рабочая программа курса "Обучение грамоте и развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

  Рассмотрено                          Рекомендовано                         Утверждаю

  Руководитель МО                       Методическим советом                      Директор МБОУ гимназии №3

Станишевская О.Б.                         МБОУ гимназии №3                    _____________Ананских А.М.

_______________                

Протокол № ___ от                         Протокол № ___ от                         Приказ № ___ от      

«____» __________ 2013г         «____» __________ 2013г          «____» __________ 2013г        

        

        

Рабочая программа курса «Обучение грамоте и развитие речи»

Интегрированный курс

для 1 класса

Учитель  

г. Грязи

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии:

- с Конституцией РФ;

 - Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2);

- Примерной программы начального общего образования по иностранному языку;

-с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2010 г;

- программой «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности»;

- положением об учебной программе педагога, реализующего ФГОС НОО МБОУ гимназии №3 г.Грязи (приказ от 10.01.2013г. №1).

Рабочая программа  определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса обучения грамоте и развития речи в 1 классе МБОУ гимназии № 3.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение грамоте имеет особое значение в развитии младшего школьника. Обучение грамоте и развитие речи выступают  как ступени единого процесса языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и  от языка к речи,  представляют совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Цели курса:

  - помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;

  - обеспечить речевое развитие детей;

  - дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

     Задачи курса:

  1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.

     В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звукобуквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

2.  Обогащение и активизация словарного запаса детей.

3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге. Начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

Ключевые компетенции обучающихся.

Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих  интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.

       Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями, а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   Информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего языкового  информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.), осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.

Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.М. Андриановой «Обучение грамоте в 1 классе». М., Изд-во «Астрель» 2010г.

               Технологии  обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- проектная технология;

- технология разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

Методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный метод

2. Деятельностный метод

3. Практический метод

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.

                Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

- практическая деятельность (работа в парах, тренинговый раздел «Читальный зал», семейное чтение)

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды работ (словарные разминки, дифференцированные задания),

- виды работ, способствующие развитию речи и интеллекта;

- составление учащимися авторской творческой работы, выполнение творческих заданий.

Виды и формы контроля:

Самостоятельное чтение, текущий, тематический, выразительное чтение, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль, подробный пересказ, чтение стихотворения наизусть, итоговый.

 Каждый раздел завершается проверочными  заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал»,   где       представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.

 Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса – «Обучение грамоте и развитие речи».

Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.  обучение грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

       Программа «Обучение грамоте» рассчитана на 207 учебных часов.

  • по «Букварю» - 92 часа , 4 часа в неделю и
  • по «Прописи» - 115 ч – 5 ч в неделю

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Цели-ориентиры направлены   на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается  овладение средним и высоким уровнем  знаний, умений и навыков

Планируемые результаты изучения данной учебной программы:

К концу первого класса обучающиеся должны                                                          

  Знать:

- звуки речи;

- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);

- ударение, слог;

- произношение ударных и безударных гласных;

- алфавит;

- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- названия букв;

- прописные буквы,

- признаки предложения,

- отличие текста от набора предложений.

Уметь:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
    согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
    указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
    небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
    соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Компетенции :

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- языковое и речевое развитие;

- овладение культурой родного языка;

- устное общение;

- приём и выдача информации;

-игровая деятельность

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы к концу 1 класса.

Личностные:

•        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных  школьных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

Метапредметные:

•        умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

•        умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

•        умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•        освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

•        умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

•        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

•        овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

•        готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;                                                      

•        определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;        

•        готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:        

•        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•        понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

•        первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

•        понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.

Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

•        овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного        языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; чтение осмысленное; с соблюдением пауз между предложениями.

Содержание тем учебного курса

                Речевое общение (виды речевой деятельности)

        Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.

        Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

        Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

        Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

        Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

                Обучение грамоте (207 ч)

        Подготовительный (добуквенный) период (32ч)

        Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.

        Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

        Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

        Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.

        Основной (букварный) период (175 ч)

        Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

        Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).

        Слово и предложение. Текст.

Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие. Орфография.

        Речевая деятельность.

Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

        Программа «Письмо с открытыми правилами»

- Обучение первоначальному письму;

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;

- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;

        Механизмы ключевых компетенций учащихся

  1. Проанализировать образец;
  2. Проанализировать материал и орудия действия;
  3. Проанализировать способ выполнения действия  и условия его выполнения;

 (15 правил: посадка на стуле,  положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе,  положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)

4. Проанализировать исполнительные операции

5. Составить план выполнения задания

6. Обеспечить самоконтроль за выполнением задания с  одновременным анализом и коррекцией.

        Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:

            1) вводный (подготовка к письму),

            2) основной (букварный период),

            3) заключительный (послебуквенный).

   К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.

    Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;

    письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.

        Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.

Учебно-тематическое планирование материала

по обучению грамоте и развитию речи по «Букварю» в 1 г классе

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Содержание учебного материала

Характеристика деятельности учащегося

Форма контроля

1.

Наша речь

14 ч

Речь. Предложение. Слово.                      Речь – способ общения людей. Речь устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слогоделение. Ударение. Ударный слог.                      Звуки и буквы.  Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове.  Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слова с помощью схемы

Ориентироваться в букваре и рабочей тетради. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.  Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную учебную деятельность. Обсуждать свою новую социальную роль школьника. Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике. Вступать в диалог в процессе совместной игры. Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций). Участвовать в групповой работе, связанной с общением.  Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы. Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок в паре. Составлять самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении. Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков). Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой. Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

Составление предложений по картинкам

Текущий

Тематический (тест)

2

Алфавит Резерв

74 ч. 

4 ч

Звуки речи (фонетика)           Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слов и его значения. Гласные и согласные. Различение согласных по твердости и мягкости, звонкости – глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Буквы (графика) Различение звука и буквы. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи.  Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв Е,Ё,Ю,Я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Употребление букв Ъ и Ь. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Небуквенные графические средства и использование их на письме.

Слово и предложение.

Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова. Слова близкие и противоположные по смыслу, многозначные.  Различение слова и предложения. Составление предложений.

Орфография.

  • Обозначение гласных после шипящих: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
  • Раздельное написание слов;
  • Перенос слов по слогам;
  • Большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения;

Развитие речи.

Общее представление о тексте. Понимания содержания текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста. Устный ответ на вопрос учителя.

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре). Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очередность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Читать и правильно интонировать предложения. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов). Читать двухсложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] и мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов с опорой на иллюстрации. Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте. Дополнять слоги до слов. Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со  звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их. Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя). Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов. Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме  ( из 3-4 предложений). Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Отвечать на вопросы в тексте.   Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

Текущий

Рабочая тетрадь

Текущий

Проверка навыка чтения

Учебно-тематическое планирование материала

по обучению грамоте и развитию речи по «Прописи» в 1 г классе

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Содержание учебного материала

Характеристика деятельности учащегося

Форма контроля

1.

Вводный период

17 ч

Восприятие и понимание звучащей речи. Отличие письменной речи от устной. Различие предложения и текста. Слово и его значение. Звуки гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные звуки и буквы. Звуки гласные, буквы, их обозначающие

Знать, зачем нужна речь.

Знать, что такое письменная и устная речь.

Знать признаки предложения.

Знать понятия «гласные» и «согласные» звуки.

Обозначать твердость и мягкость согласных звуков в схемах.

Знать понятие слога. Уметь делить слова на слоги.

Делать звуковой анализ слов.

Знать понятие «буквы», соотносить звуки и буквы.

Уметь отличать гласные и согласные звуки. Определять согласные звуки твёрдые и мягкие

Санитарно-гигиенические, правила посадки за партой.

Звукобуквенный анализ

Чтение звуковых схем

2.

Букварный период

98 ч

Соотнесение звуков и букв. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Понятие сонорности согласного звука. Формирование умений сопоставлять звук и букву, читать звуковую схему. Обозначение звуков буквами. Отработка правильного написания букв. Сопоставление звуков и букв, чтение звуковой схемы. Понятие единственного и множественного числа. Наблюдение за написанием буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Наблюдение за работой букв ё, е, ю, я. Упражнение в чтении слов. Наблюдение за ролью ъ и ь. Запись текста под диктовку, списывание печатного текста. Значение и происхождение слов «азбука», «алфавит».

Команда твёрдости согласному звуку. Уметь обозначать звук. Уметь определять ударные звуки на слух. Озвучивание схемы слова по значкам и буквам.

Уметь различать на слух звуки и обозначать их звуками.

Команда твёрдости согласному звуку.

Уметь писать слова с изученными буквами.

Знать буквы обозначающие твёрдость и мягкость согласных.

 Проводить звуковой анализ слов, писать слова и слоги с изученными буквами.

Уметь обозначать согласные звуки буквами.

Уметь различать на слух звуки, обозначать их буквами.

Знать написание звукосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Уметь писать изученные буквы.

Уметь писать слова с разделительным ь и ъ.

Знать признаки «опасных» мест для парных по звонкости-глухости согласных.

Уметь списывать небольшой по объёму печатный текст, писать под диктовку. Уметь правильно называть буквы в определённом порядке

Упражнение в написании букв

Составление слов из рассыпанных слогов

Составление предложений из рассыпанных слов

Диктант

Заучивание алфавита наизусть

Календарно-тематическое планирование материала

по обучению грамоте и развитию речи по «Букварю» в 1 в классе

ур.

Название темы

(раздела)

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1 триместр

Наша речь (14 ч)

1

Здравствуй, школа!

1

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

1

3

Мы живем в России. Наш общий язык русский

1

4

Как мы общаемся

1

5

Как зарождалась речь

1

6

Устная и письменная речь

1

7

Предложение

1

8

Знаки препинания

1

9

Предмет и слово

1

10

Слоги

1

11

Звуки речи (гласные и согласные звуки)

1

12

Звуки речи (твердые и мягкие согласные звуки)

1

13

Ударение. Ударный слог

1

14

Звуки и буквы

Букварный период (78ч)

15

Звук [а]. Буквы "А, а"

1

16

Звук [у]. Буквы "У, у"

1

17

Закрепление изученного

1

18

Обычные буквы специальные знаки

1

19

Звуки [м], [м']. Буквы "М, м"

1

20

Звуки [н], [н']. Буквы "Н, н"

1

21

Большая буква в именах людей и кличках животных

1

22

Закрепление изученного

1

23

Звук [о]. Буквы "О, о"

1

24

Звук [э]. Буквы "Э, э"

1

25

Использование слов он, она, оно

1

26

Закрепление изученного

1

27

Звуки [р], [р']. Буквы "Р, р"

1

28

Звуки [л], [л']. Буквы "Л, л"

1

29

Закрепление изученного

1

30

Закрепление изученного
и"

1

31

Звук [ы]. Буква "ы"

1

32

Звук [и]. Буквы "И, и". Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой "

1

33

Закрепление изученного

1

34

Слова с противоположным значением

1

35

Звук [й']. Буквы "Й, й"

1

36

Закрепление изученного

1

37

Звуки [б], [б']. Буквы "Б, б"

1

38

Звуки [п], [п']. Буквы "П, п"

1

39

Закрепление изученного

1

40

Парные звонкие и глухие согласные звуки

1

41

Звуки [в], [в']. Буквы "В, в"

1

42

Звуки [ф], [ф']. Буквы "Ф, ф"

1

43

Закрепление изученного

1

44

Закрепление изученного

1

2 триместр

45

Звуки [г], [г']. Буквы "Г, г"

1

46

Звуки [к], [к']. Буквы "К, к"

1

47

Закрепление изученного

1

48

Закрепление изученного

1

49

Звуки [д], [д']. Буквы "Д, д"

1

50

Звуки [т], [т']. Буквы "Т, т"

1

51

Закрепление изученного

1

52

Большая буква в географических названиях

1

53

Звук [ж]. Буквы "Ж, ж"

1

54

Звук [ш]. Буквы "Ш, ш"

1

55

Сочетания букв "жи" и "ши"

1

56

Закрепление изученного

1

57

Звуки [з], [з']. Буквы "З, з"

1

58

Звуки [с], [с']. Буквы "С, с"

1

59

Закрепление изученного

1

60

Слова в, на, за, над, под

1

61

Буквы "Е, е" и "Ё, ё"

1

62

Буквы "е" и "ё" показатели мягкости предшествующих со гласных звуков

1

63

Диалог. Речевой этикет

1

64

Закрепление изученного

1

65

Буквы "Ю, ю"

1

66

Буквы "Я, я"

1

67

Устное народное творчество. Песня

1

68

Закрепление изученного

1

69

Буква "ь". Мягкий знак показатель мягкости предшествующих согласных звуков

1

70

Закрепление изученного

1

71

Разделительный мягкий знак

1

72

Две роли мягкого знака в русском языке

1

73

Разделительный твердый знак

1

74

Закрепление изученного

1

75

Звуки [х], [х']. Буквы "Х, х"

1

76

Звук [ц]. Буквы "Ц, ц"

1

77

Закрепление изученного

1

78

Веселые путаницы
Звук [ч']. Буквы "Ч, ч".

1

79

Прямое и переносное значение слов

1

80

Звук [']. Буквы "Щ, щ"

1

81

Шипящие согласные звуки

1

82

Закрепление изученного

1

83

Алфавит

1

84

Необычные азбуки

1

3 триместр

85

Из истории букварей
Читальный зал букваря

1

86

Читальный зал букваря

1

87

Читальный зал букваря

1

88

Читальный зал букваря

1

89

Практическое пользование изученными буквами.

1

90

Звуковой и звукобуквенный анализ. Значение слов

1

91

Скороговорки. Узнавание предметов по их описанию.

1

92

Многозначность слов. Словообразование.

1

Календарно-тематическое планирование материала

по обучению грамоте и развитию речи по «Прописи» в 1 в классе

 

№ ур.

Название темы

(раздела)

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1 триместр

Вводный этап (17 ч)

1

День Знаний. Вводный урок.

1

2

Знакомство с прописью.

1

3

Выполнение рисунков в прописи.

1

4

Знакомство с разлиновкой прописи.

1

5

Знакомство с основным алгоритмом письма.

1

6

Знакомство с основным алгоритмом письма.

1

7

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма

1

8

Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. Написание крючков

1

9

Написание элементов букв И, Г, П, Т

1

10

Написание элементов букв Л, Г.

1

11

Написание элементов букв н, к, Э.

1

12

Написание элементов букв К, И.

1

13

Написание элементов буквы у. Петля. Упражнение в написании изученных элементов букв

1

14

Написание элементов букв п, Н.

1

15

Соединение 3-х и 4-х крючков в связку.

1

16

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма.

1

17

Письмо строчной буквы а

1

Букварный период (88ч)

18

Письмо строчной буквы у

1

19

Упражнение в написании элементов букв

1

20

Письмо заглавной буквы А

1

21

Письмо заглавной буквы У

1

22

Закрепление изученных букв

1

23

Письмо строчной буквы м

1

24

Письмо строчной буквы н

1

25

Письмо заглавной буквы М

1

26

Письмо заглавной буквы Н

1

27

Закрепление изученных букв.  Диктант изученных букв.

1

28

Письмо строчной буквы о

1

29

Письмо строчной буквы э

1

30

Письмо заглавной буквы О

1

31

Письмо заглавной буквы Э

1

32

Закрепление изученных букв.  Списывание букв с печатного образца.

1

33

Письмо строчной буквы р

1

34

Письмо строчной буквы л

1

35

Письмо заглавной буквы Р

1

36

Письмо заглавной буквы Л

1

37

Закрепление изученных букв. Запись слогов с печатного образца.

1

38

Письмо строчной буквы ы

1

39

Письмо строчной буквы и. Запись букв, слогов под диктовку.

1

40

Письмо заглавной буквы И

1

41

Закрепление изученных строчных букв

1

42

Закрепление изученных заглавных букв. Списывание слов, предложений с образца (письменный шрифт).

1

43

Письмо строчной буквы й

1

44

Письмо заглавной буквы Й

1

45

Диктант изученных букв, слогов и слов, состоящих из изученных букв.

1

46

Составление и запись предложений.

1

47

Письмо строчной буквы б

1

48

Письмо строчной буквы п

1

49

Письмо заглавной буквы Б. Списывание слов, предложений с образца (письменный шрифт).

1

50

Письмо заглавной буквы П

1

51

Закрепление изученных букв. Запись предложений с печатного образца.

1

52

Письмо строчной буквы в

1

53

Письмо строчной буквы ф

1

54

Письмо заглавной буквы В

1

55

Письмо заглавной буквы Ф.  Списывание с печатного текста изученных букв, слов, предложений.

1

2 триместр

56

Закрепление изученных букв.  Диктант изученных букв, слов, предложений.

1

57

Письмо строчной буквы г

1

58

Письмо строчной буквы к. Запись букв, слов, предложений с образца (письменный шрифт).

1

59

Письмо заглавной буквы Г.

1

60

Письмо заглавной буквы К. Запись букв, слов, предложений с образца (печатный шрифт).

1

61

Закрепление изученных букв. Письмо слов из изученных букв.

1

62

Письмо строчной буквы д

1

63

Письмо строчной буквы т.  Диктант изученных букв и слов, состоящих из изученных букв.

1

64

Письмо заглавной буквы Д

1

65

Письмо заглавной буквы Т. Запись предложений с образца (печатный шрифт).

1

66

Закрепление изученных букв. Составление и запись предложений.

1

67

Письмо строчной буквы ж

1

68

Письмо строчной буквы ш. Запись слов, предложений с образца (письменный шрифт).

1

69

Письмо заглавной буквы Ж

1

70

Письмо заглавной буквы Ш

1

71

Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв и слов, состоящих из изученных букв.

1

72

Письмо строчной буквы з

1

73

Письмо строчной буквы с. Письмо слов с изученными буквами.

1

74

Письмо заглавной буквы З

1

75

Письмо заглавной буквы С

1

76

Закрепление изученных букв. Списывание предложений (письменный шрифт).

1

77

Письмо строчной буквы е

1

78

Письмо строчной буквы ё

1

79

Письмо заглавной буквы Е. Р/р. Работа с деформированными предложениями, текстом.

1

80

Письмо заглавной буквы Ё

1

81

Письмо строчной буквы ю

1

82

Письмо строчной буквы я

1

.

83

Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений

1

84

Письмо заглавной буквы Ю

1

85

Письмо заглавной буквы Я

1

86

Письмо строчной буквы ь

1

.

87

Закрепление изученных букв. Письмо слов из изученных букв. Восстановление предложения

1

88

Мягкий знак как показатель мягкости

1

89

Письмо строчной буквы ь. Р/р. Восстановление и запись предложений (с печатного шрифта).

1

90

Разделительный ь и ь как показатель мягкости

1

91

Письмо строчной буквы ъ

1

92

Разделительный ъ

1

93

Письмо строчной буквы х. Диктант изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений.

1

94

Письмо строчной буквы ц

1

95

Упражнение в записи слов, предложений с изученными буквами.

1

96

Упражнение в списывании текста (с письменного шрифта).

1

97

Письмо заглавной буквы Ц

1

98

Письмо заглавной буквы Х. Пр.р. Понятие «красная строка». Списывание текста (печатный шрифт).

1

99

Письмо строчной буквы ч

1

100

Письмо строчной буквы щ. Запись слов с изученными буквами.

1

101

Письмо заглавной буквы Ч

1

102

Обучение списыванию текста (печатный шрифт).

1

103

Письмо заглавной буквы Щ. Запись слов с изученными буквами.

1

104

Закрепление изученных букв

1

105

Письмо слов с изученными буквами. Звуко-буквенный анализ слов

1

3 триместр

106

Обучающий диктант. Запись предложений из слов, состоящих из изученных букв.

1

107

Р/р. Работа с деформированным текстом.

1

108

Закрепление изученных букв

1

109

Закрепление изученных букв. Алфавит

1

110

Письмо изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений.

1

111

Обучающий диктант. Запись предложений.

1

112

Закрепление изученного: работа с буквами. Звуко - буквенный анализ слов. Буквы гласные - согласные, мягкие - твёрдые, звонкие - глухие.

1

113

Закрепление изученного: работа со словом. Деление слов на слоги, для переноса, ударение.

1

114

Закрепление изученного: работа с предложением.

1

115

Упражнение в списывании текста.

1

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

1. «Букварь». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель», 2012г.

2. «Рабочая тетрадь к букварю». Автор Т.М. Андрианова. Москва, «Астрель», 2013г.

3. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. Москва, издательство «Астрель», 2012г.

4.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к  «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель, 2013г.

Для учителя:

1. «Обучение грамоте в первом классе» по «Букварю» Т.М. Андриановой и «Прописям» В. А. Илюхина.  Программы. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, издательство «Астрель» 2010г.;

2. Л.Ю. Терещук. Поурочное планирование. Обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: по учебнику «Букварь» Т. М. Андриановой. -  Волгоград: Учитель, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.

Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, ...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....