Планирование "Школа развития речи" (3 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Развитие речи учащихся начальных классов (внеклассная работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi3_klass.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «РЕЧЬ»
Кружок «ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» ( 3 класс)
Развитие речи учащихся начальных классов
(внеклассная работа)
2013-2014
Цели и задачи:
- Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.
- Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях.
- Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.
- Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.
- Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг.
Развивающий курс по развитию речевой культуры «В мире правильной речи»
Количество часов в неделю – 2 час
Общее количество часов за год – 68 часа
Цели внеклассной работы по развитию речевой культуры определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Объяснительная записка.
Особенность внеклассной работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также другими предметами курса начальной школы. Способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.
Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:
- получить дополнительные знания по темам;
- расширить общий кругозор;
- развить потребности в познании;
- обогатить сферу общения в классе;
Содержание дополнительного занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий
основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.
3 класс
Речь. Техника и выразительность речи
Речь.Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,точность,богатствао.Выразительность речи. Интонация: сила, темп,тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к квыразительному чтению произведения. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение дискутировать,использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Литература
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие (Юным умникам и умницам). 2 класс / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2012.
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8-9 лет : В 2 частях (Юным умникам и умницам) / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2013г
- Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.
- Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.: Просвещение,1990.
- Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.
- Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.
- Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
- Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.
- Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
- Стихи для развития речи. СПб. Издательский Дом “Литера” 2004.
- «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).
Планирование развивающего курса по развитию речи
3 класс
№ занятия
|
Тема | Количество часов |
1-2 | Многозначные слова. | 2 ч |
3-4 | Омонимы, омофоны и омоформы. | 2 ч |
5-6 | Фразеологизмы. | 2 ч |
7-8 | Сравнения. | 2 ч |
9-10 | Олицетворения. | 2 ч |
11-12 | Эпитеты. | 2 ч |
13-14 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 2 ч |
15-16 | Откуда приходят слова. | 2 ч |
17-18 | Этимология. | 2 ч |
19-20 | Как тебя зовут? | 2 ч |
21-22 | Как тебя зовут? | |
23-24 | Наши фамилии. | 2 ч |
25-26 | Топонимы. | 2 ч |
27-28 | Устаревшие слова. | 2 ч |
29-30 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 2 ч |
31-32 | Проверочная работа. | 2 ч |
33-34 | Типы текстов. | 2 ч |
35-36 | Тема текста. Опорные слова. | 2 ч |
37-38 | Связь предложений в тексте. | 2 ч |
39-40 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 ч |
41-42 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 ч |
43-44 | Параллельная связь предложений в тексте. | 2 ч |
45-46 | Сочинение по картине В.Е. Маяковского «Свидание». | 2 ч |
47-48 | Единый временной план текста. | 2 ч |
49-50 | Единый временной план текста. | 2 ч |
51-52 | План текста. | 2 ч |
53-54 | Стили речи. | 2 ч |
55-56 | Стили речи. | 2 ч |
57-58 | Культура общения. | 2 ч |
59-60 | Научный стиль. | 2 ч |
61-62 | Словари. | 2 ч |
63-64 | Проверь себя. | 2 ч |
65-66 | Повторение пройденного | 2 ч |
67-68 | Повторение пройденного | 2 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....