конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 4 классе
«Род имён существительных .Существительные общего рода»
подготовила
учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.
Цель урока
- Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями .
- Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
- Обогащать и развивать речь учащихся.
- Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.
Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран ,орфографические словари , цветные карточки для осуществления обратной связи ,памятка-алгоритм
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | У: - Готовы ль вы начать урок? У: Начинаем урок русского языка | Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Личностные УУД Коммуникативные УУД | |
2)Актуализация знаний | 1) Ввод в тему. -О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте! -Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. 2) Тест (приложение 1) - Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи. - Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?
- Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов. -Как же можно определить род существительных в предложении? -Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2) Легк.. тюль Больш…. кенгуру Больн…мозоль Детск….. шампунь Свеж…. кольраби Горяч…кофе (Проверка выполнения задания) (Слайд №3) | Об имени существительном Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. - Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются. В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания | Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
3.Проблемное объяснение нового материала 4.Построение проекта выхода из затруднения | -Посмотрите на словосочетания (слайд № 4) Допишите окончания Ужасн…плакса больш.. задира страшн .. соня сильн.. забияка . (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу) Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные? - Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол) | Так мы можем назвать и мальчика, и девочку, - лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде) | Цель: 1) зафиксировать причину затруднения 2) организовать диалог по проблемному материалу 3)организовать уточнение и согласование темы урока 4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
5.Этап изучения новых знаний Работа с учебником | -Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных. 1 склонения? -Вы готовы это сделать? Какого же рода слово неряха? Поработайте с предложениями..
Опять эта неряха измазала тетрадь .Опять этот неряха измазал тетрадь. Какой вывод сделали? -Что на это указывает? -Как Вы это поняли? -Так какого же рода существительное неряха? -Давайте придумаем как их можно назвать -Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока? Назовите тему нашего урока…(Слайд 5) - чтение правила стр.150. | В первом предложении идет речь о неряхе-девочке -Во 2 предложении неряха -мальчике Ответы детей Предложения детей | Цель: организовать усвоение детьми нового материала Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
6 Физминутка | |||
7.Первичное закрепление нового материала | -Работа со словами. (слайд № 6) -Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун ,забияка трус, трусиха трусишка? Какого склонения эти слова? Докажите. | Ответы детей | Цель: организовать усвоение детьми нового материала Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
8 Работа с орфографическим словарем. | -Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре? У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода. Прочитайте их. Все ли слова вам понятны? | Чтение и объяснение слов | |
9.Работа с лексическим значением найденных слов | . Составить с 2-3 существительными предложения (устно). | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | |
10.Закрепление изученного материала 1)Упражнение «Угадай слово»: | - Продолжаем знакомство с существительными общего рода - по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик). 1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга 2) Умный человек. (умница) 3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса) -Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске). | Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям. | |
11 Групповая работа | На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания. Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода. 1. Серёжа — кругл ... сирота. Катя — кругл ... сирота. 2. Ваня — больш ... забияка. Марина — удивительн .. забия- ка. 3. Витя — больш ... умница. Моя сестра Света — больш ... умница. | Цель: организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | |
12.Рефлексия | Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель- ном? А что значит — правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок. - Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке. | Работают на листочках Поднимают цветные карточки | Цель: организовать фиксацию нового материала ,изученного на уроке Личностные УУД |
13.Домашнее задание | Упр.101.по заданию учебника ,составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150 (Слайд 7) | Цель: закрепление нового материала |
Список использованной литературы
1.Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011.
2.Репкин В.В, Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.
Приложение 1
.Имя существительное – это ...
а) часть речи; б) часть предложения; в) слово.
2.Имя существительное обозначает ...
а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.
3.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова:
он, мой?
а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.
4.Найди ошибку.
а) м.р. – скрипач, аккордеон, кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;
в) ср.р. – яблоко, желание, подземелье.
5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?
а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.
6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?
а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.
Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.
бедняга калека неумеха ревушка
бедняжка каналья неумейка ровня
белоручка коротышка обжора самоучка
бродяга кривляка одиночка сирота
брюзга кровопийца писака сладкоежка
всезнайка кроха пискля сластена
выскочка лакомка плакса соня
горемыка левша подлиза сутяга
грязнуля лежебока подпевала тараторка
душенька молодец полусирота тезка
егоза молодчина попрошайка тихоня
ехида мямля почемучка трещотка
ехидна невежа привереда трудяга
жадина невежда придира тупица
жадюга невеличка пройдоха умница
забияка невидимка проныра ханжа
задира недотепа простофиля хапуга
зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка
заика недоучка пьяница хитрюга
замарашка неженка работяга худышка
зевака незнайка разиня цареубийца
злюка непоседа растеряха чистюля
злючка неровня растяпа шельма
зубрилка неряха рева юла ябеда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....