Рабочая программа по русскому языку (2 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaja_programma_po_russkomu_jazyku_.docx | 126.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку на 2013/14 уч.год
2 «Б» класс Шнуркова Л.Н.
Методическое обеспечение.
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник 2 класс;
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 2 класс;
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса;
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями».
Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го класса;
М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2-го класса;
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
Количество часов на изучение программы: 136ч
Количество часов в неделю: 4ч
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта НОО;
- Учебного плана ГБОУ СОШ №996 на 2012-13 учебный год;
- В соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
- Пояснительная записка.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующие цели:
● познавательная предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
● социокультурная – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
● развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
● освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
● овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
● воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- Содержание учебной программы
- Повторение изученного в 1 классе (5 ч)
- Слово (введение) (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
- Предложение (8 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
- Текст (10 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её
с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
- Слово (продолжение) (103 ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
- ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
- ь и ъ разделительные;
- буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
- проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (5 ч) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
- обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
- обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Практическая часть
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год | |
Контрольная работа | - | 1 | 1 | 2 |
Проверочная работа | 2 | 2 | 3 | 7 |
Проверочный диктант | 2 | 1 | 2 | 5 |
Списывание | 1 | - | 1 | 2 |
Изложение | 1 | 1 | 1 | 3 |
Сочинение | - | - | 1 | 1 |
Словарный диктант | 6 | 5 | 6 | 17 |
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | № в теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | УУД | Оборудование по ФГОС | ЭККО | Контроль за ЗУН |
1 | 1 | Повторение | рефлексия | Звук, буква, слог, слово, предложение | Повторить изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. | Мал язык, да всем телом владеет. | |||
2 | 2 | Повторение | рефлексия | Ударение, безударный гласный в корне, парный согласный | Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. | ||||
3 | 3 | Повторение | контроль | 0 срез диктант | |||||
4 | 4 | Повторение | рефлексия | Словарные слова, жи,ши,ча,ща,чу,щу, чк,чн | Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь. | ||||
5 | 5 | Повторение | рефлексия | Фонетический разбор слова, разделит. Ъ Ь | На языке медок, а на сердце ледок. | сл.д№1 | |||
| Знакомиться с новым учебником Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах. | ||||||||
6 | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником.Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова. | введение новых знаний | Слово и его значение. Использование словарей русского языка. | таблица | Работа с зубами, а лень с языком. | |||
7 | 2 | Что мы знаем о слове? Состав слова. | общеметодологическая направленность | Обобщить знания о слове, как о единицы речи. Обобщить знания об однокоренных словах, расширять свой словарный запас. | таблица | Жало остро, а язык - острей того. | |||
8 | 3 | Как устроен наш язык? | рефлексия | Языком болтай, а рукам воли не давай. | |||||
9 | 4 | Опасные места в словах русского языка. | рефлексия | Учить делать звукобуквенный анализ слова, подбирать однокоренные слова, составлять предложения. | таблица | Когда голова думает, язык отдыхает. | |||
10 | 5 | Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. | обобщение и контроль | Проверочное списывание №1 | |||||
| |||||||||
11 | 1 | Признаки предложения. Составление предложений по схемам | Общеметодологическая направленность | Различение слова, словосочетания и предложения. Отличие устной речи от письменн. | Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | таблица | Языком не спеши, а делом не ленись. | ||
12 | 2 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме | Общеметодологическая направленность | Предложение по цели высказывания | Кто с языком, тот с пирогом. | ||||
13 | 3 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме | рефлексия | Язык мой, а речи не свои говорю. | сл.д№2 | ||||
14 | 4 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой | рефлексия | Слово не воробей,вылетит не поймаешь. | |||||
15 | 5 | Конструирование предложений | рефлексия | Если косить языком, спина не устанет. | |||||
16 | 6 | Знаки препинания в конце предложения | рефлексия | Познакомить со знаками препинания в конце предложения | Болтливому молчание в тягость. | ||||
17 | 7 | Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией | рефлексия | Не ножа бойся, а языка. | |||||
18 | 8 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) Проверка знаний и умений. | обобщение и контроль | Обобщить знания о связи слов в предложении, об интонации, знаках препинания | Проверочная работа № 1 | ||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||||
3. Текст (10ч) | |||||||||
19 | 1 | Признаки текста | введение новых знаний | Различение предложения и текста | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | Язык голову кормит, он же и спину портит. | сл.д№3 | ||
20 | 2 | Роль заглавия в тексте | Общеметодологическая направленность | Наблюдать над заглавием текста. Уметь самостоятельно озаглавливать текст | Тому великий стыд, кто языком льстив. | ||||
21 | 3 | Связь заглавия и главной мысли текста | Общеметодологическая направленность | Что на уме, то и на языке. | |||||
22 | 4 | Связь заглавия и главной мысли текста | Общеметодологическая направленность | Дурной язык голове неприятель. | |||||
23 | 5 | Озаглавливание текстов | рефлексия | Объяснять, с чем связано заглавие в тексте | К старости зубы туже, а язык острее. | ||||
24 | 6 | Озаглавливание текстов | рефлексия | Мал язык горами качает. | |||||
25 | 7 | Конструирование текстов Восстановление деформированного текста | Общеметодологическая направленность | Развивать умение составлять «рассыпанный» текст.Учиться составлять текст, выступая в роли автора, в роли диктора | |||||
26 | 8 | Конструирование текстов. Восстановление деформированного текста | рефлексия | Длинный язык с умом не в родстве. | сл.д№4 | ||||
27 | 9 | Проверка знаний и умений. | обобщение и контроль | Проверочная работа № 2 | |||||
28 | 10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||
| |||||||||
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?(5ч) | |||||||||
29 | 1 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | введение новых знаний | Имя существительное Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? | Язык до Киева доведет. | ||||
30 | 2 | Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы | введение новых знаний | Учить находить существительные в тексте, подбирать их самостоятельно; классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые | Вести диалог с автором при чтении текста. Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | Сундук без замка, язык без привязи. | |||
31 | 3 | Объединение слов в тематические группы | введение новых знаний | Без языка и колокол нем. | |||||
32 | 4 | Конструирование сочетаний слов и предложений | Общеметодологическая направленность | За твоим языком не поспеешь и босиком. | |||||
33 | 5 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам | Общеметодологическая направленность | Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос Кто? от слов, отвечающих на вопрос Что? | Долог у коровы язык, да говорить не умеет. | сл.д№5 | |||
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (8ч) | Велик и могуч русский язык | ||||||||
34 | 1 | Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы | введение новых знаний | Имя прилагательное, значение и употребление | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал?... Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | таблица | Держи язык на привязи. | ||
35 | 2 | Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков | введение новых знаний | Согласование с именем существительным | таблица | Всякая сорока от своего языка погибает. | |||
36 | 3 | Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.. | Общеметодологическая направленность | Развивать умение находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какие? какое? | таблица | Болтун речист, да на руку не чист. | |||
37 | 4 | Развитие умения подбирать слова-названия признаков | Общеметодологическая направленность | Формировать умения выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам | Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха. | ||||
38 | 5 | Развитие умения подбирать слова-названия признаков | рефлексия | Формировать умения применять в речи имена прилагательные | Язык говорит, а голова и не ведает. | сл.д№6 | |||
39 | 6 | Закрепление и повторение изученного | рефлексия | Обобщить знания учащихся об имени прилагательном; подчеркнуть роль имён прилагательных в нашей речи. | Город строят не языком, а рублем да топором. | ||||
40 | 7 | Проверка знаний и умений. | контроль | Проверочная работа № 3 | |||||
41 | 8 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (5ч) | Бог дал два уха, а один язык. | ||||||||
42 | 1 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы | введение новых знаний | Глагол, значение и употребление | таблица | Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. | |||
43 | 2 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы | Общеметодологическая направленность | Различать в тексте слова, отвечающие на вопрос Что делать? | таблица | Лучше ногою запнуться, чем языком. | |||
44 | 3 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | Общеметодологическая направленность | Формировать умения устанавливать связь между словами, называющими действия предметов, и вопросами, на которые они отвечают. | таблица | Языком масла не собьешь. | |||
45 | 4 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | рефлексия | Язык мал: великим человеком шатает. | сл.д№7 | ||||
46 | 5 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | рефлексия | Ум-то есть сладко съесть, да язык короток. | |||||
Связь слов в предложении (6ч) | |||||||||
47 | 1 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет | введение новых знаний | Познакомить учащихся с тем, как связаны слова в предложении. Развивать умение задавать вопросы от слова к слову в предложении | таблица | Не пройми копьем, пройми языком. | |||
48 | 2 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет | Общеметодологическая направленность | таблица | Языку каши дай. | ||||
49 | 3 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | Общеметодологическая направленность | Учить составлять из данных слов предложения, с помощью вопросов- помощников. | Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. | ||||
50 | 4 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | рефлексия | У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл. | |||||
51 | 5 | Проверка знаний и умений. | контроль | Проверочная работа № 4 | |||||
52 | 6 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||
Слова, к которым нельзя задать вопрос (7ч) | |||||||||
53 | 1 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | введение новых знаний | Учить сравнивать слова-названия, слова-действия и слова-признаки со словами, которые выражают чувства | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | таблица | Болтовня и красна и пестра, да пуста. | ||
54 | 2 | Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства | Общеметодологическая направленность | таблица | Садись да хвастай - языком хрястай. | сл.д№8 | |||
55 | 3 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами | Общеметодологическая направленность | Расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке. Познакомить учащихся с наиболее употребительными предлогами | Язык без костей: мелет; что хочет, то лопочет. | ||||
56 | 4 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами | Общеметодологическая направленность | На язык нет пошлины. | |||||
57 | 5 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами | рефлексия | Грамота - второй язык. | |||||
58 | 6 | Проверка знаний и умений. | контроль | Проверочная работа № 5 | |||||
59 | 7 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||
Части слова. Корень (3ч) | |||||||||
60 | 1 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова | введение новых знаний | Формировать представления о родственных словах. Формировать знания о корне слова, умения определять корень слова. Учить выделять корень слова, находить и подбирать однокоренные слова | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). | таблица | С болтунами держи язык за зубами. | ||
61 | 2 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | Общеметодологическая направленность | таблица | Язык нам дан, чтобы молчать. | ||||
62 | 3 | Распознавание однокоренных слов | Общеметодологическая направленность | Грудь нараспашку, язык на плечо. | сл.д№9 | ||||
Суффикс (4ч) | |||||||||
63 | 1 | Роль суффиксов в слове. Определение суффикса | введение новых знаний | Значение суффиксов (простейшие примеры) | Выделять суффикс и приставку в доступных сло- вах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказа- тельства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). | таблица | Якорь телу - язык. | ||
64 | 2 | Развитие умения находить в словах суффиксы | Общеметодологическая направленность | Коса до пояса, язык до колен. | |||||
65 | 3 | Развитие умения находить в словах суффиксы. Разбор слова по составу | Общеметодологическая направленность | Язык враг: прежде ума глаголет. | |||||
66 | 4 | Разбор слова по составу. Списывание | обобщение и контроль | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса) | таблица | Проверочное списывание №2 | |||
Приставка (7ч) | |||||||||
67 | 1 | Роль приставки в слове. Определение приставки. | введение новых знаний | Значение приставки (простейшие примеры) | таблица | Мельница мелет мука будет язык мелет беда будет. | |||
68 | 2 | Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок | Общеметодологическая направленность | Значение приставки (простейшие примеры) | таблица | Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем). | |||
69 | 3 | Значение приставок. Слитное написание приставок | Общеметодологическая направленность | Значение приставки (простейшие примеры). Различение предлогов и приставок | Один говорит — красно, двое говорят — пестро. | ||||
70 | 4 | Развитие умения различать приставки и предлоги | Общеметодологическая направленность | Сижу у печи да слушаю людские речи. | |||||
71 | 5 | Развитие умения различать приставки и предлоги | рефлексия | Различение предлогов и приставок | Лучше не договорить, чем переговорить. | сл.д№10 | |||
72 | 6 | Проверка знаний и умений. | контроль | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса) | Проверочная работа № 6 | ||||
73 | 7 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | ||||||
Алфавит. Написание большой буквы в словах (10ч) | |||||||||
74 | 1 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита | Общеметодологическая направленность | Алфавит. Русский алфавит | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | таблица | Язык поит и кормит, и спину порет. | ||
75 | 2 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | Общеметодологическая направленность | Употребление прописной буквы в имени собственном | таблица | Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. | |||
76 | 3 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | Общеметодологическая направленность | Употребление прописной буквы в имени собственном | Петь хорошо вместе, а говорить порознь. | ||||
77 | 4 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | Общеметодологическая направленность | Употребление прописной буквы в имени собственном | Поменьше говори, побольше услышишь. | сл.д№11 | |||
78 | 5 | Написание слов типа орёл и Орёл | Общеметодологическая направленность | Употребление прописной буквы в имени собственном | Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. | ||||
79 | 6 | Упражнения в правописании имен собственных | рефлексия | Употребление прописной буквы в имени собственном | Хороший рассказчик — плохой приказчик. | ||||
80 | 7 | Упражнения в правописании имен собственных | рефлексия | На что перевирать, лучше смолчать. | |||||
81 | 8 | Обучающее сочинение по картинке | Общеметодологическая направленность | Создание небольшого текста | Чем завираться, лучше молча почесаться. | Сочинение по картинке | |||
82 | 9 | Проверка знаний и умений. | контроль | Употребление прописной буквы в имени собственном | Проверочный диктант № 1 | ||||
83 | 10 | «Пишу правильно». Работа над ошибками в сочинении и диктанте | рефлексия | ||||||
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу (7ч) | |||||||||
84 | 1 | Написание букв и, у, а после шипящих (повторение) Что такое орфограмма. Орфографическое правило | введение новых знаний | таблица | Языком капусты не шинкуют. | ||||
85 | 2 | Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы | Общеметодологическая направленность | Правописание сочетаний жи-ши | Наблюдать за написанием слов, выявлять зако- номерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. | Языком и лаптя не сплетешь. | |||
86 | 3 | Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений | рефлексия | Правописание сочетаний ча-ща | таблица | Кто языком штурмует, не много навоюет. | сл.д№12 | ||
87 | 4 | Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений | рефлексия | Правописание сочетаний ча-ща | Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает). | ||||
88 | 5 | Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу | рефлексия | Правописание сочетаний чу-щу | таблица | Из пустого в порожнее переливает. | |||
89 | 6 | Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу | рефлексия | Правописание сочетаний чу-щу | Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! | ||||
90 | 7 | Проверка знаний и умений. | контроль | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу | Проверочный диктант № 2 | ||||
Правописание букв ъ и ь (13ч) | |||||||||
91 | 1 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | введение новых знаний | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Ставить ударение, различать ударный и без- ударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | таблица | Говори с другими поменьше, а с собою побольше! | ||
92 | 2 | Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине | Общеметодологическая направленность | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Ешь калачи, да поменьше лепечи! | ||||
93 | 3 | Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова | рефлексия | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | таблица | Ешь больше, а говори меньше! | |||
94 | 4 | Слова, в которых пишется и не пишется буква ь | рефлексия | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Ешь капусту, да не мели попусту! | ||||
95 | 5 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь | рефлексия | Правописание буквосочетаний чк-чн | таблица | Держи язык на привязи (на веревочке)! | сл.д№13 | ||
96 | 6 | Звук [й'] и его обозначение на письме | Общеметодологическая направленность | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | таблица | Держи язык короче! | |||
97 | 7 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь | Общеметодологическая направленность | Употребление разделительного Ь | таблица | Мудра голова - короткий язык. | |||
98 | 8 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь | рефлексия | Употребление разделительного Ь | Болтливому молчание в тягость. | ||||
99 | 9 | Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме | рефлексия | Употребление разделительного Ь | Язык враг: прежде ума глаголет. | ||||
100 | 10 | Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме | рефлексия | Употребление разделительного Ь | Языком болтай, а рукам воли не давай. | ||||
101 | 11 | Правописание слов с разделительным ъ | рефлексия | Употребление разделительных Ъ и Ь | таблица | Мимо рта суется, а на язык не попадается. | |||
102 | 12 | Правописание слов с разделительным ъ | рефлексия | Употребление разделительных Ъ и Ь | Кто много знает, с того много и спрашивается. | сл.д№14 | |||
103 | 13 | Проверка знаний и умений. | контроль | Употребление разделительных Ъ и Ь | Проверочный диктант № 3 | ||||
Буквы безударных гласных в корне слова (10ч) | |||||||||
104 | 1 | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение | введение новых знаний | Гласные ударные и безударные. Деление на слоги | таблица | Мудра голова - короткий язык. | |||
105 | 2 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне | Общеметодологическая направленность | Гласные ударные и безударные. Деление на слоги | Острый язык змею из гнезда выманит. | ||||
106 | 3 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов | Общеметодологическая направленность | Правописание безударных глас. | таблица | Язык языку весть подает. | |||
107 | 4 | Обучающее изложение | развитие речи | Умение излагать письменно тест | Изложение | ||||
108 | 5 | Обучение применению правила | Правописание Безударных глас. | Никто за язык не тянет. | |||||
109 | 6 | Проверочная работа № 7 | обобщение и контроль | Правописание безударных глас. | Проверочная работа № 7 | ||||
110 | 7 | Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне | рефлексия | Правописание безударных глас. | Блюди хлеб на обед, а слово на ответ! | сл.д№15 | |||
111 | 8 | Проверка знаний и умений. | контроль | Правописание безударных глас. | Проверочный диктант № 4 | ||||
112 | 9 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | Правописание безударных глас. | |||||
113 | 10 | Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай» | обобщение и рефлексия | Правописание безударных глас. | О том, о сем, о пятом, десятом. | ||||
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (10ч) | |||||||||
114 | 1 | Оглушение звонких согласных на конце слова | введение новых знаний | Различение звонких и глухих согласных | таблица | За твоим языком не поспеешь босиком. | |||
115 | 2 | Знакомство с новой орфограммой | введение новых знаний | Правописание парных звонких и глухих согласных | таблица | Мелет день до вечера, а послушать нечего. | |||
116 | 3 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | Общеметодологическая направленность | Полно плести, пора домой брести! | |||||
117 | 4 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | Общеметодологическая направленность | Правописание парных звонких и глухих согласных | Язык ворочатся, говорить хочется. | сл.д№16 | |||
118 | 5 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | рефлексия | Правописание парных звонких и глухих согласных | За словом в карман не полезет. | ||||
119 | 6 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. Свободный диктант | рефлексия | Правописание парных звонких и глухих согласных | Пасёное словцо за щекой. | ||||
120 | 7 | Обучающее изложение | развитие речи | Умение излагать письменно тест | Изложение | ||||
121 | 8 | Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | Правописание парных звонких и глухих согласных | |||||
122 | 9 | Проверка знаний и умений. | контроль | Правописание парных звонких и глухих согласных | Проверочный диктант № 5 | ||||
123 | 10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | рефлексия | Правописание парных звонких и глухих согласных | |||||
Повторение (12ч) | |||||||||
124 | 1 | Текст | Общеметодологическая направленность | Различение слова, словосочетания и предложения | Систематизировать изученный материал, пред- ставлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. | таблица | Наговорил с три короба. | ||
125 | 2 | Предложение | Общеметодологическая направленность | таблица | У него на всякий спрос есть ответ. | ||||
126 | 3 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова | Общеметодологическая направленность | Выделение значимых частей слова | таблица | Так врёт, что с души прёт. | |||
127 | 4 | Повторение и классификация изученных орфограмм | Общеметодологическая направленность | Правописание изученных орфограмм | таблица | Язык до добра не доведет | |||
128 | 5 | Повторение и классификация изученных орфограмм | рефлексия | Правописание изученных орфограмм | таблица | Речист, да на руку нечист. | сл.д№17 | ||
129 | 6 | Итоговый контроль | контроль | Написание под диктовку текста | К.Р №2 | ||||
130 | 7 | Работа над ошибками | рефлексия | Правописание изученных орфограмм | |||||
131 | 8 | Обобщающий урок | обобщение | ||||||
132 | 9 | Резерв | Практическая отработка изученных орфограмм | ||||||
133 | 10 | Резерв | |||||||
134 | 11 | Резерв | |||||||
135 | 12 | Резерв | |||||||
136 | 13 | Резерв |
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть «опасные места» в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...