Тематическое планирование кружка по русскому языку для 1-4 классов "Грамотей"
материал (русский язык) по теме
Программа кружка «Грамотей»
по русскому языку
для учащихся 1-4 классов
Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам, учебным пособиям по русскому языку и развитию речи. Тематическое планирование составлено в соответствии с количеством учебных недель в учебном году и предполагает еженедельную периодичность проведения занятий.
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gramotey.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Грамотей»
по русскому языку
для учащихся 1-4 классов
Разработала
Сербина Елена Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ «Мачешанская СОШ»
Киквидзенского района
Волгоградской области
2010-2011 уч.г
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Объект.
- Предмет.
- Участники программы.
- Ожидаемые результаты.
- Методика преподавания.
- Критерии оценки эффективности программы.
- Требования к уровню знаний и умений учащихся.
10. Содержание программы (тематическое планирование занятий).
11. Использованная литература.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. [17]
Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать материал различных школьных предметов.
Развитие речи ребенка – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечений.
Система работы учителя по развитию речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. [9]
Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, еще не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.
Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей окружающий мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.
Развивать речь ребенка – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога по правильному построению работы по развитию речи учащихся, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.
Такая системная работа – это работа над использованием творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирования у них высокой культуры речевого поведения.
Эти цели получают практическую направленность в представленной программе кружка для учащихся 1-4 классов «Грамотей».
Выбор направления работы – развитие речи – обусловлен тем, что комплексных, систематизированных программ, соответствующих интересам детей, развивающих их нравственно, духовно, эмоционально – недостаточно.
Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам, учебным пособиям по русскому языку и развитию речи.
Тематическое планирование составлено в соответствии с количеством учебных недель в учебном году и предполагает еженедельную периодичность проведения занятий.
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. [15]
Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал программы систематизирован по возрастному и тематическому признакам.
Цель: помочь учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.
Задачи:
- развитие детского речевого творчества;
- формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;
- развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;
- пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
- овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;
- формирование нравственных ценностей, духовной культуры;
- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения.
Объект: образовательный процесс в начальных классах..
Предмет: содержание и формы организации работы по развитию речи учащихся; процесс формирование связной устной и письменной речи; технологии обучения, формирующие положительную мотивацию к занятиям.
Программа кружка предлагается учителю начальных классов для организации и проведения систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи с учащимися 1-4 классов в течение всего учебного года.
* развитие детского речевого творчества;
* формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;
* развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;
* пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
* овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;
* формирование нравственных ценностей, духовной культуры;
развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения
В ходе реализации программы возможно применение следующих методов:
1.Формирование положительной мотивации учащихся - позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, формирование позитивного «Образа Я» и т.п.
2.Совместная творческая деятельность.
3.Исследовательские методы (опросы, интервью, исследование причин, проблемные занятия, самостоятельные исследования).
4.Групповая работа в классе.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.
Теоретическая часть:
- беседы, рассказы учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование причин (обучение установлению причинно – следственных связей).
Практические занятия:
- сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий;
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание историй, сказок;
- импровизированные сценки;
- «дебаты»;
- «мозговой штурм» или «мозговая атака»;
- мини – лекция (используется для введения новой темы);
- моделирование;
Экскурсии:
- посещение сельской библиотеки и встреча с ее работниками;
- экскурсии на природу;
- экскурсии в парк;
- экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»;
- экскурсия в пожарную часть;
- «поход» в кино;
Эффективность программы будет определяться следующей системой показателей:
- Качественные изменения и формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка.
- Востребованность проведения занятий со стороны учеников.
- Развитие детского речевого творчества.
- Рост профессиональной компетентности педагогов.
- Реальные изменения в успеваемости учащихся на уроках развития речи и по русскому языку в целом.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими умениями:
- понять и осмыслить тему сочинения, раскрыть её;
- передать в своем сочинении определенную идею;
- собирать и отбирать материал для сочинения;
- систематизировать материал, составлять план своего рассказа;
- правильно, логически последовательно выражать свои мысли;
- совершенствовать написанное;
- редактировать собственный текст;
- выполнять работу достаточно быстро.
Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:
- устные ответы на вопросы, объединенные одной темой;
- составление предложений по сюжетным картинкам;
- составление нескольких предложений, объединенных одной темой, под руководством учителя;
- изложение под руководством учителя текста по вопросам;
- составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися:
а) по серии картинок;
б) по наблюдениям и впечатлениям;
в) по нескольким опорным словам;
г) продолжить рассказ по его началу (сказку);
д) составить описание предметов по вопросам.
- изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя;
- сочинение по сюжету картины или серии картин;
- сочинение по личным впечатлениям, наблюдениям (план дает учитель или составляется коллективно);
- сочинения – описания;
- сюжетные рассказы на основе воображения, написание письма или поздравления.
- свободные сочинения (повествование с элементами описания);
- составление текста делового стиля;
- сочинение на материале наблюдений;
- описание предмета;
- творческие работы с элементами описания, повествования, рассуждения, делового описания;
- составление репортажа.
- отзыв о прочитанной книге;
- сочинение по сюжету картины;
- составление характеристики;
- написание письма, записки;
- сочинение – описание помещения;
- сочинение сказок.
– неотъемлемое качество образованного человека.
1 класс
(1 раз в неделю, 33 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
I четверть (9 часов)
| |||
1. | Вводное занятие. | Слово-ключ, которым открывают сердца. Знакомство с правилами говорящего и слушающего. | 1 |
2. | Времена года. | Времена года и месяцы по порядку. Рисование устной картины «Степь летом». | 1 |
3. | Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики. | Рассказы детей о том, какие изменения произошли в их жизни. Правила учеников. | 1 |
4. | Красна птица пером, а человек ученьем. | Бережное отношение к учебным вещам. Устное описание школьных предметов и отношение к ним. | 1 |
5. | У кого хлеб родится, тот всегда веселится. | Хлеб – гордость земледельца. Почему хлеб нужно беречь? Обогащение речи пословицами о хлебе. | 1 |
6. | Магазин игрушек. | Естественная выразительность речи в ходе диалога. Составление рассказа о любимой игрушке. | 1 |
7. | Скинуло лето кафтан зелёный. | Признаки осени. Чем хороша осень? Ответы на вопросы. | 1 |
8. | Её величество Осень. | Экскурсия в парк. Сбор гербария. Составление устного рассказа «Золотая осень». | 1 |
9. | Занятие по выбору. | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||
10. | Загадки. | Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описать объект, не называя его. | 1 |
11. | Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. | Какие бывают сказки? Сочинить сказку по картинке, по началу, по заданному сюжету. | 1 |
12. | В мире сказок. | Инсценирование сказок. | 1 |
13. | Путешествие в «Сочиняйку». | Устное сочинение рассказов, сказок, диалогов. | 1 |
14. | Встанем вместе в хоровод. | Коллективное составление устного рассказа «Новогодний праздник» по вопросам. | 1 |
15. | Птицы зимой. | Составление устного рассказа по серии картинок. Рисование словесных картин по стихотворению. | 1 |
16. | Занятие по выбору. | 1 | |
III четверть (10 часов)
| |||
17. | В зимний холод всякий молод! | Устные рассказы на тему «Снежная баба», «Наши зимние развлечения». | 1 |
18. | Когда на улице холодно. | Погода в январе. Любимые занятия дома, когда на улице холодно. Свободные высказывания детей. | 1 |
19. | Береги нос в большой мороз. | Наблюдение за погодой сегодня. Составление рассказа «Зима». | 1 |
20. | Снежная сказка. | Усвоение понятия «родственные слова» в занимательной форме. | 1 |
21. | Зима недаром злится, прошла ее пора. | Рассказы об изменениях в природе. Сочинение о ранней весне. | 1 |
22. | Самой дорогой и любимой… | Чем дорого праздник 8 Марта. Составление письма для мамы. | 1 |
23. | Удивительные птицы. | Знакомство с рифмой. Подбор рифм к словам. | 1 |
24. | Стихотворный ритм (хорей). | Связь интонации и смысла речи. Формирование понятия «ритм». Чтение стихотворений: В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», К.Чуковский «Храбрецы». Выявление эмоционально-оценочного смысла слов. | 1 |
25. | Стихотворный ритм (ямб). | Внимание к ритмичности стихотворной речи. Связь названия произведения и его смысловое значения. Усвоение понятия «многозначность» слова. Чтение стихотворений: Дж. Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша». | 1 |
26. | Занятие по выбору. | 1 | |
IV четверть (7 часов)
| |||
27. | Мы любим шутки, любим смех! | Понятия: шутка, юмор, фантазия. Конкурс фантазёров «Когда я был на другой планете». | 1 |
28. | О наших друзьях – животных. | Рассказы о домашних животных. Продолжение рассказа по его началу. | 1 |
29. | Этот праздник – только раз в году. | Сочинение «Самый лучший подарок на день рождения!» | 1 |
30. | Гость доволен – хозяин рад. | Как надо вести себя в гостях и дома. Изложение «День рождения». | 1 |
31. | В любом краю любой страны ребята не хотят войны! | Значение праздника Победы. Рассказы об участниках войны (о знакомых и близких семье детей людях). | 1 |
32. | Цветы – улыбка весны. | Прослушивание грамзаписи «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Чтение стихотворений о цветах: А.Грачевой «Одуванчик», П.И.Чайковского «Ландыш» и т.п. Сочинение стихотворений по заданным рифмам. | 1 |
33. | В гости к лету. | «Почему я люблю лето». Составление рассказа о предстоящих летних каникулах. | 1 |
2 класс
(1 раз в неделю, 34 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
I четверть (9 часов)
| |||
1. | Вводное занятие. | Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Подготовить рассказ о понравившемся фильме. | 1 |
2. | Своя земля и в горсти мила. | Рассказы детей о наблюдениях в природе летом. Сочинение на тему «Случай в степи». | 1 |
3. | В здоровье – сила! | Деление текста на предложения. Сочинение-описание овоща по выбору. Сочинить сказку «Овощные споры». | 1 |
4. | Часы того не подведут, кто время бережет. | Чтение и обсуждение произведения «Сказка о потерянном времени». Составление режима дня (ориентирование во времени). | 1 |
5. | Есть в осени первоначаль- ной… | Рассказ о погоде. Сочинение после экскурсии на природу «Краски осени». | 1 |
6. | Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. | Природное явление – листопад. Сочинение сказки «Путешествие осеннего листика». | 1 |
7. | Косяки журавлей к югу летят… | Изложение по готовому плану «Прощальная песенка». | 1 |
8. | Унылая пора… | Работа над выразительностью речи. Сочинение-описание «Хмурый осенний денек». | 1 |
9. | Занятие по выбору. | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||
10. | Это должен каждый знать обязательно на «пять»! | Правила поведения на улице и в транспорте. Рассказ «Поездка». | 1 |
11. | Без друга в жизни туго. | Составление связного рассказа по плану. Коллективное сочинение «Мой друг». | 1 |
12. | У всякого молодца своя ухватка. | Изложение текста о хороших поступках детей по коллективно составленному плану: «Вот так девчонка!» | 1 |
13. | Как звери готовятся к зиме. | Сочинение по вопросам. Сочинение – описание дикого животного. | 1 |
14. | Белотканный ковёр устилает наш двор. | Изложение текста «Снежинка». Наблюдение за снежинкой. Сочинение-миниатюра или сказка «Первая снежинка». | 1 |
15. | Поёт зима – аукает. | Составление предложений из слов, объединенных одной темой. Выбор заглавия к будущему тексту по предложенным словам. Связать предложения по смыслу. | 1 |
16. | Занятие по выбору. | 1 | |
III четверть (11 часов)
| |||
17. | Охранять природу – значит охранять Родину. | Рассказы детей о том, как нужно помогать птицам зимой. Устное описание одной-двух зимующих птиц по личным наблюдениям (синички, воробьи, вороны). | 1 |
18. | Легкий мороз веселит и бодрит. | Сочинение по картинке «Вот так покатался!» Сочинение – миниатюра из жизни детей «Чудесный денек». | 1 |
19. | А по двору метелица ковром шелковым стелется. | Понаблюдать, что происходит во время метели. Толкование слов: буря, метель, вьюга, пурга. Сочинение «Метель». | 1 |
20. | «Гидрометцентр сообщает…» | Составление коллективного описания погоды на основе собранного материала в виде делового сообщения (например, «Гидрометцентр сообщает…»). Составление описания и его запись. | 1 |
21. | Ночь темна, на небе тучи, белый снег кругом. | Народное слово о феврале. Сочинить сказку о Морозе. | 1 |
22. | Сказки из портфеля. | Знакомство с этимологическим словарем. Сочинить сказки об учебных вещах. | 1 |
23. | Память, солдатская память. Строгая доля мужчин… | Свободные рассказы детей о воинах – героях по прочитанному, по рассказам близких, материалам экскурсий в школьный музей боевой славы. | 1 |
24. | На вкус, на цвет товарища нет. | Кто такие: друг, товарищ, приятель? Как стать хорошим товарищем? Составление диалогов для знакомства, для беседы о… | 1 |
25. | Мы дарим вам подснежники в честь праздничного дня. | Праздничное занятие и поздравление мам с праздником. | 1 |
26. | Третий месяц у ворот-это к солнцу поворот. | Пословицы и поговорки о марте. Сочинение после экскурсии на природу «Мартовский денек». | 1 |
27. | Занятие по выбору. | 1 | |
IV четверть (7 часов)
| |||
28. | Весна, весна! И все ей радо. | Народные поэтические характеристики весны. Пословицы и поговорки о весне. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Март». Рассматривание репродукций картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение-описание «На пороге весны». | 2 |
29. | |||
30. | Книга - твой друг, без нее как без рук. | Задание детям: узнать о том, как создаются книги. На занятии обмен впечатлениями. Беседа о бережном отношении к книгам. Составить диалог двух книг. Составить обращение книги к детям. | 2 |
31. | |||
32. | Фантазия, фантазия, чудесная страна. | Что такое фантазия? Развитие воображения детей. Составление рассказа «Если бы у меня была волшебная палочка». | 1 |
33. | Скоро лето. | Что нужно делать, чтобы больше узнать о растениях и животных? Загадки природы. Задания на лето. | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
3 класс
(1 раз в неделю, 34 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
I четверть (9 часов)
| |||
1. | Вводное занятие. | Научиться говорить - значит научиться мыслить. «День Знаний» - начало учебного года. Рассказы детей на тему «В большой и светлой школе всегда открыта дверь!» | 1 |
2. | Лето, ах лето! | Составление текста по летним впечатлениям «Летняя история». Редактирование детских работ. | 1 |
3. | Умелые руки не знают скуки. | Воспитание трудолюбия, усердия. Сочинение «Как я помогал маме». | 1 |
4. | Берегись бед, пока их нет! | Работа по выработке умения у детей кратко выражать суть проблемы, если она возникла. Составление фраз и предложений для разговора по телефону с целью передачи информации взрослым, родителям, соседям, спасателям и т.д. | 1 |
5. | Друзья познаются в беде. | Работа с рассказом Е.Пермяка «Друг». Рассказы детей о своих друзьях и своих добрых делах. Сочинение – описание «Мой лучший друг». | 1 |
6. | Лес, точно терем расписной, лило вый, золотой, багряный… | Раскрашивание заранее заготовленных учителем рисунков с видами природы. Составление текста – описания по началу текста. | 1 |
7. | Осень! Славная пора! Любим осень детвора. | Редактирование текста ученицы 3-го класса «Золотая осень в лесу» (замена неудачного слова, изменение порядка слов в предложениях, дополнение предложений словами и текста предложениями, если это необходимо). | 1 |
8. | Всем! Всем! Всем! | Что такое объявление? Содержание объявлений. Составление объявлений о пропаже собаки, о проведении мероприятия. Редактирование текстов объявлений. | 1 |
9. | Занятие по выбору. | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||
10. | Если б каждый на земле посадил дубок… | Зачем нужны деревья? Чтение текстов о клене и черемухе. Выделение цветным карандашом понравившихся слов, ярких сравнений, эпитетов. Составление устного рассказа о дереве. Нарисовать это дерево. | 1 |
11. | Цветет – растет могучий дуб в спокойной тишине. | Текст-описание своего любимого дерева или текста – повествования на тему «О чем мне может поведать березка или ёлочка?». | 1 |
12. | Без корня и полынь не растет. | Понятие «генеалогическое древо». Составление генеалогического древа своей семьи. Рассказ об истории возникновения семьи много лет назад. | 1 |
13. | Сам погибай, а товарища выручай! | Восстановление текста по его началу. Подчеркнуть глаголы, которые помогают понять поведение героев. Рассказать товарищу и послушать его рассказ. | 1 |
14. | Светло – пушистая снежинка белая… | Сказка В.Бирюковой «Какого цвета снег?». Текст по М.Гумилевской «Что такое снег?». Ответить письменно на вопрос: как образуются снежинки? | 1 |
15. | И ёлочка нарядная на праздник к нам пришла. | Почему елка приходит на Новый год в каждый дом? Написать сказку про елочку (использовать сказочные слова, сказочные превращения). | 1 |
16. | Занятие по выбору. | 1 | |
III четверть (11 часов)
| |||
17. | Как звери к зиме готовятся. | Интегрированный урок литературное чтение + природоведения. Сочинение по вопросам. Сочинение – описание дикого животного. | 1 |
18. | Мы в ответе за тех, кого приручили. | Текст-описание любимых домашних животных или птиц. Выставка фотографий домашних питомцев. | 1 |
19. | Терпение и труд все перетрут. | Устные рассказы по материалам личных впечатлений после экскурсии на завод, фабрику. | 1 |
20. | Офицеры, солдаты, сержанты! День ваш празднует ныне страна. | Рассказ дедушки – участника Великой Отечественной войны. Пересказ этого рассказа в классе с выдержанной хронологией событий. | 1 |
21. | Если ты природы друг, приходи в наш экоклуб. | Рассказ по наблюдениям с использованием «опорных» слов «Что куют кузнечики?» | 1 |
22. | Я – журналист. | Кто такой журналист? Статья в газету «Берите с него пример!» Составление статьи в школьную газету. | 1 |
23. | Что такое интервью? Составление вопросов для интервью с людьми разных профессий. Выбор соответствующей для этого темы. Корректность вопросов журналиста. | 1 | |
24. | Делу - время, а потехе - час! | Наши любимые игры. Правильное, последовательное изложение правил игры. Составление игротеки: игры на свежем воздухе, настольные игры, подвижные игры. | 1 |
25. | Нет друга – ищи, а нашел – береги. | Восстановление деформированного текста. | 1 |
26. | Игры со словами. | Проведение занятия в виде игры- состязания. | 1 |
27. | Занятие по выбору. | 1 | |
IV четверть (7 часов)
| |||
28. | А руки, брат, - великий клад, для дел даются руки. | Воспитывать уважение к людям труда и потребности трудиться, хорошо учиться. Помощники человека: инструменты, машины. Сочинение «Профессия моего отца (мамы)». | 1 |
29. | Да! Солнцу и весне! | Сочинение – описание на основе текущих наблюдений «Ясный весенний денек». | 1 |
30. | Нам все на свете интересно. | Изложение текста с изменением лица рассказчика. «Ай да муравьи!» | 1 |
31. | Волнуется Природа неспроста. | Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Разговор на темы: «Что мы выбрасываем и куда?», «Не спешите выбрасывать», «Что может сделать каждый». | 1 |
32. | Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший. | Сочинение после экскурсии в дендропарк « Лес – чудо природы». | 1 |
33. | Пусть будет солнце ясным и речка голубой. | Что такое Родина? Сочинение «Своя сторона не бывает холодна». | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
4 класс
(1 раз в неделю, 34 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
I четверть (9 часов)
| |||
1. | Вводное занятие. | Значение языка для народа. Рассказы по пословицам. Применение в речи синонимов, антонимов. | 1 |
2. | Мой словарик. | Составление и ведение собственных словариков синонимов, антонимов. Задания: 1. Записывать слово или группу слов. 2. С каждым словом записать предложение. 3. Найти пример в тексте художественного произведения и записать. | 1 |
3. | Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. | Краткая беседа о нашей Родине. Работа над осознанием понятия «малая родина». Беседы о любимых местах, уголках природы у детей. Чем эти места им дороги? | 1 |
4. | С днем рождения, Осень! | Воспитание интереса к устному народному творчеству. Знакомство с осенними мини-праздниками народного календаря. Написание осеннего поздравления. Оригинальные рецепты осенних блюд (придуманными детьми). | 1 |
5. | Здравствуй, осени пора! | Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Понятия: этюд, зарисовка. Написание миниатюры после экскурсии. | 1 |
6. | Из семейного архива. | Работа над заглавием текста. Умение соотносить содержание текста с заглавием и осознавать границы темы. Составление рассказа по заглавию и его концу. («Моя семья», Я люблю свою большую семью!) | 1 |
7. | Как много в мире красоты, которую порой не замечаем. | Воспитание чувства красоты. Работа над выразительными средствами. Описание букета цветов или одного цветка. Составить текст «Рассказ от имени цветка». | 1 |
8. | Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. | Наблюдения за природой. Подбор образных слов и выражений, синонимов, антонимов. «Сортировка» предложенных слов с выбором по данной теме. Используя эти слова, составить текст-описание «Листопад». | 1 |
9. | Занятие по выбору. | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||
10. | На душе, как в синем небе, после ливня – чистота. | Наблюдение за осадками. Какие бывают дожди? Стихотворение А.Барто «Дождь в лесу», репродукция картины Ф.Васильева «Мокрый луг», аудиозапись песни «Хочешь, я стану дождиком» (сл. С.Каминского, муз. Р.Болотного). Сочинение небольшого рассказа о дожде, где уч-ся должны выразить свое отношение к дождю. | 1 |
11. | Что такое этот ветер, этот грохот, этот гул? | Создание словесного портрета Ветра путем использования синонимов. Построение диалога путем включения в реплики обращений. Сказка А.Чекану «Ветер в очках», Бальмонт «Ветер». Составление сказочных диалогов, где один из говорящих Ветер (Бабочка и Ветер, Ветер и Зайчонок). | 1 |
12. | Жил у нас проказник-кот. Много было с ним хлопот. | Как надо относиться к домашним животным. Сжатое изложение. Редактирование текста. Сочинение по заданному началу. | 1 |
13. | Гуляй, да не загуливайся. | Составление веселого рассказа или сказки по серии картинок, готовому плану и заглавию «Случай в классе». | 1 |
14. | Снег пушистый, серебристый мягким стелется ковром. | Наблюдение за первым снегом. Сопоставление двух картин на одну тему: «Первый снег» В.Поленова и «Первый снег» А.Пластова. Сочинение по картине по выбору. | 1 |
15. | Елка наряжается. Праздник начинается. | Почему в Новый год наряжают елку? Сжатое изложение по рассказу А.Гайдара. Рассказ на тему «Встреча Нового года». | 1 |
16. | Занятие по выбору. | 1 | |
III четверть (11 часов)
| |||
17. | Подари мне алмазную зиму, мне других и не надо даров. | Конструирование текста путем распространения предложений. Работа над образными средствами языка. Работа с текстом «В зимнем лесу». Учащимся нужно «оживить», «обогатить» текст. | 1 |
18. | Юные защитники Отчизны! Будьте на отцов своих похожи. | Защитники Отечества. Воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Сочинение - рассуждение «Как надо готовиться к службе в армии». | 1 |
19. | Имя у тебя одно, навсегда оно дано. | Как появились имена? Для чего они необходимы? Что обозначают имена? Занимательные вопросы. Составление словарика имен-пар и словариков ласковых имен. | 1 |
20. | Давайте, друзья, потолкуем о маме. | Воспитание чувства любви и уважения к матери. Выпуск сборника «Портреты дорогих людей». Составление поздравления своей маме. | 1 |
21. | Вот красивый дом резной, а карниз-то расписной. | Выборочная запись по заданию учителя. Отрывок из книги о жизни М.Горького «Жизнь Алеши у чертежника». Выписать из текста описание дома, описание места, где находился дом. | 1 |
22. | Вся комната янтарным блеском озарена. | Что такое интерьер? Сочинение-описание помещения «Моя комната» или «Мой класс». | 1 |
23. | Характеристика. | Активизация словаря учащихся. Составление делового или художественного описания внешности сестры, брата, друга. Сравнительная характеристика девочек из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 |
24. | Чтение – вот лучшее учение. | Способы выбора книг в библиотеке. Составление отзыва о произведении художественной литературы. | 1 |
25. | Очень к вам хотело, ехало, летело. | Особый жанр текста: письмо, записка. Написать письмо другу или взрослому. Составление писем – историй, писем – фантазий. | 1 |
26. | Зверье моё! | Тексты разных стилей, типов и жанров речи при описании животных. Написать сочинение о животном в форме письма. | 1 |
27. | Занятие по выбору. | 1 | |
IV четверть (7 часов)
| |||
28. | Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят. | Организация наблюдения за природой. Образные слова и выражения о весне. Сказка о весне по началу «Подарки весны». | 1 |
29. | Космонавтом можешь стать - надо много, много знать. | Игровая программа «В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверь!» Составь репортаж с планеты Марс. Сочинение «Мои приключения на далёкой планете». | 1 |
30. | Должны смеяться дети… | Объяснение смысла выражений «цветные люди, дети, планета». Рисование устных картин. Составление письменного обращения к детям всей планеты, к взрослым. | 1 |
31. | Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей. | Сочинение после экскурсии «Жалобная книга природы». | 1 |
32. | Жизнь дана на добрые дела. | Сочинение-рассуждение по одной из пословиц. | 1 |
33. | Сочинение-рассуждение «В чем смысл жизни?» | 1 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16
- Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34
- Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.52-57
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.34-36
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.67-69
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.96-101
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-5
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006.с.14-16
21. www.zavuch.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
Тематическое планирование кружка по русскому языку "Грамотей"
Программа кружка «Грамотей» по русскому языку для учащихся 1-4 классов Цель: помочь учителю в организации и проведении систематических разнообразных по темати...
Планирование кружка Зимательный русский язык
данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты....
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»
Рабочая программа по предмету « Русский язык» 3 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций-Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «...
Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательный русский язык"
Программа кружка "Занимательный русский язык", предназначеная для учащихся начальных классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»
Календарно-тематическое планирование уроковпо русскому языку в 3 классепо учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,УМК «Перспектива»170 часов (5 часов в неделю)...
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...