Рабочая программа по русскому языку.ПНШ, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку. "Перспективная начальная школа" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.docx | 65.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ СОШ № 3 Протокол № __ от «__» августа 2013г. | «Согласовано» Заместителем директора МБОУ СОШ № 3 _______ Р. А. Остроуховой «__» августа 2013г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ СОШ № 3 Протокол № ___ от «__» августа 2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 3 _________/Т.М. Лабуренко/ Приказ № _____ от «__» ___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 4 «В» класса
на 2013 - 2014 учебный год
начальное общее образование
уровень базовый
Рабочая программа составлена на основе программы:
«Перспективная начальная школа»
Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук. Русский язык.
М.: Академкнига/Учебник, 2007 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Составитель: Шитро Светлана Васильевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Бийск 2013
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Паспорт программы..………………………………………………………3
- Пояснительная записка…………………………………………………4-
- Учебно-тематический план …………………………………………......6
- Календарно-тематический план …………………………………………7-12
- Требования к уровню подготовки учащихся …………………………….13
- Формы и средства контроля ……………………………………………….14
- Учебно-методическое обеспечение программы…………………………...16
- Приложение
- Контрольно-измерительные материалы по курсу………………18-20
- Лист корректировки…………………………………………………23
ПАСПОРТ
рабочей программы предмета «Русский язык»
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «русский язык»
Назначение программы: обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС и учет спецификации региона и образовательного учреждения.
Категория обучающихся: учащиеся 4 «В» класса МБОУ «СОШ № 3»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 170 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю
Формы контроля:
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
-стандартизированные самостоятельные, проверочные, практические,
творческие работы;
- словарные диктанты;
- тестирование;
- мини-проекты.
Формы итогового контроля:
- стандартизированные итоговые проверочные работы по русскому языку;
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г №1089
2. Законом Российской Федерации «Об образовании»
3.Учебного плана МБОУ «СОШ № 3» на 2013-2014 учебный год.
4.Примерной программы по русскому языку.
5.Авторской программы начального общего образования Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, 2007 год.
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2013 – 2014 году.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов.
Программа разработана в соответствии с требованиями образовательных стандартов, делающих упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
В течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний.
В авторскую программу изменения не внесены.
Учебно–тематический план
Тема раздела | Кол-во часов |
Фонетика и орфография | 25 ч |
Морфемика и словообразование | 15 ч |
Морфология и лексика | 70 ч |
Синтаксис и пунктуация | 25 ч |
Развитие речи | 35 ч |
Итого | 170 ч |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контроль |
план факт | ЦОР | |
1 | Правописание безударного гласного, проверяемого ударением | 1 | ||||
2 | Правописание безударного гласного, проверяемого ударением | 1 | ||||
3 | Правописание безударного гласного, проверяемого ударением | 1 | ||||
4 | Правописание безударного гласного, проверяемого ударением | 1 | ||||
5 | РР Тема текста и микротемы его частей | 1 | ||||
6 | Значения суффиксов Самостоятельная работа по теме «Правописание безударного гласного, проверяемого ударением, в разных частях слова» | 1 | ||||
7 | Значения суффиксов | 1 | ||||
8 | Входной контрольный диктант | 1 | ||||
9 | Анализ к/р. Значения суффиксов Самостоятельная работа по теме «Значение суффиксов» | 1 | ||||
10 | РР Сочинение по картине Поленова «Золотая осень» | 1 | ||||
11 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного Словарный диктант | 1 | ||||
12 | Склонение слов ОБЕ, ОБА | 1 | ||||
13 | Однородные члены предложения (однородные главные члены предложения) | 1 | ||||
14 | Однородные члены предложения (однородные второстепенные члены предложения) | 1 | ||||
15 | РР Основная мысль и заголовок текста | 1 | ||||
16 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | ||||
17 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами | 1 | ||||
18 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами П/д «Однородные члены предложения» | 1 | ||||
19 | Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. | 1 | ||||
20 | РР Основная мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована | 1 | ||||
21 | Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | 1 | ||||
22 | Различение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям. | 1 | ||||
23 | Различение спряжения спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | 1 | ||||
24 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа «Безударные личные окончания глаголов» | 1 | ||||
25 | РР Подробное изложение | 1 | ||||
26 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||||
27 | Правило употребления предлогов О и Об | 1 | ||||
28 | Определение спряжения глагола по начальной форме Контрольное списывание. | 1 | ||||
29 | РР Оценка сообщений, докладов и выступлений своих товарищей | 1 | ||||
30 | РР Текст-повествование | 1 | ||||
31 | Определение спряжения глагола по его начальной форме | 1 | ||||
32 | П/р «Определение спряжения глагола по его начальной форме» | 1 | ||||
33 | Определение спряжения глагола по его начальной форме. Словарный диктант | 1 | ||||
34 | РР Свободный диктант | 1 | ||||
35 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | ||||
36 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | ||||
37 | Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | 1 | ||||
38 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | ||||
39 | РР Письменное изложение по тексту, посвящённому картине | 1 | ||||
40 | РР Научное сообщение. | 1 | ||||
41 | Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | 1 | ||||
42 | Выявление глаголов с безударным суффиксом -Я- в начальной форме (Работа с обратным словарем) | 1 | ||||
43 | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | ||||
44 | Анализ к/р. Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | ||||
45 | Суффиксы повелительной формы глагола | 1 | ||||
46 | Суффиксы повелительной формы глагола | 1 | ||||
47 | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени | 1 | ||||
48 | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени. Словарный диктант | 1 | ||||
49 | РР Научное сообщение | 1 | ||||
50 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | ||||
51 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | ||||
52 | Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол» | 1 | ||||
53 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | ||||
54 | Самостоятельная работа «Спряжение глаголов» | 1 | ||||
55 | РР Монолог и диалог | 1 | ||||
56 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | 1 | ||||
57 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | 1 | ||||
58 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного | 1 | ||||
59 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного Словарный диктант | 1 | ||||
60 | РР Текст-описание сюжетной иллюстрации к сказке | 1 | ||||
61 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | ||||
62 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | ||||
63 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | 1 | ||||
64 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | 1 | ||||
65 | РР Текст-описание сюжетной иллюстрации к сказке | 1 | ||||
66 | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных | 1 | ||||
67 | Правописание О и Ё после шипящих в корне слова | 1 | ||||
68 | Обобщающий урок «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова» | 1 | ||||
69 | Контрольный диктант № 5 за 2 четверть | 1 | ||||
70 | РР Сравнительное описание на основе общих признаков | 1 | ||||
71 | Образование кратких прилагательных | 1 | ||||
72 | Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий | 1 | ||||
73 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | 1 | ||||
74 | Самостоятельная работа «Краткие прилагательные» | 1 | ||||
75 | РР Сочинение по картине Васнецова «Снегурочка» | 1 | ||||
76 | Правописание глаголов Словарный диктант | 1 | ||||
77 | Обращение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи | 1 | ||||
78 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Однородные члены | 1 | ||||
79 | РР Сравнительное описание в художественной речи | 1 | ||||
80 | Однородные члены | 1 | ||||
81 | Контрольный диктант № 6 по теме «Однородные члены» | 1 | ||||
82 | Однородные члены | 1 | ||||
83 | Самостоятельная работа «Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи» | 1 | ||||
84 | РР Сочинение – описание предмета «Моя любимая игрушка» | 1 | ||||
85 | Однородные члены | 1 | ||||
86 | Части речи. Имя существительное | 1 | ||||
87 | Части речи. Имя существительное | 1 | ||||
88 | Имя прилагательное | 1 | ||||
89 | Имя прилагательное, род, падеж | 1 | ||||
90 | РР Аннотация | 1 | ||||
91 | Краткая форма прилагательных | 1 | ||||
92 | Синонимы (повторение) Словарный диктант | 1 | ||||
93 | Глагол | 1 | ||||
94 | Самостоятельная работа «Части речи» | 1 | ||||
95 | РР Сочинение по картине Юона «Волшебница - зима» | 1 | ||||
96 | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- – РАС- и С- | 1 | ||||
97 | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях сущ. и прилаг. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. Определение спряжения. | 1 | ||||
98 | Устойчивые выражения | 1 | ||||
99 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | ||||
100 | РР Письма знакомым и близким людям. Поздравительные письма | 1 | ||||
101 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | ||||
102 | Различение 2 л. мн. ч. наст. времени и повелит. формы гл. | 1 | ||||
103 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях сущ., прилаг. и глаголов.» | 1 | ||||
104 | Личные местоимения | 1 | ||||
105 | Описание предмета | 1 | ||||
106 | Личные местоимения | 1 | ||||
107 | Разбор слова по составу. Разбор глагола | 1 | ||||
108 | Разбор слова по составу. Разбор глагола | 1 | ||||
109 | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях. Самостоятельная работа «Разбор слова по составу» | 1 | ||||
110 | РР Текст-рассуждение | 1 | ||||
111 | Орфограммы в корнях слов | 1 | ||||
112 | Орфограммы в корнях слов Словарный диктант | 1 | ||||
113 | Проверочная работа «Орфограммы в корнях слов» | 1 | ||||
114 | РР Аннотация | 1 | ||||
115 | Р.Р. Краткое изложение по рассказу | 1 | ||||
116 | Беглый гласный в суффиксе -ек-; Правописание суффиксов -ек-; -ик- и -чик- | 1 | ||||
117 | Беглый гласный в суффиксе -ек-. Правописание суффиксов -ек- / -ок- | 1 | ||||
118 | Контрольный диктант № 8 по теме «Спряжение глагола» | 1 | ||||
119 | Работа над ошибками. Беглый гласный в суффиксе -ек-. | 1 | ||||
120 | РР Редактирование текста | 1 | ||||
121 | Буквы О/Е в существительных и прилагательных с основой на шипящий и Ц. Правописание окончаний в существительных после суффикса –ИЩ- | 1 | ||||
122 | Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имѐн прилагательных | 1 | ||||
123 | Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имѐн прилагательных | 1 | ||||
124 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | 1 | ||||
125 | РР Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | 1 | ||||
126 | Орфограммы в окончаниях существительных | 1 | ||||
127 | Орфограммы в окончаниях прилагательных. | 1 | ||||
128 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | ||||
129 | Орфограммы в окончаниях глаголов. Словарный диктант | 1 | ||||
130 | РР Сочинение «Письмо другу» | 1 | ||||
131 | Орфограммы в окончаниях слов. П/р «Орфограммы в окончаниях слов» | 1 | ||||
132 | Контрольный диктант № 9 за 3 четверть | 1 | ||||
133 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | 1 | ||||
134 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | ||||
135 | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С | 1 | ||||
136 | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С | 1 | ||||
137 | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | 1 | ||||
138 | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | 1 | ||||
139 | Работа разделительного Ь | 1 | ||||
140 | РР Сочинение по картине Васнецова «Богатыри» | 1 | ||||
141 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? | 1 | ||||
142 | Правописание разделительного Ь в прилагательных | 1 | ||||
143 | Контрольное списывание № 10 | 1 | ||||
144 | Правописание разделительного Ь в прилагательных | 1 | ||||
145 | Правописание разделительного Ь в прилагательных | 1 | ||||
146 | Работа над смыслом однокоренных слов. Словарный диктант | 1 | ||||
147 | РР Биография и автобиография | 1 | ||||
148 | Правописание Ь после шипящих в существительных | 1 | ||||
149 | Прилагательные. Краткая форма. | 1 | ||||
150 | РР Контрольное изложение | 1 | ||||
151 | Правописание Ь после шипящих в глаголах | 1 | ||||
152 | РР Сочинение «История старой фотографии» | 1 | ||||
153 | Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | 1 | ||||
154 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | 1 | ||||
155 | Разбор предложения по членам предложения | 1 | ||||
156 | Разбор предложения по членам предложения | 1 | ||||
157 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | ||||
158 | Итоговый контрольный диктант № 12 за год | 1 | ||||
159 | РР Сочинение- описание игрушки в деловом стиле | 1 | ||||
160 | РР Рассказ о творчестве писателя или поэта | 1 | ||||
161 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами | 1 | ||||
162 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | ||||
163 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | ||||
164 | РР Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | ||||
165 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях Словарный диктант | 1 | ||||
166 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | ||||
167 | Повторение изученного по теме «Части речи» | 1 | ||||
168 | Повторение изученного по теме «Части речи» | 1 | ||||
169 | Повторение изученного по теме «Части речи» | 1 | ||||
170 | Повторение изученного по теме «Части речи» | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
- правописание определяемых программой словарных слов;
- части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
- три типа склонения существительных;
- названия падежей и способы их определения;
- два спряжения глаголов;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
- особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь:
- писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять местоимения ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
- применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и
- глагола; синтаксический анализ простого предложения;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
- обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
- доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
- составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета.
Формы и средства контроля.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Требования к оцениванию
Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельное га, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).
Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.).
Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик .учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов указано в таблице.
Таблица
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
1 класс | 15-17 слов | |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Примечание.
Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.
Грамматическое задание
Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс – 8-10 слов;
3 класс – 10-12 слов;
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки
Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
Недочеты:
отсутствие красной строки;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. – М.: Академкнига/Учебник 2011.
2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс. В 3 ч. Учебник. Часть 2. – Академкнига/Учебник 2011.
3. Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник 2011.
Контрольно – измерительные материалы по курсу
Словарь:
Контрольное списывание №1
Напутствие
Попал я в зал индийского Аквариума. В этот день пришли сюда на экскурсию и дети. У дверей висело весёлое напутствие. Его написали работники Аквариума. Они надеялись, что все, кто побывал на их океанском дне, будут жить иначе. Не бросят камень в рыбу-камень. Не вздумают курить рыбу-трубку. Не пойдут на базар с рыбой-кузовком. Не захотят прокатиться на морском коньке или сыграть на рыбе-флейте. Не станут пришивать рыбу-пуговицу рыбой-иглой. Не будут заколачивать рыбу-гвоздь рыбой-молотом. Что мы сами не будем такими односторонними, как камбала.
Контрольное списывание №2
Спать пора
Лесная глушь. Вечер. Я собрался в шалаш забраться. Вдруг на сухую вершину взлетел чёрный дрозд. Он стал свистеть свои песни. Между свистами дрозд прищёлкивал. Тут тяжёлый сарыч взлетел на густую вершину. Он вцепился в сук, уселся и затих.
Тишь. В этой тишине я ловил звуки. Я открывал ночной мир природы. Рыба в ручье зашла за камень. Она опустилась брюшком на дно. Мохнатые жучки устроились спать в цветочных венцах. Ночлег без затей.
Грамматическое задание
1. В 4-ом предложении найди и подчеркни основу предложения.
2. В этом же предложении найди и подчеркни все известные тебе орфограммы. Выдели корни во всех словах.
Контрольное списывание №3
Грибной дождь
Для горожан спорый дождик при солнце уже и грибной. Но этот яростный и летучий дождь только траву потрепал да листья вывернул. Он сбежит ручьями в речку т всё. Грибной дождь другой. Всю ночь льёт. Он поливает землю, будто тёплый душ через частое сито. Между деревьями плывёт парная дымка. Под такой дождь сладко спится на сеновале. Шуршит дождь. А грибы набухают, толстеют. Они раздвигают тугими шляпками лесную ветошь. Ждут первого грибника.
Контрольный диктант №2 по теме: «Личные окончания глаголов»
Цель: проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил
Обвалы
В лесу начались страшные обвалы.
Белка спала в своем гнезде на ветке ели. Вдруг снежный ком обрушился с дерева на крышу гнезда. Гнездо скрылось под снегом. Белка выскочила. Но её бельчата остались в гнезде.
Белка стала копать снег. Пушистый снег накрыл крышу гнезда. Круглое гнездо из теплого мха осталось целым. Бельчата и не проснулись в нем. Они ещё голые и слепые. Маленькие они и глупые.
Грамматическое задание
1. Разбери по членам предложения 2-е предложение в третьем абзаце.
2. Выпиши из текста 5 слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Перед каждым словом в скобках пиши проверочное слово.
Контрольный диктант №3 по теме: «Спряжение глаголов»
Цель: проверить сформированность умений, связанных с правописанием изученных орфограмм
Утренний ветерок
Была тихая летняя ночь. Всё спало. И ветерок заснул.
Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из-под куста. Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Всё пылает утренняя зарница. Вот и солнышко скоро взойдет. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся цветок. Взглянул, а уже солнышко светит.
Грамматическое задание
1. Найди предложения с однородными членами. Подчеркни в каждом основу предложения.
2. Найди и подчерни в тексте родственные глаголы. Выдели в них корни.
Контрольный диктант №4 по теме: «Окончания глаголов в настоящем и в прошедшем времени»
Цель: проверить умение видеть орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил
Дупляной сторож
Дупло сторожит сторож. Но увидеть сторожа трудно. Он как сухой сучок. Ещё и листком накрылся. Сторожит он свой дом и свою семью. Я хочу его разглядеть. Вот до сторожа уже один шаг.
А сторож спит. Спит среди белого дня. И тут дрогнуло левое веко. Прорезалась щёлочка. В щёлочку за мной глядит влажный жёлтый глаз. Не спит. И вдруг он выпучил на меня глаза. Смотрим глаза в глаза. Я моргнул. Шорох. Сторож исчез. Из дупла за ним вылетела сплюшка.
Грамматическое задание
1. Найди глагол-исключение в первом абзаце. Подчеркни его. Напиши другие глаголы-исключения с этим же суффиксом. Выдели суффикс.
2. Найди в тексте слова с орфограммой «о/ё после шипящих в корне слова». Выпиши их. Рядом с каждым в скобках напиши проверку.
Контрольный диктант №5 за 1-е полугодие
Цель: проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы
Осень
Вот вскормлены птенцы. Они научились летать и разыскивать себе еду. Наступило время отправляться в далёкое путешествие.
Некоторые из наших птиц улетают рано. Взять стрижа.
Лето ещё. Тепло. В воздухе вьются мухи и комары. Холод и голод ещё не гонят от нас стрижей. Но стрижи уже собрались в стаи. Они каждое утро далеко улетают от своих гнезд. Возвращаются стрижи домой на ночь. И вдруг совсем исчезли. Теперь не увидишь до самого лета.
Грамматическое задание
1. 7-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения.
2. Найди во втором абзаце глаголы-исключения. Подчеркни их. Выдели окончания. Над ними укажи спряжения.
Контрольный диктант №6 за 2 триместр
Цель: проверить умения видеть в тексте изученные орфограммы
Чудесный зверёк
Чудесный зверек летяга. Зверь, а летает. Ест зверёк не семена, а чешуйки. Линька у них идёт от хвоста к носу. Осенью белка линяет со штанов. А летяга линяет с шапки! Весной летяга линяет целый месяц. А в октябре как торопыжка. За неделю умеет зимнее натянуть. Задние лапки в тёплой шёрстке. Летом это не валенки. Шерстяные носочки. На передних лапках весь год шерстяные перчатки. Нельзя на них валенки натянуть. Уж очень много дел! Лыко для гнезда надери, рассучи, в шарики скрути.
Грамматическое задание
1. Найди и подчеркни глаголы в повелительной форме. Выпиши их в начальной форме.
2. Выпиши столбиками группы родственных слов. Выдели в них корни.
Контрольный диктант №7 по теме: «Орфограммы в корнях слов»
Цель: проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные правила.
В мире природы
Интересный мир природы. Загадки здесь лежат под ногами. Смотри и бери. Без загадок жизнь будет безрадостна. Нашёл загадку – отгадку ей подавай. Иди в лес и отгадку ищи. Всё в нём прекрасно и удивительно. Лесные загадки обладают особым свойством. Разгадай одну из них! Тут появятся две новые! Как сказочное чудовище! Отрубили гидре одну голову. И вдруг на месте одной уже две! Это из леса пришли к нам волшебные сказки.
Здесь я познал главную радость! Это радость узнавания.
Грамматическое задание
1. Найди и подчеркни в тексте краткие прилагательные. Над каждым укажи род. В 1-ом предложении первого абзаца найди прилагательное. Образуй все краткие формы этого прилагательного, запиши их через запятую. Над каждым укажи род.
2. 1-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения, составь его схему.
Контрольный диктант №8 по теме: «Орфограммы в окончаниях разных частей речи»
Цель: проверить умения писать текст под диктовку в диапазоне изученных правил.
Тень
В лесу тишь. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Качается ленивая паутинка.
Хорошо идти от поляны к поляне. На каждой поляне свой тёплый настой. На одной – медовый, а на другой – грибной.
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Что он делал? Он махал головой, потом вдруг носом тыкался в землю. Кувыркался через тощий задок и скрёб когтями землю. Он что-то ловил и не мог поймать. И вдруг я всё понял! Медвежонок ловил свою тень.
Грамматическое задание
1. Выпиши из первого абзаца глаголы с безударными личными окончаниями, выдели в них окончания. Рядом с каждым в скобках напиши его начальную форму. В начальных формах выдели суффиксы. Над формами укажи спряжение.
2. 4-е предложение первого абзаца разбери по членам предложения.
Проверочные работы
Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку
Н.М. Лаврова Москва Академкнига/Учебник 2009
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
№ | Тема урока | Дата | Причина | |
план | факт | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...