рабочая программа курса "Обучение грамоте и развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_obuchenie_gramote_1_klass_umk_planeta_znaniy.doc | 518 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено Рекомендовано Утверждаю
Руководитель МО Методическим советом Директор МБОУ гимназии №3
Станишевская О.Б. МБОУ гимназии №3 _____________Ананских А.М.
_______________
Протокол № ___ от Протокол № ___ от Приказ № ___ от
«____» __________ 2013г «____» __________ 2013г «____» __________ 2013г
Рабочая программа курса «Обучение грамоте и развитие речи»
Интегрированный курс
для 1 класса
Учитель
г. Грязи
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Конституцией РФ;
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2);
- Примерной программы начального общего образования по иностранному языку;
-с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2010 г;
- программой «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности»;
- положением об учебной программе педагога, реализующего ФГОС НОО МБОУ гимназии №3 г.Грязи (приказ от 10.01.2013г. №1).
Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса обучения грамоте и развития речи в 1 классе МБОУ гимназии № 3.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте имеет особое значение в развитии младшего школьника. Обучение грамоте и развитие речи выступают как ступени единого процесса языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка к речи, представляют совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Цели курса:
- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи курса:
- Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звукобуквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге. Начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Ключевые компетенции обучающихся.
Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями, а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.), осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.М. Андриановой «Обучение грамоте в 1 классе». М., Изд-во «Астрель» 2010г.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный метод
2. Деятельностный метод
3. Практический метод
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.
Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
- практическая деятельность (работа в парах, тренинговый раздел «Читальный зал», семейное чтение)
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды работ (словарные разминки, дифференцированные задания),
- виды работ, способствующие развитию речи и интеллекта;
- составление учащимися авторской творческой работы, выполнение творческих заданий.
Виды и формы контроля:
Самостоятельное чтение, текущий, тематический, выразительное чтение, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль, подробный пересказ, чтение стихотворения наизусть, итоговый.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал», где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса – «Обучение грамоте и развитие речи».
Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. обучение грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Программа «Обучение грамоте» рассчитана на 207 учебных часов.
- по «Букварю» - 92 часа , 4 часа в неделю и
- по «Прописи» - 115 ч – 5 ч в неделю
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Цели-ориентиры направлены на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков
Планируемые результаты изучения данной учебной программы:
К концу первого класса обучающиеся должны
Знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твердость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
соединения; - правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Компетенции :
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
- языковое и речевое развитие;
- овладение культурой родного языка;
- устное общение;
- приём и выдача информации;
-игровая деятельность
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы к концу 1 класса.
Личностные:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных школьных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Метапредметные:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.
Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; чтение осмысленное; с соблюдением пауз между предложениями.
Содержание тем учебного курса
Речевое общение (виды речевой деятельности)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Обучение грамоте (207 ч)
Подготовительный (добуквенный) период (32ч)
Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.
Основной (букварный) период (175 ч)
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Текст.
Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие. Орфография.
Речевая деятельность.
Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Программа «Письмо с открытыми правилами»
- Обучение первоначальному письму;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;
- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;
Механизмы ключевых компетенций учащихся
- Проанализировать образец;
- Проанализировать материал и орудия действия;
- Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения;
(15 правил: посадка на стуле, положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе, положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)
4. Проанализировать исполнительные операции
5. Составить план выполнения задания
6. Обеспечить самоконтроль за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.
Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:
1) вводный (подготовка к письму),
2) основной (букварный период),
3) заключительный (послебуквенный).
К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.
Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;
письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.
Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.
Учебно-тематическое планирование материала
по обучению грамоте и развитию речи по «Букварю» в 1 г классе
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание учебного материала | Характеристика деятельности учащегося | Форма контроля |
1. | Наша речь | 14 ч | Речь. Предложение. Слово. Речь – способ общения людей. Речь устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слогоделение. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слова с помощью схемы | Ориентироваться в букваре и рабочей тетради. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге. Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную учебную деятельность. Обсуждать свою новую социальную роль школьника. Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике. Вступать в диалог в процессе совместной игры. Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций). Участвовать в групповой работе, связанной с общением. Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы. Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок в паре. Составлять самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении. Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков). Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой. Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков | Составление предложений по картинкам Текущий Тематический (тест) |
2 | Алфавит Резерв | 74 ч. 4 ч | Звуки речи (фонетика) Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слов и его значения. Гласные и согласные. Различение согласных по твердости и мягкости, звонкости – глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Буквы (графика) Различение звука и буквы. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв Е,Ё,Ю,Я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Употребление букв Ъ и Ь. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Небуквенные графические средства и использование их на письме. Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова. Слова близкие и противоположные по смыслу, многозначные. Различение слова и предложения. Составление предложений. Орфография.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимания содержания текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста. Устный ответ на вопрос учителя. Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию | Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре). Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очередность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Читать и правильно интонировать предложения. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов). Читать двухсложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] и мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов с опорой на иллюстрации. Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте. Дополнять слоги до слов. Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их. Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя). Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов. Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме ( из 3-4 предложений). Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Отвечать на вопросы в тексте. Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию | Текущий Рабочая тетрадь Текущий Проверка навыка чтения |
Учебно-тематическое планирование материала
по обучению грамоте и развитию речи по «Прописи» в 1 г классе
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание учебного материала | Характеристика деятельности учащегося | Форма контроля |
1. | Вводный период | 17 ч | Восприятие и понимание звучащей речи. Отличие письменной речи от устной. Различие предложения и текста. Слово и его значение. Звуки гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные звуки и буквы. Звуки гласные, буквы, их обозначающие | Знать, зачем нужна речь. Знать, что такое письменная и устная речь. Знать признаки предложения. Знать понятия «гласные» и «согласные» звуки. Обозначать твердость и мягкость согласных звуков в схемах. Знать понятие слога. Уметь делить слова на слоги. Делать звуковой анализ слов. Знать понятие «буквы», соотносить звуки и буквы. Уметь отличать гласные и согласные звуки. Определять согласные звуки твёрдые и мягкие | Санитарно-гигиенические, правила посадки за партой. Звукобуквенный анализ Чтение звуковых схем |
2. | Букварный период | 98 ч | Соотнесение звуков и букв. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Понятие сонорности согласного звука. Формирование умений сопоставлять звук и букву, читать звуковую схему. Обозначение звуков буквами. Отработка правильного написания букв. Сопоставление звуков и букв, чтение звуковой схемы. Понятие единственного и множественного числа. Наблюдение за написанием буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Наблюдение за работой букв ё, е, ю, я. Упражнение в чтении слов. Наблюдение за ролью ъ и ь. Запись текста под диктовку, списывание печатного текста. Значение и происхождение слов «азбука», «алфавит». | Команда твёрдости согласному звуку. Уметь обозначать звук. Уметь определять ударные звуки на слух. Озвучивание схемы слова по значкам и буквам. Уметь различать на слух звуки и обозначать их звуками. Команда твёрдости согласному звуку. Уметь писать слова с изученными буквами. Знать буквы обозначающие твёрдость и мягкость согласных. Проводить звуковой анализ слов, писать слова и слоги с изученными буквами. Уметь обозначать согласные звуки буквами. Уметь различать на слух звуки, обозначать их буквами. Знать написание звукосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Уметь писать изученные буквы. Уметь писать слова с разделительным ь и ъ. Знать признаки «опасных» мест для парных по звонкости-глухости согласных. Уметь списывать небольшой по объёму печатный текст, писать под диктовку. Уметь правильно называть буквы в определённом порядке | Упражнение в написании букв Составление слов из рассыпанных слогов Составление предложений из рассыпанных слов Диктант Заучивание алфавита наизусть |
Календарно-тематическое планирование материала
по обучению грамоте и развитию речи по «Букварю» в 1 в классе
№ ур. | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
1 триместр | |||||
Наша речь (14 ч) | |||||
1 | Здравствуй, школа! | 1 | |||
2 | Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики | 1 | |||
3 | Мы живем в России. Наш общий язык русский | 1 | |||
4 | Как мы общаемся | 1 | |||
5 | Как зарождалась речь | 1 | |||
6 | Устная и письменная речь | 1 | |||
7 | Предложение | 1 | |||
8 | Знаки препинания | 1 | |||
9 | Предмет и слово | 1 | |||
10 | Слоги | 1 | |||
11 | Звуки речи (гласные и согласные звуки) | 1 | |||
12 | Звуки речи (твердые и мягкие согласные звуки) | 1 | |||
13 | Ударение. Ударный слог | 1 | |||
14 | Звуки и буквы | ||||
Букварный период (78ч) | |||||
15 | Звук [а]. Буквы "А, а" | 1 | |||
16 | Звук [у]. Буквы "У, у" | 1 | |||
17 | Закрепление изученного | 1 | |||
18 | Обычные буквы специальные знаки | 1 | |||
19 | Звуки [м], [м']. Буквы "М, м" | 1 | |||
20 | Звуки [н], [н']. Буквы "Н, н" | 1 | |||
21 | Большая буква в именах людей и кличках животных | 1 | |||
22 | Закрепление изученного | 1 | |||
23 | Звук [о]. Буквы "О, о" | 1 | |||
24 | Звук [э]. Буквы "Э, э" | 1 | |||
25 | Использование слов он, она, оно | 1 | |||
26 | Закрепление изученного | 1 | |||
27 | Звуки [р], [р']. Буквы "Р, р" | 1 | |||
28 | Звуки [л], [л']. Буквы "Л, л" | 1 | |||
29 | Закрепление изученного | 1 | |||
30 | Закрепление изученного | 1 | |||
31 | Звук [ы]. Буква "ы" | 1 | |||
32 | Звук [и]. Буквы "И, и". Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой " | 1 | |||
33 | Закрепление изученного | 1 | |||
34 | Слова с противоположным значением | 1 | |||
35 | Звук [й']. Буквы "Й, й" | 1 | |||
36 | Закрепление изученного | 1 | |||
37 | Звуки [б], [б']. Буквы "Б, б" | 1 | |||
38 | Звуки [п], [п']. Буквы "П, п" | 1 | |||
39 | Закрепление изученного | 1 | |||
40 | Парные звонкие и глухие согласные звуки | 1 | |||
41 | Звуки [в], [в']. Буквы "В, в" | 1 | |||
42 | Звуки [ф], [ф']. Буквы "Ф, ф" | 1 | |||
43 | Закрепление изученного | 1 | |||
44 | Закрепление изученного | 1 | |||
2 триместр | |||||
45 | Звуки [г], [г']. Буквы "Г, г" | 1 | |||
46 | Звуки [к], [к']. Буквы "К, к" | 1 | |||
47 | Закрепление изученного | 1 | |||
48 | Закрепление изученного | 1 | |||
49 | Звуки [д], [д']. Буквы "Д, д" | 1 | |||
50 | Звуки [т], [т']. Буквы "Т, т" | 1 | |||
51 | Закрепление изученного | 1 | |||
52 | Большая буква в географических названиях | 1 | |||
53 | Звук [ж]. Буквы "Ж, ж" | 1 | |||
54 | Звук [ш]. Буквы "Ш, ш" | 1 | |||
55 | Сочетания букв "жи" и "ши" | 1 | |||
56 | Закрепление изученного | 1 | |||
57 | Звуки [з], [з']. Буквы "З, з" | 1 | |||
58 | Звуки [с], [с']. Буквы "С, с" | 1 | |||
59 | Закрепление изученного | 1 | |||
60 | Слова в, на, за, над, под | 1 | |||
61 | Буквы "Е, е" и "Ё, ё" | 1 | |||
62 | Буквы "е" и "ё" показатели мягкости предшествующих со гласных звуков | 1 | |||
63 | Диалог. Речевой этикет | 1 | |||
64 | Закрепление изученного | 1 | |||
65 | Буквы "Ю, ю" | 1 | |||
66 | Буквы "Я, я" | 1 | |||
67 | Устное народное творчество. Песня | 1 | |||
68 | Закрепление изученного | 1 | |||
69 | Буква "ь". Мягкий знак показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 1 | |||
70 | Закрепление изученного | 1 | |||
71 | Разделительный мягкий знак | 1 | |||
72 | Две роли мягкого знака в русском языке | 1 | |||
73 | Разделительный твердый знак | 1 | |||
74 | Закрепление изученного | 1 | |||
75 | Звуки [х], [х']. Буквы "Х, х" | 1 | |||
76 | Звук [ц]. Буквы "Ц, ц" | 1 | |||
77 | Закрепление изученного | 1 | |||
78 | Веселые путаницы | 1 | |||
79 | Прямое и переносное значение слов | 1 | |||
80 | Звук [']. Буквы "Щ, щ" | 1 | |||
81 | Шипящие согласные звуки | 1 | |||
82 | Закрепление изученного | 1 | |||
83 | Алфавит | 1 | |||
84 | Необычные азбуки | 1 | |||
3 триместр | |||||
85 | Из истории букварей | 1 | |||
86 | Читальный зал букваря | 1 | |||
87 | Читальный зал букваря | 1 | |||
88 | Читальный зал букваря | 1 | |||
89 | Практическое пользование изученными буквами. | 1 | |||
90 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Значение слов | 1 | |||
91 | Скороговорки. Узнавание предметов по их описанию. | 1 | |||
92 | Многозначность слов. Словообразование. | 1 |
Календарно-тематическое планирование материала
по обучению грамоте и развитию речи по «Прописи» в 1 в классе
№ ур. | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
1 триместр | |||||
Вводный этап (17 ч) | |||||
1 | День Знаний. Вводный урок. | 1 | |||
2 | Знакомство с прописью. | 1 | |||
3 | Выполнение рисунков в прописи. | 1 | |||
4 | Знакомство с разлиновкой прописи. | 1 | |||
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма. | 1 | |||
6 | Знакомство с основным алгоритмом письма. | 1 | |||
7 | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма | 1 | |||
8 | Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. Написание крючков | 1 | |||
9 | Написание элементов букв И, Г, П, Т | 1 | |||
10 | Написание элементов букв Л, Г. | 1 | |||
11 | Написание элементов букв н, к, Э. | 1 | |||
12 | Написание элементов букв К, И. | 1 | |||
13 | Написание элементов буквы у. Петля. Упражнение в написании изученных элементов букв | 1 | |||
14 | Написание элементов букв п, Н. | 1 | |||
15 | Соединение 3-х и 4-х крючков в связку. | 1 | |||
16 | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. | 1 | |||
17 | Письмо строчной буквы а | 1 | |||
Букварный период (88ч) | |||||
18 | Письмо строчной буквы у | 1 | |||
19 | Упражнение в написании элементов букв | 1 | |||
20 | Письмо заглавной буквы А | 1 | |||
21 | Письмо заглавной буквы У | 1 | |||
22 | Закрепление изученных букв | 1 | |||
23 | Письмо строчной буквы м | 1 | |||
24 | Письмо строчной буквы н | 1 | |||
25 | Письмо заглавной буквы М | 1 | |||
26 | Письмо заглавной буквы Н | 1 | |||
27 | Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв. | 1 | |||
28 | Письмо строчной буквы о | 1 | |||
29 | Письмо строчной буквы э | 1 | |||
30 | Письмо заглавной буквы О | 1 | |||
31 | Письмо заглавной буквы Э | 1 | |||
32 | Закрепление изученных букв. Списывание букв с печатного образца. | 1 | |||
33 | Письмо строчной буквы р | 1 | |||
34 | Письмо строчной буквы л | 1 | |||
35 | Письмо заглавной буквы Р | 1 | |||
36 | Письмо заглавной буквы Л | 1 | |||
37 | Закрепление изученных букв. Запись слогов с печатного образца. | 1 | |||
38 | Письмо строчной буквы ы | 1 | |||
39 | Письмо строчной буквы и. Запись букв, слогов под диктовку. | 1 | |||
40 | Письмо заглавной буквы И | 1 | |||
41 | Закрепление изученных строчных букв | 1 | |||
42 | Закрепление изученных заглавных букв. Списывание слов, предложений с образца (письменный шрифт). | 1 | |||
43 | Письмо строчной буквы й | 1 | |||
44 | Письмо заглавной буквы Й | 1 | |||
45 | Диктант изученных букв, слогов и слов, состоящих из изученных букв. | 1 | |||
46 | Составление и запись предложений. | 1 | |||
47 | Письмо строчной буквы б | 1 | |||
48 | Письмо строчной буквы п | 1 | |||
49 | Письмо заглавной буквы Б. Списывание слов, предложений с образца (письменный шрифт). | 1 | |||
50 | Письмо заглавной буквы П | 1 | |||
51 | Закрепление изученных букв. Запись предложений с печатного образца. | 1 | |||
52 | Письмо строчной буквы в | 1 | |||
53 | Письмо строчной буквы ф | 1 | |||
54 | Письмо заглавной буквы В | 1 | |||
55 | Письмо заглавной буквы Ф. Списывание с печатного текста изученных букв, слов, предложений. | 1 | |||
2 триместр | |||||
56 | Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв, слов, предложений. | 1 | |||
57 | Письмо строчной буквы г | 1 | |||
58 | Письмо строчной буквы к. Запись букв, слов, предложений с образца (письменный шрифт). | 1 | |||
59 | Письмо заглавной буквы Г. | 1 | |||
60 | Письмо заглавной буквы К. Запись букв, слов, предложений с образца (печатный шрифт). | 1 | |||
61 | Закрепление изученных букв. Письмо слов из изученных букв. | 1 | |||
62 | Письмо строчной буквы д | 1 | |||
63 | Письмо строчной буквы т. Диктант изученных букв и слов, состоящих из изученных букв. | 1 | |||
64 | Письмо заглавной буквы Д | 1 | |||
65 | Письмо заглавной буквы Т. Запись предложений с образца (печатный шрифт). | 1 | |||
66 | Закрепление изученных букв. Составление и запись предложений. | 1 | |||
67 | Письмо строчной буквы ж | 1 | |||
68 | Письмо строчной буквы ш. Запись слов, предложений с образца (письменный шрифт). | 1 | |||
69 | Письмо заглавной буквы Ж | 1 | |||
70 | Письмо заглавной буквы Ш | 1 | |||
71 | Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв и слов, состоящих из изученных букв. | 1 | |||
72 | Письмо строчной буквы з | 1 | |||
73 | Письмо строчной буквы с. Письмо слов с изученными буквами. | 1 | |||
74 | Письмо заглавной буквы З | 1 | |||
75 | Письмо заглавной буквы С | 1 | |||
76 | Закрепление изученных букв. Списывание предложений (письменный шрифт). | 1 | |||
77 | Письмо строчной буквы е | 1 | |||
78 | Письмо строчной буквы ё | 1 | |||
79 | Письмо заглавной буквы Е. Р/р. Работа с деформированными предложениями, текстом. | 1 | |||
80 | Письмо заглавной буквы Ё | 1 | |||
81 | Письмо строчной буквы ю | 1 | |||
82 | Письмо строчной буквы я | 1 | . | ||
83 | Закрепление изученных букв. Диктант изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений | 1 | |||
84 | Письмо заглавной буквы Ю | 1 | |||
85 | Письмо заглавной буквы Я | 1 | |||
86 | Письмо строчной буквы ь | 1 | . | ||
87 | Закрепление изученных букв. Письмо слов из изученных букв. Восстановление предложения | 1 | |||
88 | Мягкий знак как показатель мягкости | 1 | |||
89 | Письмо строчной буквы ь. Р/р. Восстановление и запись предложений (с печатного шрифта). | 1 | |||
90 | Разделительный ь и ь как показатель мягкости | 1 | |||
91 | Письмо строчной буквы ъ | 1 | |||
92 | Разделительный ъ | 1 | |||
93 | Письмо строчной буквы х. Диктант изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений. | 1 | |||
94 | Письмо строчной буквы ц | 1 | |||
95 | Упражнение в записи слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
96 | Упражнение в списывании текста (с письменного шрифта). | 1 | |||
97 | Письмо заглавной буквы Ц | 1 | |||
98 | Письмо заглавной буквы Х. Пр.р. Понятие «красная строка». Списывание текста (печатный шрифт). | 1 | |||
99 | Письмо строчной буквы ч | 1 | |||
100 | Письмо строчной буквы щ. Запись слов с изученными буквами. | 1 | |||
101 | Письмо заглавной буквы Ч | 1 | |||
102 | Обучение списыванию текста (печатный шрифт). | 1 | |||
103 | Письмо заглавной буквы Щ. Запись слов с изученными буквами. | 1 | |||
104 | Закрепление изученных букв | 1 | |||
105 | Письмо слов с изученными буквами. Звуко-буквенный анализ слов | 1 | |||
3 триместр | |||||
106 | Обучающий диктант. Запись предложений из слов, состоящих из изученных букв. | 1 | |||
107 | Р/р. Работа с деформированным текстом. | 1 | |||
108 | Закрепление изученных букв | 1 | |||
109 | Закрепление изученных букв. Алфавит | 1 | |||
110 | Письмо изученных букв, слов, состоящих из изученных букв, предложений. | 1 | |||
111 | Обучающий диктант. Запись предложений. | 1 | |||
112 | Закрепление изученного: работа с буквами. Звуко - буквенный анализ слов. Буквы гласные - согласные, мягкие - твёрдые, звонкие - глухие. | 1 | |||
113 | Закрепление изученного: работа со словом. Деление слов на слоги, для переноса, ударение. | 1 | |||
114 | Закрепление изученного: работа с предложением. | 1 | |||
115 | Упражнение в списывании текста. | 1 |
Литература и средства обучения
Для обучающихся:
1. «Букварь». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель», 2012г.
2. «Рабочая тетрадь к букварю». Автор Т.М. Андрианова. Москва, «Астрель», 2013г.
3. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. Москва, издательство «Астрель», 2012г.
4. В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель, 2013г.
Для учителя:
1. «Обучение грамоте в первом классе» по «Букварю» Т.М. Андриановой и «Прописям» В. А. Илюхина. Программы. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, издательство «Астрель» 2010г.;
2. Л.Ю. Терещук. Поурочное планирование. Обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: по учебнику «Букварь» Т. М. Андриановой. - Волгоград: Учитель, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.
Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, ...
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид
Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....