Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Данная рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk_yazyk.docx | 86.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008. - 158с.
Цели:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование: программа «Школа России» рассчитана на 170 часов в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ №198 от 02.08.2013 года) продолжительность учебного года во 2 - 4 классах - 35 учебных недель, т.е. на изучение русского языка в 4 классе отводится 175 часов. Дополнительные часы добавлены в раздел «Повторение пройденного за год».
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Русский язык: учебник для 4 кл.: нач. шк. : в 2 ч. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – М. Просвещение, 2009 -2011
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по русскому языку, - 175 часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ:
- контрольный диктант -4
- словарный диктант - 4
- тестирование - 1
- контрольная работа - 4,
- контрольное изложение - 1
Содержание программы
№п/п | Наименование разделов | Общее кол-во часов |
I | Вспоминаем, повторяем, изучаем… | 38 |
Язык и речь | 2 | |
Текст | 3 | |
Предложение | 15 | |
Слово и его лексическое значение | 4 | |
Части речи | 6 | |
Состав слова | 8 | |
II | Части речи | 122 |
2 | Имя существительное. | 43 |
3 | Имя прилагательное. | 32 |
4 | Местоимение | 7 |
5 | Глагол. | 40 |
III | Повторение изученного. | 15 |
Итого | 175 |
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 170 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)
Части речи (122 ч)
Повторение изученного за год (10 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии стипом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (8 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (122 ч)
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе(кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (32 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (40 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу 4 класса обучающиеся должны знать: изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
Обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы учеб ного времени | Плано вые сроки прохождения | Примечание |
Вспоминаем, повторяем, изучаем 38 часов | ||||
Язык и речь (2часа) | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | 1 | 02.09 | |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости | 1 | 03.09 | |
Текст ( 3 часа) | ||||
3 | Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. План текста. | 1 | 04.09 | |
4 | Р.р. Подробное изложение текста. | 1 | 05.09 | |
5 | Текст. Типы текстов. Редактирование текста изложения. | 1 | 07.09 | |
Предложение (15 часов) | ||||
6 | Предложение как единица речи. | 1 | 09.09 | |
7 | Виды предложений по цели высказывания Виды предложения по интонации.. | 1 | 10.09 | |
8 | Диалог. Обращение. | 1 | 11.09 | |
9 | Р.р. Выборочное изложение текста по рассказу И.С.Тургенева «Воробей» | 1 | 12.09 | |
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Редактирование текста изложения. Словарный диктант | 1 | 14.09 | |
11 | Словосочетания. | 1 | 16.09 | |
Однородные члены предложения | ||||
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | 17.09 | |
13 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | 1 | 18.09 | |
14 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 19.09 | |
15 | Входная контрольная работа | 1 | 21.09 | по графику |
16 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. | 1 | 23.09 | |
17 | Р.р. Составление текста по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | 24.09 | |
18 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Редактирование текста сочинения | 1 | 25.09 | |
19 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | 26.09 | |
20 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 28.09 | |
Слово и его лексическое значение (4 часа) | ||||
21 | Слово и его лексическое значение . Словарный диктант | 1 | 30.09 | |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | 01.10 | |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | 02.10 | |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 | 03.10 | |
Части речи.( 6 часов) | ||||
25 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | 05.10 | |
26 | Обобщение знаний о частях речи | 1 | 07.10 | |
27 | Наречие как часть речи | 1 | 08.10 | |
28 | Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а. | 1 | 09.10 | |
29 | Роль наречий в предложении Словарный диктант | 1 | 10.10 | |
30 | Р.р.Творческое изложение с опорой на текст и репродукцию картины В.М.Васнецова «Алёнушка». | 1 | 12.10 | |
Состав слова (8 часов) | ||||
31 | Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. Редактирование текста изложения | 1 | 14.10 | |
32 | Распознавание значимых частей слова | 1 | 15.10 | |
33 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | 16.10 | |
34 | Упражнение в написании приставок и суффиксов. | 1 | 17.10 | |
35 | Разделительный твёрдый и мягкий знак. | 1 | 19.10 | |
36 | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» | 1 | 21.10 | |
37 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Редактирование текста сочинения Контрольный словарный диктант | 1 | 22.10 | |
38 | Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием | 1 | 23.10 | |
Части речи 122 часа | ||||
Имя существительное (43 часа) | ||||
39 | Повторение сведений об имени существительном. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 24.10 | |
40 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | 1 | 26.10 | |
41 | Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 05.11 | |
42 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 1 | 06.11 | |
43 | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, имён существительных в дательном падеже. | 1 | 07.11 | |
44 | Упражнение в различении имён существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | 09.11 | |
45 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознания. | 1 | 11.11 | |
46 | Р.р.Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | 12.11 | |
Три склонения имён существительных | ||||
47 | Три склонения имён существительных. Первое склонение имен существительных. Редактирование текста сочинения | 1 | 13.11 | |
48 | Упражнение в распознавании имён существительных 1-ого склонения. Словарный диктант | 1 | 14.11 | |
49 | Второе склонение имен существительных. | 1 | 16.11 | |
50 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-ого склонения. | 1 | 18.11 | |
51 | Третье склонение имен существительных. | 1 | 19.11 | |
52 | Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений. склонения. | 1 | 20.11 | |
53 | Проверочный диктант по теме «Склонение имен существительных» | 1 | 21.11 | |
54 | Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со способами проверки падежных окончаний имён существительных. | 1 | 23.11 | |
55 | Р.р. Подробное изложение описательного текста (на основе текста – образца и картины). | 1 | 25.11 | |
Правописание безударных падежных окончаний существительных. | ||||
56 | Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-его склонения. Редактирование текста изложения | 1 | 26.11 | |
57 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 27.11 | |
58 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант | 1 | 28.11 | |
59 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 | 30.11 | |
60 | Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже. | 1 | 02.12 | |
61 | Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | 03.12 | |
62 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | 04.12 | |
63 | Упражнение в правописании имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 05.12 | |
64 | Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 07.12 | |
65 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | 09.12 | |
66 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 10.12 | |
67 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 11.12 | |
68 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант | 1 | 12.12 | |
69 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падеже. | 1 | 14.12 | |
70 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | 16.12 | |
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 17.12 | |
72 | Р,р. Подробное изложение повествовательного текста с продолжением. | 1 | 18.12 | |
73 | Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами. Редактирование текста изложения | 1 | 19.12 | |
74 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | 21.12 | по графику |
Склонение и правописание имён существительных во множественном числе. | ||||
75 | Множественное число имён существительных Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 23.12 | |
76 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. Контрольный словарный диктант | 1 | 24.12 | |
77 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | 25.12 | |
78 | Родительный и винительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | 26.12 | |
79 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 | 28.12 | |
80 | Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имён существительных. | 1 | ||
81 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||
Имя прилагательное (32 часа) Имя прилагательное как часть речи. | ||||
82 | Имя прилагательное как часть речи. Работа над | 1 | ||
83 | Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | ||
84 | Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
85 | Р.р. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». | 1 | ||
Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | ||||
86 | Склонение имён прилагательных. Редактирование текста сочинения | 1 | ||
87 | Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Словарный диктант | 1 | ||
88 | Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | ||
89 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | ||
90 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | ||
91 | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном и винительном падежах и правописании падежных окончаний. | 1 | ||
92 | Упражнение в распознавании имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | 1 | ||
93 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 | ||
94 | Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | ||
95 | Р.р. Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю.Коваля «Капитан Клюквин» | 1 | ||
96 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Редактирование текста изложения | 1 | ||
Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рожа в единственном числе. | ||||
97 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. Словарный диктант | 1 | ||
98 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах. | 1 | ||
99 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | ||
100 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | 1 | ||
101 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | ||
102 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных . | 1 | ||
103 | Свободный диктант описательного текста описательного характера. | 1 | ||
Склонение имён прилагательных множественного числа | ||||
104 | Склонение имён прилагательных множественного числа | 1 | ||
105 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и в винительном падежах. | 1 | ||
106 | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и в предложном падежах. | 1 | ||
107 | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и в творительном падежах. Словарный диктант | 1 | ||
108 | Контрольная работа по темам «Имя прилагательное.» | 1 | ||
109 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | 1 | ||
110 | Р.р. Подробное изложение повествовательно-описательного текста. | 1 | ||
111 | Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Редактирование текста изложения | 1 | ||
112 | Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте. | 1 | ||
113 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
Местоимение (7часов) Местоимение как часть речи. | ||||
114 | Местоимение как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | ||
115 | Личные местоимения 1, 2 и 3-его лица. | 1 | ||
116 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-ого и 2-ого лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | 1 | ||
117 | Склонение личных местоимений 3-его лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. Словарный диктант | 1 | ||
118 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | 1 | ||
119 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. | 1 | ||
120 | Редактирование текста изложения Упражнение в правильном написании местоимений. | 1 | ||
Глагол (40 часов) Повторение сведений о глаголе. | ||||
121 | Глагол как часть речи. (повторение) | 1 | ||
122 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
123 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. | 1 | ||
124 | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием | 1 | ||
125 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | ||
126 | Р.р. Письменное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Март» | 1 | ||
127 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. Редактирование текста сочинения Контрольный словарный диктант | 1 | ||
Неопределённая форма глагола. | ||||
128 | Неопределённая форма глагола. | 1 | ||
129 | Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. | 1 | ||
130 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | 1 | ||
131 | Возвратные глаголы. (общее представление) | 1 | ||
132 | Р.р. Изложение повествовательного текста по опорным словам. | 1 | ||
133 | Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме Редактирование текста изложения | 1 | ||
Спряжение глаголов. | ||||
134 | Спряжение глаголов.(общее понятие) | 1 | ||
135 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола. | 1 | ||
136 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-ого лица единственного числа. | 1 | ||
137 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании НЕ с глаголами. Словарный диктант | 1 | ||
I и II спряжение глаголов. | ||||
138 | I и II спряжение глаголов. | 1 | ||
139 | Окончания глаголов I и II спряжение. | 1 | ||
140 | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | ||
141 | Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями Редактирование текста сочинения | 1 | ||
142 | Контрольная работа теме «Глагол» | 1 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящим и будущим времени. | ||||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | 1 | ||
144 | Упражнение в распознавании спряжений глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
146 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
147 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант | 1 | ||
148 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
149 | Проверочный диктант «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 1 | ||
150 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление). | 1 | ||
151 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний –тся и -ться в возвратных глаголах. | 1 | ||
152 | Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста | 1 | ||
153 | Редактирование текста изложения. Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. | 1 | ||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | ||||
154 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||
155 | Правописание родовых окончаний родовых глаголов в прошедшего времени. | 1 | ||
156 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | ||
157 | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи. Словарный диктант | 1 | ||
158 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавание морфологических признаков глагола. | 1 | ||
159 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
160 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | ||
Повторение изученного 15 часов | ||||
161 | Язык и речь. Текст. Типы текстов. | 1 | ||
162 | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. | 1 | ||
163 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||
164 | Слово и его лексическое значение. | 1 | ||
165 | Значимые части слова. Словообразование. | 1 | ||
166 | Правописание гласных и согласных в корне слов. | 1 | ||
167 | Итоговая контрольная работа | 1 | по графику | |
168 | Работа над ошибками, допущенными в итоговой работе. | 1 | ||
169 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Контрольный словарный диктант | 1 | ||
170 | Правописание окончаний глагола | 1 | ||
171 | Итоговое тестирование: «Повторение изученного материала в 4 классе». | 1 | ||
172 | Работа над ошибками, допущенными в тестировании. | 1 | ||
173 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | ||
174 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | ||
175 | Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу 4 классаобучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
Обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(70-85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы, проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу слова типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста; использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение(60-75слов)повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Формы и средства контроля
Контрольный диктант | 4 |
Словарный диктант | 4 |
Контрольные работы | 4 |
Тестирование | 1 |
Контрольное изложение | 1 |
Итого: | 14 |
Контрольные работы представлены в методическом пособии «Русский язык» авторы В.П. Канакина, Г.А.Фомичёва
Контрольная работа по теме: « Предложение»
Цель: проверить, как учащиеся усвоили тему «Предложение»
I вариант
- Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея. Лужи затянул тонкий ледок. К вечеру небо просветлело.
- Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами. Ярко светит летнее солнышко.
3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
Я люблю читать (что?) ... и мечтать (о чём?)... .
Я выполнил рисунок (чем?)... .
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.
Ель растёт во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сундук - подлежащее
лежать - сказуемое
старый - определение
чердак – обстоятельство
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме .
Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
II вариант
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.
2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдём в музей.
3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.
Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сорока - подлежащее
ухаживать - сказуемое
потомство - дополнение
заботливо - обстоятельство
свой – определение
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
Контрольный диктант за 1 четверть
Осень. Лес украсился в желтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семен сегодня поднялся на заре, взял ружье и вышел из дома. Впереди крутой подъем. Дед шел медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок.Слева и справа красовались молодые березки и осинки. Попадались подберезовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далекий нелегкий путь на юг. Старик помахал птицам
рукой. До свидания, журавли!
Слово для справок: нелегкий.
Задания (на выбор учителя):
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме: и, ил , ые.
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (навыбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Диктанты (на выбор учителя)
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (84 слова.)
Зимний лес
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие
ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи
пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово.)
Задания (по выбору учителя) на примере текста диктанта «Редкая гостья»:
1) разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);
2) над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении);
3) выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Примерные тексты
Зимний лес
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)
Задания (на выбор учителя): 1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях; 2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении
и выписать словосочетания; 3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным); 4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Праздник света
Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе легкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пестрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далекой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов.)
Выполнение заданий (на выбор учителя): 1) указать падежи существительных и прилагательных в третьем и седьмом предложениях; 2) подчеркнуть в последнем предложении изученные орфограммы; 3) найти сложное предложение (или предложение с однородными членами) и подчеркнуть в нем главные члены предложения; 4) выписать имя прилагательное такой структуры н и разобрать его по составу; 5) разобрать как часть речи имя прилагательное в первом предложении.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Летним утром
Кто из вас любит природу? Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. В темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Гладь пруда покрылась прозрачным туманом. На востоке светлеет полоска. Дует легкий ветерок. Веет душистой
свежестью. Вот взошло и яркое солнце. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Впереди колосится золотая рожь. Идешь по тропинке, смотришь по сторонам, дышишь запахом полевых растений.
Выполнение заданий: 1) определить спряжение глаголов в последнем предложении; 2) над глаголами в прошедшем времени указать число или число и род; 3) в третьем предложении подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.
Контрольная работа « Части речи»
I вариант
- Выпиши только имена прилагательные.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
- Распредели имена существительные в три группы по значению:
- животные
- помещения для животных
- профессии людей
свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня
- Запиши слова в три столбика по родам.
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь
4.Подчеркни среди слов только глаголы
Отлет, улетел, лечу, летчик, прилетел, полет
- Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительных)
- луна, поляна, деревня, дядя
- деревья, перья, семья, стулья
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены. Определи части речи.
Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.
II вариант
1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
2. Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
1) диван, стул, дверь, стол, шкаф
2) чай, кофе, сок, суп, кисель
3) ветер, снег, дождь, пожар, туман
- Запиши слова в три столбика по родам.
коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр
4. Выпиши только имена прилагательные белка, шумный, белила, сонный, спел, хорошо, сочный, добреет, сладкий, красный, прокатился, грудка, далеко. беленький.
5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни главные члены предложения. Определи части речи.
Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.
Тестирование
1.Подчеркни существительные 3 склонения.
НА ПЛОЩАДК.. , У ДЕРЕВН.. , ИЗ-ПОД КРОВАТ.., НА СКАТЕРТ.. , ПО ТРОПИНК.. , В ТЕТРАД…
2.Вставить окончания существительных.
СПАЛ В КРОВАТК.. ИДЁТ ПО ДОРОГ.. ЛЕЖИТ В ПОРТ-ФЕЛ.. , ОТМЕТКИ В ТЕТРАД…, КУСТ СИРЕН…,
3.Вставить окончания прилагательных, определи падеж существительных.
В ДАЛЬН.. ДОРОГУ; ЗА БЛИЖН… СЕЛОМ; НЕТ КРАСН… КАРАНДАША; ПОЗДН… ВЕЧЕРОМ;
4.Вставить в окончания глаголов нужные гласные. Над глаголами ІІ спряжения поставь значок (x)
РЕБЁНОК ДЫШ...Т; КОЛЯ РИСУ…, ДЕВОЧКА ПЛАЧ..Т, МАЛЯР КРАС..Т; ВЕТЕР КАЧА…, ЗАЙЧИК ПРЫГА…,
5.Указать лицо глагола. Вставить в окончания пропущенные
буквы.
ТЫ ПИШ…Ш.., ЧИТА…Ш…, РИСУ…Ш.., КРАС..Ш.., ТАНЦУ..Ш…
7. Подчеркнуть предложение в котором подлежащее — местоимение.
ДЕТВОРА ИГРАЛА В СНЕЖКИ. МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЁЖИКА.
8. В каждом ряду оставь только близкие по значению слова.(подчеркни).
СТУЖА, МЕТЕЛЬ, СНЕГ, ПУРГА, БУРАН.
ЗНОЙ, ПЕКЛО, ЖАРА, ТЕПЛЫНЬ, СОЛНЦЕ.
9. Подчеркни слова, которые имеют несколько разных значений.
МОЛНИЯ , КЛАСС, БЕРЕЗА, КЛЮЧ
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя:
основная:
1. Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,С.И. Волкова и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008.
2. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009-2011.
3. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 кл. – М.: Просвещение, 2006
дополнительная:
- 1.Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. Составитель С.В. кутявина. – 3-е издание - М,:ВАКО, 2012
Литература для учащихся:
основная:
- Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009 - 2011.
дополнительная:
- Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Объем диктанта:
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
Тест
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...