Конспект урока по русскому языку + самоанализ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Котова Юлия Александровна

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (УМК "Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Орг. момент (валеологическая минутка).

Чтоб совсем, совсем проснуться

Надо дружно потянуться.

Раз нагнуться, два нагнуться

До носочков дотянуться

Руки дружно разогреем,

Чтобы стало всем теплее,

Ушки наши разотрём

Помассируем, помнём

Вот теперь совсем проснулись

Повернулись, улыбнулись

Тихо все за парты сядем

И внимательными станем.

2. Постановка цели и задач урока.

   Тема урока записана на доске и закрыта листочками с парными согласными.

- Ребята, какие буквы вы видите на доске?

- Какие пары они составляют?

- Назовите звонкие согласные звуки.

- Как мы произносим звонкие согласные звуки?

- Назовите глухие согласные звуки.

- Как мы произносим глухие согласные звуки?

- Кто догадался, какую тему мы сегодня будем повторять на уроке?

- Итак, наша тема урока «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».

- А как вы думаете, нужно ли нам изучать эту тему,  может необязательно знать о правописании парных согласных?

- С этой темой мы уже знакомились на прошлых уроках и сегодня ещё раз вспомним правило проверки этих согласных на конце слова, будем стараться говорить и писать грамотно, а для этого нужно быть очень внимательным, уметь слушать учителя и своего товарища.

Открывается тема урока, записанная на доске.

- Дежурное задание лежит у вас на столе, вы его будите выполнять, если первыми сделаете задание и будет свободная минутка. А также на уроке мы будем вести карту успеха, как это делать вы уже знаете.

3. Закрепление пройденного материала.

- Теперь открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

- За окном у нас декабрь, первый месяц зимы. А какие пословицы или приметы вы знаете о декабре?

- Как вы понимаете их?

- А давайте заглянем в словарь Даля и посмотрим, а что там означает слово «декабрь».

- Как вы думаете, почему «студень, грудень» от каких слов?

- Декабрь-это первый месяц зимы, а какие ещё зимние месяцы вы знаете?

-Итак, наступила зима и превратила осенний лес в зимний, покрыла его пушистым снегом, реже стали слышны голоса птиц.

- А вы хотели бы очутиться в таком лесу? Тогда закройте глаза… И вот вы уже чувствуете легкий морозный ветерок, ощущаете свежий воздух зимнего леса (слайд 1), (звуки природы)

- Посмотрите, вот мы и попали в зимний лес.   Каким вы его видите?

- Какие слова вы подобрали?

- А кто из вас вспомнит, как называются такие слова?

- Что интересного вы ещё заметили? Да, по следам всегда можно узнать, кто здесь проходил.

Орфографическая минутка.

- Посмотрите, какие поговорки и приметы я подобрала на эту тему.

На доске запись:

Сне   глубо  - го   хорош.

Где сне  , там и сле  .

- Ой, ребята, да здесь кто-то напроказничал, закидал снежками буквы. Наверно это тот, чьи следы на картине. Как же нам  узнать?

- Может нужно вставить пропущенные орфограммы и тогда может он появится.

- Но подождите, я подготовила ещё карточки, может он и там  нашалил. Да и  здесь тоже самое, но чтобы нам не терять время, я раздам их ребятам, а мы с вами будем работать с доской.

- Итак, кто догадался, на какое правило пропущены орфограммы? А как проверить парную согласную на конце слова? Какое правило мы знаем?

- Назовите проверочное слово, а затем парную согласную, которую нужно записать (светофором).

- Давайте прочитаем орфографически, что у нас получилось. (кто работал самостоятельно тоже читают).

- Вот мы  вставили пропущенные орфограммы, но никто не появляется.

- Я предлагаю записать вторую примету красиво, без ошибок и тогда он точно появиться.

Пальчиковая гимнастика (волшебные перчатки)

- Для чего мы делаем пальчиковую гимнастику?

- Подчеркните парные согласные, которые мы вставили.

- Теперь подумайте легко ли вы справились с этим заданием и заполните карту успеха.

- А вот и наши проказники ( слайд 2).

- Как зовут наших проказников?

- Да это Динь-Динь и Тинь-Тинь, два братца звонкий и глухой согласный, с планеты парных согласных.

- Как вы думаете, почему именно они попали к нам на урок?

- Динь-Динь и Тинь-Тинь были очень невнимательными на уроках, постоянно вертелись и теперь они не знают в каких словах на конце должен стоять Динь-Динь – звонкий братец, а в каких Тинь- Тинь –глухой братец.

- Как вы думаете, мы сможем им помочь в этом разобраться?

- А чтобы они вернулись на свою планету, нам нужно научить их правильно выполнять задания и рассказать им правило, которое поможет при их выполнении.

- Давайте вспомним это правило.

Выполнение упражнения.

- А теперь открываем учебник на странице 116 упражнение 147.

-  Прочитайте задание, что нужно сделать?

- Выполнять мы его будем таким образом, ребята, у которых на тетрадях кр.кружки , будут выписывать слова в синей и красной рамке, у которых ж.кружки в желтой рамке, а зелёные из зелёной рамки.

- Мы правильно выполнили задание и теперь заполним карту успеха.

-  Так знание  какого правила нам помогло?

- А теперь немного отдохнем.

 Физ.минутка.

 Мы пришли в зимний лес (ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками).

Справа берёзка в шубе стоит

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (фонарики)

На землю красиво ложатся (приседают).

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал.(прыжки)

А вон там волчище рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдёт тогда он нас.(приседают)

В лесу красота и покой (вдох, выдох)

Нам пора уже домой.(на места)

 Редактирование текста.

-Наши гости выучили правило, разобрались с этой темой и теперь им пора улетать, но им так не хочется, ведь на их планете зимой никогда не бывает снега, морозов и такого красивого зимнего леса.

- А вы знаете в каких странах тоже зимой не бывает снега и морозов?

- Динь-Динь и Тинь-Тинь просят нас написать им небольшой рассказ о зимнем лесе, чтобы прочитать его своим друзьям. Напишем?

-А  теперь приступим к написанию письма, а вот небольшая подсказка.(слайд 3)

Текст:

Ковром покрыл сне  землю. В шубе стоит стари  ду  . Ёлочки спрятались в сугробе. Краси  зимний ле  .

- Прочитайте текст, какие орфограммы пропущены. (веером)

- Ребята, а вам нравится этот текст? Как вы думаете, чего в нём не хватает?

- А зачем нужны прилагательные, может оставим всё как есть?

- Давайте отредактируем этот текст.

- Посмотрите на доске есть слова, подберите слова, подходящие по смыслу, какой текст у вас получился?

- А теперь запишите текст, который у вас получился,  будьте внимательны и аккуратны, ведь это письмо мы отправим нашим друзьям (слабым уч-ся карточки-помощницы)

4. Итог урока.

- Свои работы вы сдадите, я ещё раз их проверю, а потом мы их отправим.

- Подумайте, легко ли далось вам это задание и заполните карту успеха.

- А сейчас нам пора прощаться, давайте ещё раз вспомним правило, которым мы пользовались при написании парных согласных на конце слова и проводим гостей. (слайд 4).

-Так кто у нас был в гостях?

- Почему их так назвали?

- С какой они планеты?

- Назовите все парные согласные (хором)

- Поднимите руку у кого в карте успеха все кружки красные, у кого 1-2 жёлтых кружка. Те ребята, у которых встречаются зелёные кружки, проработают эту тему вместе со мной ещё раз и у вас всё получится.

5. Домашнее задание.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание.

-стр.117 упражнение 149.(сильным детям дополнительно подобрать из словаря пять слов на эту орфограмму).

- Урок окончен.

Ответы учащихся

-Парные согласные буквы.

-Пара звонкий и глухой согласный.

- Звонко, с голосом.

- Глухо, без голоса.

-Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

-Нужно знать, чтобы грамотно писать и быть грамотным человеком, не допускать ошибки в контрольном диктанте и т.д.

-Декабрь ухо морозом рвёт, да глаз снегами тешит.

-Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- Декабрь в старину называли «студень или грудень».

-Студень от слова стужа, холод, мороз. Грудень от слова груда, много (много снега).

-Январь, февраль.

-Снежный, таинственный, незнакомый, красивый, тихий и т.д)

- Слова называющие признаки предметов.

- Прилагательные.

- Чьи –то следы.

-Парные согласные на конце слов.

-Для проверки правописания парного согласного на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

-Для развития мелкой моторики, умственных способностей.

Динь – Динь и Тинь – Тинь.

-Наша тема «Парные согласные».

-Да, потому что мы уже изучили эту тему и знаем правило, которое нам помогает.

.

- Списать слова и подобрать проверочное.

- Правило проверки парных согласных на конце слов.

- В странах Африки, Египте, Мексике, Австралии.

- Парные согласные.

- Прилагательных.

- Для выразительности, яркости, чтобы образно и нагляднее представить картину зимнего леса.

-Динь-Динь и Тинь-Тинь.

Один звонкий братец, а другой глухой. С планеты парных согласных.

Теоретическое обоснование

Эмоциональная мотивация, применение здоровьесберегающих технологий

Познавательная мотивация, создание проблемной ситуации

Регулирующий (освоение способа самоконтроля)

Познавательная мотивация

Эмоциональная мотивация

Создание проблемной ситуации.

Операционный компонент (формирование умения применять имеющиеся знания к решению конкретных заданий)

Применение

здоровьесберегающих технологий

Игровая ситуация

Операционный компонент (формирование умения применять имеющиеся знания к решению конкретных заданий)

Эмоциональная мотивация, применение здоровьесберегающих технологий

Познавательная мотивация

Операционный компонент (формирование умения применять имеющиеся знания к решению конкретных заданий

Рефлексия уч-ся по усвоению полученных знаний

Структура урока :

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Закрепление пройденного материала:

      - повторение правила проверки парных согласных на конце слова;

- орфографическая минутка;

- пальчиковая гимнастика;

- выполнение упражнения;

- динамическая пауза;

 -редактирование текста.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

2

5

30

3

7

2

10

1

10

3

2

Оборудование:

- презентация;

- толковый словарь;

- карточки с парными согласными;

- карта успеха;

- карточки с дежурным заданием;

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки – помощницы (для составления текста);

- индивидуальные доски;

- веер с парными согласными;

- сигнальные карточки ( светофор);

Тема: « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».

Тип урока – урок закрепления.

Вид урока – урок-игра.

Технология - на диалоговой и ситуативной (игровой) основе.

Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и       способ их проверки.

Задачи:

  1. Дидактические:

- отрабатывать умение находить и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце;

- учить применять полученные знания грамотного письма при выполнении самостоятельной работы;

- формировать навык правильной устной и письменной речи;

2.  Развивающие:

- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать  навык самоконтроля и самооценки;

3.  Воспитательные:

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать любовь к родному языку;

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков.

1.Знание гласных и согласных букв и звуков.

2. Знание парных звонких и глухих согласных.

3. Правило проверки парных согласных на конце слова.

4. Выделение выученных орфограмм.

5. Нахождение основы предложения.

6. Соблюдение орфографического режима.

Самоанализ урока русского языка.

        

На основании данных школьного психолога и по наблюдениям в учебной деятельности, учитывая уровень обученности, обучаемости, общий уровень развития в рамках учебной деятельности (познавательная мотивация, рефлексия, основные психические процессы), детей в классе можно условно разделить на 3 группы. Состав этих групп откорректирован мной в ходе учебной деятельности.

        У 5 человек высокий уровень развития, у 8 человек средний уровень развития и 6 человек имеют низкий уровень развития. Эти данные я учитывала при работе на уроке ( подбор учебного материала, учёт возрастных особенностей детей, организация дифференцированной работы, выбор методов и приёмов работы).

        Тема урока: « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».

        Тип урока – урок закрепления.

        Вид урока – урок – игра.

        Технология – на диалоговой и ситуативной (игровой) основе.

Цель урока - закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способ их проверки - была поставлена мной с учётом  возрастных особенностей учащихся, а также с учетом исходного уровня развития учащихся и  возможных затруднений.  Дети уже знакомы с понятиями парный согласный, звонкий и глухой согласный, умеют проверять слова с парными согласными на конце слова, находить в словах изученные орфограммы.

        Данный урок помог детям и учителю обобщить и закрепить знания и умения детей по теме « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». Этот урок чётко вписывается в систему уроков по русскому языку, он является 2 уроком закрепления и 4 уроком из 6 уроков по данной теме.

        Считаю, что данный урок носит развивающий характер, так как все задания заставляют учащихся наблюдать, сравнивать, обобщать, думать, делать выводы. На уроке старалась отразить:

а) мотивационный компонент учебной деятельности (дети поняли, что изучение данной темы пригодится им не только  при написании диктантов, творческих работ, а также и в жизни);

б) операционный компонент (формирование умения применять имеющиеся знания к решению конкретных задач: орфографическая минутка, выполнение упражнения из учебника, редактирование текста);

в) регулирующий компонент ( освоение способов самоконтроля: заполнение карты успеха, выполнение дежурного задания).

        Учебная активность детей на уроке носила как репродуктивный характер (работа с упражнением), так и исследовательский характер ( нахождение и проверка орфограмм, дежурное задание) и творческий (редактирование текста). На уроке применяла дифференциацию по объёму (при выполнении упражнения из учебника), по степени оказания помощи (карточки – помощницы при работе с редактированием текста). Была проведена и индивидуальная работа (работа по карточкам в начале урока, дежурное задание). Время на уроке старалась распределить рационально. Так как это урок закрепления, то методы и приёмы были выбраны с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

        По характеру познавательной деятельности были использованы

а) проблемный метод – создание проблемной ситуации (определение темы урока, нахождение и проверка орфограмм);

б) частично- поисковый (доказательство написания звонкого или глухого согласного);

в) творческий метод ( редактирование текста);

г) инновационный метод (презентация).

        Структура урока полностью подчинена целям и задачам урока.

Первая задача - отрабатывать умение находить и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце - решалась при определении темы урока, выполнении орфографической минутки, дежурного задания, упражнения, при написании текста о зимнем лесе.

Вторая задача  - применение полученных знаний грамотного письма при выполнении самостоятельной работы - решалась при выполнении упражнения из учебника, дежурного задания и  в самостоятельной работе.

Решение третьей  задачи - формирование навыка правильной устной и письменной речи - прослеживалось в ходе всего урока (добивалась полных ответов детей, построения правильных предложений).

На выполнение четвёртой и пятой задачи -  развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, а также развитие орфографической зоркости  - был направлен практически весь материал урока (работа с поговорками и приметами, работа со словарём, подбор прилагательных, редактирование текста, выделение орфограмм, дежурное задание).

Для решения шестой задачи - формирование  навыка самоконтроля и самооценки на уроке  - велась карта успеха. Седьмая и восьмая задачи - воспитание культуры речи и любви к родному языку - прослеживались в ходе всего урока.

        Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, а также для создания положительной атмосферы на уроке мной были использованы валеологические минутки, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.

Применялись следующие виды воздействия:

  - вербальные (беседы);

   - зрительные (компьютерная презентация);

  - эмоциональные (музыкальное оформление и поощрения).

Цель подведения итогов урока - вызвать у учащихся чувство удовлетворения от сделанной работы, научить самоанализу и самооценке. Весь урок был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, ученики переключались с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала шло через слуховые и зрительные органы чувств.

        Считаю, что урок получился результативным, дети усвоили учебный материал. Цели и задачи, поставленные в начале урока, были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё" + самоанализы

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё"...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...