Рабочая программа по русскому языку (3 класс).
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу по русскому языку 3 класс по образовательной системе "Школа 2100". Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_2013-2014.doc | 621.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С Федоровского»
Рабочая программа
для реализации курса начальная школа:
по русскому языку
Составитель:
Кононенко Марина Геннадьевна
Юрга, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы «Литературное чтение» (авторы:Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева) из примерной основной образовательной программы по образовательной системе «Школа 2100», в соответствии с ФГОС. Москва. Баласс, 2011.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
- Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
- Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.
3-4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производитьзвуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Приложение
Таблица предметных требований | ||
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
|
|
|
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
3 класс | ||
|
|
|
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю) или 136 ч (4 часа в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 или 7 ч)
Слово. (116 или 100 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 или 18 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3, 4-го классов;
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
- М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- компьютеры.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- орфографический и пунктуационный тренинг;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
Количество часов программного материала
по курсу русского языка (по программе 170 часов)
№ раздела. | Название раздела. | Количество часов. |
1. | Введение. | 1 |
2. | Повторение. | 10 |
3. | Слово. | 116 |
4. | Предложение. | 25 |
5. | Повторение. | 18 |
Итого: | 170 |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
(170 часов, из расчёта 5 часов в неделю)
№ урока | Дата | Название тем | Кол-во часов | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Раздел 1. Введение. | 1 | |||||
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, изоглавления; прогнозировать содержание и видыработы по учебнику. | |||
Раздел 2. Повторение. | 10 | |||||
2-3. | Что мы знаем о тексте. | 2 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквысогласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания,писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | |||
4. | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | ||||
5. | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | ||||
6-7. | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 2 | ||||
8. | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 | ||||
9. | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 | проверочное списывание | |||
10. | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 | ||||
11. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | 1 | контрольный диктант | |||
Раздел 3. Слово. | 116 | |||||
1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 3 | |||||
12. | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. | 1 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | |||
13. | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 | ||||
14. | Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 1 | ||||
2. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 5 | |||||
15. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова). | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе(паре), представлять результат работы в видетекста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы поих опознавательным признакам, правильнописать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки наконце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |||
16. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | ||||
17-18. | Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 2 | ||||
19. | Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». | 1 | проверочная работа | |||
3. Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 5 | |||||
20. | Понятие об удвоенных буквах согласных. | 1 | ||||
21-23. | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа. | 3 | ||||
24. | Повторение. Проверочная работа №2 по «Удвоенные буквы согласных в корне слова ». | 1 | проверочная работа | |||
4. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. | 10 | |||||
25. | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | ||||
26. | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | ||||
27. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам). | 1 | ||||
28. | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | ||||
29. | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | ||||
30. | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». | 1 | проверочная работа | |||
31-32. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 2 | ||||
33. | Контрольный диктант №2 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». | 1 | контрольный диктант | |||
34. | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||||
5. Безударные гласные в корне слова. | 8 | |||||
35. | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 | ||||
36. | Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных. | 1 | ||||
37-38. | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант. | 2 | ||||
39. | Повторение. Проверочная работа №4 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова». | 1 | проверочная работа | |||
40. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | контрольный диктант | |||
41. | Р/р Сочинение по опорным словам. | 1 | ||||
42. | Контрольный диктант №3 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова».. | 1 | контрольный диктант | |||
6. Сложные слова и их правописание. | 6 | |||||
43. | Знакомство с понятием «сложные слова». | 1 | Находить в предложении (тексте) сложные словапутём выделения двух корней и соединительнойбуквы о (е). Осознавать лексическое значение сложногослова, которое складывается из значения двухкорней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в томчисле характеризующих человека (внешность,характер). | |||
44. | Соединительные буквы о и е в сложных словах. | 1 | ||||
45. | Образование сложных слов. | 1 | ||||
46. | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | ||||
47. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант. | 1 | ||||
48. | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание». | 1 | проверочная работа | |||
7. Части слова. Приставка. | 1 | Находить в словах корень, суффиксы, приставки,различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивироватьслитное –раздельное написание (по-– это приставка, так как ... поэтому пишетсяслитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по-и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из составаслова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова ввиде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составеслова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | ||||
49. | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | ||||
8. Безударные гласные в приставках. | 3 | |||||
50-51. | Правописание букв безударных гласных в приставках. | 2 | ||||
52. | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | 1 | ||||
9. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. | 2 | |||||
53. | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. | 1 | ||||
54. | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | ||||
10. Разделительные Ъ и Ь. | 5 | |||||
55. | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь. | 1 | ||||
56. | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. | 1 | ||||
57. | Повторение. Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка.». | 1 | проверочная работа | |||
58. | Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь. Р/р Свободный диктант. | 1 | ||||
59. | Контрольный диктант № 4 по теме «Разделительные Ъ и Ь». | 1 | контрольный диктант | |||
11. Части слова. Окончание и основа. | 2 | |||||
60. | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | ||||
61. | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | ||||
12. Основа слова и окончание. | 2 | |||||
62. | Как найти в слове основу. | 1 | ||||
63. | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | ||||
13. Части слова. Суффикс. | 2 | |||||
64. | Суффикс и его роль в слове. | 1 | ||||
65. | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | ||||
14. Разбор слова по составу. | 4 | |||||
66. | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | ||||
67. | Контрольное списывание. | 1 | контрольное списывание | |||
68. | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | ||||
69. | Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс». | 1 | проверочная работа | |||
15. Части речи в русском языке. | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | ||||
70. | Части речи в русском языке. | 1 | ||||
16. Имя существительное как часть речи. | 2 | |||||
71. | Определение имени существительного. | 1 | ||||
72. | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста. | 1 | ||||
17. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 4 | |||||
73. | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | 1 | ||||
74. | Имена существительные в речи. | 1 | ||||
75. | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | контрольный диктант | |||
76. | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. | 1 | ||||
18. Род имён существительных. | 3 | |||||
77. | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 | ||||
78. | Род – постоянный признак имён существительных. | 1 | ||||
79. | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | ||||
19. Число имён существительных. | 4 | |||||
80. | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||||
81. | Образование множественного числа имён существительных. | 1 | ||||
82. | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | ||||
83. | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | ||||
20. Словообразование имён существительных. | 8 | |||||
84. | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | ||||
85. | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 | ||||
86. | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | ||||
87. | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами. | 1 | ||||
88. | Разбор имён существительных по составу. | 1 | ||||
89. | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 | ||||
90. | Употребление имён существительных в речи. | 1 | ||||
91. | Повторение. Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи». | 1 | проверочная работа | |||
21. Местоимение как часть речи. | 7 | Отличать местоимения от слов других частейречи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). | ||||
92. | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | ||||
93-94. | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 2 | ||||
95. | Разбор местоимения как части речи. | 1 | ||||
96. | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее изложение «О себе». | 1 | ||||
97. | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок». | 1 | ||||
98. | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи». | 1 | проверочная работа | |||
22. Имя прилагательное как часть речи. | 4 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные повопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетанияприл. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного(морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончанияимени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. | ||||
99. | Определение имени прилагательного. | 1 | ||||
100. | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | ||||
101. | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | ||||
102. | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | ||||
23. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 4 | |||||
103. | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | ||||
104. | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 | ||||
105. | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | ||||
106. | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 | ||||
24. Разбор имён прилагательных по составу. | 4 | |||||
107. | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | ||||
108. | Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | проверочная работа | |||
109. | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | ||||
110. | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных». | 1 | контрольный диктант | |||
25. Глагол как часть речи. | 4 | Наблюдать за ролью глаголов в речи. | ||||
111. | Определение глагола как части речи. | 1 | ||||
112. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глаголакак части речи. | |||
113. | Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | ||||
114. | Изменение глаголов по числам. | 1 | ||||
26. Правописание частицы не с глаголами. | 2 | |||||
115. | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | 1 | ||||
116. | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант. | 1 | ||||
27. Неопределённая форма глагола. | 8 | |||||
117. | Понятие о неопределённой форме глагола. | 1 | ||||
118. | Р/р Контрольное изложение. | 1 | контрольное изложение | |||
119. | Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | ||||
120. | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частицы не с глаголами». | 1 | контрольный диктант | |||
121. | Образование форм времени от неопределённой формы глагола. | 1 | ||||
122. | Разбор глагола части речи. | 1 | ||||
123. | Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи». | 1 | проверочная работа | |||
124. | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | контрольный диктант | |||
28. Наречие как часть речи. | 3 | |||||
125-127. | Понятие о наречии как части речи. | 3 | ||||
Раздел 3. Предложение. | 26 | |||||
1. Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 3 | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение доосновы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однороднымичленами. Накапливать опыт нахождения в тексте ииспользования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака –запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (однаграмматическая основа – две грамматическиеосновы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (посхеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действоватьпо алгоритму, проверять себя. (П) | ||||
128. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||||
129. | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | ||||
130. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | ||||
2. Главные и второстепенные члены предложения. | 7 | |||||
131. | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | ||||
132. | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | ||||
133. | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | ||||
134. | Составление схем предложений и предложений по схемам. | 1 | ||||
135. | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | ||||
136-137. | Разбор предложений. | 2 | ||||
3. Предложения с однородными членами. | 9 | |||||
138. | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | ||||
139. | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | ||||
140. | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | ||||
141. | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | ||||
142. | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | ||||
143-144. | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум). | 2 | ||||
145. | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант. | 1 | ||||
146. | Контрольный диктант №7 по теме «Однородные члены предложения». | 1 | контрольный диктант | |||
4. Простые и сложные предложения. | 7 | |||||
147. | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 | ||||
148. | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | ||||
149-150. | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 2 | ||||
151. | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант. | 1 | ||||
152. | Разбор простого и сложного предложений. | 1 | ||||
153. | Повторение. Проверочная работа №12 по теме «Предложение». | 1 | проверочная работа | |||
Раздел 4. Повторение. | 17 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | ||||
154. | Повторение знаний о предложении, тексте. | 1 | ||||
155. | Повторение знаний о предложении, тексте. Контрольное списывание. | 1 | контрольное списывание | |||
156. | Повторение знаний о правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | ||||
157. | Повторение знаний о правописание букв безударных гласных в корне слова. | 1 | ||||
158. | Повторение знаний об именах существительных, местоимениях. Разбор имён существительных по составу. | 1 | ||||
159. | Повторение знаний об имени прилагательном. Разбор имени прилагательного по составу. | 1 | ||||
160. | Повторение знаний о глаголе. Разбор глагола по составу. | 1 | ||||
161. | Повторение. Итоговый тест. | 1 | итоговый тест | |||
162. | Повторение знаний о грамматической основе предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | ||||
163. | Повторение знаний об однородныхчленах предложения. | 1 | ||||
164. | Контрольный диктант по итогам года. | 1 | итоговый контрольный диктант | |||
165. | Повторение знаний о простом и сложном предложении. Разбор простого и сложного предложений. | 1 | ||||
166. | Повторение. Итоговая контрольная работа. | 1 | итоговая контрольная работа | |||
167. | Повторение знаний о грамматической основе предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | ||||
168. | Повторение знаний об однородных членах предложения. | 1 | ||||
169-170. | Повторение знаний о простом и сложном предложении. Разбор простого и сложного предложений. | 2 | ||||
Итого: | 170 |
проверочная работа -12
контрольный диктант - 8
контрольное списывание – 3
контрольное изложение - 1
В течение учебного года допускаются внесения корректировок в календарно-тематическое планирование при согласовании с администрацией школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...