, что знаем о собственных и нарицательных именах существительных, выполним много интересных заданий.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать взаимопроверку по эталону;
-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках, в учебнике.
Коммуникативные УУД: учиться работать в парах, группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
Работа в парах.
-Прочитайте стихотворение, записанное на листочке.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла (С, с)ерёжку Оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.
- Подумайте, какая буква в скобках лишняя. Зачеркните её. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Взаимопроверка.
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока русского языка?
( отвечают дети)
- Мы уже несколько уроков изучаем собственные и нарицательные имена существительные. Сегодня мы обобщим всё, что знаем о собственных и нарицательных именах существительных, выполним много интересных заданий.
-Давайте, вспомним, в каких словах пишется заглавная буква?
- Имена, отчества. фамилии;
- Имена сказочных героев;
- Географические названия;
- Клички животных;
- Названия произведений, журналов, картин, фильмов и спектаклей.
Работа в группах.
Распределите слова по этим группам.
1 группа выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества.
2 группа - имена сказочных героев.
3 группа - географические названия.
Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней
Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,
берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.
(Проверка каждого задания у доски, вычеркнуть лишние слова в каждом столбике).
- Внимательно ещё раз рассмотрите слова, которые вы выписали и скажите, какие слова не вошли не в одну из перечисленных групп? Почему? ( Это имена нарицательные).
6. Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
7.Самостоятельная работа учащихся. Проверка и корректировка.
- Спишите текст, исправляя ошибки.
Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. ( Дети читают по предложениям, указывая на ошибку, допущенную в нем, на экране появляется правильное написание слова).
8.Итоги урока.
Пришло время подвести итоги проделанной работы.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Котик Васька и Пушок;
Пёсик Шарик и Дружок;
Дети – Поля и Антон;
Дядя Коля, дед Семён;
Города- Рязань, Ковров;
Александров и Ростов;
Реки – Волга и Ока?
Скажешь всем наверняка!
-Что нужно помнить о написании имен собственных?
9. Рефлексия деятельности.
Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Оцените свою работу на уроке.
Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме.
-Вы сегодня хорошо поработали, пришла пора немного отдохнуть.
-Урок окончен. Всем спасибо.
Приложение.
КАРТОЧКА № 1.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла (С, с)ерёжку Оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.
---------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА № 1.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла (С, с)ерёжку Оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА № 1.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла (С, с)ерёжку Оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.
КАРТОЧКА №2.
Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Арзамас.
--------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА №2.
Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Арзамас.
КАРТОЧКА №2.
Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Арзамас.
КАРТОЧКА №3.
Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА №3.
Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА №3.
Речку назвали лось. За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы. У игоря есть собака жучка. У любы - кошка снежинка.
Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"
Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...
Имена собственные.
Используя иллюстрацию, придумать фамилии....
Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"
Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....
Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова. Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...
Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.
Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....
Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».
Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...