Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Модель доски: interwrite Board
Аннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана-Граф, 2009.
Тема урока«Имена существительные собственные и нарицательные».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронный маркер
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXIвека) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки, обозначение столов цветными карточками (зеленая, желтая)
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивной доски с указкой.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 92.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая, в парах ; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена существительные», определение групп (собственные и нарицательные ) имен существительных.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска с электронным маркером;
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки, обозначение столов цветными карточками (зеленая, желтая)
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивной доской и электронным маркером.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз (авторская), гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах.
Ход урока
- Организационный момент
- Чистописание. Словарно-орфографическая работа (авторская).
ев ве
улица, герой, ужин
- Вчера все вместе провожали зиму, встречали весну. Праздновали Масленицу, а сегодня, посмотрите в окно, к нам снова вернулась зима (за окном снег, ветер, низкая температура воздуха, очень холодно на улице). Сразу в такую погоду вспоминаются строки из стих А. С. Пушкина «…Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет Волшебница-зима…»
- Найдите в строках стихотворения существительное 2 склонения, мужского рода. (север)
- Определи слабую позицию. Какими буквами можем обозначить [и]?
- Определите способ выбора буквы? (подобрать слово с ударной гласной, посмотреть в словарь).
Работа электронным маркером
Работа электронным маркером
Работа электронным маркером
III.Подведение к проблеме
Россия, Москва, государство, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, , музыкант, город, море
- Чем похожи слова? (все имена существительные)
- Почему? (отвечают на вопросы кто, что)
- Разделите на две группы. Почему? (имена собственные и имена нарицательные; одушевленные и неодушевленные).
- Как определили одушевленное имя существительное или неодушевленное? (постановка вопроса: кто?, что?)
- Как определили группу собственных имен существительных и нарицательных? (к собственным именам существительным относятся те существительные, которые единственны «котов много – это нарицательное, а вот мой кот Барсик – собственное имя существительное)
IV. Формулирование проблемы
- Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное?
V. Составление плана исследования
1. Выдвижение гипотезы решение проблемы (да, влияет. Все слова, - имена собственные отвечают на вопрос «кто?». Все имена нарицательные отвечают на вопрос «что?».
Нет, не влияет).
2. Выбор методов исследования
-Как и где можно проверить высказывания? (словарь, учитель, взрослые, Интернет)
3. План последовательности проведения исследования
- По какому плану работать, чтобы доказать свои высказывания?
План
А) прочитать слова;
Б) поставить вопрос к каждому слову;
В) определить собственное или нарицательное;
Г) Информация о собственных и нарицательных именах существительных. Вывод (влияет или нет).
- Группа, которая высказала положительное мнение (влияет) занимает желтый стол, группа, которая высказала отрицательное мнение (не влияет) занимает зеленый стол.
VI. Проведение исследования
- Сбор, обработка информации
Поиск информации в Интернете, словарях, у взрослых
- Анализ и обобщение полученных материалов
На столах карточки.
Задание. 1. Раздели на две группы (по плану): имена собственные и имена нарицательные. Почему?
государство, Россия, Москва, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, музыкант, город, море
Структурирование собранного материала, выделение главных идей и второстепенных, удаление информации, не относящейся к теме исследования.
- Подготовка отчета исследования
Постановка вопрос в «кто?, что?» не влияет на выбор группы собственное или нарицательное имя существительное, т. к. есть иена собственные (Волга, Моска и т. д), которые отвечают на вопрос «что?». И есть имена нарицательные (поэт, художник и др.), отвечающие на вопрос «кто?». (демонстрация материала).
В первом столбике (собственные) и во втором столбике (нарицательные) есть существительные, которые отвечают на вопросы «кто?, что?».
- Ответы двух групп одинаковые. Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы: собственные или нарицательные имена существительные?
- Не влияет.
Группа зеленого стола была права.
- Как же отличить имена собственные от нарицательных имен существительных? (пишутся с заглавной буквы, (на данный ответ учитель приводит пример предложений: Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. Старинные города Москва, Санкт-Петербург, Суздаль, Владимир, Смоленск, Новгород хранят память о прошлом.
- Найдите в данных предложениях слова, написанные с заглавной буквы.
- Являются ли слова «гирлянды, старинные» именами собственными? Почему? (гирлянд – много, старинные – имя прилагательное, поэтому вывод «начало предложения пишется с заглавной буквы и не всегда является собственными именами существительными.) рек много, а Волга одна, поэтому это собственное имя существительное, имя какого-либо предмета – это имя собственное ).
- С какой буквы пишем имена собственные? (с заглавной)
VII. Подведение итогов
1.Отчет исследования с демонстрационным материалом.
2. Обсуждение итогов завершенной работы
- Какое из названных нарицательных имен существительных может стать собственным, приведите пример? (На доске одно предложение. По её земле текут реи: Обь, Енисей, Волга. После высказываний детей, появляются следующие предложения. Планета Земля одна из самых маленьких планет солнечной системы. В 1961 году Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли.)
- Определим еще раз, что называется собственными и нарицательными именами существительными. Работа с правилом уч. с. 54
VIII. Физминутка для глаз
Работа с электронным маркером (смена слайда)
IX. Самостоятельная работа по карточкам
Карточка 1
Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число.
Чёрное – чёрное
Тихий – тихий
Карточка 2
Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число.
Орёл – орёл
Надежда – надежда
X. Физминутка
Называю собственные имена существительные – хлопок, нарицательное имя существительное – руки вверх
Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе
XI. Систематизация знаний
Чем похожи слова? (несклоняемые)
На доске слова: Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе
- Разделите на две группы. (собственные и нарицательные)
- Определите род собственных имен существительных.
Тбилиси, Миссисипи, Осло, Миссури
- Где найдем информацию?
Уч. с. 55 правило
XII. Рефлекия. Итог урока
- Какая часть речи делится на две группы: собственные и нарицательные? (имена существительные).
- Как определить группу собственных, нарицательных имен существительных? (единичны, неповторимы имена собственные; не единичные – нарицательные).
- Как определить род несклоняемых собственных имен существительных: Тбилиси, Осло, Миссисипи?
Имеет ли форму множественного числа собственные имена существительные? Выставка оценок с комментированием.
На доске. Д/з найти в словаре 7 несклоняемых собственных имен существительных и определить род, с. 55-56 правила наизусть.
Сачкова Лариса Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
презентация с триггерами...
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация содержит 13 слайдов....
Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...
Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...
Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс
Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...
Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые результатыПредметные:различать ...