методическая разработка по развитию речи "Образы предложений" по учебнику О.Л. Соболевой "Радуга речи"
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме
Урок составлен на основе двуполушарного подхода в обучении детей начальных классов русскому языку. На занятии ребята имеют возможность не только прочитать и записать предложение, но и увидеть его "образ" с помощью доброго джинна Фани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок образы предложений | 51 КБ |
технологическая карта | 18.98 КБ |
презентация к уроку | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: «Образы предложений»
Класс: 1
Учебник «Радуга речи» О.Л.Соболевой
«Левополушарный эффект» (логическая линия)
обучение формальной технике речевой деятельности ( конструирование предложений, установление оптимального порядка слов)
«Правополушарный эффект» (ассоциативно-образная линия)
снятие речевых комплексов через непроизвольное овладение материала
(слово-образ, образ-картинка)
Принцип построения учебного материала – поступательный (целостное представление о разделе
1.Оргмомент.
Слышите, прозвонил звонок, это к нам торопится, спешит наш добрый друг джинн Фаня.
Как я догадалась?
Правильно, это его колокольчики на волшебной шапочке подсказали нам о его приходе.
Если к нам пришел Фаня, жди чего-нибудь интересного, сказочного. А уж если урок начинается со сказки, то это должен быть сказочный урок.
Готовы узнать новое от Фани?
Тогда начнем.
2.Вводная беседа, включающая актуализацию знаний.
На прошлом занятии мы с вами узнали про необыкновенное слово ОБРАЗ. Но сказка, которую нам рассказывает каждый урок Фаня не кончается, сказка продолжается.
«Однажды утром проснулся джинн Фаня и решил ,что его заветная мечта написать свою книжку – самую интересную на свете наконец-то должна исполниться. «А что» - подумал Фаня,- «Мы с ребятами день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем учились, учились и наконец многому научились. Например, я узнал, что моя удивительная способность изменять свой внешний вид называется умным словом – ОБРАЗ. Это я оказывается свой образ умею изменять! Да, и кем только я не был! ( )
Но самое интересное занятие было сочинять предложения. Вы конечно помните ,что предложения бывают разные? Правда? А придумывать их легко, как летать во сне! И чего только мы не делали с предложениями: конструировали, определяли тему, слушали их настроение, и конечно познакомились со странным словом – ИНТОНАЦИЯ, которое похоже на девушку, играющую на флейте чудесную музыку! Только вместо нот она пользуется необычными значками - . ! ?»
Но неожиданно рассуждения Фани были прерваны порывом весеннего ветерка, которому стало скучно гулять одному и он решил заглянуть к своему лучшему другу – ветерку-Фане ( вы конечно помните, что Фаня любил принять образ ветра и побродить по свету). Ветерок пролетел по Фаниной комнате – чернильнице и полистал книгу, которая лежала у него на столе. И очень заинтересовался одной страничкой на которой были какие-то замысловатые картинки . «Что это?», - поинтересовался он у Фани.
И тут наш джинн начал много и с удовольствием рассказывать своему другу про загадочные картинки из своего любимого учебника.
Прошло время, ветерок улетел, наш друг остался один. Он еще раз посмотрел на книгу, полистал странички на которых не успел побывать и решил ,что непременно дочитает книгу до конца , а то о чем рассказывал своему другу ветерку расскажет нам с вами.»
3.Работа с учебником. Повторение изученного.
-Итак, друзья, вы готовы встретиться с нашим веселым волшебником, знатоком русской грамматики, джинном Фант-Азилем Удивлюляддином ибн Ахом? Если ДА – то «Радуга речи» ждет вас.
-Откройте страничку, на которой мы с вами остановились.(30-31)
-На что похожа королева ИНТОНАЦИЯ?
-Почему слова интонация и настроение написаны вместе?(проблемный вопрос)
-Интонацию мы слышим, а с помощью чего мы можем увидеть какую интонацию хотел писатель передать в том или ином предложении?
-Если у вас есть желание поработать с этими чудесными знаками, то я могу вам показать рассказ который для вас приготовил Фаня, но, конечно же, все знаки в этом тексте ветерок, который гостил у джинна, забрал с собой.
- Кто хочет выйти к доске и вставить пропущенные знаки препинания?
(запись на доске)
Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф я его видел, а он меня нет интересно, о чем он мечтал наверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
- Итак, что же меняется от того, какой знак мы поставим в конце предложения?
(можно предложить «похулиганить»: «поиграть» со знаками препинания и попробовать расставить их по своему усмотрению, наблюдая как изменяется «настроение» предложений)
(целесообразно вспомнить капризную Королеву, которая не знала как расставить запятые в предложении «Казнить нельзя помиловать»)
4.Изучение нового материала.
- Обратите внимание на 28 упражнялочку. По-моему Фаня оставил нам какой-то знак. Вам так не кажется?
-Что означают эти картинки? (кстати, именно об этих картинках спрашивал ветерок Фаню)
-Как вы думаете, это темы предложений или их образ? Почему?
(художник нашел для каждого из них свой образ: художник увидел их такими) (с.33, текст под солнышком)
- Какие картинки вам показались знакомыми? Где вы их уже видели?(с.12)
(сначала рассмотреть картинки в целом, а потом детали рисунков)
- Расскажите, почему художник выбрал именно такие образы для своих предложений?
-Вам понравились эти образы? - Как вы думаете тяжело или трудно их запомнить?
- Давайте проверим. Я вам дам одну минуту, а вы запомните эти образы и сможете угадать название всех картинок. (запоминают, закрывают учебник, подбирают к картинкам названия)
смешное, радостное, поэтичное, просто доброе,
немножко грустное, скучное-прескучное, сердитое,
страшное-престрашное
(можно выполнить работу в группах)
- Прочитайте пожалуйста, какие предложения сочинил Фаня к этим образам. (с.33) (обратить внимание на цвет заставок, это тоже имеет значение)
-Какое предложение Фаня не придумал, а просто вспомнил?
- Мне очень хочется предложить вам выполнить одно непростое задание. Но я не знаю, захочется ли вам разгадать загадки Фани?
-Если да, то вам надо поработать группой и определить, какие предложения придумал Фаня (для помощи у вас есть учебник), и объяснить, почему вы так думаете.
1группа
Я увидел синий-синий, презеленый красный шар.
Я очень люблю вишневое варенье.
Ромашка похожа на маленькое солнышко.
Нам так хорошо вместе!
2группа
Мне нравится встречаться с друзьями!
Почему-то вкусное очень быстро заканчивается.
Идет дождь.
Баба-Яга схватила Ивашку и решила из него сделать запеканку под простоквашкой!
3группа
Надо собрать портфель.
Из-за леса, из-за гор вышел дедушка Егор.
Схватил Кощей Бессмертный Василису Премудрую и унес за тридевять земель в тридесятое царство.
Ты опять опоздал!
- Кому понравилось разгадывать загадки Фани?
- Кто бы хотел придумать свое предложение?
- Какие предложения придумывать легче? Почему?
- Какое предложение придумать хочется прямо сейчас?
- Кто хочет поделиться с нами своим сочинением?
- Кому очень хотелось сочинить, но пока не получилось, можно будет это сделать дома и нарисовать образ вашего предложения в нашей рабочей тетрадочке.
5. Итог
- Что, по-вашему, интересней: - увидеть образ предложения
-услышать его
-прочитать его на доске
- На следующем занятии мы с вами продолжим работать с образами. Если очень хочется, то можно подглядеть на с.35 о чем мы будем говорить.
- На этом наша встреча заканчивается. До свидания.
Предварительный просмотр:
Тема | «Образы предложений» |
Цели | Сформировать представления об «образах» предложений, о роли интонации в русском языке Ввести понятия о знаках препинания, о выборе знака в зависимости от интонации говорящего Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Основные термины и понятия | Предложение, интонация, восклицательное, вопросительное, повествовательное, «образ» предложения, тема предложения, настроение |
Педагогическая технология |
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание узнавать новое вместе с джинном Фаней; - осознание успешности при изучении темы; - стремление узнать новое о предложениях; - позитивное отношение к рациональному распределению времени; - способности в соответствии со своим типом мышления. | Познавательные: - раскрыть значение понятий «образ», «интонация»; - использовать приобретенные знания для определения границ предложений; - делать выводы в результате совместной работы учеников и учителя; - обогащать словарный запас в процессе выполнения учебных задач; - развивать творческое воображение; - раскрыть взаимосвязь между темой предложения и настроением. Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; - выполнять учебные действия в соответствии с планом урока; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - задействовать резервы обоих полушарий головного мозга для максимального использования его возможностей. Коммуникативные: - оформлять речевое высказывание , используя термины, изучаемые в процессе урока; - слушать и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе, парах; | - активизировать словарный запас; - работать с понятиями: тема, главная мысль, образ, интонация, знаки препинания; - соединять «Образ» предложения с его графическим изображением; - формировать умение подбирать настроение к заданному высказыванию; - расставлять знаки препинания в предложениях в зависимости от интонации говорящего. |
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Русский язык Тема: «Антонимы» | Информационный материал: - "Русский язык: Радуга речи. 1 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы" О.Л. Соболева Демонстрационный материал: - электронная презентация; - карточки; Раздаточный материал: - карточки с учебными заданиями | - фронтальная; - другие формы работы:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встреча со старым другом
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф я его видел, а он меня нет интересно, о чем он мечтал наверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет интересно, о чем он мечтал наверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет . И нтересно, о чем он мечтал наверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет . И нтересно, о чем он мечтал ? Н аверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет . И нтересно, о чем он мечтал ? Н аверное о далекой Африке . А может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет . И нтересно, о чем он мечтал ? Н аверное о далекой Африке . А может быть о своей маме ? В от было бы здорово с ним подружиться
Интонация Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф . Я его видел, а он меня нет . И нтересно, о чем он мечтал ? Н аверное о далекой Африке . А может быть о своей маме ? В от было бы здорово с ним подружиться !
Образ
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Соедини образ и предложение Смешное Грустное Радостное Скучное Сердитое Страшное
Спасибо за работу! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка по развитию речи по мотивам сказки "Теремок"
Данное разработанное занятие по развитию речи с использованием интерактивной приставки Mimio может быть использовано как на уроке в начальной школе, так и во внеурочной, внеклассной работе с учащимися...
Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...