Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 82.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Покровская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования «Цильнинский район»
Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____Тигров В. А.
Приказ № ____
от « ____» августа 2013г.
Рабочая программа
по письму и развитию речи
для учащихся 4 класса
по программе
специального (коррекционного) обучения
VIII вида
На 2013 – 2014 учебный год
Учитель Елескина Н.А
170 часов (5 часов в неделю)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов Ураксина Е.В.________
Руководитель ШМО Протокол №___
_________ Базунова Е.С . от«____» августа____2013г.
Протокол № ___
от « ____»августа 2013г
с.Покровское
2013г.
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Обучение учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, осуществляется на основании нормативной базы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой, М.:Просвещение, 2013
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008
- Образовательная программа МОУ Покровской СОШ (приказ по школе №162 от 1.09.2013)
- Учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, утвержденный приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10 апреля 2002г
- Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Программа
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
контрольные диктанты | |||
1. 1.1 | Повторение. Предложение. | 6 | |
Итого: | 6 | ||
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Звуки и буквы. Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. | 4 5 8 4 14 6 20 10 | 1 1 1 1 |
Итого: | 71 | 4 | |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. Имена собственные. Предлоги. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. | 17 6 6 2 12 | 1 1 1 1 |
Итого: | 43 | 4 | |
4. 4.1 4.2 4.3 | Предложение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 16 5 8 | 1 |
Итого: | 29 | 1 | |
5. | Связная речь. | 10 | |
Итого: | 10 | ||
6. | Повторение пройденного. | 11 | 1 |
Итого: | 11 | ||
Итого: | 170 | 10 |
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Повторение пройденного в начале года
- Звуки и буквы
- Слово
- Предложение
- Связная речь
- Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
- звуко - буквенный анализ слова,
- овладение правописанием слов, предложений, текстов,
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
- ответы на последовательно – поставленные вопросы,
- совершенствование графического навыка,
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
- учебники,
- наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
- дидактический материал,
- коррекционные задания и упражнения,
- игры по русскому языку.
Планируемые результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы и оборудование | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4 | Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.., М.: Просвещение, 2012 | 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой, М.:Просвещение, 2013 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008 | 1.Электронные демонстрационные таблицы по русскому языку 2.Электронный дидактический и раздаточный материал по русскому языку 3-4 кл. 3. Презентации 4. Наглядный материал( таблицы по русскому языку) 5. Медиапроектор (по необходимости) 6. Компьютер | Диктанты, тесты | 1. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Коли-чество часов | Коррекционная работа | Оборудование А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова Русский язык Учебник для 4 класса | |||||
ПОВТОРЕНИЕ | 6 ч | ||||||||
Предложение Практическое построение простого предложения. | 1ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||||
Выделение предложений из текста. Словарное слово считать) | 1ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями, со словарным словом; сюжетные картинки. | ||||||
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать) | 1 ч. | Развитие внимания, мышления на основе игры «Кого – чего нет?» | Набор предметных картинок, игрушек; карточка со словарным словом. | ||||||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 ч. | Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала» | Карточки с предложениями; счетные палочки. | ||||||
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.) | 1ч. | Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок» | Конверты со словами (на каждого ученика) | ||||||
Деление текста на предложения. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями; сюжетные картинки. | ||||||
Звуки и буквы. Алфавит. | 4 ч. | ||||||||
Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.) | 2 ч. | Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее» | Алфавит; две стопки книг; простой карандаш; массажные мячи | ||||||
Гласные и согласные буквы. | 2 ч. | Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнения «Узнай звук» | Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета | ||||||
Мягкий знак на конце и в середине слова. | 5 ч | ||||||||
Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль) | 2 ч. | Коррекция памяти на основе дидактической игры «Поможем Незнайке» (письмо словарных слов). | Карточка со словарным словом; предметная картинка: картофель; «Незнайка». | ||||||
Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек) | 2ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||||
Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 ч. | Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово». | Карточка со словарным словом; папка «Мягкий знак». | ||||||
Разделительный мягкий знак. | 8 ч | ||||||||
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня) | 2 ч. | Развитие фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнения «Будь внимательным». | Массажные мячи; карточка с «ь» знаком. | ||||||
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.) | 2 ч. | Развитие внимание, мышления на основе игры «Заметь все» | Плакат с правилом; карточки со словами. | ||||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». | Плакат «Лесенка»; простой карандаш; словарные слова | ||||||
Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Составь рассказ». | Серия картинок; карточки с вопросами. | ||||||
Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак». | 1 ч. | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р | ||||||
Работа над ошибками. | 1 ч | Коррекция внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Гласные после шипящих | 4 ч | ||||||||
Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника) | 2 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Загадки». | Карточка со словарным словом; таблица с загадками. | ||||||
Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.) | 2 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». | Карточка со словарным словом; таблицы со словами «Лесенка». | ||||||
Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи, творческого рассказывания на основе упражнения «Составь» | План рассказа; карточки с предложениями. | ||||||
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 14 ч. | ||||||||
Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.) | 2 ч. | Коррекция фонематического слуха в процессе игры «Придумай слово со звуком…» | Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки. | ||||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 ч. | Коррекция познавательной деятельности на основе упражнения «Услышь звук». | Карточки с буквами, со словарными словами; предметные картинки. | ||||||
Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед) | 2 ч. | Коррекция познавательной деятельности на основе игры «Исправь ошибки». | Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо. | ||||||
Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарное слово автобус) | 2 ч. | Коррекция зрительного внимания на основе упражнения «Найди ошибку». | Правило; карточки со словарными словами; согласные буквы. | ||||||
Контрольная работа за I четверть. | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта. | ||||||
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет) | 2ч. | Коррекция логического мышления, операций анализа и синтеза на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||||
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб. | 2 ч. | Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово». | Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные». | ||||||
Ударные и безударные гласные. | 6 ч | ||||||||
Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.) | 2ч. | Развитие мышления и слухового восприятия на основе упражнения «Загадки» | Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками. | ||||||
Смыслоразличительная роль ударения. | 2 ч. | Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». | Плакат со словами | ||||||
Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово: фабрика.) | 2 ч. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнения «Запомни, запиши» | |||||||
Правописание безударных гласных | 20 ч | ||||||||
Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Сравни» | Карточки со словарными словами; веточка сосны. | ||||||
Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу. | 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» | Предметные картинки; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней. | 1 ч. | Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения. | Текст; план. | ||||||
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 ч. | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». | Карточка со словарным словом; простой карандаш. | ||||||
Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер) | 2 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Будь внимателен» | Карточки со словами; газета; простой карандаш; карточка со словарным словом. | ||||||
Правописание безударных гласных. | 2 ч. | Коррекция логического мышления на основе игры «Загадка» | Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы. | ||||||
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак) | 2 ч. | Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления на основе упражнения «Найди ошибку». | Карточка со словарным словом; простой карандаш | ||||||
Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. | 2 ч. | Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». | Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы, презентация. | ||||||
Правописание слов с безударной гласной в корне слова. | 3 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово» | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками | ||||||
Дифференциация всех изученных правил. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Сделай правильный выбор» | Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам | 2ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь» | |||||||
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные». | 2 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками. | 2 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Непроверяемые безударные гласные. | 8 ч | ||||||||
Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай) | 2 ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш | ||||||
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор) | 2 ч. | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». | Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш. | ||||||
Контрольный диктант за II четверть | 1 ч. | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р | ||||||
Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм. | 1 ч. | Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок» | Текст; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 2ч. | Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Различи» | Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Слово. Названия предметов, действий и признаков. | 17 | ||||||||
Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира ) | 2ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Плакат «Предметы»; предметные картинки; карточки со словарными словами. | ||||||
Названия предметов. (Словарное слово телефон.) | 2 ч. | Коррекция внимания, мышления на основе дидактической игры «Третий лишний» | Карточки с изображением трех предметов; карточки со словарными словами. | ||||||
Названия действий. | 2 ч. | Коррекция внимания, речи, мышления через дидактическую игру «Кто что делает?» | Плакат «Названия действий»; предметные картинки; простой карандаш; линейка. | ||||||
Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.) | 1ч. | Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов. | Карточка со словарным словом; | ||||||
Различение слов, обозначающих предметы и действия. | 1 ч. | Развитие внимания, мышления, речи на основе дидактической игры «Угадай задуманное слово» | Фишки; сюжетные картинки; простой карандаш; словарное слово. | ||||||
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь» | Сюжетная картинка по теме: «Квартира» | ||||||
Названия признаков. (Словарное слово: огромный.) | 2 ч. | Развитие внимания, мышления на основе дидактической игры «Что подарил ребятам Чебурашка?» | Чебурашка; корзина с игрушками; простой карандаш. | ||||||
Слова, обозначающие признаки предметов. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания, памяти на основе дидактической игры «Угадай» | Слова – признаки; плакаты со словарными словами. | ||||||
Названия предметов, действий и признаков. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе дидактической игры «Узнай свое слово» | Карточки со словами; простой карандаш; линейка; массажные мячи. | ||||||
Связная речь. Обучающее изложение: описание птицы. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Опиши» | Предметные картинки птиц; простой карандаш; линейка. | ||||||
Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; простой карандаш; линейка. | ||||||
Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Имена собственные. | 6 ч | ||||||||
Имена собственные. (Словарное слово: Россия) | 2ч. | Развитие мышления через умения применять правило на практике на основе упражнения «Запиши правильно» | Презентация; карточка со словарным словом; красный карандаш. | ||||||
Правописание имен собственных. (Словарное слово: фамилия.) | 2 ч. | Развитие зрительной памяти на основе упражнения «Запомни» | Карточка со словарным словом; красный карандаш. | ||||||
Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес» | Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи | ||||||
Контрольный диктант по теме: «Имена собственные». | 1 ч. | Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования) в ходе письма под диктовку. | Тетради для контрольных работ, простые карандаши; текст диктанта | ||||||
Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Предлоги. | 6 ч | ||||||||
Предлоги. (Словарное слово лестница) | 2 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выдели предлог» | Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом. | ||||||
Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута) | 2 ч. | Коррекция слухового внимания на основе упражнения «Не пропусти» | Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом. | ||||||
Контрольный диктант. Предлоги. | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш. | ||||||
Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Наведи порядок». | Массажные мячи; простой карандаш. | ||||||
Разделительный твёрдый знак. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Замени одним словом». | Сюжетная картинка; массажные мячи. | ||||||
Родственные слова. | 12 ч | ||||||||
Понятие о родственных словах. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, памяти на основе упражнения «Как растут слова» | Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики. | ||||||
Определение корня слова. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Найди общую часть –корень» | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация | ||||||
Упражнения в практическом образовании родственных слов. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Превращение слов» | Карточки со словами для каждого ученика. | ||||||
Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника» | Карточки со словами для каждого ученика. | ||||||
Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Лишнее слово» | Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи. | ||||||
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. | 1 ч. | Коррекция речи, воображения, мышления на основе упражнения «Составь» | Серия картинок; простой карандаш; массажный мяч | ||||||
Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка» | Табличка у каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Контрольный диктант за III четверть | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш. | ||||||
Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Кто правильней» | Карточки с рисунками и буквами; простой карандаш; массажные мячики. | ||||||
Предложение. | 16 ч | ||||||||
Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.) | 1 ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||||
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.) | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Карточки с предложениями; сюжетные картинки. карточка со словарным словом. | ||||||
Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.) | 2 ч. | Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» | Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши | ||||||
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон. | 2 ч. | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Наведи порядок» | Конверты со словами (на каждого ученика) | ||||||
Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал. | 2 ч. | Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала» | Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом. | ||||||
Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | 1 ч. | Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». | Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи. | ||||||
Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок. | 3 ч. | Коррекция мышления и фонематического слуха посредством игры «Чей кораблик быстрее проплывет по ручейку» Коррекция логического мышления посредством игры «Лишнее слово» | Магнитофон; сюжетная картинка по теме «Весна»; плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь. | ||||||
Распространение предложений. | 2 ч. | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто…». | Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами. | ||||||
Контрольный диктант «Предложение». | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш. | ||||||
Закрепление. Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» | Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры. | ||||||
Знаки препинания в конце предложения. | 5 ч | ||||||||
Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка) | 2ч. | Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» | Карточка со знаком вопроса; газета; карточка со словарным словом и предметной картинкой. | ||||||
Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица) | 2 ч. | Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»» | Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом. | ||||||
Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце) | 1 ч. | Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак» | Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом. | ||||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 8 ч | ||||||||
Главные члены предложения. Сказуемое. | 2 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» | Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами. | ||||||
Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр) | 2 ч. | Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». | Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами. | ||||||
Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 2 ч. | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто…». | Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами. | ||||||
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.) | 2 ч. | Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Правильно и быстро». | Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения. | ||||||
Повторение пройденного. | 11 ч | ||||||||
Алфавит. | 1 ч. | Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее» | Алфавит; две стопки книг; простой карандаш; массажные мячи | ||||||
Итоговый контрольный диктант. | 1 ч. | Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. | Текст диктанта; листочки для к/р; простой карандаш. | ||||||
Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||||
Родственные слова. | 1 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника» | Карточки со словами для каждого ученика. | ||||||
Безударные гласные | 2 ч. | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово» | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками | ||||||
Парные звонкие и глухие согласные. | 2 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 ч. | Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Живое предложение». | Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения. | ||||||
Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками. | ||||||
Знаки препинания в конце предложения | 2 ч. | Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак» | Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...
Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида
Урок письма по теме: "Выделение предложений" тесно связан с темой Родины, столицы нашей Родины Москвой, с темой "Заглавная буква в георгафических названиях"....
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....