Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год. Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.rar | 74.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»
Рабочая программа
по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе на 2013-2014 учебный год.
Учитель начальных классов: Гольцова И.А
2013год
Содержание.
- Пояснительная записка ………………………………………………...……стр. 3
- Содержание программы………………………………………………….……стр. 7
- Календарно - тематическое планирование………………………………….стр.13
- Кимы …………………………………………………………………………....стр. 25
- Приложение……………………………………………………………………..стр26
- Литература………………………………………………………………………стр2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, дети расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цели программы:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой активности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи программы:
- учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
- использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
- корригировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
- учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
- развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
- Расширять представление об окружающем мире и обогащать словарь.
- Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Корригировать развитие мышц мелкой моторики.
- Развивать самостоятельность, аккуратность.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся содержат два уровня.
1-й уровень (Базовый) | 2-й уровень (Минимальный) |
Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; - связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте, её столицы; каковы ее особенности; чем занимается население страны ; каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь. | Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте, ее столицы; - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов. |
2. Содержание программы.
1 | «Ознакомление с окружающим миром» | Количество часов | Содержание программы | Виды деятельности |
Сезонные изменения в природе. | 17 | Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде. | Беседы, составление рассказов, экскурсии, рисование. | |
Наша страна | 2 | Название нашей страны, название столицы, расположение на карте нашей Родины. Символика. | Теоретическая, практическая. | |
Город, село, деревня | 3 | Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. Сельская местность. | Теоретическая, практическая. | |
Транспорт | 1 | Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора в местах, где есть указатель «переход». | Теоретическая, практическая. | |
Посуда | 2 | Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение). | Теоретическая, практическая. | |
Жильё человека | 4 | Квартира, комната, дом. Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати). | Теоретическая, практическая. | |
Одежда | 2 | Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). | Теоретическая, практическая. | |
Обувь | 1 | Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). | Теоретическая, практическая. | |
Овощи | 1 | Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пишу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов | Теоретическая, практическая. | |
Полевые растения | 2 | Различение злаковых культур. Рожь, овёс. Жатва, посевная, сельхозтехника. | Теоретическая, практическая. | |
Ягоды | 1 | Рябина, калина, клюква, брусника и черника. Сравнение по окраске, форме, вкусу. | Теоретическая. | |
Деревья | 2 | Дуб, тополь . Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. | Теоретическая. | |
Растения на клумбах | 1 | Астры, бархатцы, ноготки . Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки | Теоретическая, практическая | |
Комнатные растения | 1 | Бальзамин, герань, рэо . Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). | Теоретическая, практическая | |
Раннецветущие растения | 1 | Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан, нарцисс. Наблюдения за появлением первых цветов. Экскурсия на луг. | Экскурсия. | |
Домашние животные | 2 | Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. | Теоретическая. | |
Дикие животные | 2 | Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. | Теоретическая. | |
Птицы | 2 | Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. | Теоретическая, практическая | |
Домашние птицы. | 2 | Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. | Теоретическая, практическая | |
Насекомые. | 2 | Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. | Теоретическая, практическая | |
Охрана здоровья | 10 | Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. | Теоретическая, практическая | |
Рыбы | 2 | Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан. Части тела, чем покрыты, как двигаются. | Теоретическая, практическая, Экскурсия. | |
Повторение пройденного | 5 | Ребусы, кроссворды, итоговое тестирование. |
Практическая часть (6 часов)
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (по 2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы по месяцам.
Экскурсии по школе, во двор школы, по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, в лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением животных, птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Структура курса
Рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
16ч. | 14ч. | 20ч. | 18ч. | 68ч. |
Меж предметные связи.
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы.
Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей.
Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц.
Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке.
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Дата | ТСО Наглядность | Словарь | Контроль | Коррекционная работа | Наш край |
I ЧЕТВЕРТЬ- 18 часов. | |||||||
1 | Времена года: лето | Сюжетные картинки, предметные картинки. Музыка Чайковского «Времена года». | Солнце, водоем, ягоды, сенокос, разнотравье, варенье. | Текущий устный опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам. | Лето в Барском Городище. | |
2 | Начало осени. Сбор урожая. | Сюжетные картинки, предметные картинки. Стихи Маршака «Круглый год». | Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай. | Беседа, устный опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие монологической речи на основе составления рассказа- описания. | Признаки осени на селе. | |
3 | Сбор урожая. Овощи, фрукты. | Сюжетные картинки, овощи и фрукты (натуральные объекты), карточки с названиями овощей и фруктов | Заготовки, консервы. | Беседа, опрос, составление рассказа по плану. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. | . Овощи и фрукты, выращиваемые в огородах и садах нашей области. | |
4 | Город | Иллюстрации, фотографии из книги «Суздаль». | Город, улица, проспект, площадь, музей, театр. | Рассказ из личного опыта. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие связной речи на основе описания улиц родного города | . Родной город Суздаль. Улицы города. | |
5 | Учреждения города | Иллюстрации, фотографии. | Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека | Дидактическая Игра «Найди и назови». | Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания. | Улицы и объекты родного города. | |
6 | Сезонные изменения в погоде: сентябрь | Набор открыток «Владимир». | Заочная экскурсия по городу. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. | Сентябрь на улицах города. | ||
7 | Сентябрь-начало осени. | Сюжетные картинки. Стихи Маршака «Круглый год». | Осень, похолодание, дождь, листопад, ненастье. | Наблюдения, рассказ «Что я увидел на экскурсии» | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам. | Сентябрь на селе. | |
8 | Село, деревня. Труд людей. | Сюжетные картинки, таблицы. Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб». | Сельсовет, медпункт, ферма, элеватор, клуб, окраина, поле. | Беседа, опрос. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине. | Окрестности села. | |
9 | Правила дорожного движения | Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения. | Пешеход, светофор, проезжая часть, мостовая, тротуар, правила | Д. игра «Красный, жёлтый, зелёный». | Формирование навыков составления текста-повествования. Коррекция мышления на основе упражнений по правилам дорожного движения, установление закономерностей. | Игра «Красный, жёлтый, зелёный» | |
10 | Овощи, фрукты, ягоды. | Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи) | Овощи, фрукты, витамины. | Составление загадок. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей и фруктов. | ||
11 | Орехи | Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи). Журнал «Ореховый рай». | Орех, плод, скорлупа, ядро | Беседа, опрос. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие мышления при сравнивании натуральных образцов плодов и орехов. | Ореховые фантазии. | |
12 | Времена года: середина осени | Календарь природы. Картины, таблицы. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы». | Осень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь. | Составление таблицы «Приметы золотой осени». | Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений. | Осень в Барском Городище. | |
13 | Золотой осень. | Картины природы в октябре, сюжетные картинки. | Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней. | Работа с календарём природы. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. | Октябрь в деревне. | |
14 | Грибы | Иллюстрации и муляжи грибов, | Гриб, корзина, подосиновик, масленок, поганка, мухомор. | Устный опрос, беседа. Зарисовка грибов в тетради. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа. | Грибы нашего леса. | |
15 | Семена цветковых растений | Коллекции семян, таблица, картинки. Стихи Х. Мянд «Полевая школа». | Семена, сбор, хранение | Проверка на всхожесть, выращивание настурции из семян | Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий. | Семена растений пришкольного участка | |
16 | Культурные полевые растения рожь, кукуруза, овес | Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. | Злак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, комбайн. | Беседа, опрос. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года. | Полевые растения Владимирской области. | |
17 | Полевые растения и их использование | Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. Произведение Э. Шима «Хлеб растёт» | Озимые, жатва, урожай, комбайн. | Рассказ по сюжетной картинке. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану. | ||
18 | Итоги I четверти. | Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов. | Тестирование. | Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы | |||
II ЧЕТВЕРТЬ-14 часов | |||||||
19 | Поздняя осень. Ноябрь. | Картины природы в ноябре, сюжетные картинки. | Ноябрь, заморозки, похолодание | Беседа, опрос. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. | Ноябрь в Барском Городище. | |
20 | Квартира. | Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира". Произведение С. Михалкова «А что у вас». | Квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками. | ||
21 | Комната | Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения. Произведения. | Комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, ванная, туалет. | Рассказ из личного опыта. | Отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | ||
22 | Мебель | Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная. | Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табурет, тумбочка, трюмо. | Назначение мебели. Составление сказки.. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели. | ||
23 | Уход за мебелью. | Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат. | Пыль. | Рассказ из личного опыта. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений и воспроизведении изученного. | ||
24 | Посуда. | Картинки с изображением разных видов посуды, посуда. | Посуда, чайник, чашка, тарелка, кастрюля, сковорода. | Беседа по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. | ||
25 | Уход за посудой. | Различные виды посуды, средства ухода за посудой. | Раковина, вода. | Классификация посуды. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | ||
26 | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь | Экскурсия | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Декабрь в городе Суздале. | |||
27 | Погода и природа зимой | Картины зимней природы, Дневник природы. Презентация «Зима в лесу». | Температура, погода, холод, вьюга, метель, оттепель, снег. | Беседа, опрос.. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Особенности зимы в средней полосе. | |
28 | Охрана здоровья: отдых зимой. | Картины зимней природы. Музыка Чайковского «Круглый год». | Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, санки, снежки, прогулка. | Рассказ из личного опыта. | Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей. | ||
29 | Одежда и ее виды. | Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры. | Одежда, пальто, куртка, брюки, платье, юбка, рубашка. | Классификация одежды. | Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды. Коррекция зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении. | ||
30 | Уход за одеждой. | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой. | Щетка, утюг, стирка, чистка, проветривание, хранение, шкаф, комод. | Практическая работа: чистка и сушка одежды, подготовка к хранению. | Коррекция мыслительной деятельности при подборе средств ухода за разными видами одежды, способов ухода и хранения. | ||
31 | Обувь и ее виды. | Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки. | Обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, тапочки. | Беседа, опрос. | Коррекция внимания на основе упражнений на описание сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи при описании обуви. | ||
32 | Итоги 2 четверти | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью. | тестирование | Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью. | |||
III четверть -20 часов. | |||||||
33 | Январь -начало года. Как я провел каникулы. | Картины зимней природы, сюжетные картинки. | Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, Рождество. | Рассказ о празднике. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Январь во Владимирской области, приметы. | |
34 | Растения зимой: хвойные растения. | Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы. | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | Дидактическая игра «Узнай дерево». | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Хвойные растения нашего леса леса. | |
35 | Комнатные растения: бегония, герань, алоэ. | Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы) | Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство. | Практическая работа. | Коррекция мышления при сравнении и различении Развитие речи на основе составления описания растений. | ||
36 | Сезонные изменения середины зимы | Экскурсия | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Зима в нашем селе. | |||
37 | Деревья | Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Произведения | Растения, деревья, стебли, ствол, листья. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие памяти при узнавании знакомых природных объектов. Развитие связной монологической речи при описании природных объектов. | Растения средней полосы. | |
38 | Февраль. Растения зимой: хвойные растения. | Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы. | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | Д. игра «Узнай дерево». | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Хвойные растения нашего леса. | |
39 | Труд людей зимой | Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей. | Снегоуборка, снегозадержание. | Рассказ по картине. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Зимние заботы в деревне. | |
40 | Домашние животные: свинья. | Картинки, таблицы, открытки. | Свинья, боров, поросенок, ветеринар, свиноферма. | Экскурсия в свинарник. | Коррекция мышления на основе упражнений и установлении логических связей. | Посещение школьного свинарника. | |
41 | Домашние животные: корова. | Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки. Песенка «Далеко-далеко». | Ферма, корова, бык, теленок, доярка. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. | ||
42 | Сезонные изменения в природе: весна. | Экскурсия. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Весна в Барском Городище. | |||
43 | Голубой март. | Таблица, сюжетные картинки. | Оттепель, капель, проталина, сосулька. | Рассказ по картине. | Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками. Развитие при описании по картине. | Март в городе. | |
44 | Дикие животные: лось. | Таблица с изображением лося, сюжетные картинки. | Животное, лось, лосиха, лосенок, лес. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | Великан нашего леса. | |
45 | Дикие животные: олень. | Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки. | Олень, олениха, олененок. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | ||
46 | Домашние птицы: индюк. | Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки. | Индюк, индюшка, индюшонок. | Составление описательного рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | ||
47 | Дикие птицы: гусь, лебедь. | Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки. Произведение М. Пришвина «Ребята и утята». | Гусь, гусыня, гусенок, лебедь, лебедушка, птенцы, гнездо, перелет, юг. | Составление описательного рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа- описания. | Места обитания диких гусей и лебедей во Владимирской области. | |
48 | Домашние птицы: гусь. | Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся. | Гусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, водоем. | Экскурсия на сельский двор. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | Разведение гусей в нашем селе. | |
49 | Птицы в русских сказках | Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки. | Гуси- лебеди. Серая шейка. Жар- птица. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Развитие речи на основе пересказа фрагментов сказок. | ||
50 | Труд людей весной. | Таблицы, сюжетные картинки, открытки. | Весна, тепло, уборка, вскапывание, посадка | Рассказ из личного опыта. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно - следственных связей. | Весенние заботы садоводов нашего села. | |
51 | Рыбы. | Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы». | Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, | Беседа, опрос. | Коррекция пространственной ориентировки. | Рыбы наших озер. | |
52 | Итоги III четверти. | Таблицы, картинки, дидактические игры. | Тестирование. | Коррекция мыслительных процессов при воспроизведении полученных знаний. | |||
53 | Сезонные изменения в природе: апрель. | Веточки тополя с почками. | Экскурсия | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Апрель на селе. | ||
54 | Полезные насекомые | Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых. | муравей, пчела муравейник. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Полезные насекомые нашей области. | |
55 | Вредные насекомые | Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых. | Насекомые, бабочка, комар, таракан, майский жук. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Вредные насекомые нашей области. | |
56 | Наша страна | Карта России, картинки, атлас. | Символика, герб, флаг, карта, столица, аборигены. | Беседа, опрос. | Коррекция пространственной ориентировки. | ||
57 | Человек- часть природы. | Таблица- схема. | Природа, растения, животные, человек, польза, вред, охрана, экология. | Составление таблицы. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | Охрана природы во Владимирской области. | |
58 | Сезонные изменения в природе: май. | Экскурсия. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Май на улицах нашего села. | |||
59 60 | Как я познаю окружающий мир. | Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа». | Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, нос, кожа, память, ум. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | ||
61 | Отдых и труд дома | Таблицы ,сюжетные картинки. | Здоровье, болезнь, инфекция, профилактика, организм, закаливание. | Рассказ из личного опыта. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | ||
62 | Режим питания | Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры. | Пища, еда, пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, обед, полдник, ужин. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | ||
63 | Режим сна | Сюжетные картинки. | Сон, спокойствие, темнота, кровать, белье, бессонница. | Беседа, опрос. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений запоминании и воспроизведении. | ||
64 65 | Наше общение. | Сюжетные картинки | Общение, взаимопомощь, дружба, помощь. | Беседа, опрос. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | ||
66 | Занимательный урок | Кроссворды, ребусы, настольные игры | Игра - викторина. | Активизация мыслительных процессов на основе занимательных заданий. | |||
67 | Экскурсия к водоёму. | Водоросли, мальки, нерест. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | ||||
68 | Итоги IV четверти. Итоги года. | Таблицы, сюжетные картинки. | Тестирование. | Выявление уровня скоординированной работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. |
4.Результаты обучения.
Контроль над знаниями предмета предполагается проводить в качестве тестирования один раз в четверть, итого четыре раза в год и один урок занимательный.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Методическое пособие для учителя:
1. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ на основе знакомства с окружающим миром» в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Издательство АРКТИ Москва 2004г.
2.Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».
М.: Вако, 2004.
3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18).
4. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание, 1977. 164 с.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида
Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение распределять одежду по сезонам;-позна...
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"
Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...