рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_0.doc | 609 КБ |
poyasnit_zapiska_russkiy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ п/п | Наиме- нование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Виды деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | I. Повторе-ние (20 ч) | Повторение изученного о речи. Воспоминания о лете | 1 | Практическое овла-дение диалогической формой речи, моно-логическими выска-зываниями), рассуждение на доступные детям темы. Повторение изученного во 2 классе. | Знать, как построен учебник, основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. Уметь: – пользоваться учебником, находить информацию; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Личностные: – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: –пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию | Устн. сочин. «Однажды летом…» | |
2 | Речь. Повторение. | 1 | Выборочное чтение: нахождение необхо-димого материала. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста | Знать: – признаки устной и письменной речи; – основные единицы русского языка. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложения и текст | С. 6, № 6, отредактировать текст. | |||
3 | Правильность и точность речи | 1 | Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения | Знать: – основные единицы русского языка. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; -использовать языковые средства в устной речи в соответствии с целями и условиями общения | С.7, № 8, сост. словарный диктант. | |||
4 | Состав слова | Значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое). Выделение и определение значимых частей слова | Знать: – понятие «основа слова»; – значение окончания; – основы, признаки родственных слов | С. 8, № 13, вставить слова. | ||||
5 | Разбор слова по составу | 1 | Решение известных орфографических задач | Уметь: – правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них; – находить основу в словах | С.12,№.24, выписать слова | |||
6 | Разбор слова по составу . Решение орфографических задач. | 1 | Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач | Знать: - корневые орфограммы. Уметь - находить опасные места в словах; - выполнять разбор слова по составу | С.13, № 29, выделить части слов. | |||
7 | Решение орфографических задач. | 1 | Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач | Знать корневые орфограммы. Уметь находить опасные места в словах | С. 15, № .37, отмет. орфограммы. | |||
8 | Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне, сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре | 1 | Знакомство со словами, в которых встречаются сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре | Уметь распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы | Т.-з., с.19, №.41 выдел. орфогр | |||
9 | Правописание суффиксов -ек- и -ик- | 1 | Работа над совершенствованием навыков письма суффиксов -ек, -ик | Иметь представление о роли суффиксов в речи | С.21, № 57, выделить суффикс | |||
10– 11 | Правописание ударных и безударных сочетаний –цы, -ци. | 2 | Формирование представления о правописании звука [ы] после ц. Упражнения в правильном написании слов со слогами цы и ци | Знать о написании сочетаний -цы- или -ци-. Уметь предупреждать ошибки в написании таких слов | 10) Т.-з., с. 21, № 44, выделить корень. | |||
11) С. 23, № 63, выписать слова. | ||||||||
12 | Освоение изученных орфографических правил | 1 | Развитие орфографической зоркости. Систематизация накопленных знаний | Уметь решать орфографические задачи | С.24 ,№ 66, озаглавить текст. | |||
13 | Решение орфографических задач | 1 | Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы | Знать изученные орфограммы. Уметь: – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – находить способ проверки написания слова | ||||
14 | Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Письмо под диктовку текста | Знать изученные орфограммы и способы их проверки. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Повторить изученные орфограммы | |||
15 | Работа над ошибками, допущенными . в диктанте. Решение орфографических задач. | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | Т.-з., с.19, №.41 выдел. орфогр | |||
16 | Общее знакомство со сложными словами | 1 | Ознакомление со сложными словами (состоящими из двух корней) и правилами их написания | Знать способ образования сложных слов Уметь: - выделять корни в сложных словах. | Т.-з., с.26, № 70,выделить корень. | |||
17 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 1 | Дальнейшее формирование осознанных умений. Работа над правописанием сложных слов | Знать изученные правила. Уметь находить в тексте опасные места | С. 22, № 62, запис. слова во мн.ч. | |||
18 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия | 1 | Работа по обучению передаче текста свободно в устной форме | Уметь: – составлять текст по плану и опорным словам | Т.-з.,с.29 , № 81, выделить орфогр | |||
19 | Контрольное списывание | 1 | Безошибочное списывание текста | Знать правила списывания печатного текста. Уметь: – без ошибок списывать несложный текст объемом 80–90 слов | С.28, № 83, решить орфогр. задачи | |||
20 | Анализ контрольного списывания | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: – выполнять правила работы над ошибками | С. 28, № 85, выделить части слов. | |||
21 | II .ЧАСТИ РЕЧИ 110 часов Слово как часть речи (27 часов) | Понятие «части речи» | 1 | Ознакомление с частями речи. Формирование представлений о словах, объединенных в группы по определенным признакам | Знать: - алгоритм определения части речи Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол | Составить словарный диктант. | ||
С.35, № 104, реш. орфогр. задачи. | ||||||||
22 | Названия частей речи. | 1 | ||||||
23 | Слова - указатели. | 1 | Распознавание частей речи в тексте, их отличительные особенности | Знать: - алгоритм определения части речи Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол | С.37, №.111, указать части речи | |||
24 | Личные местоимения | 1 | Личные местоимения, их значение и употребление | Знать понятие «местоимение». Уметь находить местоимения в тексте и заменять ими существительные | С.38, № 116, отредактиров.текст | |||
25 | Самостоятельные и служебные части речи | Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные. | Знать Отличие самостоятельных частей речи и служебных Уметь Распределять части речи на самостоятельные и служебные. | Т.-з.,с.39, № 123, заполн. таблицу. | ||||
26 | Самостоятельные части речи | Развитие умений распознавать самостоятельные части речи в тексте | Знать самостоятельные части речи Уметь распознавать части речи | Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе. – осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение как осмысление цели чтения; -извлечение необходимой информации из прослушанных , прочитанных текстов Коммуникативные: -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; -умение слушать собеседника -умение договариваться, находить общее решение. | С. 41-42, №.125, устный рассказ. | |||
27 | Самостоятельные части речи. Закрепление. | С.44,№ 131,рассказ. о частях речи | ||||||
28 | Служебные части речи. | 1 | Работа над развитием умений распознавать служебные части речи в тексте | Уметь распознавать части речи и правильно писать служебные слова. Знать особенности местоимений 3-го лица; (при употреблении с предлогами начинается с буквы н) | Работа с орфограф. словарем. | |||
29 | Употребление и написание служебных частей речи | 1 | С.45,№ 132,. реш. орфогр. задачи. | |||||
30 | Обучающее изло- жение на основе зрительного восп-риятия с элемен-тами сочинения. (упр. 142) | 1 | Подготовка к письменному пересказу | Уметь применять в изложении разные части речи | С. 46, №139, отредактир. текст. | |||
31 | Анализ изложения. Решение орфографических задач. | 1 | Работа над совершенствованием навыков правильного письма | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | Т.- з., с.46-47,№145, сост. предлож. | |||
32 | Части речи. Обобщение. | 1 | Ознакомление с понятием «фразеологический оборот». Упражнение в письменной передаче содержания текста | Уметь определять части речи и правильно писать служебные слова | С.48, № 143, выписать слова. | |||
32 | Понятие «форма слова». | 1 | Изменение формы слова. Ознакомление с понятиями «начальная форма», «изменение слов» | Уметь разграничивать разные слова и формы одного и того же слова | С.51, №152,запис. слова по групп. | |||
33 | Слово и его формы | 1 | Упражнение в использовании терминов «форма слова», «начальная форма». Продолжение работы по изучению начальной формы и изменению слов | Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов. Уметь образовывать от начальной формы существительного начальную форму прилагательного | С.58, № 48 указ. слова в нач. ф. | |||
34 | Начальная форма глагола и имени существительного | 1 | Обучение начальным формам глагола и имени существительного. | Уметь определять начальную форму глагола и существительного | С. 54, № 162, указ. части речи. | |||
35 | Начальная форма имени прилагательного | 1 | Изменение формы слова; подбор однокоренных слов. Упражнение в постановке вопросов к начальной форме имени прилагательного | Знать вопросы начальной формы имени прилагательного. Уметь: – распознавать различные части речи; – работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; – находить начальную форму прилагательного | Устн. сочинен. по данному началу. | |||
36 | Начальная форма имени существ. и имени прилагательного. | 1 | Изменение формы слова; подбор однокоренных слов. | Знать вопросы начальной формы Уметь: – распознавать различные части речи; – работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; | С. 55, № 165, отметить орфограммы | |||
37 | Контрольная работа за I четверть. Диктант с грамматическим заданием | 1 | Письмо под диктовку текста | Знать изученные орфограммы и способы их проверки. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Повторить правила на с.52-54. | |||
38 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | Составить словарный диктант | |||
39 | Род имен существительных | 1 | Ознакомление с родом имен существительных и прилагательных | Уметь определять род существительного | Т.-з.,с.52, №172 указ. род существ. | |||
39 | Зависимость рода имени прилага-тельного от имени существительного | 1 | Продолжение знакомства с родом имени существительного и зависимостью от него рода имени прилагательного | Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного | Т.-з.,с.53,№181, решить орф.задачи | |||
40 | Способы определения родовых окончаний имен прилагательных | Ознакомление со способом определения родовых окончаний имен прилагательных. Работа над совершен-ствованием навыков сравнения двух частей речи | Знать способы определения родовых окончаний | С.60,№176, указ. род и число. | ||||
41 | Изменение имен существительных и прилагательных по числам и родам | 1 | Изменение имен прилагательных по числам и родам, согласование с именами существительными | Уметь: – определять род имен существительных и прилагательных; – правильно писать родовые окончания прилагательных | Т.з.,с.54,№.181,указ.род. | |||
42 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | Ознакомление с единым способом действия для правильного выбора рода у одной из форм глаголов | Уметь изменять глагол по родам и числам | Т.-з ,с. 56 , № 191, вписать слова. | |||
43 | Название падежей и их вопросы | 1 | Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы). Выполнение тренировочных упражнений | Знать название падежей и их вопросы. Уметь изменять слова по вопросам | С.69, № 198, сделать таблицу. | |||
44 | Освоение способа действия для определения падежей | 1 | Тренировка в определении падежей | Уметь: – распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; – работать по усвоению названий и вопросов падежей | Выуч. назв падежей, вопросы. | |||
45-46 | Способ действия для определения падежей | 2 | 45)С.67, № 194, сост.предложения. | |||||
46) Работа с орфограф. словарем | ||||||||
47 | Имя существительное и имя прилагательное. Повторение | 1 | Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов | Уметь: – сравнивать части речи; – определять падежи; – сопоставлять имена существительные и местоимения | С. 50 ,№166 , отредактир. текст. | |||
48 | Части речи. Повторение | 1 | Работа по развитию умения распознавать части речи, работать в команде | Уметь: – определять часть речи; – изменять по падежам | С.76 № 227,указ. части речи. | |||
49 | Глагол (30 часов) | Роль глагола в речи. Детализация изобразительных действий | 1 | Повторение изученных сведений о глаголе, написание словарных слов. Начальное обучение детализации действий в рассказах и событиях | Знать: – изученное о глаголе; – повествование как тип речи. Уметь употреблять в своей речи глаголы | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; – уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; Коммуникативные: – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; | С.78,№231,озагла-вить текст. | |
50 | Изменение глаголов по числам и родам или по числам и лицам. | 1 | Значение и употребление в речи глаголов | Уметь: – распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных; – объяснять значимость часть речи – глагола | С.79, № 237 доказать выбор букв. | |||
51 | Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам | 1 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Выполнение тренировочных упражнений (вставить подходящие по смыслу глаголы) | Уметь: – выделять глагол среди остальных частей речи; – следить за особенностями изменений глагола в речи | Т.-з., с.10,№.239, выписать глаголы | |||
52 | Изменение глаголов по временам | 1 | Тренировочные упражнения в правильном употреблении глаголов в речи | Уметь: – отличать одну временную форму от другой по вопросу; – выделять в речи различные ее части (части речи) | С. 83, № 245, опред время глаголов53 | |||
53-54 | Особенности изме-нения глаголов прошедшего, буду-щего и настоящего времени | 2 | Наблюдения над тем, как применяются глаголы. Изменение глаголов по временам | Уметь отличать одну временную форму от другой по вопросу | Т.з.,с.10,№.238,отредактир. текст. | |||
С.11-12 , № 244 заполнить таблицу | ||||||||
55– 56 | Отличие глагола от других частей речи | 2 | Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления учащихся о значении глагола | Знать комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определить принадлежность слов к той или иной части речи | С.85, упр.257, сост. памятку. | |||
С.87,№ 267 допис-ать предложения | ||||||||
57 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения | Знать способы действия для нахождения неопределенной формы от заданной. Уметь определять время глагола | С.89,№267,указ.время, число, лицо | |||
58 | Способ нахождения неопределенной формы глагола | 1 | Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения. Упраж-нение в правильном образовании временных форм глаголов | Знать правила постановки вопросов. Уметь распознавать неопределенную форму глагола | С.90, №272, устно отв. на вопросы | |||
59 | Контрольное списывание | 1 | Безошибочное списывание текста | Уметь применять орфографические правила при написании контрольной работы | С.90, № .270,решить орф.задачи. | |||
60 | Строение и написание неопределенной формы глагола | 1 | Неопределенная форма глагола, вопросы | Иметь представление о временах глагола и его грамматических, орфографических и речевых особенностях. | С.91, №273, определ. форму глаг. | |||
61 | Прошедшее время глагола: его значе-ние, применение и особенности изменения. | 1 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | Знать об изменении глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания. Уметь выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу | С.96, №.289. устно отв. на вопр. | |||
62 | Глаголы прошедшего времени; выбор родовых окончаний | 1 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | Уметь: – различать глаголы прошедшего времени; – правильно находить суффикс глаголов этой формы; – работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени | С.97 №.291, выдел. суффиксы. | |||
63– 64 | Использование глаголов прошедшего времени в речи. | 2 | Правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала) | Уметь: – работать с глаголами прошедшего времени; – правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовых окончаний | С.100 ,№ 304,работа со словарем. | |||
С.101, № 305, решить орф.задачи | ||||||||
65– 66 | Особенности глаголов насто- ящего времени | 1 | Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени. | Уметь выделять глаголы настоящего времени, изменять их по лицам и числам | С. 104, № 312, отмет. орфограммы | |||
66 | Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени | 1 | С.106 ,№ 314, выдел.окончание. | |||||
67 | Две формы глаголов будущего времени. | 1 | Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени | Знать о наличии двух форм будущего времени: простой и сложной. Уметь образовывать от начальной формы глагола будущее время | С.109 ,№322, решить орф. задачи | |||
68 | Распознавание глаголов будущего времени и их изменение | 1 | С.110, №325, отредактир. текст. | |||||
69 | Глаголы будущего времени и их изменение. Закрепление. | 1 | Упражнение в правильном написании личных окончаний глаголов | Уметь правильно писать личные окончания глаголов | Т.-з., с.32, №297,сост. предложен | |||
70 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошед.в ремени | 1 | Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе | Уметь: – ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени; – определять известные признаки глагола (время, число, лицо или род) | Т.-з.. с.33, №303, указ. части речи | |||
71 | Изменение глагола по временам. Обобщение. | 1 | Проведение тренировочного диктанта | Уметь распознавать части речи | С.112, № 332, подг.устн.вопросы | |||
72 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Глагол». | 1 | Работа по развитию устной и письменной речи | Уметь закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола | Повторить изученные правила. | |||
73 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | Составить словарный диктант. | |||
74 | Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица (с изменением лица) упр. 340 | 1 | Обучение пересказу от первого лица | Уметь: – работать над развитием своей речи; – пересказывать от другого лица (1-го лица множественного числа); – передавать содержание рассказа; – точно употреблять глаголы в речи | С.117,№ .345, выполнить задание. | |||
75 | Деловые тексты | 1 | Обучение составлению инструкции. Ознакомление с понятием «инструкция» | Уметь: – четко и правильно составлять инструкции; – работать над текстами инструктивного характера | Т.-з..с.48 ,№ 341, указ.глаголы. | |||
76 | Особенности текста инструктивного характера. | 1 | Закрепление и обобщение знаний о глаголе | Уметь составлять инструкции, поздравительные открытки и письма | Составить инструкцию. | |||
77 | Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды | 1 | Обучение составлению поздравлений | Уметь писать поздравительные письма и открытки | Закончить текст | |||
78 | Написание новогодних поздравлений | 1 | Обучение написанию поздравительных открыток и писем. Закрепление знаний учащихся о глаголе | Уметь: – правильно писать слова с ударными и безударными гласными; – различать части речи | С.119, № .348,сост. поздравление. | |||
79 | Нахождение неопределенной формы глагола. | 1 | Распознавание неопределенной формы глагола. Правописание суффиксов перед – ть. | Уметь: – образовывать глаголы начальной формы; – отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»; | С.92,№.279,выпол-нить задание. | |||
80 | Неопред. форма глагола и право-писание суффиксов перед – ть. | 1 | Т.з.,с.27,№.283,выдел. суффикс | |||||
81 | Части речи. Повторение. | 1 | Распознавание частей речи | Знать: - алгоритм определения части речи Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол | С.5, №.352, обозн. части речи. | |||
82 | Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных | 1 | Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний | Знать изученные правила орфографии. Уметь различать имя прилагательное и имя существительное | С. 6,№356, найти однокор. слов | |||
83 | Отличие глаголов от других частей речи | 1 | Повторение известного о неопределенной форме глагола | Уметь различать части речи | С.6, №.358, обозн. части речи. | |||
84 | Способ нахождения неопределенной формы глагола | 1 | Обучение постановке глагола в неопределенную форму | Уметь: – определять время глагола; – осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времен | Т.з.,с.49, №350, разб. слов по сост | |||
85 | Определение времени глагола. Изменение по лицам | 1 | Обучение и упражнение в определении времени глагола, лица. Упражнение в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица единственного числа | Уметь: – образовывать глаголы начальной формы; – отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»; – определять лицо глагола | Т.-з., с..53,опред. время глагола. | |||
86 | Анализ (разбор) глагола как части речи | 1 | Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма. | Уметь: – производить морфологический разбор глагола; – образовывать глаголы начальной формы; | С.11, №369,ответить на вопросы. | |||
87 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи | 1 | С.13, № .373, выполнить задание. | |||||
88 | Анализ глагола как части речи | 1 | С.14, №.374, анализ слов. | |||||
89 | Знакомство со способом выбора между -тся или –ться в глаголах | 1 | Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, настоящее время, прошедшее время). | Знать: – о написании -тся или -ться в глаголах; – значение форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. Уметь: – распознавать форму глагола; – в ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени | С.17, №385, решить орф. задачи. | |||
90 | Правило выбора между –тся и ться в глаголах. | 1 | Т.-з.,с.59, №.390, анализ слов . | |||||
91 | Правило выбора между –тся и ться в глаголах. Закрепление. | 1 | Устн. сочинен. по данному началу. | |||||
92 | Текст. Составление плана. | 1 | Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге | Знать понятие «план текста». Уметь воспроизводить и создавать повествовательные тексты | С. 20, №396,ответ. на вопросы . | |||
93 | Изложение. Обучение детализации действий (упр. 393) | 1 | С.19, №392, озаглавить текст. | |||||
94 | Изложение. Словесное рисование с помощью глаголов настоящего времени | 1 | Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Продолжение работы по накоплению опыта построения таких текстов | Уметь: – составлять и воспроизводить повествовательные тексты; – делить текст на части и озаглавливать каждую из них; – пользоваться разными формами глагола | С. 22,№.402 , пост. знаки препин. | |||
Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Познавательные: -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера; -установление причинно – следственных связей; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -использовать речь для регуляции своих действий; - уметь слушать и слышать учителя; -формулировать собственное мнение; -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации | ||||||||
95 | Создание рассказа по картинкам. | 1 | Обучение созданию повествовательных текстов, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге | Уметь: – составлять и воспроизводить повествовательные тексты; – правильно оформлять предложения на письме – пользоваться разными формами глагола | С.23, № 405, выполнить задание | |||
96 | Создание рассказа о проделках животных по личн. впечатлениям | 1 | Т.- з.,с.3, № 407, звукобукв. разб. | |||||
97 | Предложение | Предложение. Повторение. | 1 | Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи | Уметь: – правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь; – правильно оформлять предложения на письме | С.25,№ 409, оформ. границ. пред | ||
98 | Понятие «член предложения» | 1 | Главные и второстепенные члены предложения | Знать значение нового понятия «член предложения». Уметь отличать части речи от членов предложения | С.27,№ 413, составить текст. | |||
99 | Главные члены предложения. Способ их выявления. | 1 | Нахождение в предложении главных членов | Знать значение понятий «подлежащее» и «сказуемое». Уметь распознавать в предложении главные члены предложения | Т.-з.,с.4,№ 417,подч. гл. чл. предл. | |||
100 | Упражнение в нахождении главных членов предложения | 1 | Главные и второстепенные члены | Уметь применять понятия «подлежащее» и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками | Т.- з.,с.5, № 420,выдел. основу пр. | |||
101 | Подлежащее и сказуемое. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения | Уметь правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу) | Т.-з.,с.6,№ 424,отредактир. текст.. | |||
102 | Второстепенные члены предложения Характеристика предложения | 1 | Ознакомление с ролью второстепенных членов в предложении. Совершенствование знаний о связи слов в предложении | Уметь: – выделять в предложении и второстепенные члены; – характеризовать предложения | С.34, № 429, найти гран. предл. | |||
103 | Предложения рас-пространенные и нераспространен-ные. | 1 | Нахождение в предложении главных членов | Уметь: – грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены; | С.35,№ 431, состав. предложения. | |||
104 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме | 1 | Ознакомление со связью между главными членами предложения | Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме | С.37, № 437, подч. главн. чл. пред | |||
105 | Установление связи слов в предложении | 1 | Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы | Уметь: – грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены; – выделять пары второстепенных членов предложения | С. 36,№ 435, составить предложен. | |||
106 | Установление связи слов в предложении. Закрепление. | 1 | С.38, № 441,дать хар-ку предлож. | |||||
107 | Предложение. Обобщение. | 1 | С.39,№ 444, подч. главн. чл. пред | |||||
108 | Наблюдение за использованием частей речи. | 1 | Распознавание частей речи | Знать: - алгоритм определения части речи Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол | С.41,№ 447доказать выбор букв. | |||
109 | Главные и второ-степенные члены предложения. Повторение. | 1 | Связь слов в предложе-нии. Нахождение в предложении главных и второстепенных членов | Уметь: – выделять в предложении главные и второстепенные члены; – характеризовать предложения | С 42,№ 450, подч. гл. чл. предл. | |||
110 | Контрольная работа (диктант) по теме «Предложение» | 1 | Проверка сформированных умений | Уметь: – грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены; – выделять пары второстепенных членов предложения | Повторить изученные правила. | |||
107 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа над развитием внимания, орфографической зоркости и памяти учащихся. Формирование умений выполнять работу над ошибками | Уметь находить и исправлять ошибки | С.44, № 456, обозн. границы предл | |||
108 | Текст (35 ч) | Создание текстов изобразительного характера | Работа над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках, детской изобразительной речи | Уметь: – составлять устные и письменные рассказы; – осуществлять поиск собственных сравнений | С.47, № 461, написать рассказ.. | |||
109 | Создание текста инструкции | 1 | Работа над развитием умения употреблять в речи официально-деловую лексику | Знать особенности деловой речи. Уметь составлять устные и письменные рассказы | Написать инструкцию. | |||
110– 112 | Части речи. Повторение. | 3 | Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи | Уметь находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их | 110) С.50, № 468, указать части речи. | |||
111) С.51, № 471, распред. слова. | ||||||||
112)С. 51, № 473, обозначить части речи. | ||||||||
113-114 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного | 2 | Семантика имен существительных. Составление опорной схемы разных частей речи | Уметь: – находить в предложении слова разных частей речи; – составлять ряды родственных слов | С.52. №475, решить орфогр. задач. | |||
С.55,№ 484, работа со словарем. | ||||||||
115 | Род и число имен существительных и имен прилагатель-ных. Словарь трудностей. | 1 | Работа над развитием умения находить имена существительные и имена прилагательные, находить командующее слово, связывать имена прилагательные с именами существительн. | Уметь отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи | С.57,№ 491, реш. орфогр. задачи. | |||
116 | Способ решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных | 1 | Расширение представ-ления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притя-жательными именами прилагательными и вопросами к ним | Уметь правильно определять окончания имен прилагательных | 116) С.57,№ 489, подобрать синонимы | |||
117) С.62,№ ,500, обозн. границы предл | ||||||||
117 | Решение орфографических задач в окончаниях имен прилагательных | 1 | ||||||
118– 119 | Анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 2 | Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов | Уметь: – находить в тексте различные части речи; – анализировать имена существительные и прилагательные как части речи. Знать план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных | Личностные: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; | С. 63, № 502, выполнить морфологический разбор | ||
С.64, № 505, указать части речи | ||||||||
120 | Написание ь на конце имен существительных после шипящих. | 1 | Имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце | Знать: – о трех функциях ь; – правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих букв. Уметь распознавать существительные мужского и женского рода | С. 65,№ 507, реш. орфогр. задачи | |||
121– 122 | Правило написания ь на конце имен существительных после шипящих | 2 | Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей | Уметь писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих | Т.-з.с. 30. № .530 указ. части речи. | |||
Т.-з., с.31, № 514, сост. кроссворд. | ||||||||
123– 124 | Решение орфогра-фиических задач в окончаниях имен прилагательных | 2 | Работа по развитию умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило | Уметь: – производить морфологический разбор частей речи; – осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом | -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Познавательные: -установление причинно – следственных связей; – пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. -строить рассуждения в форме связи простых суждений. -умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Т.-з.,с.32,№ 516,отредакт. текст. | ||
Т.-з.,с.34,№ 523,отметить орфограммы | ||||||||
125 | Контрольная работа (диктант) по теме «Части речи». | 1 | Проверка отработанных ранее способов действий, обеспечивающих решение орфографических задач | Уметь: – определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи; – анализировать типичные ошибки, исправлять их | Повторить изученные правила. | |||
127 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | Повторить памятки (стр.12,34). | |||
128 | Решение орфографическ. задач в окончаниях имен прилагательных. | Развитие умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило | Уметь: – производить морфологический разбор частей речи; – осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом | Т.-з., с.36, № 532, исправ. ошибки | ||||
129 | Связь слов в предложении. Повторение. | Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов в предложении | Уметь правильно строить предложения и грамотно употреблять слова | Т.-з.. с.27,№ 498, состав. предлож | ||||
130 | Главные и второстепенные члены предложения. Повторение. | Связь слов в предложе-нии. Нахождение в предложении главных и второстепенных членов | Уметь: – выделять в предложении главные и второстепенные члены; – характеризовать предложения | Т.-з.,с. 24, №494, подч. гл. чл. пред | ||||
131 | Грамматически правильная речь. | Оформление письменного текста. Типы текста. Работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей | Уметь: – правильно употреблять слова и строить предложения; – создавать грамотно построенные тексты | Работа с толковым словарем. | ||||
132 | Правильность и точность речи. Изложение («Верные друзья») | Оформление письменного текста. Обогащением словарно-го запаса, развитием речи и творческих способностей | Уметь: – составлять и воспроизводить повествовательные тексты; – делить текст на части и озаглавливать каждую из них; – пользоваться разными формами глагола | Т.-з.,с.35,№ 528,отредакт. текст.. | ||||
133 | Создание словесных записок. | Ознакомление с устаревшими и новыми словами, появляющимися в языке обогащение словарного запаса | Уметь: – различать части речи, сопоставлять их; – определять главные и второстепенные члены предложения | Т.-з.,с.36-37, написать записку. | ||||
134 | Общие сведения о частях речи и предложении. Повторение. | Работа над совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения | Знать: – все изученное о частях речи и членах предложения; – освоенные виды разбора слов и предложений | С.72 , № 533, состав.предложения. | ||||
135 | Изложение с элементами сочинения на основе картин | 1 | Оформление письменного текста. Типы текста. Работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей | Уметь: – правильно употреблять и строить предложения; – создавать грамотно построенные тексты; – выражать свои мысли при помощи слов | Напис. статью по опорным словам | |||
136 | Виды разбора на материале словесной модели. | 1 | Общее представление о форме слова. Развитие речи, воображения | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | С.74, № 536,нарисов. иллюстрац. | |||
137 | Виды разбора, грамматические признаки частей речи. | 1 | Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различие слов по значению, по строению. Решение орфографических задач | Уметь различать части речи, правильно употреблять слова | С.75,№ 538, анализ слов как ч.р. | |||
138 | Контрольное списывание | 1 | Безошибочное списывание текста | Уметь применять орфографические правила при написании контрольной работы | С.76, № 540, разбор по составу. | |||
139 | Связь слов в предложении. Правильность речи | 1 | Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов | Знать строение слов, их лексическое значение, правильное использование и написание. Уметь сопоставлять части речи, их грамматические признаки | С.83, № 554, озаглавить текст. | |||
140 | Способы решения разных орфогра-фиических задач | 1 | Решение орфографических задач | Уметь: – разбирать слова по составу; – решать разные орфографические задачи | С.85, №561, решить орфогр.задачи. | |||
141 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слова | 1 | Обобщение знаний об изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме | Уметь: – разбирать слова по составу; – решать разные орфографические задачи | С86, № 565,дать хар-ку редложен. | |||
142 | Контрольное изложение. (упр. 572) | 1 | Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы | Уметь: – письменно передавать содержание текста; -совершенствовать навыки грамотного письма | С.84, № 556, исправить ошибки. | |||
143 | Решение орфографических задач | 1 | Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач | Уметь: – работать в группах; -совершенствовать приобретенные навыки | Подготов. к словарн. диктанту. | |||
144 | Состав слова. Решение орфографических задач | 1 | Работа над развитием внимания, орфографической зоркости, над правописанием орфограмм | Уметь: – работать в группах; -совершенствовать приобретенные навыки | С.90, № 576, озаглавить текст. | |||
145 | Разбор слова как части речи. | 1 | Совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения | Уметь: – производить морфологический разбор частей речи; – осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом | С.91, №579, выдел осн. мысль. | |||
146 | Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). | 1 | Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков | Уметь писать слова на изученные орфограммы | Повторить изученные правила. | |||
147 | Продолжаем учиться хорошей речи | Работа над ошибками. Грамматические признаки частей речи. | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | С. 92,№ 581, сост. словарн. дикт. | ||
148 | Понятия «повествование», «описание предмета», «предложение-оценка» | 1 | Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи | Знать типы речи. Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | С.93, № 584, решить орф. задачи. | |||
149 | Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов, воспроизведение предмета | 1 | Упражнение в различении повествования и описания предмета | Уметь: – письменно пересказывать текст; – строить текст-описание предмета и текст-повествование | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого Познавательные: -установление причинно – следственных связей; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. -умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера; -умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Коммуникативные: -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать. – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества | С. 94, выучить правило | ||
150 | Построение фрагментов текста с описанием и повествованием | 1 | Упражнение в разли-чении повествования и описания предмета. Работа по обучению описания и повест-вования. Наблюдение за лексическим значением оценочных слов и их функций | Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием | С.96, № 589,реш. орфогр.задачи.. | |||
151 | Основная мысль текста | 1 | Обучение определению темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование). Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах | Уметь: – определять тексты-повествования и тексты-описания; – соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием | С.98. № 596, отредактир.текст | |||
152 | Включение в по-вествование и опи-сание предметов предложений со значением оценки | 1 | Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах | Уметь: – создавать словесные истории по картинкам; – определять виды текста: описание, повествование, оценка | С.99, № 602, отредактир. текст. | |||
153 | Повествование о предмете, описание предмета, оценка предмета. | 1 | Составить текст – повествование. | |||||
154 | Создание текстов-повествований по серии рисунков | 1 | Обучение созданию словесных историй, умению употреблять в письменной речи предложения со значением оценки | Уметь: - создавать словесные истории по картинкам – определять виды текста: описание, повествование, оценка | Индивидуальные задания. | |||
155 | Создание текстов-повествований по личным впечатлениям | 1 | Устн. сочинен. по данному нач. | |||||
156 | Особенности словесных этюдов. | 1 | С.102,№ 610, выдел. гл. мысль. | |||||
157 | Создание словес-ных этюдов на основе рисунков учебника | 1 | Введение понятий «этюд-описание» и «этюд-повествование». Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | С.104, № 615, выполнить задание. | |||
158 | Создание словесных этюдов (описаний)на основе рисунков учебн. | 1 | Составить словарный диктант. | |||||
159– 161 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | 3 | Обучение построению словесных зарисовок | Уметь создавать словесные этюды-описания или этюды-повествования | Нап. слов. этюд «Природа весной» | |||
С. 61,№615 ,выполнить задание. | ||||||||
Слов. этюд по собств.замыслу | ||||||||
162 | Создание текстов разных жанров. Загадки. | 1 | Проверка сформированности умений писать грамотно слова с изученными орфограммами | Уметь выполнять языковые задания | Придумать загадку, иллюстрация. | |||
163 | Создание текстов разных жанров. Записки. | 1 | Развитие умений создавать тексты различных жанров;, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Написать записку другу. | |||
164 | Создание текстов разных жанров: телеграмм, поздравлений. | 1 | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Написать поздравление | ||||
165 | Создан. текстов разных жанров: кулинарных рецептов, инструкций. | 1 | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Написать свой кулинарный рецепт. | ||||
166 | Виды текстов, их особенности. Обобщение. | 1 | Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям | Уметь проверять слова на изученные орфографические правила | С.95,№588,решить орфогр. задачи. | |||
167 | Решение орфографических задач. | 1 | Знать правила правильного произношения слов. Уметь писать приглашение | Сост. диктант для одноклассников | ||||
168 | Особенности различных видов текстов. | 1 | Знать ранее освоенные жанры, их особенности | С.105,№.618,разгад. кроссворд. | ||||
169 | Решение орфографических задач | 1 | Уметь проверять слова на изученные орфографические правила | С.110, ответить на вопросы. | ||||
170 | Написание поздравлений к окончанию учебного года. | 1 | Развитие умений создавать тексты различных жанров;, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме | Уметь правильно употреблять слова и строить предложения | Повт. изуч. орфографич. правила |
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания Зам. директора по УВР
методического объединения _________С.П.Сотникова
учителей начальных классов 15.09.2012 год
от 30.08.2012 г. №1
__________Л.Н.Ливадная
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
Рассмотрено на заседании: «Утверждаю»
педагогического совета Директор МОУ «СОШ № 7»
(протокол от 29.08.2012 года № 1) __________ Р.Н. Леонидова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Соловьёвой Натальи Юрьевны
учителя начальных классов первой квалификационной категории
по русскому языку
3 класс
на 2012-2013 учебный год
количество часов в неделю – 5
Составлена в соответствии с программой УМК « Гармония» 2010 год
Автор: М.С.Соловейчик
Учебник: М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»
3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Рабочая тетрадь: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой по русскому языку/Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010 год.
Учебник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Рабочая тетрадь: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1'го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Цель: повышения качества практической подготовки младших школьников в области русского языка, в частности:
- их речевой культуры, умения общаться в устной и письменной форме;
- грамотности.
Задачи:
1. Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений.
2. Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками).
3. Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
3 класс (170 часов)
Круг сведений о языке, речи и правописании
Повторение (20 ч)*. Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны. Сочетания 'оро_, _ра_, _оло_, _ла_, _ере_,_ре_ как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы 'ек, _ик, их значение и правописание. (Вопросы орфографии на уровне знакомства.)
Части речи. Орфография (110 ч)
Слово как часть речи (27 ч). Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов.
Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Глагол (30 ч). Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных. Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временны.х форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (посла.ла, начала. и т. п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвони.шь, включи.шь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2'го л. ед.ч. (общее знакомство).
Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Имя существительное и имя прилагательное (30 ч).
Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.
Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от
имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.
Личные местоимения (5 ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3'го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.
Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.
Обобщение (15 ч). Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.
Предложение. Текст (35 ч)
Предложение. Текст (35 ч)
Предложение (12 ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.
Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Строение текста, включающего несколько подтем.
План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Обобщение в конце года (5 ч).
Обучающиеся должны знать:
— названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;
— названия главных членов предложения и способ их нахождения;
— изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.
Умения, формируемые в процессе обучения
Речевые. Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо высказывать свою оценку.
♦Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей. Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.
♦Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых
средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки).
Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты. Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.
Языковые (грамматические).
♦Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс. Там, где это возможно, объяснять значение, вносимое частями слов.
♦Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять (в соответствии с этапом обучения)
признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор). В доступных случаях наблюдать за значением грамматических форм (числа, времени, лица), за их использованием. Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения».
♦Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные
(падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).
♦Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения. Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учетом рода и числа имени существительного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учебнике словарем «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.
Орфографические.
♦Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
♦Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
♦Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов ('оро', 'ра' и др. в освоенных словах); буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е) (простые случаи); суффиксы 'ек, _ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих
на конце имен существительных в начальной форме, а так же в неопределенной форме глагола; суффиксы 'а_, _я_,_и_, _е' в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
♦Списывать и писать под диктовку текст объемом 55—65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
♦Писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, пиджак, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, чёрный, шоссе, январь.
Практическая часть:
Контрольные диктанты - 7
Работы по развитию речи - 15,
из них: сочинения — 10
изложения - 5
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится:
– количество часов в год – 170;
– количество часов в неделю – 5;
– количество часов в 1-й четверти – 43;
– количество часов во 2-й четверти – 36
– количество часов в 3-й четверти – 53;
– количество часов в 4-й четверти – 38`.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС.
Планируемые результаты
Третьеклассник научится: | УУД |
- слушать речь одноклассников на уроке, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учётом тех же требований. - подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку). - создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов - проверять написанное с точки зрения графических ошибок, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения. Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям. - подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями. - выделять предложения из потока устной и письменной. Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. - обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. - применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). - списывать и писать под диктовку текст объёмом до 65 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критики оценивать их выполнение. - писать слова с непроверяемыми орфограммами. | Познавательные общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Учебно-методическое обеспечение.
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Учебник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»
3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
- Тренажёры, интерактивные тесты.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Репродукции картин к сочинению.
- Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку3 Класс
Рабочая программа,КТП...