Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Корней Светлана Федоровна

Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx70.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________Т.В. Грачева

Протокол №___ от

« 27» августа 2013г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

_________________Е.Е. Пугина

«02» сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

________________Л.А. Сачкова

Приказ №______

от «02» сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Рабочая программа

по русскому языку ( 1 – 4 класс) в 4а классе

учителя  начальных классов первой квалификационной категории

Корней Светланы Федоровны

Составлена на основании программы:

Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений./  М.С.  Соловейчик,  Н.С.  Кузьменко.  – 2-е изд. – Смоленск:  Ассоциация XXI  век,  2006.- 40 стр. –ISBN 5-89308-224-9.

2013 г.

                               

                                         Пояснительная записка

Предлагаемая программа имеет практическую направленность. Она ориентирована на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых – формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. Программа  используется  полностью  и  без  изменений.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно- целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья  особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется  деятельностный подход  к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В  связи  с этим в программе делается попытка представить  не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание. предложение, текст.

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово ? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, соблюдая принятые правила поведения во время беседы, спора; пользоваться словами я думаю, мне кажется, по-моему и т.п. при выражении собственного мнения, подбирать и излагать аргументы. Выслушивать других участников беседы, вежливо выражать свое отношение к мнению собеседников. Оценивать речевое поведение, товарищей и свое. Строить несложные тексты-рассуждения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях учебника. Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих вопросов.

Обдумывать построение предложений при создании письменных текстов, распространять их, строя словосочетания; выбирать слова, их формы, порядок для более ясного выражения мысли. Замечать связь предложений друг с другом и выбранные автором средства (в отчетливых случаях), стараться связывать мысли в собственной речи, использовать для этого знакомые способы (союзы, порядок слов).

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста, использовать его (при необходимости) для достижения последовательности в изложении мыслей.

После коллективной или самостоятельной (с помощью памятки) подготовки письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица и др., сохраняя при этом авторские языковые особенности.

Создавать (после совместного обсуждения или самостоятельно, с опорой на памятку) тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, дневниковую запись, объявление, объяснение чего-либо и т.д.), раскрывать в них тему и определенную мысль. Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности речи. Осознанно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств.

Пунктуационно правильно оформлять границы мыслей, в известных случаях ставить запятые внутри предложений: при перечислении, перед союзами а, но при однородных членах и в сложных предложениях, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому (указанных в памятке на справочных страницах учебника).

Языковые (грамматические).

Различать в слове значение основы и окончания (лексическое и грамматическое — термины факультативны). Выделять части слов, объяснять их роль, в ясных случаях значение, которое они вносят в слово (приходят, приходит, выходит, выходишь; весна, весенний, весенняя и т.п.)

♦        Разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

♦        Определять склонение имен существительных. Выполнять действия, необходимые для решения орфографических задач в падежных окончаниях слов данной части речи (подбирать слова с ударными окончаниями того же склонения, определять падеж, а для этого находить в предложении слово, от которого должен быть поставлен вопрос).

Правильно изменять слова по падежам и включать их в словосочетания, грамотно использовать и писать предлоги. Задавать от слова к слову падежные и смысловые вопросы (последние в ясных случаях).

Строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже. Пользоваться словарем грамматических трудностей «Какого рода и числа слово ? Как правильно изменить слово!» для решения возникающих вопросов. Замечать и исправлять ошибки в образовании форм слов и построении словосочетаний — в объеме слов, имеющихся в словарях учебника.

Отличать имена числительные (прежде всего количественные) от других частей речи, верно употреблять их в устной речи.

♦        Правильно образовывать падежные формы личных местоимений, в том числе с предлогами; уместно пользоваться местоимениями в речи.

♦        Определять спряжение глаголов по ударным  окончаниям, при безударных — по неопределенной форме; владеть способом  действия, необходимым для правильного нахождения этой формы.

Замечать в тексте наиболее распространенные наречия (опираясь на перечень в учебнике), объяснять их роль, ставить к ним вопросы, использовать в речи.

Устанавливать связи слов в предложении, выделять главные члены и словосочетания, ставить вопросы от главного слова к зависимому.

Находить в предложении однородные члены, уместно и правильно пользоваться ими в своей речи. Объяснять значения наиболее распространенных союзов, правильно ставить запятые при перечислении, перед союзами а, но.

♦        Давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения (в доступных для анализа случаях).

Различать простые предложения с однородными главными членами и сложные (ясной структуры, без деления на виды), аргументировать решение. Ставить знаки препинания перед союзами и, а, но, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому (с опорой на памятку).

Орфографические.

♦        Решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов.

Правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределенной форме, опираясь на словарь учебника.

♦        Списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) со всеми изученными орфограммами. При затруднении в выборе букв (в любой части слова) пользоваться приемом письма «с окошками». Выполнять действия самоконтроля, находить и исправлять свои ошибки.

♦        Писать слова с непроверяемыми орфограммами:

аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал,

восток, волейбол, воскресенье, вперед, впереди, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, запад, заметить, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, коричневый, коридор, кончить, красить, лазить, молоток, медленно, налево, направо, неделя, приветливо, помнить, понедельник, портить, прекрасный, прямо, пятница, пшеница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, человек, четверг, фамилия, хозяин, хоккей, экскурсия, электричество, этаж.

В комплект входит:

         1.Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений./  М.С.  Соловейчик,  Н.С.  Кузьменко.  – 2-е изд. – Смоленск:  Ассоциация XXI  век,  2006.- 40 стр. –ISBN 5-89308-224-9.

          2.Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка». Учебник для 4 класса по русскому языку.  В 2 частях.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 10

   3.Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка»: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010      

   4.Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

    5. Т.В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. В 2ч. Под ред. М.С.  Соловейчик- 2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2013-56 с.ISBN 978-5-418-00372-0

Курс рассчитан на 5 часов  в неделю, 170 часов в год, количество контрольных работ : контрольный диктант-10, контрольное списывание-2, словарный диктант -8, контрольное изложение-1

                                        Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

По итогам года предусмотрена итоговая аттестация обучающихся в форме- тесты

Требования к уровню подготовки учащихся.

знания:

различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;

название значимых частей слов, способы их выделения;

название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;

признаки предложения, виды предложений по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без их разграничения);

способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;

умения:

речевые:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;

обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;

замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;

правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, имеющиеся в словарях учебника;

понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты-рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

создавать высказывания освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характеpa, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;

соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;

языковые (фонетико-графические и грамматические):

выполнять звуко-буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость-мягкость согласных и звук [й'];

отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;

разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;

проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

орфографические:

-        обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

-         верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

 -        применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:

большая буква в начале предложения и в именах собственных;

-раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;

-перенос слов;

-ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);

-буквы парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными; -обозначение мягкости согласного в положении перед согласным;

-буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными; удвоенные согласные;

-сочетания цы-ци в корнях слов и в окончаниях (общее знакомство);

-соединительные гласные в сложных словах; суффиксы -ек, -ик;

-суффиксы -е, -и, -я, -а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени;

-ь после шипящих в начальной форме имен существительных;

-ь в неопределенной форме глагола; ь форме 2-го лица ед.ч. глагола; частица не с глаголами;

-        использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой затрудняет, или способ решения неизвестен);

-          обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм;

-        выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

-списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ___ 

от 27 августа 2013г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________Е.Е.Пугина

02.09.2013г.

Утверждаю

Директор школы

_______________Л.А.Сачкова

02.09.2013г.

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

                                             Календарно-тематическое планирование

                                           на 2013-2014 учебный год

по русскому языку  4а класс

учителя  начальных классов первой квалификационной категории

Корней Светланы Федоровны

Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений./  М.С.  Соловейчик,  Н.С.  Кузьменко.  – 2-е изд. – Смоленск:  Ассоциация XXI  век,  2006.- 40 стр. –ISBN 5-89308-224-9.

 Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка». Учебник для 4 класса по русскому языку.  В 2 частях.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка»: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013        Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Тесты

                            Количество часов по учебному плану 170, контрольный диктант-10, контрольное списывание-2, словарный диктант -8, контрольное изложение-1

урока

  Наименование раздела и темы

Темы уроков  

Кол-во

часов на тему, раздел,урок,

Срок прохождения

Дата

Корректировка

ПОВТОРЕНИЕ (17 ЧАСОВ.)

Повторяем изученное в 1,2,3 классах (15 часов)

1

Перечитываем письмо

1

02.09

2

«Обо всем понемногу». Повторение основных грамматических понятий.

1

03.09

3

Всё ли ты помнишь о речи?

1

04.09

4

Жанры и виды речи. Требования к речи.

1

05.09

5

Делаем дневниковые записи.

1

06.09

6

Что ты знаешь о словах?

1

09.09

7

Как ты умеешь анализировать слова?

1

10.09

8

Знакомство с понятием  «Морфема»

1

11.09

9

Знакомство с понятием «Прямая речь»

1

12.09

10

Определение формы слова.

1

13.09

11

Готовимся к проверке своих умений. Решение орфографических задач.

1

16.09

12

Готовимся к проверке своих умений. Главные орфографические задачи.

1

17.09

13

Готовимся к проверке своих умений. Знаки препинания.

1

18.09

14

Контрольная диктант №1  по теме: «Повторение».

1

19.02

15

Анализ диктанта и работа над ошибками. Решение орфографических задач.

1

20.09

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.(2 часа)

16

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе. Обучение изложению от другого лица.

1

23.09

17

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе? Написание воспоминаний «Летние встречи».

1

24.09

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  17  ЧАСОВ

Учимся составлять словосочетания (14 часов)

18

Как предметы, признаки, действия назвать точнее.

1

25.09

19

Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

26.09

20

Упражнение в составлении словосочетаний.

1

27.09

21

Словарный диктант №1.

Наблюдение за значением словосочетаний.

1

30.09

22

Значения словосочетаний

1

01.10

23

Построение словосочетаний  с разными значениями.

1

02.10

24

Упражнение в составлении словосочетаний разной формы.

1

03.10

25

Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

1

04.10

26

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

1

07.10

27

Кому и в чём подчиняются имена  существительные?

1

08.10

28

Именительный и винительный падеж имён существительных.

1

09.10

29

Кому и в чём подчиняются имена  существительные? Закрепление.

1

10.10

30

Контрольный диктант №2 по теме «Словосочетания»

1

11.10

31

Анализ и работа над ошибками. Упражнение в составлении словосочетаний.

1

14.10

Предложение в тексте.  Текст.(3часа)

32

Учимся правильной речи.

1

15.10

33

Учимся правильной речи. Значение приставок.

1

16.10

34

Учимся правильной речи. Значение предлогов.

1

17.10

ЧАСТИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ. ( 82 ЧАСА).

Наречие (8часов)

35.

Знакомство с особенностями наречия как части речи.

1

18.10

36.

Словарный диктант №2.

Правописание наречий.

1

21.10

37.

Закрепление правописания наречий, построение объяснений, как куда-то пройти.

1

22.10

38

Закрепление правописания наречий..

1

23.10

39

Контрольная работа № 3 по итогам I  четверти с грамматическим заданием..

1

24.10

40

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.

1

25.10

41

Обучающее изложение с изменение лица рассказчика.

1

28.10

42

Закрепление изученного о наречии.

1

29.10

Предложение в тексте.  Текст.(3часа)

43

 Пишем  записки..

1

30.10

44

Пишем объявления.

1

31.10

45

Пишем объявления- приглашения.

1

01.11

Имя существительное и имя прилагательное.(36 часов)

Три склонения имён существительных ( 13часов).

46

Что ты знаешь об именах существительных.

1

11.11

 47

Склонение имён существительных по падежам..

1

12.11

48

Упражнение в написании имен существительных и определении их падежа.

13.11

40

Открываем новый секрет имён существительных. Три склонения имён существительных.

1

14.11

50

Окончания имен существительных 1 –го склонения.

15.11

51

Окончания имён существительных  

2-го склонения.

1

18.11

52

Окончания имён существительных 3-го склонения.

19.11

53

Дополняем памятку.

1

20.11

54

Письменный анализ имени существительного.

1

21.11

55

Словарный диктант №3.

Упражнение  в анализе имён существительных как часть речи.

1

22.11

56

Известное правило подсказывает новое.

1

25.11

57

Упражнение в склонении имён существительных по падежам.

1

26.11

58

Упражнение в определении типа склонения имён существительных.

1

27.11

Родовые окончания имён существительных (5 часов.)

59

Учимся решать  орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

1

28.11

60

Учимся решать  орфографические задачи в родовых  окончаниях имён существительных.

1

29.11

61

Окончания родительного и винительного падежа  имён существительных.

1

02.12

62

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе?

1

03.12

63

Контрольное списывание №1 по теме: «Окончания имён существительных»

04.12

Безударные окончания имён прилагательных (9 часов)

64

Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных.

1

05.12

65

Склонение  по падежам имён прилагательных.

1

06.12

66

Окончания именительного и винительного падежа имен прилагательных.

1

09.12

67

Упражнение в написании  безударных окончаний  имён прилагательных.

1

10.12

68

Упражнение в написании  безударных окончаний  имён прилагательных.

1

11.12

69

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное и имя прилагательное».

1

12.12

70

Анализ и работа над ошибками. Упражнение в написании  безударных окончаний  имён прилагательных.

1

13.12

71

Изложение: обучение художественной речи. упр. 258.

1

16.12

72

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1

17.12

Множественное число имён существительных и имён прилагательных. (9 часов)

73

Словарный диктант №4.

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе.

1

18.12

74

Упражнение в склонении  имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

1

19.12

75

Итоговая контрольная работа №5 за 1 полугодие.

1

20.12

76

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

23.12

77

Имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа.

1

24.12

78

Родительный  падеж имен существительных множественного числа.

1

25.12

79

Повторяем, тренируемся в правильном письме.

1

26.12

80

Повторяем, тренируемся в правильном письме. Тестовая работа.

1

26.12

81

Анализ тестовой работы. Повторяем, тренируемся в правильном письме.

1

27.12

Слово в языке и речи (3часа).

82

Открываем ещё несколько секретов правильной речи.

1

83

Открываем ещё несколько секретов правильной речи.

1

84

Открываем ещё несколько секретов правильной речи.

1

                                                    Предложение в тексте  Текст..(4часа)

85

Размышляем, фантазируем, рисуем. Изложение с элементами сочинения.

1

86

Размышляем, фантазируем, рисуем.словесное рисование на тему «Снежный городок».

1

87

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных.

1

88

Знакомство с понятием «выборочное изложение» Знакомство с понятием «выборочное изложение». (№325)

1

Имя числительное. (3 часа.)

89

Секреты имен числительных. Количественные числительные.

1

90

Словарный диктант №5.

Секреты имен числительных. Порядковые числители.

1

91

Употребление имён числительных в речи.

1

Местоимение (5 часов

92

Учимся пользоваться личными местоимениями

1

93

Личные местоимения.

1

94

Личные местоимения 3-го лица.

1

95

Контрольный диктант №6  по теме: «Имена числительные и местоимения)

1

96

Написание и употребление местоимений.

1

Глагол (30 часа)

Глагольные окончания. (5 часа.)

97

Что известно о неопределённой форме глагола.

1

98

Суффиксы –а,-е,-и, -я.в глаголах  неопределённой формы после –ть.

1

99

О чем рассказывают глагольные окончания?

1

100

Глагольные окончания –тся,ться.

1

101

Словарный диктант №6.

Окончания глаголов прошедшего и настоящего времени.

1

Учимся писать личные окончания глаголов. 15(часов)

102

Введение понятия «спряжение».

1

103

Склонений- три. А спряжений?

1

104

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

11

105

Закрепление основных глагольных орфограмм.

1

106

Зачем и как узнать спряжение глагола.

1

107

Упражнение в написании личных окончаний глагола.

108

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?

1

109

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?

1

110

Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов.

1

111

Упражнение в распознавании глаголов I  и II спряжения.

1

112

Правильные действия - правильная буква.

1

113

Упражнение в написании личных окончаний глаголов – исключений.

1

114

Безударные личные окончания глаголов.

1

115

Контрольный диктант №7  по теме: «Глагольные  окончания».

1

116

Анализ и работа над ошибками. Изменение по лицам и числам глаголов сложной формы будущего времени.

1

117

Дополняем памятку характеристики глагола.

118

Письменный анализ глагола как часть речи.

1

119

Применяем знания, совершенствуем умения.

1

120

Упражнение в написании глаголов I  и II спряжения.

1

121

Упражнение в написании глаголов I  и II спряжения. Закрепление.

1

122

Подробное изложение: обучение деловому повествованию.(№463)

1

123

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

124

Подготовка к контрольной работе. Проверяем свои знания.

125

Контрольный диктант № 8 по теме: «Безударные окончания глаголов».

1

126

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

1

Предложение. (12 часов)

127

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

128

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения

1

129

Обучение построению предложений с однородными членами

1

130

Упражнение в построении предложений с однородными членами.

1

131

Словарный диктант №7.

Использование в речи предложений с однородными членами

1

132

Использование в речи предложений с однородными членами

1

133

Предложения бывают сложными.

1

134

Союзы и знаки препинания в сложных предложениях.

1

135

Запись сложных предложений со словами что, чтобы, потому, потому что.

1

136

Контрольный диктант № 9 по теме за «Однородные члены предложения. Сложные предложения»

1

137

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении.

1

138

Запись сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

1

139

Знакомство с построением рассуждения.

1

140

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления.

1

141

Обучение написанию объяснительной записки.

1

142

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

143

Конструирование текста – рассуждения.

1

144

Создание текста-рассуждения.

1

145

Образование новых слов.

1

146

Устаревшие слова.

1

147

Поговорим о значении слов.

Обучение сжатому пересказу текста (упр.545).

1

148

Многозначные слова

1

149

Синонимы и антонимы; выбор точного слова.

1

150

Контрольный диктант № 10 по итогам года.

1

151

Работа над ошибками. Обучение словесному рисованию (упр.560, 561)

1

152

От значения слова – к правильному написанию.

1

153

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне.

1

154

Рассказываем истории некоторых выражений.

1

155

Словарный диктант №8.

Фразеологизмы.

1

156

Что мы знаем о словах?

1

157

Систематизация знаний о слове. Упражнение в различных видах разбора.

1

158

Упражнение в различных видах разбора.

1

159

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?

1

160

Контрольное списывание по теме: «Слово в языке и речи».

1

161

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений.

1

162

Проверяем себя:  выполнение  тестовых заданий.

1

163.

Знаешь ли ты, как правильно?

1

Предложение в тексте. Текст. (4 часа)

164.

Обучение связи предложений в тексте. Знакомство с понятием «рассказ».

1

165

Контрольное изложение.

1

166

Письменные пересказы. Создание сочинений- сказок.

1

167

Сочинение рассказов по серии сюжетных картинок

Обобщение в конце года (3 часа).

168

Перелистаем учебник. Повторение пройденного материала по фонетике

1

169

Перелистаем учебник. Повторение пройденного материала по теме «Состав слова».

1

170

Перелистаем учебник. Повторение пройденного материала по теме «Части речи».

1

Содержание  программы учебного предмета 4класс

5 часов в неделю.Всего-170ч

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

4

1

Повторение

17ч

1

2

Словосочетание

17ч

2

3

Части речи. Орфография

-Имя существительное и имя прилагательное

-Местоимение

-Имя числительное

-Глагол

-Наречие

82ч

36ч

30ч

3

1

3

4

Слово, предложение,  текст

-Предложение

-Предложение в тексте. Текст

-Слово в языке и речи

-Обобщение в конце года

54ч

12ч

17ч

22ч

1

1

1

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение (17 ч)

Письмо, записка, этюд, инструкция как жанры речи. Понятие о дневнике, деловом и личном; оформление дневниковых записей. Рассказы и пересказы от 1-го и 3-го лица; пересказ с изменением лица рассказчика.

Словосочетание (17 ч).

Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до…; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).

Части речи. Орфография (82 ч)

Имя существительное и имя прилагательное (36 ч).

      Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний  имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

      Выбор падежной формы имени существительного по  «команде» глагола или другого имени существительного;  трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

      Морфологическая характеристика имени существительного.

      Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб —на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм

именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов,  яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).

Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для  нахождения верного решения.

      Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.

       Способ решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

        Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).

        Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Местоимение (5 ч).

         Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное (3 ч).

Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения  сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:

два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Глагол (30 ч).

Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

       I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к  разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая  характеристика глаголов.

       Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы брить, стелить не рассматриваются).

       Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

        Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.  

       Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др.).

Наречие (8 ч).

Наречие как помощник глагола в речи; «неумение» изменяться - своеобразие этой части речи.   Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. - в словарном порядке). Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти …?, Где…?; построение таких объяснений.

Слово, предложение, текст (54 ч)

Предложение (12 ч).

Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух

сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

       Сложные  предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми   могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.

Предложение в тексте. Текст (17 ч).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

       Построение несложного рассуждения (рассуждение - объяснение и рассуждение_размышление); способы выражения собственного мнения (слова: по -_моему, я думаю, что… и др.)

       Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств.

Слово в языке и речи (22 ч).

Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение

некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.

       Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Обобщение в конце года (3 ч).

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Итоговый контроль – контрольные и тестовые работы по итогам полугодий и года обучения

Материально-техническое обеспечение учебного предмета:

 1. Учебно-методический комплект

 1.Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений./  М.С.  Соловейчик,  Н.С.  Кузьменко.  – 2-е изд. – Смоленск:  Ассоциация XXI  век,  2006.- 40 стр. –ISBN 5-89308-224-9.

 2.Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка». Учебник для 4 класса по русскому языку.  В 2 частях.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 10

3.Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка»: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010      

 4.Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

5. Т.В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. В 2ч. Под ред. М.С.  Соловейчик- 2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2013-56 с.ISBN 978-5-418-00372-0

2. Оборудование и приборы.

Интерактивная доска; проектор, компьютер, детские  нетбуки

3.Таблицы

Русский язык (набор словарных слов)

1.. Словарные слова с непроверяемыми гласными (а-л)

2. Словарные слова с непроверяемыми гласными (м-р)

3. Словарные слова с непроверяемыми гласными (с-я)

4. Словарные слова с непроверяемыми согласными.

5.Словарные слова с двойными согласными.

6.Словарные слова . Проверь себя. (а-к)

7. Словарные слова . Проверь себя. (к-о)

8. Словарные слова . Проверь себя. (м-я)

Русский язык (4 класс)

1.Три склонения имен существительных.

2.Падежи

3.Окончания имен существительных.

4. Спряжение глагола.

5.Местоимение. Склонение личных местоимений 3-го лица.

6.Склонеие личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами

7.Склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами.

8.Ь после шипящих.

9.Однородные члены предложения.

10.Окончания глаголов.

Русский язык (1-4 классы Звуки и буквы русского алфавита)

Комментарий к плакатам

1.Гласные звуки и буквы

 2.Согласные звуки и буквы

Комментарий к карточкам-заданиям

 1.Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

 2. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные

 3. Шипящие звуки и буквы

 4 Слог.

 5.Буквы, которые не обозначают звук.

  Буквы, которые могут обозначать два звука.

 6.Звуко- буквенный разбор.

7. Алфавит. Задания-игры

Русский язык (Начальная школа. Основные правила и понятия)

1.Части речи

2.Состав слова

3.Члены предложения

4.Образец  фонетического разбора

5.Алфавит

6.Приставки пиши слитно

7.Суффиксы

                                            Контрольные работы

1.Диктант №1

     Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата. От нас совсем близко. Смешные они!

      Один сполз по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он еще не научился. Зверек повернулся и побежал от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как она так смогла?

Грамматические задания.

1.Написать начальную форму глагола.                                                                                     Увидели-…….,нарисует-……,заглянули-…..,отработает-…….                                                               2.Найти в тексте три существительных так, чтобы одно было употреблено в форме дательного падежа, другое- в форме родительного падежа, третье- в форме предложного падежа.                  3.Подчеркни главные члены.                                                                                                                   В 11-м предложении.                                                                                                                               4.Выполнить звукобуквенный анализ слова.                                                                                    Сполз.                                          

2.Диктант по итогам 1 четверти.

  Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрылись ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей было нужно мириться с судьбой.  

Грамматические задания.

1.Указать части речи и подчеркнуть главные члены.                                                                           В первом предложении.                                                                                                                             2. Выпишите из текста два словосочетания так, чтобы в первом зависимое слово было наречием, а во втором- именем существительным.                                                                                                    3. Покажи состав слова.                                                                                                                       Перелетных, готовила.                                                                                                                             4.Выполнить звукобуквенный анализ.                                                                                                Ледком.

3. Диктант №3

  Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.                                                                   Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь видела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чаши протянулся заячий след. Его не спутать с другим  следом. Косой пробежал по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.                                                                                                                                                          Интересно узнавать о жизни зимнего леса!

Грамматические задания.

1. В первых двух предложениях  над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными падеж. Найти в тексте наречие и обозначить его.                                  2. Просклонять словосочетание.                                                                                                      Голубое озеро .                                                                                                  

4. Диктант №4

Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.                                                                                      Мощные машины из бревен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлебку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпье, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь ее прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги также сделают тетради. На бумаге также будут печатать книги.

Грамматические задания.

1.Выполнить письменный разбор слов как части речи                                                                   прогладят, в машину                                                                                                                                 2.В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.                                                      3. Записать неопределенную форму и указать спряжение глагола.                                                              Готовлю, дышу, побрею, падаю.

5.Диктант по итогам 3 четверти.

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.                                                 Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков.                                  Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут белки, а за ними гонится кот.                                                     Но вот белочки взлетели на белоствольную березку и шустро побежали по стволу.                      Кот сердито фыркнул и поплелся назад.

Грамматические задания.

1. В первом и последнем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.                    2.Из шестого предложения выписать пары слов с вопросами.                                                             3. Над существительными первого предложения указать склонение и падеж.                                    4. Определить спряжение глаголов: гонится, представляете, увидел.

6.Диктант по итогам 4 четверти.

На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из теплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.                                                                                                 Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в темном лесу чуткие звери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...