Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_razvitiya_rechi_-_dlya_sayta.doc | 49.5 КБ |
epigrafy_k_sochineniyu_o_zime.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Из портфолио учителя ГБОУ школа №559
с углублённым изучением физики и математики
Выборгского района Санкт-Петербурга
Лёвиной Наталии Николаевны
3-Б класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий
Тема: Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям «Красота русской зимы»
Цели:
обучающие - формировать умение строить устную и письменную речь в определённой композиционной форме; вырабатывать навыки орфографической зоркости; учить устанавливать причинно-следственные связи;
воспитывающие - развивать навыки самоконтроля; воспитывать самостоятельность, увлечённость, творческую активность, любовь к природе; прививать навыки экологического воспитания; учить наблюдать, делать логические выводы по наблюдениям; способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи;
развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас, развивать связную письменную и устную речь.
Оборудование: компьютер, проектор, альбом П.И.Чайковского «Времена года», стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», картины зимней природы в сети Интернет, детские зарисовки красоты зимней природы ( по личным наблюдениям).
Ход урока
- Сообщение темы
- Выступления детей
- Чтение стихотворений о зиме
«Стало всё кругом бело,
Все тропинки замело,
И по утренней заре
Лес проснулся в серебре».
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Вам нравится зима?
- Чем?
(Рассказы детей)
- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Художники изображают картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, загадок. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России.
В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой.
- Вспомните поэму Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос».
Отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (СЛАЙД №1-1)
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
………………………………
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
- Составьте «красивые» предложения о зиме, используя слова и словосочетания из поэмы Н. А. Некрасова.
- Прослушивание в записи CD стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и С.Есенина «Береза»
- Послушайте стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении?
- Опишите картины зимней природы на слайдах. (СЛАЙД №1-2)
- Беседа по восприятиям
- Какова природа зимой?
- Почему так светло и празднично вокруг?
- В чём красота зимнего наряда?
- Как падает снег?
- Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
- Подготовка к сочинению
- Обсуждение плана сочинения
- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своём сочинении?
- Рассуждения детей о зиме
- Как лучше передать приметы зимы?
- Как лучше описать её красоту?
- Какие выражения можно употребить в сочинении?
- Что можно сказать о зиме?
Чародейка, кудесница, Белоснежка, красавица, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная. (СЛАЙД №2)
- Что можно сказать о снеге?
(Пушистый, белый, как сахар)
- Опишите снежинки.
(Узорчатые, нежные, серебристые, мохнатые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.) (СЛАЙД №3)
- Что вам нравится в ясную морозную погоду?
( Берёзы в инее, зимние узоры на стёклах, искристое сияние снега в воздухе, деревья, покрытые снегом.) (СЛАЙД №4)
- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
(Метелью, пургой, бураном, ветер бушует, крутит, бросает снег; снег идёт сплошной стеной, ничего не видно; снег идёт, валит, сыплет, падает.) (СЛАЙД №5)
- Упражнение «Создай красочное и точное описание зимы»
Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках. (СЛАЙД №6)
- Удачен ли этот рассказ?
- Почему?
- Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительное слово к подлежащему. Ответим на вопрос: «Какая зима?»
Добавим пояснительное слово к сказуемому:
- Куда пришла зима-волшебница?
- Теперь уточним время: « Когда приходит зима?»
- Вывод.
- Что нужно сделать, чтобы получилось полное предложение?
- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить:
где происходит действие, в какое время, каким образом? (СЛАЙД №7)
- В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните, чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в тексте, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
- Физкультминутка
- Составление плана
- Из каких частей должно состоять сочинение?
- Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем; передать, как меняется природа зимой?
- А если вы захотите описать зимнее чудо, которое вы наблюдали, то ваше вступление будет другим.
- Сочинение нельзя оборвать незаконченным.
- Как вы его закончите?
- Замечаете ли вы красоту зимы?
- Как зима влияет на ваше настроение?
План (СЛАЙД № 7)
- Наступила зима.
- Зимняя фантазия
а) Ковёр зимы
б) Деревья зимой
в) Узоры на стёклах
г) Сияние снежинок в ясную погоду
д) Метель, пурга
- За что я люблю зиму.
- Запись сочинения
(Звучит музыка Гершвина «Колыбельная»)
- Чтение сочинений. Коллективная оценка
- Подведение итогов. Рефлексия
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке (обсуждение в группах постоянного состава).
Предварительный просмотр:
Развитие речи. 3 класс. Подготовка к написанию сочинения о зиме
- Что такое ЭПИГРАФ ?
Ребята, найдите определение этого слова в толковом словаре и напишите:
Эпиграф - ______________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Примеры эпиграфов:
«Мороз и солнце; день чудесный!» (А.С.Пушкин)
«Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого белого снега!» (И.А.Тургенев)
«На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.» (Г.Граубин)
«Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанёс.» (Г.Ладонщиков)
«Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.» (Г.Ладонщиков)
«Чудесное утро в февральском лесу,
Где в жизни увидишь такую красу!
В алмазных накидках притихли берёзы,
Их в иней хрустальный укрыли морозы.» (Д.Гиряев)
- Самостоятельный подбор эпиграфа
Найдите в стихотворениях известных авторов эпиграф для своего сочинения. Напишите его здесь. В скобках укажите фамилию автора. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...
Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
Обучающее изложение для детей с ЗПР....
Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...
Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"
Данная методическая разработка опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....
Методическая разработка урока английского языка с применением здоровьесберегающих технологий
Одной из причин понижения качества знаний в наши дни является ухудшение здоровья подрастающего поколения. Каждый учитель на своих уроках должен уделять большое внимание здоровью учащихся. А сделать эт...