Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и сочинением позволяет более полно строить обучение языку как средству общения, помогает формированию стилистически дифференцированной речи учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Тема: Сочинение по серии картинок: «Спасение рыбаков»
Цели урока:
1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.
2. Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.
3. Формирование умения выделять части в тексте.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1.Постановка учебной задачи.
-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?
( Писали изложение)
- Что вам подсказывало правильно, поэтапно написать изложение?
( План работы)
- Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание будете сегодня выполнять?
( Составлять по картинкам рассказ)
2. Составление плана работы.
- Определим порядок работы. Для чего нужен нам план работы?
( План работы отражает нашу работу)
- Прочитайте памятку.
Памятка №1
1. Определю части.
2. Выделю в них главное и озаглавлю.
2. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.
3. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.
5. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.
6. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.
7. Напишу сочинение, проверю.
( Памятка, т.е. порядок работы, составлен неверно)
- Ребята, работаете в группах по четыре человека, будем восстанавливать деформированный план работы.
При восстановлении деформированного плана работы учащиеся обосновывают необходимость и последовательность каждой операции.
- Почему первым пунктом плана работы мы должны рассмотреть картинку, выделить события?
( Чтобы знать, о чём или оком будет речь)
- А почему следующим пунктом будет подбор слов, предложений?
( Знать, что писать и как писать)
- Почему следующим пунктом определяем части текста, продумываем содержание вводной, основной и заключительной частей текста?
( Чтобы знать с чего начинать писать, чтобы рассказ получился последовательным, чтобы текст был законченным)
- А почему следующее действие: выделяю в частях главное и озаглавливаю, т.е. (план сочинения).
( Чтобы всё рассказать по порядку, ничего не пропустить)
- Почему следующим пунктом будет: обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.
( Чтобы предложения были правильно оформлены, чтобы грамотно написать текс)
- Зачем после написания сочинения мы должны обязательно проверить работу?
( Мы увидим, получился ли у нас текст, проверим написанного текста)
- Читаем памятку №2, сравниваем с памяткой №1.
(Памятка №2 - это последовательность нашей работы)
Памятка №2
1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.
2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.
3. Определю части.
4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.
5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).
6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.
7. Напишу сочинение, проверю.
3. Рассматривание картинок. Определение темы и основной мысли текста.
- Рассмотрите картинки. О чём будет рассказ?
( О том, как спасли рыбаков на льдине)
- Верно. А что главное хотел сказать автор?
( Людей не оставили в беде)
- Что мы определили?
( Тему и основную мысль)
- Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?
( Тема)
- Как можно озаглавить рассказ?
( Спасение рыбаков. Рыбалка на льдине. Опасная рыбалка. Помощь пришла.)
-Какие заголовки отражают тему?
( Спасение рыбаков)
4. Составление плана.
- Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?
( План сочинения)
- Подумайте, что могло произойти до того момента, который изображён на картинке?
(Дед с внуком собираются на рыбалку)
- В какой части можно рассказать об этом?
( Во вводной)
- Составьте предложения для вводной части. Можно пользоваться опорными словами. Дайте мальчику имя.
( Дед и внук Максим давно мечтали о рыбалке. Наступил долгожданный день, и они стали собираться на рыбалку. Погода была прекрасная. Максим был очень счастлив, что сбылась его мечта)
- Как озаглавим эту часть?
( Долгожданная рыбалка. Сборы на рыбалку.)
Учитель записывает заголовок на доске.
- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?
( Правильно. Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок)
- Как называется следующая часть?
( Основная часть)
- О чём будем рассказывать в основной части?
( О событиях, которые изображены на рисунках)
- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?
( Максим с дедом ловят рыбу)
- Как озаглавим эту часть?
( Первый улов)
Учитель записывает заголовок на доске.
- Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?
( Льдина треснула, и рыбаков унесло в море)
- Скажите, что почувствовали рыбаки?
( Рыбаки очень испугались испугались)
- Как это показал художник?
( У них испуганное выражение лиц, открыты рты, словно они кричат, дед выронил со страха удочку)
- Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.
( Льдина треснула. Страшное несчастье. Рыбаков унесло в море.)
Учитель записывает заголовок на доске.
- Что случилось дальше?
( Диму с дедом спас вертолёт)
- Может ли эта часть быть заключительной? Озаглавьте эту часть.
( Чудесное спасение)
Учитель записывает заголовок на доске.
- Для чего нам нужен план?
( Чтобы вспомнить главные моменты сочинения; чтобы события излагать по порядку)
- Посмотрите на доску, что у нас получилось?
План
1. Сборы на рыбалку.
2. Первый улов.
3. Рыбаков унесло в море.
4. Чудесное спасение.
- Сколько у нас получилось частей по плану?
( Четыре)
- Как отделить одну часть от другой?
( Писать с красной строки)
5. Орфографическая подготовка.
- Подготовьтесь написать сочинение грамотно:
- найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова;
- прочитайте слова и запомните, как они пишутся;
6. Запись текста.
-Напиши заглавие.
- А теперь молча готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.
- Проверьте грамотность написанного.
7. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
( Восстанавливать деформированный план работы; составлять план сочинения по сюжетным картинкам.)
- Расскажите, как пользовались памяткой ( планом работы) ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...
Разработка урока развития речи. Сочинение-описание "Красота русской зимы"
Сочинение "Красота русской зимы"...
Конспект урока развития речи "Рассказ по серии картинок «Кормушка»" в 4 классе
Конспект урока развития речи в 4 классе (АООП НОО, вариант 2.2)...