рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета.
Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятся 19 часов на развитие речи обучающихся.
Цели обучения
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 19 часов на развитие речи.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, взаимодиктант, тесты, работа по модульным карточкам, сочинения, изложения).
Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т. д.)
- правильно писать – ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Русский язык» 4 класс.
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов. | Сроки изучения темы. | Контрольные и диагностические работы. | Сроки проведения. | Примеча- ние. |
1. | Раздел№1 Тема: Повторение изученного за курс 3 класса. | 20 ч. 2 ч -р.р | Развитие речи (2 часа) Диктант | |||
2. | Раздел№2 Тема: Предложения с однородными членами. | 5 ч. | Диктант К/списывание | |||
3. | Раздел№3 Тема: Текст. | 1ч. 1ч-р.р | Развитие речи (1 час) | |||
4. | Раздел№4 Тема: Имя существитель- ное | 32 ч. 4ч-р.р | Развитие речи (4 часа) Диктант-2 | |||
5. | Раздел№5 Тема: Имя прилагательное | 21 ч. 5ч-р.р | Развитие речи (5часа) Диктант- 2 | |||
6. | Раздел№6 Тема: Место- имение. | 6 ч. 1ч-р.р | Развитие речи (1 час) | |||
7. | Раздел№7 Тема: Глагол. | 30ч. 4ч-р.р | Развитие речи (4 часов) Диктант-2 К/списывание -1 | |||
8. | Раздел№8 Тема: Повторение изученного за курс 4 класса. | 18 ч. | Развитие речи-2 Диктант - 1 |
Учебно - тематическое планирование курса русского языка
4 класс
Раздел № 1.
Тема: « Повторение изученного за курс 3 класса»
Комплексно-дидактическая цель: в результате повторения материала за курс 3 класса обучающиеся должны знать:
- что такое предложение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- общее значение главных и второстепенных членов предложения;
- звуко-буквенный анализ слов;
- состав слова;
- определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;
- орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;
- текст и его особенности.
уметь:
1 уровень
1.различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений;
2.давать определение частям речи;
3.находить главные и второстепенные члены предложения;
4.уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
5.морфемный анализ слов;
6.уметь находить орфограммы и проверять их.
2 уровень
1.устанавливать зависимость главных и второстепенных членов предложения;
2.анализировать предложения по цели высказывания, по интонации;
3.сравнивать части речи;
4.обосновывать изученные правила и уметь группировать слова по изученным орфограммам;
5.обобщать свойства частей речи с помощью схем;
6.уметь классифицировать части речи по определенным признакам.
- уровень
1.выполнять задания творческого характера;
2.писать сочинения по рисунку и опорным словам - прилагательным;
3.самостоятельно составить план к изложению;
4.уметь отредактировать текст с допущенными ошибками;
5.составлять диктанты на изученные орфограммы.
Развивать:
1. Учебно-организационные умения: 1.составлять план; 2.записывать по диктовку; 3. написать изложение, сочинение; 4.умение пользоваться учебников; 5.работать в группе; 6.навыки самоконтроля, взаимоконтроля. | 2. Учебно-коммуникативные умения: 1.четко излагать свои мысли; 2.отвечать на вопросы; 3.слушать; 4.рассуждать; 5.ставить вопросы. |
3. Учебно-интеллектуальные умения: 1.выделять главное в тексте; 2.сравнивать; 3.анализировать; 4.классифицировать; 5.наблюдать. Воспитывать: 1.умение работать в паре; 2.культуру общения; 3.умение слушать; 4.аккуратность; 5.самостоятельность; 6.интерес к изучаемому предмету; 7.уверенность в себе |
- Раздел темы №1 « Повторение изученного за курс 3 класса»
№ темы | Тема урока. | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведе ния уроков | Приме-чание |
1 | Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
2 | Слово. Предложение. Текст. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
3 | Знаки препинания в предложении. | 1 | Закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Закрепления знаний | Зрительный диктант | ||
5 | Связь слов в предложении. | 1 | Закрепления знаний | Выборочное списывание | ||
6 | Текст. Виды текстов. | 1 | Закрепления знаний | Редактирова ние текста | ||
7 | Звуки и буквы. Слоги. Ударение. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
8 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | 1 | Закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
9 | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 1 | Закрепления знаний | Письмо по памяти | ||
10 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | Закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
11 | Упражнения в написание корня слов. | 1 | Закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
12 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | 1 | Закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
13 | Изложение. | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
14 | Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 | Коррекции ЗУН | |||
15 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | Закрепления знаний | Выборочный диктант | ||
16 | Части речи. Имя существительное. | 1 | Закрепления знаний | Выборочное списывание | ||
17 | Контрольный диктант № 1 по теме «Правописание орфограмм корня. Части речи». | 1 | Проверки и оценки знаний. | Контрольный диктант | ||
18 | Склонение имен существительных. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
19 | Имя прилагательное. Повторение. | 1 | Закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
20 | Глагол. Повторение. | 1 | Закрепления знаний | |||
21 | Изложение зрительно воспринятого текста по составленному плану. | 1 | Развитие речи |
- Раздел № 2.
- Тема: Предложения с однородными членами.
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся 4 класса должны
Знать: - особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки;
-союзы при однородных членах;
-правило постановки знаков между однородными членами.
уметь:
- уровень - находить в предложении однородные члены и различать их;
- соблюдать интонацию перечисления;
-уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.
- уровень - устанавливать зависимость однородных членов предложений;
- сравнить различные однородные члены и доказывать;
- формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;
-составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;
-составлять ОК (опорный конспект) по теме однородные члены предложения;
-составлять план по изученной теме.
- уровень - выполнять задания творческого характера:
-восстанавливать деформированный текст с однородными членами;
- составлять самостоятельно предложения с однородными членами;
-распространять пословицу однородными членами;
-составлять рассказ, включая предложения с однородными членами.
Развивать:
1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.выделять главное в тексте; 2.сравнивать; 3.анализировать; 4.классифицировать; 5.наблюдать. | 2. Учебно-коммуникативные умения: 1.четко излагать свои мысли; 2.отвечать на вопросы; 3.слушать; 4.рассуждать; 5.ставить вопросы; 6.устную и письменную речь учащихся с употреблением однородных членов предложения; 7.слуховую память при написании различных диктантов с однородными членами; 8.выразительность чтения предложений с однородными членами. |
Воспитывать:
1.умение работать в паре;
2.культуру общения;
3.умение слушать;
4.вырабатывать самостоятельность;
5.уверенность в себе; умение согласовывать свои действия с другими
- Раздел темы №2 « Предложения с однородными членами.»
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
22 | Однородные члены предложения. Анализ ошибок, допущенных | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
23 | Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов. | 1 | Изучения первичного и закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
24 | Однородные члены предложения с союзами. | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | |||
25 | Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, и, но. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
26. | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | |||
27. | Контрольный диктант № 2 по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Проверки и оценки знаний. | Контрольный диктант | ||
28. | Анализ контрольной работы. Закрепление. | 1 | Коррекции ЗУН | Индивидуаль ные задания |
- Раздел № 3 .
- Тема: «Текст».
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся 4 класса должны
знать: - что такое текст;
1.что такое тема текста (узкая и широкая);
2.виды текстов.
уметь:
- уровень - формировать умение озаглавливать текст;
1.составлять план текста;
2.давать определение «Что такое текст?»;
3.отвечать на вопросы по тексту;
4.строить ответ по предложенному плану.
- уровень - сравнивать, сопоставление темы и основной мысли текста;
1.анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения;
2.устанавливать различия;
3.применять знания в практической деятельности.
- уровень - выполнять задания творческого характера:
1.напиши изложение по самостоятельно составленному плану;
2.исправить деформированный текст;
3.напиши сочинение по плану (различного характера).
Развивать:
1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.составлять план; 2.делить текст на части; 3.выделять главные мысли; 4.записывать под диктовку; 5.написать изложение, сочинение; 6.самостоятельно работать с учебником; 7.самоконтроль и взаимоконтроль. | 2. Учебно-коммуникативные умения: 1.четко и лаконично излагать свои мысли; 2.отвечать на вопросы; 3.слушать; 4.рассуждать; 5.ставить вопросы; 6.пересказывать. |
3. Учебно-интеллектуальные умения. 1.сравнивать; 2.анализировать; 3.наблюдать. |
Воспитывать:
1.работать в паре;
2.культуру речи, общения;
3.умение слушать;
4.вырабатывать самостоятельность;
5.уверенность в себе;
6.требовательность к себе и товарищу;
7.внимание и собранность;
8.интерес к играемому предмету (в зависимости какие тексты будут рассматривать);
9.аккуратность
Раздел темы №3 «Текст».
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
29. |
Тема и основная мысль текста. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
30. | План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение |
- Раздел № 4.
- Тема: «Имя существительное»
- Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся 4 класса должны
знать:
1.правило, что такое имя существительное;
2.род имен существительных;
3.склонение существительных;
4.число имен существительных;
5.особенности каждого из падежей.
уметь:
- уровень
1.различение имен существительных от других частей речи;
2.находить имя существительное;
3.различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;
4.давать определение;
5.отвечать на вопросы по теме;
6.уметь писать изложения и сочинения обучающего характера.
- уровень
1.устанавливать зависимость, сходства, различия имен существительных с другими частями речи;
2.сравнивать падежи;
3.классифицировать имя существительное по различным признакам;
4.обосновывать изученные правила;
5.применять знания правописания падежных окончаний в практике;
6.обобщить свойства имени существительного с помощью опорных таблиц;
7.работать по алгоритму;
8.составить таблицу падежных окончаний существительных.
- уровень
1.выполнять задания творческого характера;
2.напиши сочинение по серии иллюстраций;
3.уметь продолжать начатое изложение;
4.доказывать, что это имя существительное;
5.делать выводы по теме;
6.уметь описать любой цветок, предмет.
Развивать:
1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе; 2.развитие умения сознательно использовать формы существительных в различных упражнениях; 3.самостоятельно работать с текстом учебника (упражнением) словами; 4.работать в паре; 5.работать с памятками; 6.оценить себя и товарища; 7.обогащать словарь учащихся. | 2. Учебно-коммуникативные умения: 1.четко и лаконично излагать свои мысли; 2.отвечать на вопросы по теме «Имя существительное»; 3.слушать; 4.рассуждать; 5.доказывать. |
3. Учебно-интеллектуальные умения.
| 4. Овладение всеми видами памяти. 5. Развивать познавательные интересы учащихся на основе текстов А. Макеева, Ю. Яковлева |
Воспитывать:
- умение работать в паре;
- культуру общения;
- аккуратность, добросовестность;
- вырабатывать самостоятельность;
- самообладание;
- уверенность в себе;
- умение согласовывать свои действия с другими;
- дисциплинированность.
- Раздел темы №4 « Имя существительное»
- Раздел № 5.
- Тема: «Имя прилагательное»
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
1.что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;
2.зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;
3.правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;
4.правописание родовых окончаний.
уметь:
- уровень.
1.различать имя прилагательное от других частей речи;
2.уметь точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
3.уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное;
4.уметь правильно ставить вопрос к имени прилагательному и сопоставлять окончание имен прилагательного с окончанием в вопросе;
5.уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных;
6.формулировать правила;
7.отвечать на вопросы;
8.уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;
9.применять знания в практике.
- уровень:
1.устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным;
2.находить существенные признаки прилагательного;
3.сравнивать прилагательное с существительным;
4.обосновывать изученные правила;
5.обобщать свойства прилагательных с помощью опорных таблиц;
6.работать по алгоритму;
7.составлять модели слов прилагательных.
- уровень:
1.выполнять задания творческого характера (составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные);
2.составить таблицу падежных окончаний прилагательных;
3.составлять план по теме «Имя прилагательное как часть речи»;
4.писать сочинение по рисунку.
Развивать:
1. Учебно-организационные умения.
1.умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж;
2.развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных;
3.записывать под диктовку;
4.писать сочинения, используя имя прилагательное;
5.умение пользоваться учебником, словарем, справочником;
6.самостоятельно работать с учебником;
7.работать в паре;
8.составлять схему ответа;
9.работать с памятками, алгоритмом;
10.оценить себя и товарища.
2. Учебно-коммуникативные умения:
1.четко и лаконично излагать свои мысли по теме «Имя прилагательное»;
2.отвечать на вопросы;
3.ставить вопросы к прилагательным;
4.пересказывать текст, используя имена прилагательные;
5.писать свободный диктант.
3. Учебно-интеллектуальные умения.
1.сравнивать с другими частями речи;
2.группировать имена прилагательные по существенным признакам.
Воспитывать:
1.культуру общения работы в паре, группе, коллективе;
2.умение слушать и слышать;
3.аккуратность и добросовестность в выполнении заданного;
4.самостоятельность;
5.уверенность в себе;
6.требовательность к себе.
- Раздел темы №5 « Имя прилагательное»
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
70 | Имя прилагательное. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
71 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. (Повторение). | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Выборочный диктант | ||
72 | Склонение имен прилагательных. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
73 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | |||
74 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Списывание с творческим заданием | ||
75 | Изложение. | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
76 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | Закрепления знаний | |||
77 | Развитие речи. Письмо. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Обучаемость | ||
78 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Обучаемость | ||
79 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Закрепления знаний | |||
80 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
81 | Контрольное списывание | 1 | Проверки и оценки ЗУН | Контрольное списывание | ||
82 | Творительный и предложный падежи прилагательных муж., ср. рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
83 | Изложение текста - описания | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
84 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» | 1 | Проверки и оценки ЗУН | Контрольный диктант | ||
85. | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | Коррекции ЗУН | Редактирова ние текста | ||
86. | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Выборочное списывание | ||
87. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
88. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
89. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 1 | Закрепления знаний | |||
90. | Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | |||
91. | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
92. | Сжатое изложение по готовому плану. | 1 | Развитие речи. | Обучающее изложение | ||
93. | Контрольное списывание № 7 по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе». | 1 | Развитие речи. | |||
94. | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | Коррекции ЗУН | Индивидуаль ные задания | ||
95 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Выборочное списывание | ||
96. | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | Закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
97. | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | Закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
98. | Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | Закрепления знаний | |||
99. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
100. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
101. | Контрольное изложение. | 1 | Обобщения и систематиза-ция знаний | |||
102. | Работа над ошибками допущенными в изложении.Закрепление. | 1 | Коррекции ЗУН |
- Раздел № 6 .
- Тема «Местоимение».
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
1.что такое местоимение;
2.личные местоимения;
3.грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица;
4.правописание личных местоимений с предлогами.
Уметь:
- уровень.
1.отличать местоимения от других частей речи;
2.уметь распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять в речи;
3.устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;
4.уметь делать морфологический разбор местоимений;
5.уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.
- уровень:
1.формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица;
2.обосновывать изученные правила;
3.обобщать знания с помощью опорных таблиц;
4.работать по алгоритму, составленному самостоятельно;
5.группировать местоимения по определенным морфологическим признакам.
- уровень:
1.применять знания в новой ситуации;
2.выполнять задания творческого характера (Н-р: а) составить 6 предложений на зимнюю тему с употреблением разных местоимений; б) составь и запиши с каждым местоимением словосочетания и предложения: его, него, ему, нему, им, ним, её.);
3.составить план ответа на тему: «Местоимения»;
4.сочинить сказку «Я местоимение»;
5.редактировать предложения с речевыми ошибками.
Развивать: Воспитывать:
1.монологическую речь учащихся через правильное употребление местоимений в речи; 2.развивать умение самостоятельно работать с деформированным текстом; 3.оценивать свою деятельность и товарища; 4.устную речь через различные разговорные ситуации с употреблением местоимений; 5.развивать слуховую, зрительную память при написании различных видов упражнений, диктантов; 6.коммуникативные функции языка для осуществления мыслительных процедур (сравнение, сопоставление, анализ, рассуждение); 7.развивать творческий потенциал учащихся. | 1.нравственные ценности ученика через любовь к родному языку, к слову, к творчеству; 2.культуру общения и речи на разговорном уровне; 3.требовательность к себе и товарищам; 4.любовь к труду через различные пословицы, через работу по сюжетным картинкам через произведения Зубкова, Маршака, Михалкова; 5.бережное отношение к природе, животным на примере отрывков из произведений Паустовского, Сладкова, Соколова-Микитова, Никитина, Воронковой; 6.воспитание уважения, доброты, любви к своим близким через содержание произведений, Квитко, Найденовой и др. |
- Раздел темы №6 « Местоимение».
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
103. | Понятие о местоимении. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
104. | Местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
105. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Обучаемость | ||
106. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
107. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | Закрепления знаний | |||
108. | Изложение | 1 | Развития речи | Обучающее изложение | ||
109. | Работа над ошибками. Диктант. | 1 | Коррекции знаний | Редактирова ние текста | ||
110. | Правописание местоимений с предлогами. Закрепление. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Индивидуаль ные задания |
- Раздел № 7 .
- Тема: «Глагол ».
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
1.что такое глагол;
2.лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение по числам, временам;
3.синтаксическую роль в предложении
4.правописание безударных личных окончаний глаголов;
5.знать глаголы-исключения.
уметь:
- уровень.
1.различать глагол от других частей речи;
2.находить глагол в предложении;
3.различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
4.уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?
5.уметь правильно (по образцу) работать над орфограммами;
6.различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
7.распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;
8.работать по алгоритму, строить морфемную модель глаголов.
2 уровень - устанавливать зависимость, сходства, различия глагола с другими частями речи;
1.формирование умения соотносить начальную форму и личную форму глагола;
2.уметь спрягать глаголы;
3.распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу к окончанию;
4.уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания;
5.обобщать знания по теме «Глагол».
- уровень: - выполнять задания творческого характера;
1.уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы;
2.составить таблицу безударных личных окончаний глаголов;
3.составить план разбора глагола;
4.уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.
Развивать:
1. Учебно-организационные умения.
1.формирование навыка правописания безударных личных окончаний глагола;
2.развивать умения включать в повествовательный текст элемент рассуждения, точно употреблять глаголы;
3.написать изложение по самостоятельно составленному плану;
4.самостоятельно работать с учебником (упражнением);
5.работать в паре, группе;
6.работать с памяткой, алгоритмом;
7.оценивать себя и товарища.
2. Учебно-коммуникативные умения: 1.поддерживать дискуссию и вести диалог по определенной теме; 2.рассуждать; 3.составить вопросы к теме; 4.пересказывать текст близко к содержанию. | 3. Учебно-интеллектуальные умения. 1.сравнивать; 2.анализировать; 3.группировать; 4.наблюдать; 5.исследовать. |
4. Овладение всеми видами памяти. | 5. Развитие познавательных интересов. |
воспитывать:
1.культуру речи и общения;
2умение слушать и слышать;
3.аккуратность в выполнении заданий;
4.самостоятельность;
5.внимание и собранность;
6.интерес к изучаемой теме;
7.желание совершенствовать свои знания, интерес к предмету;
8.воспитывать любовь к людям труда, к профессиям через содержание различных текстов;
9.расширять познавательные интересы учащихся к удивительному миру растений, животных, к событиям страны через различные произведения писателей (Л.Толстого, С.Сахарнова, В.Митяева, Г.Кублицкого);
10.воспитывать заботу о сохранении собственного здоровья;
11.продолжать воспитывать у учащихся чувство ответственности за мир природы, учить учащихся охранять природу через репродукции картин русских художников, различные тексты М.Сладкова, Г.Скребицкого, А,Плещеева, А.Чехова, И.Носова и др.
- Раздел темы №7: «Глагол».
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
111. | Глагол. Общее понятие (повторение). | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Фронтальный опрос | ||
112. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
113. | Изменение глаголов прошедшего времени. | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | |||
114. | Неопределенная форма глагола. | 1 | Закрепления знаний | |||
115. | Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
116. | Неопределенная форма глагола. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | |||
117. | Изложение по самостоятельно составленному плану. | Развитие речи | Обучающее изложение | |||
118. | Контрольный диктант № 9 по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола». | 1 | Проверки и оценки ЗУН | |||
119. | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | Коррекции знаний | Индивидуаль ные задания | ||
120. | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | |||
121. | 2е лицо глаголов единственного числа. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Обучаемость | ||
122. | 2е лицо глаголов единственного числа. | 1 | Закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
123. | 1 и 2 спряжение глагола. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | |||
124. | 1 и 2 спряжение глагола. | 1 | Закрепления знаний | Творческая работа | ||
125. | Будущее время глагола. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | |||
126. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуаль ные задания | ||
127. | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Орфографичес кий диктант | ||
128. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Индивидуаль ные задания | ||
129. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Индивидуаль ные задания | ||
130. | Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | Проверки и оценки ЗУН | |||
131. | Сочинение (с элементами описания) по картине К. Ф. Юона «Конец зимы». | 1 | Развитие речи | Обучающее сочинение | ||
132. | Работа над ошибками. | 1 | Коррекции знаний | Редактирова ние текста | ||
133. | Глаголы-исключения. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Обучаемость | ||
134. | Глаголы-исключения. | 1 | Закрепления знаний | |||
135. | Краткое изложение | 1 | Развитие речи | Обучающее изложение | ||
136. | Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | Коррекции знаний Изучения и первичного закрепления знаний | Творческая работа | ||
137. | Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Выборочный диктант | ||
138. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Индивидуаль ные задания | ||
139. | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Обобщения и систематиза-ции знаний | |||
140. | Сочинение. | 1 | Развитие речи. | Обучающее сочинение | ||
141. | Изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи. | Обучающее изложение | ||
142. | Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол» | 1 | Проверки и оценки ЗУН | Контрольный диктант | ||
143. | Работа над ошибками. | 1 | Коррекции знаний | Индивидуаль ные задания |
- Раздел № 8.
- Тема «Повторение изученного за курс 4 класса».
Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
1.изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол;
2.однородные члены предложения;
3.особенности каждой части речи;
4.правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;
5.морфемный состав слов и правописание корней слов;
6.морфологический анализ частей речи (разбор);
7.что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.
Уметь:
- уровень.
1.находить различия, распределять по признакам части речи;
2.уметь сопоставлять каждую часть речи по плану:
а) что обозначает,
б) на какие вопросы отвечает,
в) как изменяется,
г) каким членом предложения чаще всего бывает;
3.безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами;
4.проводить фонетических разбор слов;
5.проводить морфемный анализ слов;
6.проводить разбор слов как части речи; (морфологический);
7.производить элементарный синтаксический разбор предложений;
8.писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
- уровень:
1.правильно строить предложения;
2.уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки;
3.обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения;
4.применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы, моделировать предложения);
5.устанавливать причины следствия связи.
- уровень:
1.составить план своего текста;
2.исправить деформированный текст;
3.писать сочинения различного направления;
4.редактировать текст с различными ошибками;
5.составлять рассказы из жизни.
Развивать:
1. Учебно-организационные умения.
1.умение распознавать однородные члены предложения, части речи, правильно строить предложения;
2.развивать умение передавать содержание картины о природе;
3.умение исправлять орфографические ошибки; обобщение знаний о составе слова;
4.писать изложение, сочинение;
5.самостоятельно работать с текстом;
6.составлять схему, опору;
7.оценить себя и товарища.
2. Учебно-коммуникативные умения:
1.четко и лаконично излагать свои мысли;
2.отвечать на вопросы;
3.слушать;
4.рассуждать;
5.ставить вопросы.
3. Учебно-интеллектуальные умения.
1.пересказывать, выделяя главное;
2.сравнивать, анализировать;
3.классифицировать;
4.наблюдать.
4. Овладение всеми видами памяти.
5. Развитие познавательных интересов.
Воспитывать:
1.умение работать в коллективе;
2.культуру речи;
3.ответственность за результаты своего труда;
4.самостоятельность;
5.самообладание;
6.интерес к изучаемому предмету;
7.уверенность в себе;
8.требовательность.
- Раздел темы №8: «Повторение изученного за курс 4 класса».
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля Сроки | Дата проведения уроков | Приме-чание |
144. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Фронтальный опрос | ||
145. | Однородные члены предложения | 1 | Комплексного применения ЗУН | Орфографичес кий диктант | ||
146. | Состав слова | 1 | Комплексного применения ЗУН | Индивидуаль ные задания | ||
147. | Упражнения в написании корней слов | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
148. | Части речи | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
149. | Части речи (обобщение). | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
150. | Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
151. | Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
152. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
153. | Склонение имен прилагательных | 1 | Комплексного применения ЗУН | |||
154. | Итоговый контрольный диктант № 12. | 1 | Проверки и оценки знаний | Контрольный диктант | ||
155. | Сочинение. | 1 | Развитие речи. | Обучающее сочинение | ||
156. | Изложение. | 1 | Развитие речи. | Обучающее изложение | ||
157. | Работа над ошибками. | 1 | Коррекции знаний | Индивидуаль ные задания | ||
158-162. | Повторение. | 1 | Коррекции знаний | Индивидуаль ные задания | ||
163. 164. 165. 166. 167. | Сочинение. Изложение. Диктант. Проверочное списывание. Свободный диктант. | |||||
168. 169. 170. | Резервные уроки. КВН. Турнир знатоков русского языка.Олимпиада. | 2 | Закрепление, обобщение знаний. |
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем рекомендо- вана и когда | Тип программ мы (государст- венная, авторская) | Кол-во часов. Неделя, общее. | Базо- вый учеб- ник | Методичес- кое обеспечение | Дидак- тичес кое обеспе-чение |
Русский язык | 4 | Программа авторов Т.Г.Рамзаева Рекомендо- вана Министер- ством образования и науки РФ | Государст - венная | 5 часов в неделю 170 часов в год | Т.Г. Рам- заева Рус ский язык | Учеб- ник, методичес кое пособие О.И. Дмитри ева Е.П. Фе филова «Поурочные разработки по русскому языку» Я.Ш.Гараева «Справоч- ное пособие по русскому языку» 4класс | Таб- лицы по русскому языку. Карточки, тесты, Раздаточный материал, наглядный материал. |
Литература, необходимая для освоения курса.
Литература для учителя.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2012г.
- Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2012г
- Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2012г
Литература для учеников.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2012г.
- Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2012г
- Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...