Конспект урока по русскому языку "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку, УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_seminaru.doc | 64.5 КБ |
differentsirovannaya_rabota.docx | 13.64 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru_.ppt | 873.5 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень как общая часть родственных слов.
Цель: Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.
Задачи:
1. использовать нахождение корня в словах для решения познавательных; практических и коммуникативных умений;
2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления; 3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;
4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;
5. формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка.
Ресурсы: слайдовый материал, раздаточный материал, учебник «Русский язык», 2 класс
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход:
Этап учебной деятельности | Действия и задания учителя | Ученики 2 класса |
Возможные действия учащихся | ||
Организационный момент | -Прозвенел звонок, начался урок! Я желаю не лениться, а старательно трудиться! | Проверка рабочего места. Эмоциональный отклик. |
Мотивационный настрой (переход от эмоционального настроя к учебной деятельности) Чистописание Подготовительная работа
Проблемная ситуация
Определение темы и цели урока. Решение учебной/учебно-практической задачи Физкультминутка Применение открытого способа для решения учебно-практических задач Итоговый контроль и оценка Итоги - Рефлексия |
Слайд №1 Продолжи предложения: Сегодня на уроке:
- С какой целью каждый урок начинаем с чистописания? Повторяйте движения руки за мной. ли -Вспомните слова, которые начинаются с данного слога. Кто вспомнил два слова, поднимите руку. Назови их. Кто назовёт слово, которое никто не вспомнил? ле - Посмотрите, какие слова вспомнила я к данному слогу. лень, ленивый, лентяй, лента - Найдите лишнее слово. Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного. Ленивый – имя прилагательное. Лента – неродственное слово. - Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные? Слайд №2 родственные слова
близкие по смыслу общая часть корень - Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл) - Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет) Слайд №3 -А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК. - Что нужно сделать, как вы думаете? Составляется алгоритм: 1. Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть – корень. Моряк, морской, море - Какая тема урока? Чем будем сегодня заниматься? (находить корень) - Ребята, а кто из вас может напомнить нам алгоритм, как найти корень?
Слайд №4 По мере называния алгоритма открываются пункты. - Упражнения по развитию мышления. Даны три группы слов (на листочке каждой группе) Гора, горный, пригорок, гореть. Лес, лесной, лесенка, лесник. Вода, водяной, водитель, подводник. Задача: Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень(пользуясь алгоритмом) Проверка – использование документ-камеры (листок с выполненным заданием выводится на экран, ученик защищает свой ответ)
Встали, выпрямили спинки. И следите все за мной: Покачали головой. Руку правую подняли, Ею дружно помахали Опустили, поморгали, Руку левую подняли, Ею дружно помахали.
А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. А теперь давай, не садясь, поиграем с вами в такую игру - Если я называю родственные слова – вы хлопаете, нет - руки поднимаете вверх. Сахар –сахарница Коробка - коробок Лиса - лисёнок Учебник- книга Ручка – карандаш Голова- шапка Рука – ручной Варенье – варить
Работа на интерактивной доске (многопользовательский режим) – 2 человека Подберите однокоренные слова к слову РЫБА.
Кроссворд Образуйте группу слов, связанных со словом РЫБА. -небольшая мелкая рыба (рыбка) -рыбная ловля (рыбалка) -человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак) -ловить рыбу (рыбачить) По одному человеку выходят к доске, вписывают слова. Остальные ученики записывают в тетрадь. Прочитайте слова, сравните их, что в них имеется общего? Слайд №5 Закрепляющий контроль со всем классом. - Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.) Задание по выбору (карточка) Дифференцированная работа Ученики сами выбирают задание по силам. I уровень. Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень. Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр - II уровень. Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать. Проверка. Самопроверка. Поставить на полях соответствующий кружок. Слайд №6 Продолжи предложения: Сегодня на уроке:
Игра «Верю – не верю» - верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные? -верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? -верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются? -верите ли вы, что слова страница и страна родственные? -верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова? -верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание? | Определение вида деятельности. Повтор алгоритма учебной деятельности. Уточнение значимости учебной деятельности. Определение ранее изученного Определение границы незнания и знания Определение темы и содержания урока. Вопросы по теме, фиксация затруднений. Определение индивидуальной цели. Пробное планирование Работа в 3х группах, у каждой группы свое задание на листочке. Повторяют движения за учителем. Работают в паре. Отвечают на наводящие вопросы учителя, делают вывод, проверяют его по эталону. Самостоятельное выполнение задания, обращаясь с запросом о необходимой помощи к учителю или другому (в том числе более сильному ученику). Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью. Определяют уровень своего продвижения в достижении цели |
Предварительный просмотр:
Дифференцированная работа
Ученики сами выбирают задание по силам.
I уровень.
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень.
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -
II уровень.
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.
Гора, горный, пригорок, гореть
Лес, лесной, лесенка, лесник
Вода, водяной, водитель, подводник
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Класс: 2 «Б»
Учитель: Желанная Вера Валериевна
Тема: Корень как общая часть родственных слов.
Цель: Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.
Задачи:
1. использовать нахождение корня в словах для решения познавательных; практических и коммуникативных умений;
2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления;
3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;
4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;
5. формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка.
Ресурсы: слайдовый материал, раздаточный материал, учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, УМК «Перспектива», 2 класс
№ | Этапы урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку; Организация внимания | Настрой на активную, учебную деятельность; | Осознанное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать | Умение выделять нравственный аспект поведения | |
2 | Мотивационный настрой + Чистописание | Слайд №1 | Предлагает материал перехода от эмоционального настроя к учебной деятельности | Повторяют алгоритм учебной деятельности. Уточняют значимость учебной деятельности | Осознанное прочтение и выделение необходимой информации | Планирование путей достижения цели | ||
3 | Подготовительная работа | Слайд №2 | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового | Внимательно читают задание и условие выполнения; Применяют полученные ранее навыки | Осуществление выбора наиболее эффективного выполнения заданий | Выделение и осознание пройденного материала | Оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве | Самоопределение Самообразование |
4 | Проблемная ситуация + Определение темы | Слайд №3 | Представляет материал, побуждающий учащихся анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий | Выбирают основания и критерии действий; Определяют для себя границы знания и незнания; Определяют тему и содержание урока; | Адекватное оценивание правильности выполнения действий, внесение необходимых корректив | Организовывать учебное сотрудничество | Готовность к участию в активной деятельности; Определение индивидуальных целей; | |
5 | Решение учебно – практической задачи | Слайд №4 | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, к активному поиску поставленной проблемы; Выступает в роли тьютера для слабых учащихся | Работая в группах, обсуждают поставленную задачу, пути её решения, пробуют выработать алгоритм выполнения; | Объяснять процессы, выявленные в ходе работы; Формирование алгоритма верного выполнения задания | Планирование своей деятельности для выполнения поставленно | Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивности деятельности | Формирование устойчивого познавательного интереса |
6 | Физкультминутка | Музыкальный отрывок | Сменяет деятельность, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся | |||||
7 | Применение открытого способа для решения | Слайд №5 | Предлагает материал для применения нового знания, побуждает учащихся к самостоятельному выбору методов и средств достижения цели. | Оценивают проблему, возможность применения новых знаний, активно обсуждают способы решения проблемы | Установить причинно – следственные связи | Преодоление трудностей при достижении цели | Использование языковых средств для отображения своих мыслей | Ориентация в межличностных отношениях |
8 | Дифференцированная работа | Раздаточный материал на листочках | Обеспечение учащихся раздаточным материалом; Выступает в роли тьютера для слабых учащихся | Самостоятельное выполнение заданий, согласно выбранным уровням | Использование языковых средств для выполнения работы | |||
9 | Рефлексия | Слайд №6 | Предлагает вспомнить тему и цели урока, знание, полученное на уроке; Просит оценить свою деятельность и результат усвоения учебного материала на занятии | Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью; | Выделение главной мысли занятия, методов достижения поставленных целей | Оценивание трудностей | Контроль и самооценка | Нравственно – этическая ориентация |
10 | Итоги урока | Слайд №6 | Предлагает материал для закрепления знаний | Определяет уровень своего продвижения в достижении цели | Оценивание своего уровня усвоения материала | Контроль и самооценка | Нравственно – этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне". 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации....
Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...
Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией
Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"
В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...