Имена собственные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sobstvennye.docx | 21.78 КБ |
imena_sobstvennye.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Развитие умения писать большую букву в именах собственных
Учитель: Аляева В.И.
2012 год
Тема: «Развитие умения писать большую букву в именах собственных».
Цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета "русский язык".
Задачи: 1. Формировать умения писать большую букву в именах собственных.
2. Создать условия для развития орфографических умений: видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами.
3. Способствовать воспитанию любви к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством, а значит, и познавать его.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, я хотела бы начать урок с пословицы:
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы ее понимаете?
(Мудрый – очень умный – из словаря)
- Вы правы, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. И сегодня наш урок даст частицу мудрости каждому из вас. А какую, вы скажете в конце урока сами.
2. Чистописание
Начнем урок с минутки чистописания
Фф Ии Оо
- Прочитайте буквы.
- Что вы о них можете сказать? (прописные, заглавные и строчные, гласные и согласные)
- Над чем мы сейчас будем работать?
- Какова будет цель каждого из вас?
(правильно и красиво написать)
- Не обижайте буквы, пишите красиво.
3. Интеллектуальная разминка
- Мы написали два варианта буквы: большую (заглавную) и маленькую (строчную). А для чего это нужно? Ведь и заглавная, и строчная буквы обозначают один и тот же звук.
Запишите слова, определите, что в них общего:
Великая русская река Волга
Страна, в которой мы живем Россия
Столица нашего государства Москва
Место, где мы родились и живем Родина
Синоним слова Родина Отечество
Как вы поняли, над чем нам предстоит работать сегодня на уроке?
- Почему они называются именами собственными? Обсудите в парах.
Показ детской презентации «Имена собственные»
Я задам вопросы, а ответы на них запишите в тетрадь
Город, который "летает"– _________________________
- Река, носящая имя девочки – _______________________
- Самое глубокое озеро в мире – _____________________
- Моря, носящие "цветные"названия – ___________________
- Самый большой океан – _________________________
- Океан, носящий название страны – _________________
- Какую цель вы поставите себе на урок исходя из этой темы?
- Я желаю вам достичь своих целей.
- Вам знакомо это правило?
- Расскажи своему соседу.
- Скажите вслух.
4. Словарная работа.
Игра "Убежали гласные".
Учитель:
-Из слов убежали гласные, догадайтесь, какие, и верните их на место.
м.льч.к
д.в.чк.
в.р.н.
.ч.н.к
с.б.к.
(Ученики хором читают слова орфографически с послоговым проговариванием: маль-чик, де-воч-ка, во-ро-на, у-че-ник, со-ба-ка, затем записывают их в столбик).
- Запишите во второй столбик имя мальчика Коля
- Уберите первую букву и получите имя девочки (Оля)
- Запишите имя вороны из передачи "Спокойной ночи, малыши" (Каркуша)
- Запишите фамилию ученика, если она образована от имени Пётр (Петров)
- Запишите кличку собаки, которая первой полетела в космос (Лайка)
- Подчеркните большую букву в именах собственных.
(Запись в тетрадях: мальчик Коля
девочка Оля
ворона Каркуша
ученик Петров
собака Лайка
4. Практическая работа
Работа по карточкам.
Возьмите карточки . Прочитайте задание.
Меня зовут ________________.
Моя фамилия ________________.
У меня есть друзья.
Их зовут ____________, _______________.
- Как написали имена и фамилии?
- Взаимопроверка.
- Почему ты считаешь их своими друзьями?
Какие пословицы о друзьях знаете?
Физминутка
Все наши друзья имеют имена. Имена бывают полными, краткими, уменьшительно-ласкательными. Если вы услышите краткое имя присядьте на корточки, ласкательное –погладьте себя по голове, полное – потянитесь за руками вверх.
Валерия, Никитка, Максим, Яночка, Аня, Анна, Дима, Ванечка, Ника, Вероника.
5. Угадайка
Ребята, нам прислали какие-то телеграммы. Угадайте, от кого они. Но сначала давайте подумаем, почему на уроке русского языка мы вспоминаем сказочных героев, у нас же не литературное чтение? (Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы).
Запишите имена героев, приславших телеграммы.
- «Лечу на шарике. Вижу ваш класс. Помогите! Падаю! Кто-то шарик подстрелил». (Винни Пух)
- «Приду к вам в гости. Принесу пирожков от мамы, если не встречу серого волка». (Красная Шапочка)
- «Нашел золотой ключик, но открыть ваш класс не могу». (Буратино)
- «Хотел бы к вам присоединиться, да не могу. Боюсь, вы будете плакать от моего витаминного запаха». (Чиполлино)
- Вспомните других сказочных героев и дополните запись.
6. Работа в парах «Лови ошибку».
- УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
- ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
- НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
- КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
- НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
6. Самостоятельная работа
Упр.160 стр.99
7. Подведение итогов урока
-Над какой темой работали на уроке?
Ёще раз давайте устно проработаем над этим правилом. (слайды)
- Почему они называются именами собственными?
-Вы достигли своих целей?
-Над чем предстоит работать?
-Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей?
-Кто испытывал затруднения? Какие именно?
-Что посоветуете ученику?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Какое упражнение выберешь для выполнения домашнего задания?
- Какую частицу мудрости дал вам этот урок?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый день жизни Прибавляет частицу мудрости Русская пословица
Русский язык Слово «собственный» происходит от старославянского « собьство » ,что означает «свое», « личное» , «себе принадлежащее » Во всех европейских языках и в большинстве языков мира, имеющих алфавит и различие между строчными и прописными буквами, имена собственные записываются с заглавной буквы.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ имена, отчества, фамилии людей клички животных названия городов, сёл, деревень названия рек, озер, морей названия звёзд, планет и др. И рина П етровна И льина корова Б урёнка город С аратов река У рал планета З емля
Город, который "летает"– ______________ Самая длинная в мире река – ____________ Река, носящая имя девочки – ___________ Самое глубокое озеро в мире – ______ Моря , носящие "цветные"названия – _____ Самый большой океан – ________________ Океан, носящий название страны – ______
Русский язык Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова « нарицати » – называть.
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы кресло светильник кошка
М.льч.к д.в.чк . в.р.н. .ч.н.к с.б.к. М а льч и к д е в о чк а в о р о на у ч е ник с о бака К оля О ля К аркуша П етров Л айка
Работа в парах «Лови ошибку» УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ . ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ . НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
Черном ч ерном На …. море часты бури и штормы. На Чёрном море часты бури и штормы .
Москве москве Летом я с родителями был в городе…. Летом я с родителями был в городе Москве.
Полкан полкан Мою любимую собаку зовут…. Мою любимую собаку зовут Полкан .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"
Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...
Имена собственные.
Используя иллюстрацию, придумать фамилии....
Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"
Модель доски: interwrite BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана-Гра...
Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"
Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....
Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова. Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...
Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.
Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....