Орфограммы слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова. (технологическая карта)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по русскому языку (формирование УДД) во 2 классе
Русский язык. Автор: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова
(система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)
Тема. Орфограммы слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова.
Цель урока. Может ли быть орфограммой буква на конце слов, обозначающая согласный звук по звонкости-глухости.
Задачи урока:
1.Образовательная:
- уметьобнаруживать орфограммы;
- формировать умения соотносить графический и фонетический образ слова;
- уметь определять, каким правилом регулируется написание;
- сконструировать способ проверки звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
2. Развивающая:
- осуществлять орфографический контроль и самоконтроль.
- развивать умение логически мыслить, делать выводы;
-развивать устную речь.
3. Воспитательная:
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения кодноклассникам в совместной работе
Тип урока. Постановка учебной задачи.
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний через создание ситуации успеха. 3.Физкультминутка (музыкальная) под песню «Улыбка 4.Создание учебной ситуации через « ловушку». 5.Решение учебной задачи. а) групповая работа. б) работа с учебником 5.Отработка способа написания. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия | 1.Создать эмоциональную атмосферу в классе. 1.Осуществлять орфографический контроль и самоконтроль при нахождении ошибок. 2.Определять, каким правилом регулируется написание. 1.Сформулировать вопрос темы урока и зафиксировать его на доске с помощью модели, наметить пути решения новой задачи. 1.Сконструировать способ проверки парных согласных на конце слова и правильно обозначать на письме буквами. 2. Принять новую форму записи модели, уметь «расшифровывать» ее. 1.Применение открытого способа. 2.Осуществление обратной связи для проверки овладения способом. 1.Проверить уровень умений учащихся по проверке и выбору парных согласных букв для обозначения ими на письме парных по звонкости-глухости звуков. Определение границ «знания и незнания». Самооценка. | У.И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому - активным будь! -Ребята, представьте, что к вам на ладошки спустилось солнышко, какое оно? -А давайте мы с ним немного поиграем. -Скажите, а у вас хорошее настроение? -Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком. -А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко — пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. У. - Ребята, чему вы учились на прошлом уроке? -Как вы узнаете, когда у гласного звука сильная позиция, а когда – слабая? - Как проверить слабую позицию гласного? -Покажите графическую схему проверки безударной гласной. -Почему это важно знать? Чтоб ошибок избегать, Зоркость будем развивать. Сейчас проверить сможешь сам Своё внимание к словам. Игра «Найди ошибки в работе Пети Вертушкина» У нины п-силился чюдесныйпушыстыйкатен-к. -Ребята, посчитайте, сколько ошибок допустил Петя?А теперь на пальчиках покажите их количество. Дети показывают разное количество ошибок. Прогнозирование. - Отметьте буквами Л.,Т.,С.(легко, трудно, сомневаюсь)на оценочной линейке. -Что делать?(предлагается работа в группе) Работа в группе. - Для выполнения орфографической задачи предлагаю работать по шагам: - прочитай и отметь орфограммы; 2 За-запиши в тетрадь, оставляя «окошки» на месте всех орфограмм; 3)Н--укажи буквы, которые спорили за обообозначение звука. 4)на - найди ошибки и исправь только там, где гдесможешь доказать; - какие умения ты применял(а), решая задачи письма - дай рекомендации Пете Вертушкину, чтобы он не допускал ошибок. 2) У.-Давайте сверимся со своим прогнозом. У кого результаты совпали? Кому было легко,трудно, сомневались. У.- Ребята, какие вы молодцы, какие вы у меня грамотные. А сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Создание проблемной ситуации через «ловушку». -Ребята, я вам предлагаю нарисовать [плот] -Что помогло вам выбрать ваш рисунок? - Докажите, что ваш выбор правильный. -Какие звуки различают слова? (пара по звонкости – глухости -Что вам удалось выяснить? Изменилась ли позиция согласного звука? -Какие звуки различают слова? (пара по звонкости – глухости). На какой же главный вопрос мы попытаемся сегодня ответить? И как показать наш вопрос с помощью схемы? ( Выход на тему и задачи урока) Все орфографические задачи фиксирую на доске. Показ слайда. У. -Перед вами слова, в которых пропущены буквы: гру. дру. арбу. эта. - Сумеете ли вы доказать, какую парную согласную нужно выбрать для написания? -Предлагаю работать в группе повыработке способа проверки парных согласных на конце слов по алгоритму: - определи, есть ли в слове слабая позиция парного согласного в конце слова? - понаблюдай за звуками, изменяя слова по числу; - запиши слова звуками под первыми словами; -отметь, какой звук идет после согласного? -определи и отметь, в какой позиции при изменении слова находится парный согласный; - составь графическую схему проверки написания парных согласных на конце слов и озвучь ее. - Ребята, давайте проверим по учебнику, а правильно ли мы вывели правило по проверке написания парной согласной на конце слова? Молодцы! Вам удалось открыть новый способ проверки парной согласной на конце слова и сконструировать модель проверки слабой позиции для парных согласных по звонкости – глухости. Разноуровневая диагностическая работа с самооценкой (самостоятельная работа). Перед работой ставится прогностическая оценка, а после ее завершения- рефлексивная. I уровень: выполнение упражнения № 28 на стр. 43. (Записать слова парами, вставляя пропущенные буквы). Проверка: ключ к проверке упражнения записан на обратной стороне доски. II уровень: работа по карточкам. (Записать сочетания слов, вставляя пропущенные буквы, показав выбор букв.) Проверка: ключ к проверке записан на обратной стороне карточки. III уровень: 1)Прочитай и отметь орфограммы. Жил в доме кот Иван. Ленив был! Часто кота обижал щенок Боб. 2)Запиши в тетрадь, оставляя черточки только на месте орфограмм парных по звонкости- глухости. 3) На свободной строке укажи буквы, которые спорили за обозначение звука. 4) Подбери проверочное слово и впиши правильную букву. 2. Графический диктант(записываем только буквы) Читаю слова: [обуф’ нарот, лошат’,нос, марос, ут’ук, сугроп] -Как будем действовать, чтобы справиться с орфографической задачей? Выполнить по выбору: 1)Работа с учебником(упр.61,стр.59) 2)Запиши слова буквами: [жыраф, глас, дуп, л’от, сн’эк,голуп’] 3)Составить карточки с «окошком» на месте парных согласных, а на обратной стороне записать «ключ» правильного ответа. - Чем вы будете пользоваться при выполнении домашнего задания? - Что нового вы узнали на уроке? -Чему учились? - Что было интересно(сложно, непонятно)? - Ребята, а кто сможет рассказать маме, что мы сегодня делали на уроке? -Можем ли поставить знак» +» (справились) с поставленными задачами урока? | Д.Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх. (Ответы уч-ся) -Оно теплое, желтое,веселое, доброе... Перебрасывают «солнышко» с руки на руку. Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко (На доску вывешивается солнышко). - Раскрыли секреты об обозначении на письме буквами гласных звуков, которые находятся в слабой позиции). -Под ударением-сильная, без ударения- слабая. Один ученик показывает на доске схему проверки безударной гласной. слаб. сильная поз.гл. позиц. гл. Д.- Это нужно знать для того, чтобы писать без ошибок. Там, где звуки чередуются при написании, надо ставить пропуск. Ученики читают предложение и через минуту на пальчиках показывают разное количество ошибок. Осуществляется прогнозирование, кому будет Л.,Т.,С.(легко, трудно, сомневаюсь) в нахождении ошибок. Работа в группе по шагам(1-6) Защита групповых работ. Ответ одной группы, другая группа соглашается или нет, третья – даёт рекомендации Пете Вертушкину. Выводы и рекомендации групп: -учиться определять сильные и слабые позиции; -записывать «опасные места» с пропуском; -учиться подбирать проверочные слова; -повторить правила правописания большой буквы; гласных и,а,у после шипящих. Сравнение прогноза с конечным результатом. Рисунки ребят (плот, плод) помещены на доске. – Слово изменили по числу и узнали что рисовать. Записали звуковой записью и подчеркнули парные согласные звуки, которые различают слова. [плот] [плот] [плоты] [плоды] - У согласных есть слабая позиция на конце слова. -Да, с изменением слова после согласного идет гласный, и он помогает узнать слово. Перед гласной парный согласный находится в сильной позиции. Д.- -Учиться находить слабую позицию парных согласных и способ проверки. Тема представлена моделью. ? (п Ученик показывает на доске схему проблемного вопроса. Работа в группе: - повторение правила сотрудничества в группе; - обсуждение орфографической задачи по алгоритму; -оформление листов для защиты; - защита проектов; Проверяю Способ проверки слабая сильная позиция позиция парн. согл. парн. согл. перед гласн. - озвучивание созданной модели по проверке парных согласных на конце слова. Чтение правила в учебнике. Прогностическая оценка. (Л.Т.С.) Написание орфограммы. Самопроверка. Рефлексивная оценка. (Л.Т.С.) Ученики выбирают для выполнения любое задание. Повторяется способ проверки парной согласной на конце слова. 1 2 3 4 5 6 7 вь д дь с з г б -Нам поможет новый способ проверки (показывается графическая схема и озвучивается) -Нашли способ проверки парных согласных на конце слова и учились применять его при решении орфографической задачи. -Строить модели. -Быть в роли учителя и ученика. -Искать и исправлять ошибки. - Все задачи урока мы выполнили. | Коммуникативные: а)слушать и понимать речь других; б) уметь высказываться. Коммуникативные: а) слушать и понимать речь других; б) уметь выражать свою точку зрения; в) уметь сотрудничать в группе Познавательные: а) применять знаково-символические модели для выбора написания; б) уметь сравнивать и обобщать; в) находить ответы на вопросы, полученные на уроке Регулятивные: а) уметь оценивать «знания», «незнания»; б) уметь прогнозировать свой результат в) осуществлять контроль и самоконтроль Познавательные: а)отличать «известное» от «неизвестного»; б)делать выводы. Регулятивные: а) высказывать гипотезы; б) уметь самостоятельно выйти на тему и задачи урока; в) уметь строить прогностическую оценку Коммуникативные: а)работать в группе, выполнять различные роли; б) учебное сотрудничество. Личностные: а)уметь высказывать свое мнение, свою позицию; б) потребность и инициатива детей к самоизменению в ходе деятельности; Познавательные: а)действовать по алгоритму; б)уметь сравнивать и обобщать; в) построение знаково-символической модели Регулятивные: а)уметь строить прогностическую оценку; б) осуществлять контроль и самоконтроль Личностные: а)уметь высказывать свое мнение, свою позицию; Познавательные: а) работать по алгоритму; б) применять знаково-символическую модель для выбора написания; в) уметь сравнивать и обобщать; Регулятивные: а) уметь оценить себя; б) уметь осуществлять контроль и самоконтроль Познавательные: а) применять способ на практике. Регулятивные: а) уметь давать оценку своей работе и работе класса; б) определять границы «знания и незнания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Урок русского языка. Тема: Способы проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными. 3 класс
В представленном конспекте урока дан материал о способах проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему : "Правописание парных по звонкости-глухости согласных букв на конце слова".
Презентация разработана для урока русского языка во 2 классе по программе " Школа России" на тему: "Правописание парных по звонкости-глухости согласных букв на конце слова&q...
Интерактивная презентация к уроку русского языка на тему: «Правописание слов с парными по звонкости – глухости согласными звуками на конце или перед согласными»
Использование интерактивных презентаций в ходе урока является одной из популярных форм современных уроков....