Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе по ОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Тематическое планирование содержит пояснительную записку, в которой указаны предполагаемые результаты на конец учебного года, знаний и умения к каждой теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_4_klass_umk_shkola_2100.doc | 585 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков по русскому языку
в 4 классе
Программа: Образовательная система «Школа 2100», (под науч. ред. Д.И. Фельдштейна)
Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. «Русский язык». 4 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:
- 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);
в том числе:
- на написание контрольных диктантов - 8 ч;
- написание проверочных диктантов - 3 ч;
- написание словарных диктантов -5 ч;
- проведение контрольных списываний -2 ч;
- проведение проверочных списываний -2 ч;
- написание проверочных работ -7 ч;
- написание свободных диктантов - 4 ч;
- написание сочинений — 9 ч;
- написание изложений — 7 ч;
- тестирование -2 ч.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей пароль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1,2,3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
- безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся - -ться в глаголах, не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология - один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
- количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим
значением слов; - развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
- Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
- Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса.
- Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи.
- Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского
языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. - Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать изученные части речи по их признакам;
- разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
- видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- производить звукобуквенный анализ слов;
- пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение из 2-3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2-3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать изложение текста повествовательного характера (90—100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20-25 предложений);
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения;
делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
№ п\п | Дата | Тема урока | Ко-личе-ство часов | Дидактические цели урока | Тип урока | Форма организации познавательной деятельности | Элементы дополнит. (необязат.) содержания | Приме-чание | |
Знать | Уметь (включая учебные универсальные навыки) | ||||||||
1-2 | Поэты и писатели о русском языке | 2 | Письмо авторов учебника; повторение фонетики | Урок объяснения нового материала | |||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (15 часов) | |||||||||
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация | Уметь: - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; - различать произношение и написание слов; - находить способ проверки написания слова; - без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - обозначать орфограммы, изученные во 2-3 классах, в словах и между словами Уметь: - применять на письме изученные орфографические правила; - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; - различать произношение и написание слов; — находить способ проверки написания слова; - без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - выполнять фонетический разбор | Урок повторения изученного | Текущий контроль (устный опрос) | Расширение словарного запаса | ||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Звуки гласные и согласн.; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Урок повторения изученного | Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) | Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках | |||
5 | Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение» (40 минут) | 1 | Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса. Списывание текста | Урок повторения Урок контроля: входная контрольная работа | Текущий контроль (устный опрос). Контрольное списывание (Е. В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс», с. 2-3 | Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы) | |||
6 | Фонетический разбор слова | 1 | Знать: - значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - изученные орфографические правила. Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора | Урок повторения изученного | Текущий контроль (письменный опрос) | Умение читать слова по транскрипции | |||
7 | Повторение орфографии | 1 | Знать: - значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - изученные орфографические правила. Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки | Урок повторения изученного | Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой | Тесная связь наук - орфографии и фонетики | |||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | Урок повторения изученного | Текущий контроль (устный опрос) | Систематизация знаний об орфограммах | ||||
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль (устный опрос) | |||||
10 | Повторение состава слова | 1 | Знать:- значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - изученные орфографические правила. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | Урок повторения изученного | Текущий контроль (письменный опрос) | ||||
11 | Входная административ-ная контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | Знать изученные орфографические правила | Уметь применять их на письме | Урок контроля | Контрольная работа. Тетрадь «Проверочные и к/р по рус. яз. 4 класс» | |||
12 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Контрольный словарный диктант | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте | Урок коррекции знаний и умений | Текущий контроль: словарный диктант | |||
13 | Повторение изученного о частях речи | 1 | Знать графическое обозначение орфограмм. Имя сущ., имя прилаг., местоим., глагол, их значение и употребление | Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу | Урок повторения изученного | Текущий контроль (устный опрос) | |||
14 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | Знать порядок разбора предложения и образец записи Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения | Уметь: - выполнять словарную работу; - разбор предложений (главные и второстепенные члены); - определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Урок повторения изученного | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма | ||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | Уметь: - выполнять словарную работу; - разбор предложений (глав. и втор. члены); - определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Урок обобщения и систематиза -ции материала | Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием граммат. основы предложения) | |||
16 | Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
17 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний и умений | ||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ (40 часов) Р а з д е л 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (15 часов) | |||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказыв. и эмоциональной окраске. Главные и второст. члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распростр. и нераспростр. предлож. Однородные члены предложения | Уметь: - узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; - приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; - определять предложения по цели высказывания и интонации | Урок ознакомления с новым материалом) | Текущий контроль: составление схем предложений | Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения | ||
19 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | Урок рефлексии | Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания) | ||||
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; - о стилистической роли в худо-жественном тексте предложений с однородными членами. Отличи-тельные особенности простого предложения с однород. членами | Уметь: - узнавать в тексте простые предложения; - приводить примеры предложений с однородными членами; - ставить знаки препинания в конце предложений | Комбинированный урок | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами) | |||
21 | 1 | ||||||||
22 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» (40 минут) | 1 | Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; - о стилистической роли в худо-жественном тексте предложений с однородными членами. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста | Урок развития связной речи | Творческая работа: письмо текста по памяти | ||||
23 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; - о стилистической роли в художественном тексте предло-жений с однородными членами. Нахождение и исправление ошибок в изложении | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки) | ||||
24- 25 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 2 | Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах | Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи | Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок | Текущий контроль: карточки (списать предл, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения) | Различие простого предложения с однород. членами и сложного предложения с союзом и, с бессоюзной связью | ||
26 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их лексическим значением, правильное построение предложения. Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. | Урок развития связной речи | Творческая работа | Требования к стилю изложения | |||
27 | Анализ сочинений и работа над ошибками | 1 | Уметь: - узнавать в тексте простые предложения; - приводить примеры разных видов предложений | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: словарный диктант | Постановка проблемы и поиск ее решения | |||
28-29 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 2 | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Знаки препинания в предл. с однород. чл. | Комбинированный урок (урок- практикум) | Текущий контроль: карточки (списать предл., поставив, где нужно запятые, синтакс. разбор, схема предл) | ||||
30 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № I | 1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Уметь: - применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; - «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; - выполнять синтаксический разбор простого предложения | Урок систематизации изученного материала | Текущий контроль: проверочная работа № 1с. 4-5 | |||
31 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | Урок контроля | Тематический контроль: контр. работа.. (Метод. рекомен. для учителя, с. 74—75.) | ||||
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: устный опрос (поиск в тексте слов на определенную орфограмму, нахождение предложений с однородными членами) | ||||
Раздел 3. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И,А, НО (13 часов) | |||||||||
33-34 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 2 | Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; - признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа | Уметь: - использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; - составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные) | Сложное предложение. Союз и в сложном предложении из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов | ||
35-36 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | Знать:- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; - признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Постановка знаков препинания в сложном предложении | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор) | ||||
37 | Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге» (25 минут) | 1 | Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; - признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Составление рассказа на граммат. тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, переда-вать содержание близко к тексту | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
38-40 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 3 | Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; - признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: уплотненный опрос (из текста выписать сложные предл. (I вар.), простые предлож. (II вар.);синтакс. разбор одного предложения) | ||||
41 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
42-43 | Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». Проверочная работа № 2 | 2 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений | Уметь: - применять полученные теоретические знания; - «читать» схемы предложений; - отличать простые предложения с однородными членами от сложных; - расставлять запятые; - составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; - различать тексты по типу | Комбинированный урок. Урок обобщения и системати-зации знаний | Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8-9 (Е. В. Бунеева) | |||
44 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» (40 мин.) | 1 | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | Урок контроля | Тематический контроль: контрольная работа. (Метод. реком. для учителя, с. 84-85.) | ||||
45 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант (10мин.) | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов - взаимопроверка) | Составление предложений по заданному типу | |||
Р а з д е л 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (12 часов) | |||||||||
46 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи. Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | Пропедевтическое введение предлож. с прямой речью, показ роли таких предлож. в речи | |||
47-48 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 2 | Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений | Уметь пунктуационно оформлять такие предложения | Комбинированный урок | Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предл); осложненное списывание (списать, обозначая слова автора и прямую речь) | Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения | ||
49 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи | 1 | Актуализация знаний по теме «Прямая речь» | Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью | Урок развития связной речи | Творческая работа | Самостоятельное составление предложений по заданной схеме | ||
50 | Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предлож. с прямой речью | 1 | Правило оформления цитаты на письме | Уметь оформлять цитаты на письме | Комбинированный урок | Текущий контроль: карточ-ки (расставить знаки препинания, составить схему предложения) | |||
51 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: сам. работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами,выписать несколько, составить схемы | |||
52 | Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле - здоровый дух» | 1 | Составление плана, определение темы и основной мысли текста | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
53 | Анализ изложений и работа над ошибками в изложении | 1 | Нахождение и исправление ошибок в изложении | Уметь выполнять работу над ошибками в изложении | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: словарная работа | |||
54-55 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 2 | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль. Игры «Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы», «Знатоки темы и предложения» | |||
56 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | Актуализация знаний по теме | Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо | Урок контроля | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94) | |||
57 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные» | |||
СЛОВО (103 часа) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 часов) Раздел 5. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (3 часа) | |||||||||
58 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | Знать:- определение имени сущ. , значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, II, III склонения (кроме сущ. на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Слово и его значение. Имя сущ., значение и употребление. Различение имен сущ. , отвечающих на вопросы кто? что?, имен сущ. мужского, женского и среднего рода | Уметь: - различать имена су- ществительные, отве- чающие на вопросы кто? и что?; имена существительные муж- ского, женского и среднего рода; - различать склонения имен существительных | Урок изучения нового материала | Имя существи- тельное в роли подлежащего, в роли второсте- пенных членов предложения. Падеж имен су- ществительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные оконча- ния имен существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка | |||
59 | Составление устного рассказа на тему «Имя сущ. как часть речи». Роль имен сущ. в предложении, в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение- миниатюра «Вид из окна» | 1 | Использование словарей русского языка. Роль имен сущ. в речи Знать: - определение имени сущ.., значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, II, III склонения (кроме сущ. на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). | Урок развития связной речи | Текущий контроль: игра «Узнай слово» | ||||
60 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы, антонимы | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож,ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, II, III склонения (кроме сущ. на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).Имя сущ. в роли подлежащего, в роли второстеп. членов предложения | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: выбо- рочный диктант (выбрать из текста сло- восочетания, в которые входит имя суще- ствительное) | ||||
Р а з д е л 6. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (12 часов) | |||||||||
61 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени сущ.: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Изменение имен сущ. по числам и падежам | Уметь: - различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; - различать склонения имен существительных; - изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: карточки: а) синтакси- ческий разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор | Имя сущ. в роли подлежащего, в роли втор. членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен сущ. в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен сущ. 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце сущ. ж. р. 3-госклонения; правописание сущ. м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы | ||
62 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени сущ. : мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Падеж, изменение имен сущ. по падежам, употребление в предложении сущ. в разных формах | Урок развития умений и навыков | |||||
63 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: письм. опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам) | |||||
64 | Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке» | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени сущ: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, II, III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
65 | Анализ изложений. Именительный и винительный падежи | 1 | Знать: - определение имени сущ. , значение и употребление; - род имени сущ.: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен сущ. | Уметь: - различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; - различать склонения имен существительных; - изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях) | Имя сущ. в роли подлежащего, в роли втор. членов предложения. Падеж и три склонения имен сущ. Наблюдение над ролью имен сущ. в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен сущ. 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце сущ. ж. р. 3-го склонения; правописание сущ. м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозн. и многозначные. Синонимы и антонимы | ||
66 | Родительный падеж | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени сущ.: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Особенности употребления имен сущ. в родит. падеже, определение падежа имен сущ. | Комбиниро- ванный урок | |||||
67 | Административная контрольная работа (40 минут) | 1 | Знать: - определение имени сущ., значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Письмо под диктовку, применение изученных орфограф. правил | Урок контроля | Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием | Имя сущ. в роли подлежащего, в роли втор. членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен сущ. в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен сущ. 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце сущ. ж. р. 3-го склонения; правописание сущ. м. р. с шипящим на конце. Словар.богатство русского языка. Слова однозн. и многозначные. Синонимы и антонимы | |||
68 | Работа над ошибками. Дательный падеж | 1 | Знать: - определение имени сущ. , значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; - сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); - правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ. на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Особенности употребления имен сущ. в дательном падеже, определение падежа имен сущ. | Уметь: - различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; - различать склонения имен существительных; - изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонет. разбор, в) морфолог. разбор; г) морфемный разбор) | |||
69 | Творительный падеж | 1 | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль | |||||
70 | Предложный падеж | 1 | Текущий контроль: с.р. – упр. 150 | ||||||
71 | Обобщение знаний, о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен сущ. по падежам» | 1 | Падежи имен сущ. , изменение слов по падежам, определение падежа имени сущ в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме | Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1,2 | |||
72 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен сущ. по падежам» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: проверочная работа №3, с. 14-15 | |||||
Р а з д е л 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов) | |||||||||
73 | Что такое склонение? Три склонения имен сущ. | 1 | Различение 1, 2, 3-го склонения сущ. Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен сущ. | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Урок изучения нового материала | Текущий контроль: правило | Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.) | ||
74 | Развитие речи. Контрольное изложение за 1 полугодие | 1 | План, тема и основная мысль текста. Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен сущ. | Урок контроля | |||||
75 | Анализ изложений. Развитие умения определять склон. имен сущ. | 1 | Типы склонений имен сущ., определение склонений имен сущ. | Комбинированный урок | Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) морфологический разбор) | ||||
76 | Развитие умения определять склон. имен сущ. Морфолог. разбор имени сущ. | 1 | Типы склонений имен сущ., определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен сущ. Знать алгоритм морфолог. разбора. | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Урок повторения изученного | Знакомство с несклоняемыми сущ.; обогащение словарного запаса | |||
77 | Понятие о несклоняемых именах сущ. и особенностях их употребления | 1 | Знакомство с несклоняемыми существительными | Уметь находить, отличать несклоняемые сущ., определять их особенности | Комбинированный урок | Текущий кон-троль: устный опрос (назовите имена сущ. 1,2, 3-го склонения, просклоняйте их) | Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен сущ. | ||
78 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи нескл. сущ. с разными предлогами, предложений с однород. членами | 1 | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые сущ. с разными предлогами, предложения с однородными членами | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
Раздел 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов) | |||||||||
79 | Мягкий знак после шипящих на конце сущ. женского рода | 1 | Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце сущ. ж. р. 3-го склонения». Мягкий знак после шипящих на конце сущ. женского рода 3-го склонения, правописание сущ. мужского рода с шипящим на конце | Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце | Урок изучения нового материала | Текущий контроль: устный опрос (какие сущ. относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет ь в словах польза, соловьи,дичь? | Составление предложений со словами на заданную орфограмму | ||
80 | Буква Ь после шипящих на конце имен сущ. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант | 1 | Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы | Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль (карточки: а) фонет. разбор, б) морфолог. разбор | Развитие умения действовать по алгоритму | ||
81 | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: словар. диктант | ||||||
82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 (20 минут) | 1 | Выполнения задания: «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний | Уметь применять изученный теорет. материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий | Комбинированный урок | Текущий контроль: поверочная работа № 4, с. 16-17 | |||
83 | 1 | ||||||||
84 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце сущ.» | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил. | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Урок контроля | ||||
85 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти. | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: письмо по памяти | |||
Раздел 9. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (11 ЧАСОВ) | |||||||||
86 | Выведение общего правила написания безуд. падежных окончаний имен сущ. | 1 | Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Безударные падежные окончания имен сущ. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль: языковая разминка | Развитие умения действовать по алгоритму | |||
87-88 | Развитие умения писать безуд. гласные в падежных окончаниях имен сущ., действовать по алгоритму | 2 | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных .Безударные падежные окончания имен существительных | . Уметь применять правило и действовать по алгоритму | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: запись под диктовку | |||
89 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | План, тема и основная мысль текста | Уметь писать изложение повествовательного характера по плану | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
90-92 | Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изучен. орфограммой, графически объяснять выбор написания | 3 | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания | Урок развития умений и навыков | ||||
93-94 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безуд. падежных окончаний имен сущ.» | 2 | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль: проверочная работа №5, с. 20-21 | |||
95 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен сущ.» (40 минут) | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Урок контроля | Тематический контроль: контрольная работа (метод.реком. для учителя, с. 133) | |||
96 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль: языковая разминка | |||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (20 часов) Раздел 10. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ (4 часа) | |||||||||
97 | Повествование и описание - два типа речи. Роль имен прилагат. в речи | 1 | Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи Знать: - значение и употребление имен прилагательных в речи; - изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами сущ.; - склонение имен прилагат., кроме прилагательных на -ии, -ья, -ов, -ин; - правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагат. с основой на и) | Уметь применять изученные орфограммы при написании | Комбинированный урок | Текущий контроль: выборочный диктант | Имена прилагат. в роли второстеп. членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагат. в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных | ||
98 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | Уметь применять изученные орфограммы при написании | Урок рефлексии | Текущий контроль: языковая разминка | ||||
99 | Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 | Уметь применять изученные орфограммы при написании | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
100 | Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Грамматические признаки имен прилагат. порядок морфолог. разбора имени прилаг. Знать: - значение и употребление имен прилагательных в речи; - изменение прилагат. по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; - склонение имен прилагат., кроме прилагат. на -ии, -ья, -ов, -ин; - правописание безуд. окончаний. имен прилаг. (кроме прилаг. с основой на и) | Уметь применять изученные орфограммы при написании | Комбинированный урок | Текущий контроль: фронтальный опрос | |||
Раздел 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3 часа) | |||||||||
101-102 | Изменение имен прилаг. по падежам | 2 | Изменение имен прилагат. по падежам. Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного | Уметь изменять прилаг. по родам, числам и падежам, выполнять морфол. разбор прилаг. | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | |||
103 | Словосочетание сущ. + прилаг. Главное и зависимое слово в словосочетании | 1 | Согласование с именами существительными Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного | Уметь изменять прилаг. по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного | Комбинированный урок | Текущий контроль: выборочный диктант | Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания | ||
Раздел 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (13 часов) | |||||||||
104 | Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагат | 1 | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных | Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы | Комбинированный урок | Текущий контроль | Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок | ||
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | ||||||
106-107 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка | |||||
108 | Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1 | План, тема и основная мысль текста | Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения | Урок развития речи | Творческая работа | |||
109-110 | Анализ изложений. Упражнения на повторение | 2 | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Комбинированный урок | Текущий контроль: словар. работа | ||||
111-112 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах | |||||
113 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 минут) | 1 | Употребление имен прилагательных в речи | Уметь использовать в сочинении имена прилагательные | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
114 | Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6 | 1 | Грамматические признаки имени прилагат., порядок морфологического разбора имени прилагат., правописа-ние безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24-25 | |||
115 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» (40 минут) | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | Урок контроля | Тематический контроль: контрольная работа (метод. реком. для учителя, с. 147) | |||
116 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст | Урок коррекции знаний, умений, навыков | ||||
ГЛАГОЛ (43 часа) Раздел 13. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ (4 часа) | |||||||||
117 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | Значение и употребление глаголов в речи, правописа-ние глаголов с частицей не | Знать и уметь: - значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. | Комбиниро-ванный урок | Текущий контроль: написание глаголов с не | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | ||
118-119 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | Грамматические признаки глагола | Комбиниро-ванный урок | Текущий контроль: определение грамматичес. признаков глагола | ||||
120 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | Комбиниро-ванный урок | Текущий контроль: языковая разминка | ||||
Раздел 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (3 часа) | |||||||||
121 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | 1 | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | Уметь: - наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; - пользоваться алгоритмом | Комбинированный урок | Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти | |||
122-123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 2 | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям | Комбинированный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | ||||
Раздел 15. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (21 час) | |||||||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями | Знать и уметь: - значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами | Комбинированный урок | Текущий контроль: языковая разминка | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | ||
125-126 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка | |||||
127-128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | |||||
129 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам (40 минут) | 1 | Развитие связной письменной речи | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
130 131 132 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений | 3 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: индиви- дуальный опрос | ||||
133 | Разбор глагола как части речи | 1 | Грамматические признаки глагола, порядок морфолог. разбора глагола | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти | ||||
134 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Урок контроля | Тематический контроль: кон- трольная работа (метод. рек. с. 165) | ||||
135-136 | Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться | 2 | Вывод правила о написании -тся и -ться в глаголах | Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинирован-ный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос | ||||
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа» и орфограф. правилами | 1 | Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос | ||||
138-139 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единствен. числа | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: тест | |||||
140-141 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь: - использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами; - редактировать текст изложений | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языков. разминка. Письмен. опрос | |||
142 | Обучающее изложение «Первые школы» (40 минут) | 1 | План, тема и основная мысль текста | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
143 | Работа над ошибками. Редактирование текста изложений | 1 | Комбинированный урок | ||||||
144 | Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут) | 1 | Уметь грамотно и каллиграфически верно списывать текст | Урок контроля | |||||
Раздел 16. РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (15 часов) | |||||||||
145-146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 2 | Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание | Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) | Комбинированный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Фронт. опрос | |||
147 | Обучающее сочинение. Использование в письм. речи глагол. в форме настоящего времени с изучен. орфограммами | 1 | Использование в речи глаголов в заданной форме | Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами | Урок развития связной речи | Творческая работа | |||
148-150 | Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов | 3 | Знать :- значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2спряжения), не с глаголами. Разбор глаголов по составу | Уметь разбирать глаголы по составу | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопреде- ленной форме. Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопреде- ленной форме | ||
151-152 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 2 | Уметь; - видеть в словах изученные орфограммы; - использовать в устной и письменной речи глаголы; - составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | ||||
153 | Развитие речи Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | Знать :- значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спр.), не с глаголами Использование глаголов в форме 3 лица ед. числа настоящего времени | Урок развития связной речи | Творческая работа | ||||
154-155 | Работа над ошибками в сочинении, редактиров. текста. Повторение по теме «Глагол».Контрольный словарный диктант | 2 | Знать :- значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами Разбор глаголов по составу | Уметь; - видеть в словах изученные орфограммы; - использовать в устной и письменной речи глаголы; - составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронт. опрос | |||
156 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | Комбиниро- ванный урок | Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32-34 Проверочные и контр. работы по русскому языку. | |||||
157 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений | 1 | Знать :- значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола | Урок обобщения и сис- тематизации знаний | Тематический контроль: предупреди-тельный диктант. Тест | ||||
158 | Административный контрольный диктант (40 минут) | 1 | Знать :- значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами. Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||
159 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Уметь; - видеть в словах изученные орфограммы; - использовать в устной и письменной речи глаголы; - составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Текущий контроль | ||||
Р а з д е л 17. ПОВТОРЕНИЕ (11 часов) | |||||||||
160-161 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 2 | Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова» | Уметь применять в системе полученные знания | Комбинированный урок | ||||
162 | Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | План, тема и основная мысль текста | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||
163 | «Пишу правильно» (работа над ошиб.). Редактирование текста | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст | Урок коррекции знаний, умений, навыков | |||||
164-165 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | Выполнение тестовых заданий | Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу | Комбинированный урок | Текущий контроль: тест | |||
166-167 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?» | Комбинированный урок | Текущий контроль: языковая разминка Выборочный диктант | ||||
168-169 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | Комбинированный урок | ||||||
170 | Урок-игра «Кто хочет стать отличником?» | 1 | Урок-игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс Школа 2100"
Календарно - тематическое планирование по русскому языку по программе Школа 2100", авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина 2012г....
Календарно- тематическое планирование по русскому языку. 2 класс. "Школа 2100"
Календарно- тематическое планирование по русскому языку. 2 класс. "Школа 2100"...
календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2класс.УМК "Школа 2100"
Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДирект...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....
Календарно – тематическое планирование по русскому языку ( 2 класс «Школа 2100»)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 2 класс с характеристикой деятельности учащихся. Школа 2100.Календарно – тематическое планирование по русскому языку( 2...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс( "Школа 2100")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе ("Школа 2100")...