рабочая программа по русскому языку для 4 класса для УМК 21 век
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку для 4 класса для УМК 21 век " Знатоки русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zntoki_russkogoyazyka.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«МОУ гимназия № 15»
Советского р-на г. Волгограда
Утверждена методическим советом
Прот. № ___ от « » ______ 2013 г.
Директор Е.Ю.Ляпина
ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Программа дополнительного образования детей 10-11 лет
Срок реализации — 6 месяцев
Разработчик:
Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Волгоград – 2013
Пояснительная записка
Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения
Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и заставило обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе; знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Программа направлена на:
- активизацию творческих способностей учащихся;
- развитие грамотности устной и письменной речи;
- формирование культуры речи;
- формирование коммуникативных навыков в различных речевых ситуациях;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- овладение речевого этикета.
- Педагогическая целесообразность :
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Цели программы:
- развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
- воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
- совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. развитие исследовательской активности детей;
2. стимулирование у детей интереса к русскому языку
3. ознакомление с научной картиной мира;
4. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Отличительные особенности:
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10до11 лет. Дети 10-11 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания по исследовательской деятельности.
Сроки реализации: 6 месяцев
Формы занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, по времени занимают одинаковую часть.
Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, всего 17 часов.
Ожидаемые результаты:
Блок «Как устроен наш язык»
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
УУД:
Регулятивные ууд:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные ууд:
Общеучебные и логические ууд:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- систематизировать учебный материал,
- сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Владеть навыками рефлексивного анализа,
- Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
- Уметь переводить устную речь в письменную.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
- Темп письма 70-80 знаков в минуту.
- Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
- Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
- Самостоятельно работать с учебником,
- Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
- Систематизировать и классифицировать информацию,
- Использовать различные виды моделирования.
Блок «Развитие речи»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
- текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Как устроен наш язык»
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
- суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
Формы подведения итогов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме проверочного теста, участие в школьной олимпиаде, презентаций. В процессе просмотра работ-презентаций происходит обсуждение оригинальности замысла автором.
Учебный план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | « Из чего растут слова?» (Повторяем фонетику и словообразование. Повторяем словообразование и правописание частей слова: приставок и суффиксов.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | « Повторение- мать учения» (Вспоминаем изученные орфограммы) | 1 | 0,5 | 0.5 |
3 | « В мире звуков» ( Работа Ь в словах) | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | « Здравствуй, имя существительное!» (Грамматические признаки имени существительного) | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | « Самостоятельные части речи: Имя прилагательное» ( Грамматические признаки имени прилагательного) | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Самостоятельные части речи: Глагол» ( Правописание НЕ с глаголами) | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Самостоятельные части речи: Глагол» (Вид глагола, начальная форма глагола, личные формы глагола) | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Самостоятельные части речи: Глагол» (Лицо и число глаголов) | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Самостоятельные части речи: Работа Ь в глаголах» (Правописание -ться и -тся в глаголах.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Самостоятельные части речи: Глагол» (Изменение глаголов по временам.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | « Правописание глаголов». | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | « Самостоятельные части речи: Имя числительное» (Изменение имён числительных) | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | « Что такое словосочетание?» (Связь слов в предложении. Связь слов в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | « Наша речь : Простое предложение» (Разбор по членам предложения, синтаксический анализ) | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | « Наша речь: Предложение с однородными членами» (Знаки препинания при однородных членах предложения) | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | « Наша речь: Сложное предложение» (Знаки препинания в сложном предложении) | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Пишем текст- рассуждение: « Скоро каникулы!» (Типы текстов, орфограммы в словах) | 1 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО | 17 | 8,5 | 8,5 |
программа КУРСА ( 17 часов)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (10 часов)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (2 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (2 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.(1 час) Имя числительное: общее значение. (1 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (1 ч)
Словосочетание. (1 ч)
Сложное предложение. (1 ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)( 6 ч.)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи»(1 ч.)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Методическое обеспечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...