Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.
Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к животным.
Планируемые результаты:
Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД — умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 1 кл./ А.В.Полякова — М.: Просвещение, 2012.,рабочая тетрадь.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте. Садитесь.
Начнём урок с русской пословицы. Прочитайте её на экране.
Слайд 2
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
— Как вы её понимаете? Давайте разберём первую часть пословицы.
-Что даёт солнце миру?
(Солнце дает миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться, расти, жить. И знания помогают человеку развиваться, идти вперед. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать. Без знаний человек пропадет. Человек без знаний, как мир без света.)
— Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Чистописание
Чтобы узнать какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вам нужно найти на экране односложное слово, состоящее из трёх букв.
Этой буквой в слове обозначили мягкий согласный звук.
-Кто догадался, о какой букве идёт речь?
Охарактеризуйте звук, который мы обозначили на письме этой буквой.
[м']- согл., звонк., непарн., мягкий.
-Откройте тетради и запишите дату.
Слайд 4-5
-Обратите внимание на написание букв М,м.
Напишите, чередуя заглавную и строчную буквы М, м.
- Для записи соединений вам нужно найти три буквы.
Условием для поиска букв является игра «Третий лишний»
К М Т Я О У Ю Е И
-Какую закономерность мы можем составить, используя это соединение?
мяи яим имя
-Рассмотрите внимательно соединения. Что вы заметили?
-Найдите среди этих соединений слово. Подчеркните его.
Звукобуквенный разбор слова.
Имя - [им'а]-3 б., 3зв., 2гл., 1согл.
-Что оно обозначает? (Слайд 7)
Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «обучающийся»… Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому- то другому? (Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только данному животному.
-Как мы можем назвать слова называющие лично каждого из нас, являющиеся нашими собственными?
« Имена собственные » (Слайд 8)
-Кто догадался, какова тема нашего урока.
Сегодня на уроке мы должны узнать, какие слова относятся к именам собственным, научиться находить их в тексте, правильно записывать, отличать от других слов.
— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме.
(Если вам ничего не известно по теме «Имена собственные», то раскрасьте воздушный шарик синим цветом.
Если вы уже что-то знаете по этой теме – зелёным.
Если вы считаете, что всё знаете – красным.
V. Реализация построения проекта.
1.-Какие слова мы отнесём к именам собственным?
(Слайд 9)
Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. |
2.Сравнение с эталоном
-Откройте учебник на стр.40, прочитайте правило и сверьте его с нашим предположением.
(Слайд 10)
— Прочитайте предложения:
У меня есть шарик. У меня есть Шарик.
— Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?
— Существует правило
Имена, отчества, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. |
-Помогите автору исправить ошибки.
Работа в парах (Слайд 11)
кошка Жучка
собачонка Мурка
жеребенок Хохлатка
курица Буренка
корова Сивка.
Проверка. ( Слайд 12)
Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1. Обратимся к страницам истории.
-Вспомните, как наши предки называли своих детей.
Первого ребёнка в семье?
(Перва, Вторак, Третьяк; внешний вид: Черныш, Чернава, Мал;
поведение: Добр, Храбр, Смеяна, Умник)
-Что такое отчество?
(имя по отцу)
-Фамилия - это общее имя членов одной семьи.
Как раньше давали фамилии?
(по месту жительства (Рязанов,Владимирский, Донской),
по ремеслу (Кузнецов, Плотников, Столяров), по названию животных.
2.Словарная работа (Слайд 14-18)
Отгадайте загадки, образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока) Сорокин
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
(ворона) Воронин
Летом ходим без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь) Медведев
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(воробей) Воробьёв
Жёлтое брюшко -
Воробья подружка.
(синица) Синицына
-Какое слова среди них «лишнее»? Почему?
(Медведев)
Физкультминутка
Дети, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если вы услышите, что это имя собственное, то присядьте на корточки, если же это будет какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны.
Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, Шарик.
3.Имена собственные и другие слова. Их отличительные особенности.
Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте группы слов. Подумайте, какое задание нужно выполнить.
(выбрать нужные буквы и объяснить свой выбор) (Слайд 20)
(С, с)естрица (А, а)лёнушка, (У,у)ченик (И,и)ванов, (Д,д)октор (Б,б)орис (П,п)етрович, (К,к)ошка (М,м)урка, (Д,д)ядя (И,и)горь, (К,к)орова (Н,н)очка.
-Назовите имена собственные.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. ( Слайд 24)
— Выберите нужную букву в скобках.
Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.
Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.
Коля (А,а)рбузов купил шесть (А,а)рбузов.
Саша (С,с)кворцов покормил(С,с)кворцов.
- Проверьте правильность выполнения по эталону на экране.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа по учебнику (стр.42 упражнение 52) (Устно)
-Какие правила употребления большой буквы вы знаете?
2.Упражнение 53.
Выпишите слова, которые можно писать и с маленькой, и с большой буквы.
Лес, билет, книга, лошадь, море, поле.
IХ. Рефлексия.
1) САМООЦЕНКА (относительно теста)
— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме относительно теста.
(Если усвоили тему урока, трудностей не испытываете, то раскрасьте воздушный шарик красным цветом.
Если иногда испытываете трудности – зелёным.
По этой теме нужно ещё поработать – синим.
— Поднимите руку, у кого уровень знаний повысился. Молодцы. Поаплодируйте себе.
2) — Закончите фразы. ( Слайд 26)
Сегодня на уроке я:
— узнал… (Имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички.)
— смог…(Справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные.)
— могу похвалить себя и своих одноклассников…(Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)
Х. Итог урока
— Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 27)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no1.docx | 35.88 КБ |
prilozhenie_no2.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия столица
Москва река
Курск страна
Сейм посёлок
Тёткино город
Россия столица
Москва река
Курск страна
Сейм посёлок
Тёткино город
Россия столица
Москва река
Курск страна
Сейм посёлок
Тёткино город
Россия столица
Москва река
Курск страна
Сейм посёлок
Тёткино город
Шкала самооценки
по теме «Имена собственные»
обучающегося 1 класса
Галиченко Ильи
НАЧАЛО УРОКА | КОНЕЦ УРОКА |
|
Предварительный просмотр:
кошка Жучка
собачонка Мурка
жеребенок Хохлатка
курица Буренка
корова Сивка
кошка Жучка
собачонка Мурка
жеребенок Хохлатка
курица Буренка
корова Сивка
∙Улетел (О, о)рёл за город (О, о)рёл.
∙Вася (Р, р)ыбаков был у (Р, р)ыбаков.
∙ Коля (А, а)рбузов купил шесть (А, а)рбузов.
∙ Саша (С, с)кворцов покормил (С, с)кворцов.
∙Улетел (О, о)рёл за город (О, о)рёл.
∙Вася (Р, р)ыбаков был у (Р, р)ыбаков.
∙ Коля (А, а)рбузов купил шесть (А, а)рбузов.
∙ Саша (С, с)кворцов покормил (С, с)кворцов.
∙Улетел (О, о)рёл за город (О, о)рёл.
∙Вася (Р, р)ыбаков был у (Р, р)ыбаков.
∙ Коля (А, а)рбузов купил шесть (А, а)рбузов.
∙ Саша (С, с)кворцов покормил (С, с)кворцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 1 класс "Собственные имена"
Предметные задачи:- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...
Конспект урока русского языка в 1 классе . Тема "Собственные имена"
Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: "Имена собственные"...
Конспект урока русского языка " Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах" по программе " Планета знаний"
Развёрнутый конспект урока с презентацией...
Карточки по русскому языку . Нарицательные и собственные имена существительные
Карточки по русскому языку . Нарицательные и собственные имена существительные...
Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"
Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"....
Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Собственные имена существительные.
Тема урока: «Собственные имена существительные» Класс: 2»Б» УМК: Планета знаний. Цель урока: создание условий для формирования умения определять собственные имена существительные. Задачи у...