Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.
Планируемые результаты
Предметные
знать: особенности согласных звуков;
уметь: выделять сильные и слабые позиции в словах;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект русского языка 2 класс | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Фронтальная форма работы -Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Юрьевна. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. -Присаживайтесь на свои места. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся на места. | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа
Наглядный: учебная презентация | 7мин | Фронтальная форма работы -Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлых уроках. Посмотрите на доску. Вы видите предложение, обсудите в паре и определите слабые позиции гласных букв. По реке плывут плоты. -Давайте вместе проверим, правильно ли вы отметили слабые и сильные позиции гласных букв В каких случаях гласные звуки находятся в сильной позиции? В каких случаях гласный находится в слабой позиции? В сильной? Откройте тетради, запишите число и в классе. Ребята, посмотрите, на экран. Прочитайте слова. Сделайте, так что бы эти слова обозначали не одно, а несколько. Запишите оба изменения каждого слова звуками друг под другом. -Из каждой пары изменений выпишите последние согласные звуки. -Одинаковы ли они в каждой паре? -В какой паре изменений согласные чередуются друг с другом? -Отметьте это чередование. Сравните позиции чередующихся согласных звуков в каждом изменении. -Одинаков ли у каждого их этих звуков «сосед» слева? А «сосед» справа? -Может ли вместо звука [д] в конце того же слова появиться какой-нибудь другой звук, кроме [ т ] ? -Чем отличаются друг от друга звуки [д] и [т] ? Подумайте, можно ли одну из позиций чередующихся звуков [д] и [т] считать сильной, а другую – слабой. -Так есть ли у этих согласных звуков сильная и слабая позиция? -Рядом со звуковыми записями изменений обоих слов сделайте буквенные. Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? Правильно, ребята, тема нашего урока «Сильная и слабая позиции согласного звука» Мы продолжаем с вами эту тему. Какие цели и задачи мы поставим на этот урок? | П_ р_ке пл_вут пл_ты. Гласный под ударением стоит в сильной позиции, а также звук [у] и буквы У и Ы. гласный без ударения под ударением Дрозд- крот [дрост] [крот ] [дразды][краты] [т][т] [д][т] Нет Во 2 паре Нет Звонкий глухой Можно Есть Дрост, крот Др_зды кр_ты Тема урока Слабая и сильная позиция согласного звука Познакомиться со слабой и сильной позицией согласного, научиться определять слабую и сильную позицию в словах | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: участвуют в учебном диалоге; К.:строят речевые высказывания |
III.Постановка учебной задачи Практический: работа с учебником Практический: работа с учебником | 7 мин | Ребята, сегодня на урок к нам пришли Маша и Алеша с вопросом. Они считают, что звонкий звук [д] чередуется со звуком [т]. А чередуются ли в этой позиции со своими глухими парами другие звонкие согласные? И сегодня мы с вами поможем ответить на это вопрос. Откройте учебник на стр.55 Найдите задание 2. Прочитайте 2 абзац в этом задании. Давайте выполним это задание на доске. Подчеркни последний согласный. Какой звук слышим? Во всех ли словах эти звуки одинаковые в обоих изменениях? А можно ли сказать, что в конце слова все звонкие согласные чередуются с глухими? А теперь давайте узнаем правильный ли мы сделали вывод, прочитаем, как дядюшка ага сказал. Правильно мы сделали. Ребята, нам предлагают рядом с этими словами, сделать буквенные записи. Давайте посмотрим на 1 слово. Будем ли мы там выполнять пропуск? Почему? | Слушают учителя Последний согласный б,п,в,ф,г,к,з,с Нет Да Читают правило Дубы Нет, в этом слове нет слабой позиции | П.: подведение под понятие К.: строят речевые высказывания. П.: анализируют объекты с выделением существенных признаков. |
IV. Открытие нового знания Практический: работа с учебником Словесный: беседа. Практический: работа с правилом | 10 м | Фронтальная форма работы. Давайте выполним упражнение 63 на с.65. Прочитайте задание. Давайте вернемся к упражнению 58 и прочитаем задание. Давайте выполним по образцу. Записываем в строчку. Записываем сначала транскрипцию. Транскрипцию записываем с маленькой буквы. | Выходят и записывают слов. | П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К.: строят речевые высказывания. |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: анализ упражнения | 5м | Фронтальная форма работы А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции? Сделайте звуковые записи этих слов и рядом буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций. Проверяем. - Почему звук [ т ] не обозначили буквой? | [ крот ] – кро _ [ м’от ] – ме_ | К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П.: анализируют объекты с выделением существенных признаков |
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: выполнение упражнения | 12 м | Индивидуальная форма работы. - Ребята вы получили карточки со словами которые даны в транскрипции, вам их нужно записать буквами, пропуская орфограммы слабых позиций. Выполняйте. Давайте проверим. поменяйтесь листочками. Ответ вы видите на доске. Придумайте 10 слов со слабой позицией согласного в абсолютном конце слова | Списывают слова, пропускают орфограммы Проверяют Придумывают слова | П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П.: осмысленное чтение задания ,синтез П.: осмысленное чтение задания ,синтез |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа Словесный:ответы на вопросы. | 3 м | Фронтальная форма работа -Ребята, назовите парные согласные? Что значит сильная позиция согласного? - А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить упражнение 64 | Д-т, б-п, в-ф… Открывают дневники и записывают домашнее задание. | П.: построение рассуждения; осуществление синтеза П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К.: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 м | -Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь этих целей? - Какие трудности возникли у вас на уроке? -Что вам удалось на сегодняшнем уроке? Вы молодцы, очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок, до свидания. | - Осуществляют анализ своей деятельности. | П.: построение речевого высказывания П.: осуществление синтеза Р.: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....
План-конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"
Урок для 1 класса....
Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....
Конспект урока "Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций" (Эльконин-Давыдов, 2 класс)
Цели деятельности учителя:Формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций....
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) в 1-Б классе по теме «Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу»
Пропись Илюхиной В.А....
Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм
Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения мягкости и твердости согласных на п...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...