Конспект урока по русскому языку "Буква Ё" + самоанализы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektsamoanalizy_-_kopiya.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС»

( январь 2017г. – ноябрь 2017г.)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

 Проект урока по теме «Буквы Ё, ё»

учебный предмет: литературное чтение (обучение чтению)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Кисловская средняя школа Лысковского района

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Квалификационная категория: первая

Стаж работы учителем начальных классов:  5 лет

Телефон: рабочий-8(831)-49-34-383

Н.Новгород

2017 год

Проект урока

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение чтению)

УМК начального образования: «Школа России»

Программа по предмету: Горецкий В. Г.  , Кирюшкин В.А. « Азбука»

Класс: 1

Тема урока: Буквы Ё, ё

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные  мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь, шарики (жёлтый, красный, синий)

Оборудование урока для учителя: Азбука 2 часть, В.Г. Горецкий., ПК, проектор, интерактивная доска, электронное приложение УМК «Школа России», презентации к уроку

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

Знают понятия «звуки речи», «слог»; умеют делить слова на слоги, устанавливать последовательность звуков в слове; различают гласные и согласные звуки, ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие

План урока:

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1 этап

Включение в учебную деятельность.

Цель: активизация учащихся.

1мин

2 этап

Актуализация знаний.

Цель: создание условий для возникновения у учеников интереса и потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний.

5 мин

3 этап

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Цель – познакомить учащихся со звуками [й'о], буквой Ё.

10 мин

4 этап

Применение нового знания.

Цель – научить читать слоги и слова с буквой ё. Сформулировать и запомнить вывод о том, в каких случаях буква ё обозначает один звук,

в каких – два.

15 мин

5 этап

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель – подвести итог проделанной работы на уроке, оценить полученный результат.

4 мин

Ход урока

Этапы урока

                                                                        Содержание

Формируемые УУД

                          Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

4. Применение нового знания.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

 - Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 - Ребята, те, кто готов к уроку поднимите левую руку! Те, кто меня услышал , поднимите правую руку! Те, кто готов узнавать что-то новое хлопните в ладоши!

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

 - Какими бывают гласные звуки?

 - Какими бывают согласные звуки?

  - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

 - Какие друзьями мягких согласных? Почему?

 - Какие буквы мы называем хитрыми?

 - Почему?

  -Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

 - Тогда проведём небольшое исследование.

  - Назовите, что изображено на картинках.

- Найдите одно слово, исключив два  лишних.

  1. Знакомство со звуками [й'], [о].

 - Произнесите слово по слогам.

 - Сколько слогов в слове ёжик?

 - Какой слог первый?

 - Какой второй?

 - Произнесите несколько раз первый слог.

 - Какие звуки слышите?

 - Сколько их?

 - Какой первый?

 - Какой второй?

 - Составим схему слова ёжик.

 - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

 - Какую цель поставим на уроке?

 - Какая тема нашего урока? 

2. Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

 

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

  И тотчас же на нее

  Пара птенчиков вспорхнула –

  Получилась буква Ё

- Ё – не Е, взгляните сами:

  Буква с точками-глазами.

  А снимите точки с Ё –

  Превратите в Е её.

   Е и Ё – родные сестры,

   Различать сестер не просто.

   Но у буквы Ё две точки,

   Словно в лесенке гвоздочки.

  1. Физкультминутка «Ёжик»

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

- Как вы думаете, куда спешил ёжик?

- Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

 - В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Памятник я покажу вам в конце урока.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

-  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы её поселим? 

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

 - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит её звуки смягчают предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра (на экране электронное сопровождение к урокам): найди 4 слова с буквой Ё.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

   

4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором)

  -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

 - Что интересного заметили?

 - Знак ударения над этой буквой не ставится!

 - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

- Что они услышали? Кто это был?

- Кто напал на ёжика?

- Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

    5.Физкультминутка «Ёлочки»

    6. Продолжение работы по теме урока.

 - Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

- Что означает слово  съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? 

- А попробуйте изобразить эту позу.

- Кого она вам напоминает?

- Вот почему люди так говорят.

- Ёж есть лесной, а есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

- Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

- А чем ёлка похожа на ёжика?

- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

 - В каких случаях буква ё обозначает два звука?

- В каких случаях буква ё обозначает один звук?

- А ещё он предлагает выполнить домашнее задание  по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.

 - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

- Посмотрите внимательно на слайд, что это?

Памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину установлен в Москве.

-А это что?

Это памятник самой преданной собаке Биму, установленный в Воронеже.

- А это что?

За что поставили памятник этой букве постарайтесь узнать сами!

 - Впереди нас  ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети -  любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками.  Если на уроке вы узнали что-то новое возьмите шар синего цвета, если хотите узнать, почему букве ё поставили памятник – жёлтого, если вам было сегодня трудно– красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

 -Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.

Дети читают по цепочке по предложению.

                                                                                     

- Мы общаемся с помощью речи.

- Наша речь состоит из предложений.

-Предложения состоят из слов.

-Слова делятся на слоги.

-Слова состоят из звуков.

-Звуки бывают гласные и согласные.

-Гласные звуки бывают ударными и безударными.

-Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

- А О У Ы

 

-И Е Я

-Е Я

- В начале слова и после гласной обозначают два звука.

 

-Да

- черника, малина, ёжик.

- Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

- Ё – жик

- Два

- Ё

- жик

- [й' о]

- [й о]

-Два

-[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

- Одна

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

- Буква, обозначающая два звука

 

- К гласным, к друзьям мягких согласных.

- О

- В букве Ё тоже есть звук [о].

- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

- Слог с буквой Ё всегда ударный.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Дети ходили в лес.

- Ребята были в лесу.

- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- На ёжика напала Жучка.

- Жучка наколола нос и убежала.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

- Нет.

- Когда холодно, страшно. (Дети показывают)

- Ёжик так делает от страха или холода.

- Морской

 

- Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж.  (Ёж жил под ёлкой)

 

 

- У ёлки и у ёжика есть  иголки.

 - Эти слова начинаются с буквы ё.

- Когда она стоит в начале слова и после гласной.

- После мягкого согласного.

- Памятник

- Памятник собаке.

- Памятник букве.

Дети выбирают шарик, показывают.

Личностное УУД.

Создание положительного настроя на урок, создание ситуации доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Личностные УУД:

Формирование любознательности у учащихся

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

Самоанализ урока

п/п

Порядко-

вый № в

схеме, дан-

ной в ч.3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка

преподавателя

НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся.

2

2

2

Реализация компетентностного подхода.

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность.

2

4

4

Развивающая направленность заданий.

2

5

6

Логика построения урока.

2

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора.

2

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора.

2

8

9

Характер используемой наглядности.

1

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения.

1

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей.

1

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.

2

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания.

2

13

15

Формирование познавательных УУД.

2

14

16

Формирование регулятивных УУД.

2

15

17

Формирование коммуникативных УУД.

2

                                                                Всего баллов

27

Анализ соответствия структурных частей проекта

п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка

преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2

2

Качество блока ожидаемых результатов проекта

1

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока.

1

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

1

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку + самоанализ

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (УМК "Школа России)...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...