Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 учебный год, учебным планом МБОУ СОШ №6 х. Комаров, расписанием учебных занятий на 2013-2014г. рассчитана на 172ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2.docx | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 учебный год, учебным планом МБОУ СОШ №6 х. Комаров, расписанием учебных занятий на 2013-2014г. рассчитана на 172ч.
Рабочая программа «Русский язык» составлена в соответствии с:
- Программой курса «Русский язык» 2 класс для общеобразовательных школ, авт. Л.Я.Желтовской, Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом № 373 от 22.12.2009г.
- Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Приказом МО РФ №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Цели и задачи учебного предмета
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно приказу № 373 от 22.12.2009ги СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 Москва)предмет «Русский язык» входит в состав образовательной области «Филология», на его изучение во 2 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы
Язык и речь (вводный раздел) - 8 ч
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.
Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе - 24 ч
Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи (2 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение - 30 ч
Речь (2 ч). Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст (8 ч). Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет* (Материал разделов под знаком * является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов. ). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Коммуникативно - речевые умения* (20 ч). Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).
Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения - 98 ч
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение (9 ч). Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение (10 ч). Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография (50 ч). Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное (10 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное (5 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол (3 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи (2 ч). Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация (5 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение 12 ч.Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь):
автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Информационно – методический комплект
При создании данной программы были использованы:
– материалы программы коммуникативно-ориентированного начального курса русского языка, апробированного в школах России (Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс). 2–4 кл. Программа / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4): сб.: в 2 ч. ч. 1. – М.: Просвещение, 2001);
– Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : учеб.для четырехл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1–2 / Л. Я Желтовская. – М. : АСТ: Астрель, 2012;
– Желтовская, Л. Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Л. Я. Желтовской «Русский язык. 2 класс» для 2 кл. четырехл. нач. шк. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – м. : АСТ: Астрель, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | СРОКИ | ВИД |
1 | Введение. О даре слова. | 5 | 02.09 - 06.09 | |
2 | Слово и его строение. | 31 | 09.09 - 21.10 | 30.09 - диктант |
3 | Слово и его значение. | 11 | 22.10 - 13.11 | 04.10 - диктант |
4 | Слово и его значимые части. | 10 | 14.11 - 27.11 | |
5 | Правописание слов. | 25 | 28.11 - 13.01 | 20.12-дикт., 13.01-спис. |
6 | «Жизнь» языка в речи. | 8 | 14.01 - 23.01 | |
7 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 45 | 24.01 - 04.04 | 25.02 – диктант 19.03 - диктант |
8 | Части речи. | 31 | 07.04 - 22.05 | 16.05 - списывание |
9 | Язык и речь (обобщение). | 6 | 23.05 - 30.05 | 23.05 – ит. диктант |
ВСЕГО | 172 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило.
календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деят-и обучающихся, форма занятий) | Элементы | Деятельность учащихся. УУД | Вид | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Введение. О даре слова (5 ч) | ||||||||||
1 | Зачем человеку слово дано | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование толковых словарей рус. яз. | Предъявлять основные учебные умения: читать, писать. Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Делать простые выводы. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова. Следовать рекомендациям памяток при спис. текстов. | Фронтальный опрос | информация.Сообщение. Речевое действие | С. 6–7 упр. 4 | 02.09 | |
2 | Родной язык наш русский | 1 | Комб. | Роль языка учебного | Работа | Дар речи. Общение. Информация.Слово.Послов. Сравн-е. Словообразование | С. 8–9 упр. 4 | 03.09 | ||
3 | Родной язык наш русский | 1 | Комб. | Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов | Фронтальный опрос | Ритм строки | С. 10–11 упр. 10 | 04.09 | ||
4 | Особенности устной народной речи | 1 | Комб. | Осознанное, правильное и выразительное чтение текста. Определение темы, главной мысли в тексте | Осознавать различие и общность понятий «речь», «язык». Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения. | Фронтальный опрос | Считалка. Колыбельная. Закличка. Устная, письменная речь | С. 12–13 упр. 4 | 05.09 | |
5 | Вспоминаем | 1 | Комб. | Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе. Составление монологических высказываний ( | Работа | ритмичность. Звукопись. Живость | С. 13 упр. 6 | 06.09 | ||
Слово и его строение. | ||||||||||
6 | Строение слова | 1 | Практраб. | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике. Выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентировок таблицы. Моделировать схемы слов. Соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слов в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Нблюдать за свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова. Осознавать роль сознания письменности для развития общества. Определять положение заданной буквы в алфавите. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов. «Читать» схему о роли буквы Е,Ё,Ю,Я. Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных. Высказываться об увиденном, описывать. Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слов. Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слов. Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных. Осознавать несоответствие в языке между процессом глушения и написания согласных на конце слов. Вычленять главное действие в решении задачи по подбору проверочного слова. Наводить справки в орфографическом словарике. Группировать слова по их общим значениям. «Читать» табличку и озвучивать её содержание словесно. Различать на слух набор слов, предложение и текст. Синтезировать: составлять предложение на основе набора слов. «Чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи. Осознавать суть орфографического действия. Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы в тренинге. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника. | Практ. работа | Звуки, буквы. Гласные | С. 14–15 упр. 4 | 09.09 | ||
7 | Звуки и буквы | 1 | Комб. | Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Гласные звуки. Уд-е. Слог. Согл. звуки. Интонация | Самост работа | Палиндромы – слова | С. 16–17 упр. 4 | 10.09 | ||
8 | Звуки и буквы | 1 | Комб | Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Гласные звуки. Ударение Слог. Согласные звуки. Интонация | Фронт. опрос | палиндром «А роза упала на лапу Азора» | С. 18–19 упр. 9 | 11.09 | ||
9 | Алфавит | 1 | Комб. | Русский | Фронт. опрос | Просветители Кирилл | С. 20–21 упр. 4 | 12.09 | ||
10 | Алфавит | Комб. | Русский | Работа | Письменность | С. 22–23 упр. 8 | 13.09 | |||
11 | Большая буква | 1 | Практ раб. | Употребление заглавной буквы в именах собственных | Практ. работа | Буквы | С. 24–25 упр. 4 | 16.09 | ||
12 | Слоги. | 1 | Комб. | Деление слов на слоги. Словесное ударение | Фронт. опрос | С. 26–27 упр. 4 | 17.09 | |||
13 | Перенос слов | 1 | Комб. | Перенос слов | Работа | омографы | С. 28–29 упр. 3 | 18.09 | ||
14 | Перенос слов | 1 | Комб. | Перенос слов | Фронт. опрос | С. 30–31, упр. 8 | 19.09 | |||
15 | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме | 1 | Комб. | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме | Работа | С. 32–33 упр. 4 | 20.09 | |||
16 | Обозначение непарных твердых и мягких на письме | 1 | Практ раб. | Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) | Практ. работа | С. 34–35 упр. 12 | 23.09 | |||
17 | Обозначение непарных твердых и мягких согласных | 1 | Комб. | Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) | Взаимоконтроль | С. 36–37 упр. 18 | 24.09 | |||
18 | Обозначение парных звонких и глухих согласных | 1 | Комб. | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме. Правописание парных согласных в корне | Нахождение окончания и основы | оглушение | С. 38–39 упр. 25 | 25.09 | ||
19 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | 1 | Комб. | Обозначение Правопис.безуд. гл. | Фронт. опрос | С. 40–41 упр. 6 | 26.09 | |||
20 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | 1 | Комб. | Обозначение на письме безударных гласных звуков. Правописание безударных гласных | Работа | С. 42–43 упр. 12 | 27.09 | |||
21 | Обобщение | 1 | Практ раб. | Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация | Практ. Работа Дикт. | 10 слов с безуд. гласной ов вкорне, проверочные слова | 30.09 | |||
22 | Слова-названия предметов, признаков, действий | 1 | Комб. | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол | Работа | С. 44–45 упр. 4 | 01.10 | |||
23 | Слово и предложение | 1 | Комб. | Различение слова, словосочетания и предложения | Фронт. опрос | С. 46–47 упр. 3 | 02.10 | |||
24 | Слово и предложение | 1 | Комб. | Различение слова, словосочетания и предложения | Фронт. опрос | С. 46–47 упр. 5 | 03.10 | |||
25 | Диктант по теме «Слово ипредложение» | 1 | Контр | 04.10 | ||||||
26 | Работа над ошибками | 1 | Комб. | Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слов. Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слов. Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных. Осознавать несоответствие в языке между процессом глушения и написания согласных на конце слов. | Фронт. опрос | 07.10 | ||||
27 | Предложение | 1 | Комб. | Фронт. опрос | С. 48–49 упр. 3 | 08.10 | ||||
28 | Предложение и текст | 1 | Комб. | Различение текста и предложения. | Работа | Признаки текста | С. 51 упр. 6 | 09.10 | ||
29 | Учимся пересказывать и создавать тексты | 1 | Практраб. | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Практ. работа | Создание небольшого текста | С. 56 упр. 1 | 10.10 | ||
30 | Анализ и редактирование сочинения | 1 | Комб. | Фронт. опрос | 11.10 | |||||
31 | Сочинение «Дед Мороз и дети» | 1 | Комб. | Отличие письменной речи | Работа | Создание небольшого текста | С. 57 упр. 3 | 14.10 | ||
32 | Анализ и редактирование сочинения | 1 | Комб. | Фронт. опрос | 15.10 | |||||
33 | Если хочешь понимать и быть понятым | 1 | Практ раб. | Использование средств языка в устной речи | Практ.раб. | омографы | С. 60–61 упр. 7 | 16.10 | ||
34 | Если хочешь понимать и быть понятым | 1 | Комб. | Использование средств языка в устной речи | Сам. работа пообразцу | С. 62–63 упр. 11 | 17.10 | |||
35 | Ежели вы вежливы… | 1 | Комб. | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения | Фронт. опрос | С. 64–65 упр. 5 | 18.10 | |||
36 | Ежели вы вежливы… | 1 | Комб. | Работа | С. 65 упр. 7 | 21.10 | ||||
Слово и его значение (11 ч) | ||||||||||
37 | Какими бывают лексические значения слова | 1 | Комб. | Слово и его значение | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. Осознавать наличие разных сторон значения слова. Уточнять значение слов в толковых словарях. «Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значений воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, с синонимом, антонимом. Группировать слова как части речи. Выявлять общее и различное в частях речи. Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки. Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемые материалы. Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. | Работа | Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы | С. 66–67 упр. 2 | 22.10 | |
38 | Какими бывают лексические значения слова | 1 | Практ работа | Использование словарей русского языка | Практ. работа | . Прямое и переносное значения слова | С. 68–69 упр. 5 | 23.10 | ||
39 | Какими бывают лексические значения слова | 1 | Комб. | Слово и его значение | Сам. | С. 70–71 упр. 10 | 24.10 | |||
40 | Какими бывают лексические значения слова | 1 | Комб. | Фронт. опрос | С. 72–73 упр. 17 | 25.10 | ||||
41 | Группы слов | 1 | Комб. | Работа | С. 74–75 упр. 3 | 05.11 | ||||
42 | Группы слов | 1 | Комб. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Фронт. опрос | С. 76–77 упр. 9 | 06.11 | |||
43 | Выборочный | 1 | Комб. | Использование средств языка в устной речи | Работа | Употребление в переносном значении | С. 78 упр. 1 | 07.11 | ||
44 | Сочинение | 1 | Практ.работа | Практ. работа | Изобразительные языковые средства сравнения | С. 79 упр. 5 | 08.11 | |||
45 | Анализ и редактирование сочинения | 1 | Комб. | Сам. | 11.11 | |||||
46 | Группы слов | 1 | Комб. | Слово и его значение. | Создавать собственное высказывание с использованием «сравнительных» языковых средств. Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | Фронт. опрос | Выписать из орфогр. словаря 15 сущ. | 12.11 | ||
47 | Группы слов | 1 | Комб. | Работа | Выписать из орфогр. словаря 15 прил | 13.11 | ||||
Слово и его значимые части (10 ч) | ||||||||||
48 | Корень слова | 1 | Комб. | Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков. Различать группы родственных слов, слов с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря. Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами, делать выводы. Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении. Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). | Сам. | Слова-омонимы | С. 80–81 упр. 4 | 14.11 | |
49 | Однокорен-ные слова | 1 | Практработа | Однокоренные слова | Практ. работа | чередование согл. | С. 82–83 упр. 9 | 15.11 | ||
50 | Однокорен-ные слова | 1 | Комб. | Однокоренные слова | Взаимоконтр. | С. 84–85 упр. 16 | 18.11 | |||
51 | Суффикс | 1 | Комб. | Образование новых слов с помощью суффиксов. | Фронт. опрос | С. 86–87 упр. 4 | 19.11 | |||
52 | Приставка | 1 | Комб. | Образование новых слов | Фронт. опрос | С. 88–89 упр. 8 | 20.11 | |||
53 | Закрепление | 1 | Комб. | Образование новых слов | Работа | С. 90–91 упр. 12 | 21.11 | |||
54 | Окончание слова | 1 | Практ. работа | Значимые части слова | Практ. работа | С. 92–93упр.4 | 22.11 | |||
55 | Окончание слова | 1 | Комб. | Значимые части слова | Фронт. опрос | С. 94 упр. 11 | 25.11 | |||
56 | Анализ слова | 1 | Комб. | Анализ слова по составу | Работа | С. 95 упр. 12 | 26.11 | |||
57 | Анализ слова | 1 | Комб. | Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами | Фронт. Опрос Тест | С. 96–97 упр. 3 | 27.11 | |||
Правописание слов. (25 ч) | ||||||||||
58 | Понятие об орфограмме | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм. | Работа | Орфограмма | С. 98–99 упр. 3 | 28.11 | |
59 | Понятие об орфограмме | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Взаимопроверка | С. 100 упр. 5 | 29.11 | |||
60 | Понятие об орфограмме | 1 | Практ раб. | Разные способы проверки правописания слов | Практ. работа | С. 101 упр. 7 | 02.12 | |||
61 | Способ проверки безударных гласных | 1 | Комб. | Способ проверки безударных гласных – подбор однокоренных слов | Фронт.опрос | С. 102– 103 упр. 3 | 03.12 | |||
62 | Сспособ проверки безударных гласных | 1 | Комб. | Способ проверки безударных гласных – подбор однокоренных слов | Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами. Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать 9устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. Работать с информацией научного текста (правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные. | Работа | С. 104– 105 упр. 8 | 04.12 | ||
63 | Проверка | 1 | Комб. | Проверка безударной Е – гласной Ё | Фронт. | С. 106– 107 упр. 14 | 05.12 | |||
64 | Проверка гласных в корне после шипящих | 1 | Комб. | Проверка гласных в корне после шипящих | Работа | С. 108 упр. 19 | 06.12 | |||
65 | Изложение | 1 | Практ раб. | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Практ. работа | С. 109 упр. 22 | 09.12 | |||
66 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Систематизация и обощ. зн-й | Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. Использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач. | Фронт.опрос | 10.12 | ||||
67 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова | 1 | Систематизация и обобщение зн-й | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Работа | Оглушение | С. 110– 111 упр. 4 | 11.12 | ||
68 | Закрепление по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | 1 | Практ раб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие орфограммы определённого типа. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок. Использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. | Практ. работа | Озвончение | С. 112– 113 упр. 11 | 12.12 | |
69 | Слова с непроизносимыми согласными | 1 | Обощ зн-й | Правописание непроизносимых согласных в корне | Фронт. опрос | С. 114– 115 упр. 4 | 13.12 | |||
70 | Слова с непроизносимыми согласными | 1 | Обобщение зн-й | Правописание непроизносимых согласных в корне | Работа | Неуместное употр-е | С. 116– 117 упр. 10 | 16.12 | ||
71 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова | 1 | Урок кон-троля | Правописание непроизносимых согласных в корне | С. 118– 119 упр. 17 | 17.12 | ||||
72 | Проверяемые орфограммы | 1 | Обобщение зн-й | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Фронт. опрос | С. 120– 121 упр. 4 | 18.12 | |||
73 | Проверяемые орфограммы | 1 | Обобщение зн-й | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Работа | С. 120– 121 упр. 5 | 19.12 | |||
74 | Диктант по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» | 1 | Практ раб. | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания | 20.12 | |||||
75 | Работа над ошибками | 1 | Урок контроля | Правописание слов. Работа с орфогр. словарем | Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. | Фронт. опрос | 23.12 | |||
76 | Проверяемые орфограммы | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Работа | 24.12 | ||||
77 | Изложение «Лесная быль» | 1 | Практраб. | Изложение текста (повествование, повествование с элементами опис) | Практ.работа | С. 126 упр. 1 | 25.12 | |||
78 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Комб. урок | Правописание слов. Работа с орфографическим словарем | Выбирать проект и группу, распределять виды работ. | Фронт. проверка | 26.12 | |||
79 | Создание текста поздравления | 1 | Обобщение зн-й | изложение | Фронт. опрос | Составление поздравлений, писем | С. 127 упр. 6 | 27.12 | ||
80 | Инструктаж по проектным работам . | 1 | Обобщение зн-й | Работа | С. 128– 129 | 09.01 | ||||
81 | Проект. работа «Как хорошо уметь грамотно писать» | 1 | Практраб. | Практ. работа | С. 128– 129 | 10.01 | ||||
82 | Проект. работа «Как хорошо уметь грамотно писать» | 1 | Обобщ. зн-й | Списывание | С. 128– 129 | 13.01 | ||||
«Жизнь» языка в речи. | ||||||||||
83 | Тема текста. Заголовок | 1 | Практ раб. | Тема текста. Заголовок | Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения. «Читать» схемы и знаки препинания. Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними.Строить высказывания в объёме предложений. | Практ.работа | Тема. Заголовок. Описание | С. 6–7 упр. 3 | 14.01 | |
84 | Тема текста. | 1 | Комб. | Тема текста. Заголовок | Загадка Пословица. | С. 8 упр. 6 | 15.01 | |||
85 | Тема текста. Заголовок | 1 | Комб. | Различение текста и предложения | Самоконтроль | энциклопедия | С. 9 упр. 10 | 16.01 | ||
86 | Текст с двумя микротемами | 1 | Комб. | Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. | Фронт. опрос | Части Красная строка | С. 10–11 упр. 5 | 17.01 | ||
87 | Упражнения в понимании тем текстов | 1 | Комб. | Чтение и понимание учебного текста | Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы. Добывать информацию о книге( понимать тему, содержание) из названия, оглавления. Формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного. Читать и понимать историко-познавательные тексты. Осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам. Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. | Работа | С. 12–13 упр. 8 | 20.01 | ||
88 | Сообщение о любимой книге | 1 | Комб. | Использование средств языка | Сам. работа по образцу | Сообщение о любимой книге | С. 14 упр. 2 | 21.01 | ||
89 | Сочинение о зимних забавах. | 1 | Практ раб. | Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. | Практ. работа | Повествование, рассказ, описание, рассуж-дение | С. 14–15 упр. 1, 3, 4 | 22.01 | ||
90 | Анализ творческих работ | 1 | Комб. | Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение | Работа | 23.01 | ||||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | ||||||||||
91 | Правила записи слов | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, этимологическом словаре. Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах. | Фронтальный опрос | Звук в слабой позиции | С. 16–17 упр. 5 | 24.01 | |
92 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне. Разные способы проверки орфограмм | Работа | Орфограмма | С. 18–19 упр. 8 | 27.01 | ||
93 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 1 | Комб. | Способы проверки безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне | Графическое обоснование орфограммы | С. 18–19 упр. 9 | 28.01 | |||
94 | Изложение | 1 | Прак.раб. | Изложение текста (повествование) | Практ. работа | С. 21 упр. 18, 19 | 29.01 | |||
95 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Комб. | Правописание слов. Работа с орфографическим словарем | Сам. работа | 30.01 | ||||
96 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 1 | Комб. | Способы проверки безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне | Группировать слова по наличию в них двойных согласных. Обращаться к орфографическому словарю с целью уточнения правописания слов. Пробовать «перо» в составлении текста телеграммы. Тренировать зрительную память и контролировать свои действия. Находить основания для группировки слов. «Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию. Применять правила в процессе исполнения работы. Обсуждать варианты решений. Выявляя правильные. Готовиться к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия. Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. | Фронт. опрос | 0 | С. 20 упр. 16 | 31.01 | |
97 | Непроверяемые орфограммы в корне слова | Комб. | Работа с орфографическим словарем | Работа | 0 | С. 22–23 упр. 6 | 03.02 | |||
98 | Безударные гласные, не проверяемые ударением. | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | Фронт.опрос | С. 24–25 упр. 5 | 04.02 | |||
99 | Безударные | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | Работа | С. 26–27 упр. 11 | 05.02 | |||
100 | Безударные гласные, не проверяемые ударением | 1 | Практ раб. | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | Практ. работа | С. 27 упр. 12 | 06.02 | |||
101 | Безударные | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | Самопроверка | С. 28–29 упр. 16 | 07.02 | |||
102 | Непроверяемые непроизноси-мые согласные | 1 | Комб. | Правописание непроверяемых непроизносимых согласных | Фронт. опрос | С. 30–31 упр. 6 | 10.02 | |||
103 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные | 1 | Комб. | Правописание непроверяемых непроизносимых согласных | Работа | словарь иностранных слов | С. 32–33 упр. 11 | 11.02 | ||
104 | Двойные согласные в русских словах | 1 | Обобщение | Правописание двойных согласных в русских словах | Дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач. Находить основание для группировки трёх типов объектов. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Дифференцировать функции употребления мягкого знака. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму. | Сам. работа | С. 34–35 упр. 4 | 12.02 | ||
105 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | 1 | Практ раб. | Правописание двойных согласных в словах иноязычного происхождения | Практ. работа | С. 36–37 упр. 9 | 13.02 | |||
106 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | 1 | Комб. | Правописание двойных согласных в словах иноязычного происхождения | Фронт. опрос | телеграмма | С. 38–39 упр. 14 | 14.02 | ||
107 | Закрепление | 1 | Комб. | Правописание слов с двойными согласными | Работа | С. 40–41 упр. 21 | 17.02 | |||
108 | Закрепление | 1 | Комб. | Правописание слов с двойными согласными | Фронт. опрос | С. 42–43 упр. 28 | 18.02 | |||
109 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 | Комб. | Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова | Работа | С. 42–43 упр. 28 | 19.02 | |||
110 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 | Практ.раб. | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху. Составлять тексты в жанре письма. Осознавать источники поиска информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта. | Практ. работа | С. 44–45 упр. 4 | 20.02 | ||
111 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 | Комб. | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Взаимопроверка | С. 46–47 упр. 10 | 21.02 | |||
112 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова». | 1 | Комб. | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Сам. работа по образцу | С. 48–49 упр. 4 | 24.02 | |||
113 | Проверочный диктант по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 | Контр | Образование новых слов | Работа | 25.02 | ||||
114 | Работа над ошибками | 1 | Комб. | Фронтальный опрос | С. 50 упр. 2 | 26.02 | ||||
115 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова». | 1 | Комб. | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Работа | С. 51 упр. 6, 7 | 27.02 | |||
116 | Письмо – тоже текст | 1 | Практ раб. | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Практ.работа | эпистолярный жанр | С. 52 упр. 2 | 28.02 | ||
117 | Поздравление к празднику | 1 | Комб. | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Фронт проверка | эпистолярный жанр | С. 53 упр. 4 | 03.03 | ||
118 | Обозначение парных твердых и мягких согласных звуков | 1 | Комб. | Обозначение парных твердых и мягких согласных | Сам. работа | С. 56–57 упр. 3 | 04.03 | |||
119 | Способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков | 1 | Комб. | Обозначение парных твердых и мягких согласных звуков | Фронт. опрос | С. 58–59 упр. 7 | 05.03 | |||
120 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | Комб. | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши | Работа | С. 60–61 упр. 3 | 06.03 | ||||
121 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | 1 | Практ. раб. | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу | Практич работа | С. 62–63 упр. 12 | 07.03 | |||
122 | Написание сочетаний чк, чн, щн | 1 | Комб. | Произношение и обозначение на письме слов с соче- таниями чк, чн, щн | Фронт. опрос | С. 64–65 упр. 6 | 11.03 | |||
123 | Мягкий знак – показатель мягкости согл. звуков | 1 | Комб. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | Работа | С. 66–67 упр. 3 | 12.03 | |||
124 | Мягкий знак – показатель мягкости согл.звуков | 1 | Комб. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | Фронт. опрос | С. 68–69 упр. 11 | 13.03 | |||
125 | Разделительный мягкий знак | 1 | Комб. | Разделительный мягкий знак | Работа | С. 70–71 упр. 4 | 14.03 | |||
126 | Разделительный мягкий знак | 1 | Практ. работа | Разделительный мягкий знак | Практ. работа | С. 72–73 упр. 10 | 17.03 | |||
127 | Разделительный мягкий знак | 1 | Комб. | Разделительный мягкий знак | Сам. | С. 74–75 | 18.03 | |||
128 | Разделительный мягкий знак. Диктант по теме «Обознач-е тв.и мягк. согл. звуков» | 1 | Контр | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Разделительный мягкий знак | Сам. раб. | С. 76 упр. 4 | 19.03 | |||
129
| Обобщ. по теме«Обознач-е тв.и мягк. согл. звуков» Раб. над ошибками | 1 | Комб. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. | Фронт. опрос | С. 77 упр. 5 | 20.03 | |||
130 | Обоб-е по теме «Обозначение твердых | 1 | Комб. | Слогозвуковой анализ слов | Работа | С. 78–79 упр. 5 | 21.03 | |||
131 | Практикум по слого-звуковому анализу слов | 1 | Комб. | Написание под диктовку текста | 31.03 | |||||
132 | Обозначение твердых | 1 | Комб. | Правописание слов. Работа с орфогр. словарем | Практ. Работа Тест | 01.04 | ||||
133 | Закрепление пройденного. | 1 | Комб. | Правописание безударных гласных | Проверка по це-почке | С. 80 упр. 2 | 02.04 | |||
134 | Повторение правописания слов | 1 | Комб. | Правописание парных согласных в корне | Фронт. проверка | С. 81 упр. 5 | 03.04 | |||
135 | Повторение правописания слов | 1 | Комб. | Правописание непроизносимых согласных в корне | Фронт. опрос | С. 82–83 упр. 6 | 04.04 | |||
Части речи (31 ч) | ||||||||||
136 | Повторение правописания слов | 1 | Комб. | Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол | Распознавать группы слов (части речи) по их отличительным признакам. «Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания. Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Группировать имена существительные по отнесённости к одушевлённым и неодушевлённым. Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы. Переносить общее правило об употрекблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, Воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана. Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных. Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Наблюдать над вариантами значений прилагательных. Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи. Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств. Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Делать вывод об общьности данной формы у известных частей речи. | Работа | С. 86–87 упр. 4 | 07.04 | ||
137 | Общие значения частей речи | 1 | Практ раб. | Имя существительное, значение и употребление | Практ работа | С. 88–89 упр. 3 | 08.04 | |||
138 | Имя существительное | 1 | Комб. | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Фронт.опрос | С. 90–91 упр. 4 | 09.04 | |||
139 | Одушевленные и неодуш. имена сущ. | 1 | Комб. | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Фронтопрос | С. 92–93 упр. 10 | 10.04 | |||
140 | Одушевленные и неодуш. имена сущ. | 1 | Комб. | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Работа | С. 94–95 упр. 17 | 11.04 | |||
141 | Неодушевленные имена сущ. | 1 | Комб. | Неодушевленные имена существительные | С. 96–97 упр. 22 | 14.04 | ||||
142 | Неодушевленные имена сущ. | 1 | Практ работа | Правописание собственных имен существительных | Практ.работа | названия планет | С. 98–99 упр. 3 | 15.04 | ||
143 | Собственные имена сущ. | 1 | Комб. | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | Сам. работа | С. 100– 101 упр. 7 | 16.04 | |||
144 | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | 1 | Комб. | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | Фронт. опрос | С. 100– 101 упр. 8 | 17.04 | |||
145 | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | 1 | Комб. | Географические названия как имена собственные | Фронт. опрос | эпистолярный жанр | С. 102– 103 упр. 14 | 18.04 | ||
146 | Географические названия как имена собственные | 1 | Комб. | Правописание собственных имен существительных | Сам. | С. 104– 105 упр. 20 | 21.04 | |||
147 | Обобщение по теме «Собственные имена сущ.» | 1 | Практработа | Имя прилагательное, значение и употребление | Практ. работа | С. 106– 107 упр. 3 | 22.04 | |||
148 | Имя прилагательное | 1 | Комб. | Употребление в речи полных и кратких форм имен прил. | Работа | С. 108– 109 упр. 5 | 23.04 | |||
149 | Употребление | 1 | Комб. | Употребление в речи полных и кратких форм имен прил. | Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок, выражать оттенки значений. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Осуществлять рефлексию по итогам года. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты. Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте. | Фронт. опрос | С. 108– 109 упр. 7 | 24.04 | ||
150 | Употребление | 1 | Комб. | Правописание окончаний имен прилагательных | Фронтопрос | С. 110– 111 упр. 10 | 25.04 | |||
151 | Правильное написание окончаний имен прил. | 1 | Комб. | Правописание окончаний имен прилагательных | Работа | С. 110– 111 упр. 12 | 28.04 | |||
152 | Правильное написание окончаний имен прил. | 1 | Практ. работа | Глагол, значение и употребление | Практ.работа | С. 112– 113 упр. 4 | 29.04 | |||
153 | Глагол | 1 | Комб. | Глагол, значение и употребление | Работа | С. 114– 115 упр. 6 | 30.04 | |||
154 | Глагол | 1 | Комб. | Глагол, значение и употребление | Фронт. опрос | С. 114– 115 упр. 8 | 05.05 | |||
155 | Глагол | 1 | Комб. | Изменение частей речи | Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности. | Работа | С. 116– 117 упр. 3 | 06.05 | ||
156 | Изменение частей речи по числам | 1 | Комб. | Изменение частей речи | Работа | С. 118– 119 упр. 8 | 07.05 | |||
157 | Предлоги и союзы – слова-связки | 1 | Комб. | Предлоги, союзы. Их роль | Практработа | слова-связки | С. 120– 121 упр. 4 | 08.05 | ||
158 | Предлоги и союзы – слова-связки | 1 | Комб. | Предлоги, союзы. Их роль | Сам. | С. 120– 121 упр. 6 | 12.05 | |||
159 | Предлоги и союзы – слова-связки | 1 | Практ. работа | Предлоги, союзы. Их роль | Фронт. опрос | С. 122– 123 упр. 8 | 13.05 | |||
160 | Предлоги и союзы – слова-связки | 1 | Комб. | Предлоги, союзы. Их роль | Фронт. опрос | союзы-синонимы. союзы-антонимы | С. 122– 123 упр. 10 | 14.05 | ||
161 | Строим предложения, тексты | 1 | Комб. | Связь слов | Пров. работа | С. 124– 125 упр. 3 | 15.05 | |||
162 | Контр. списыв. «Журавушка». | 1 | Контр. | Различение слова, словосочетания и предложения | Практ. работа | С. 125– 126 упр. 4 | 16.05 | |||
163 | Изложение | 1 | Прктич. раб. | Изложение текста | Практ. раб. | С. 130– 131 упр. 2 | 19.05 | |||
164 | Анализ и редактирование изложения | 1 | Комб. | Использование словарей русского языка | Работа | 20.05 | ||||
165 | Сочинение «Портрет одуванчика». | 1 | Комб. | Изложение текста | Фронт. | С. 130– 131 упр. 4 | 21.05 | |||
166 | Анализ и редактирование сочинения | Использование словарей русского языка | Работа | 22.05 | ||||||
Язык и речь (обобщение) | ||||||||||
167 | Итоговый контрольный диктант «Белочка». | 1 | Контр. | Письмо текста под диктовку | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера. | конт- р. | 23.05 | |||
168 | Работа над ошибками. | 1 | Комб. | Слово. Предложение. Текст | С. 132– 133 упр. 3 | 26.05 | ||||
169 | Части речи. Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | Комб. | имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Правописание гласных и согласных в корне слова | Фронт. опрос. | С.136– 137 упр. 6 | 27.05 | |||
170 | Речь | 1 | Обобщение зн-ий | Отличие устной речи от письменной | Сам. работа | С. 138– 139 упр. 4, 5 | 28.05 | |||
171 | Обобщение и повторение | 1 | Обобщение зн-ий | Тест | 29.05 | |||||
172 | Повторение пройденного. Задание на лето. | 1 | Обобщение зн-ий | Фронт. опрос | 30.05 |
В октябре.
Октябрь часто называют листопадником. В этом месяце у животных много забот. Зима не за горами. Нужно запасать пищу. Белки прячут орешки под палой листвой. Последние птицы улетают в тёплые края.
Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и Ну вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, Не узнали зверьки друг друга. План. 1.Как дружили белочка и зайчик летом? 2.Где зверьки прятались от холода зимой? 3.Почему при встрече они не узнали друг друга?
| Белка и зайчик. (Сказка) зайчик серенький они выходили на поляну и угощали друг друга. Белочка капуста. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. а у белочки-серой. |
Ребята долго ждали весёлого праздника. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью.
Стали наряжать лесную красавицу. Вскоре ёлка ожила и засверкала различными игрушками, золотыми огнями.
Дополнительные задания.
1.Озаглавь текст.
2.Выпиши три слова с орфограммой в корне (на выбор).
3.Какое предложение в тексте соответствует схеме?
У реки.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. Они любили рыбачить. В реке водились судаки, ерши и окуни. Раз мальчики поймали большого леща. Дома бабушка сварила вкусную уху.
Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля. Вот и первая травка. У дома наш огород.
На грядках Ольга Александровна с дочкой Дарьей посадили лук, укроп, морковь.
Поливать помогал маленький Юра. Он носил в игрушечном ведёрке воду.
Рыбаки.
Дедушка Пётр с внуком Юрой идут на речку ловить рыбу. Верный пёс Амур бежит рядом. Около реки находят любимые места и развёртывают удочки.
Успешной ловли вам, рыбаки!
Белочка.
На пеньке сидит маленький рыжий зверёк. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызёт зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверёк. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
Задание:
- В словах первого предложения расставить ударения.
- Сделать звукобуквенный анализ слова «белка».
- В пятом предложении найди имена существительные(напиши над ними сущ.) и глаголы, напиши над ними (гл.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...