Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательный русский язык"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Программа кружка "Занимательный русский язык", предназначеная для учащихся начальных классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на решение практических задач.
/*-->*/ /*-->*/
Программа рассчитана на 270 часов, 2 часа в неделю.
1 класс - 2 часа в неделю (66 часов);
2-4
классы -2 часа в неделю (68 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1_klass.docx | 24.17 КБ |
kruzhok_2_klass.docx | 20.11 КБ |
kruzhok_3_kl.docx | 22.57 КБ |
kruzhok_4_klass.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. 24 часа (из них 4 часа развитие речи) | |||
Развитие речи. Приветствие, прощание. | Знакомство с формулами приветствия. Ролевая игра «Гости», «Школа», «Это - да, а это - нет!» | ||
Как люди понимают друг друга? | Знакомство с ролью речи в жизни человека. Речь устная. Речь письменная. Пантомима. Игры «Магазин игрушек», «Море волнуется». | ||
Скороговорки. | Упражнение в произнесении скороговорок. Темп речи. Учимся говорить быстро и медленно. | ||
В мире звуков. | Какие бывают звуки. Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах. Скороговорки. Игры «Испорченный телефон», «Угадай, чей голосок!» | ||
Слово. Игры со звуками. | Речевые и неречевые звуки. Звукоподражание. Инсценирование сказки «Теремок». Скороговорки | ||
К тайнам звуков и букв. | Уточнение представлений учащихся о звуках. Определение различия между буквами и звуками. | ||
Созвездие гласных звуков | Наблюдение за особенностями гласных звуков. Игры «Найди букву!», «Обведи буквы гласных звуков!», «Помоги Незнайке!». | ||
Путешествие с согласными звуками. | Отличия гласных и согласных звуков. Упражнения в определении в слове гласных и согласных. Игра «Наведи порядок!». | ||
Р/Р. Задаем вопросы. Отвечаем на вопросы. | Чтение сказки. Ответы на вопросы к тексту сказки. Задаем вопросы. Разыгрывание ситуаций «В гости к другу», « В школе». | ||
Собираем слова. | Составление слов из слогов. Игра «Лото», «Дополни слово!» | ||
Игра “Том и Тим”. | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Схемы слова. Игра «Да- нет». | ||
Такие разные согласные | Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. | ||
Слово – имя собственное. | Знакомство с именами собственными. Составление рассказа о семье. Схема предложения. | ||
Игры со словами. “Пропавшие имена”. | Упражнение в определении имен собственных. Составление предложений по сюжетным картинкам. | ||
Р/Р. Сказка – помощница. | Слушание сказки. Пересказ сказки. Инсценирование сказки. Придумывание продолжения сказки. Изменение сюжета сказки. (Сказка на выбор «Три медведя», «Заюшкина избушка»). | ||
Мастер Слог. | Деление слов на слоги. Определение слогов в слове. Работа со схемами. Игра «Кто быстрее?». | ||
Сказка про ударение. | Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф» (без введения термина). | ||
Игры Деда Буквоеда. | Определение ударного и слога в слове. Упражнение в определении гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков и букв. | ||
Р/Р.Русские народные загадки. | Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Отгадывание загадок. Составление загадок. | ||
Р/Р. Учимся извиняться. | Знакомство с формулами извинения. Повторение формул приветствия. прощания. Анализ стихотворения Маршака «Ежели вы вежливы». | ||
Чудесные превращения слов. | Слова, отличающиеся одной буквой. Стихи А.Шибаева. Кроссворды. разгадывание кроссворда. | ||
В гости к Алфавиту. | Алфавит. Упражнение в запоминании порядка букв русского алфавита. | ||
Чудесные превращения слов. | Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” | ||
Игротека. Путешествие по Стране Звуков. | Звуки. Буквы. Ударение. Схема слова. Игры «Найди место!», «Буквы заблудилась». | ||
Орфография 14 часов. (из них 3 часа развитие речи) | |||
Откуда берутся ошибки? | Наблюдение за расхождением в написании | ||
Что мы пишем с большой буквы? | Правила написания заглавной буквы. Имена собственные. | ||
Если слово не помещается… | Деление слов на слоги. Перенос слов. Практические упражнения. | ||
Для чего нужен мягкий знак? | Мягкий знак- показатель мягкости согласных. Правописание слов с мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | ||
Р/Р. Предложения рассыпались. | Предложение. Восстановление деформированных предложений. Схема предложения. | ||
Сказка про шипящие. | Шипящие звуки. Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, ЧК, чн. Игры «Вставь пропущенную букву!», «Чей ряд быстрее?». | ||
Про чк, чн, чт. | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт. Практические упражнения. Игра «Чей ряд быстрее?». | ||
В гости к родственникам. | Родственные слова. Подбор родственных слов. | ||
Важное правило! | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Способы проверки безударной гласной. Игры «Вставь пропущенную букву!», «В лес по ошибки» | ||
В поисках безударной гласной. | Безударная гласная. Проверочное слово. Проверяемое слово. Практические упражнения. | ||
Почему они сомневаются? | Парные звонкие и глухие согласные. Проверка сомнительных согласных. Практические упражнения. | ||
Р/Р. Составление текста по вопросам. | Текст. Заголовок. Предложение. Составление текста по вопросам. | ||
Учимся исправлять ошибки. | Правила исправления ошибки. Редактирование предложения. текста. Игра «Помоги Незнайке!». | ||
Игротека. | Шарады. ребусы. игры со словами. | ||
Лексика. 11 час (из них 1 час развитие речи) | |||
Для чего нужны словари? | Словарь Виды словарей. Справочники. Энциклопедии. | ||
Учимся работать со словарем. | Орфографический словарь школьника. Упражнение в нахождении слов. | ||
Здравствуйте, пословицы и поговорки! | Пословицы и поговорки – жанр устного народного творчества. Смысл пословицы. Ситуации, применимые к данным пословицам. Игра «Найди вторую половину!» | ||
Учимся со сказкой. | Сказка- жанр устного народного творчества. Структура сказки. Устаревшие слова. «Сказочные» слова. | ||
В театре двойников. | Синонимы. Нахождение синонимов в группе слов. Подбор синонимов к данным словам. | ||
Антонимы | Антонимы. Нахождение антонимов в группе слов. | ||
Синонимы и антонимы в пословицах и поговорках. | Синонимы и антонимы. Роль синонимов и антонимов в речи. | ||
Доскажи словечко! | Игры со словами. Составление пословиц из блоков. Игры «Продолжи пословицу!», «Доскажи словечко!» | ||
Почему руки золотые? | Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. | ||
Р/Р. Составление устного рассказа с использованием фразеологизмов. | Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Текст. Заголовок. | ||
Игра «Умники и умницы». | Игры со словами. Конкурсы. | ||
МОРФОЛОГИЯ 23 час. (из них 3 часа развитие речи) | |||
Слова, которые называют предметы. | Имена существительные. Постановка вопросов к именам существительным. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что? Группировка слов. | ||
Роза и Роза | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Написание имен собственных. Упражнение в нахождении имен существительных в группе слов. Группировка слов. Игра «Кто больше?» | ||
Игры со словами. | Тематические группы слов. Группировка слов. Игры со словами. | ||
Как рассказать о любимой игрушке? | Имя прилагательное. Постановка вопросов к именам прилагательным. Дополнение словосочетаний прилагательными. Дополнение словосочетаний существительными. | ||
Р/Р. Составление текста по вопросам «Моя мама». | Использование имен прилагательных в речи. Предложение. Текст. | ||
Отгадай загадку! | Имена прилагательные в загадках. Учимся составлять загадку. Рисуем словами. | ||
Начинаем действовать! | Глаголы. Роль глаголов в речи. Задаем вопросы к глаголам. | ||
Р/Р. Что я люблю делать. | Роль глаголов в речи. Составление текста «Что я люблю?». | ||
Путешествие в стране слов. | Части речи. Тематические группы слов. Группировка слов. Игры «Кто больше?», «Найди ошибку!» | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ. | |||
Поговорим о предложении | Виды предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Интонация. Чтение предложений с правильной интонацией. | ||
Еще немного о предложении | Упражнение в умении различать предложения, произносить их с соответствующей интонацией. Составление предложений по сюжетным картинкам. | ||
Главные слова в предложении | Подлежащее и сказуемое. Нахождение главных членов предложения. Распространение предложений (без введения терминов). | ||
Учимся задавать вопросы. | Текст. Предложение. Чтение текста. Определение темы. Выделение главной мысли текста. Постановка вопросов к тексту. | ||
Р/Р. Отвечаем на вопросы. | Текст. Опорные слова. Предложение. Виды предложений. Составление текста по вопросам и опорным словам. | ||
Р/Р. Предложения рассыпались. | Предложение. Восстановление деформированных предложений. Схема предложения. | ||
Доскажи словечко! | Словосочетание. Дополнение словосочетание подходящими по смыслу словами. Правильное употребление в речи предлогов. | ||
Р/Р. Восстановление деформированного текста. | Текст. Предложение. Восстановление деформированного текста. | ||
Игротека. | Шарады. Ребусы. Кроссворды. | ||
Конкурс «Своя игра» | Слово. Звук. Буква. Перенос слов. Орфограммы. Предложение. Текст. задания из детских журналов «Мурзилка», «Миша», «Непоседы». |
Предварительный просмотр:
2 класс
ФОНЕТИКА 17час (из них 2 часа развитие речи) | |||
Волшебная страна Фонетика. | Звуки и буквы.Согласные твердые и мягкие | ||
Сказка о звуках и буквах. | |||
Можно ли писать без букв? | |||
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах | Игры «Расколдуй слово», «Да – нет» | ||
Удивительные звуки. | Игры «Невидимые звуки», «Читай наоборот». Тест на развитие слуховой памяти. | ||
Звуки-двойняшки. | Игра «Найди пару». наблюдение над парными звонкими и глухими согласными. | ||
Звонкие и глухие «одиночки» | Наблюдение над непарными звонкими и глухими согласными звуками. | ||
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. | Стихотворение «Каша». Прослушивание песни «Научись говорить слова!» | ||
Почему они шипят? | Особенности шипящих звуков. | ||
Р/Р. Составление текста по вопросам. | |||
Кто в алфавите живет? | Игры на запоминание алфавита. | ||
Загадочная история ъ и ь. | Роль ъ и ь знака в языке. Игры со словами «Кто составит больше слов?». | ||
История про доброго волшебника Ударение. | Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога. Игра «Помоги Незнайке» | ||
Начинаем разбираться! | Упражнение в звуко-буквенном разборе слов. Соотнесение звуковой схемы со словом. Подбор слов к данной схеме. Игра «Найди ошибку!» | ||
Ударение над гласной может сделать букву ясной. | |||
Р/Р. Восстановление деформированных предложений. | |||
Игры со словами. | Уточнение знаний о буквах и звуках. Наблюдение за звуковым составом слов. Игра «Разрешите представиться!». Шарады, анаграммы. | ||
Орфография 8 часов. (из них 1 час развитие речи) | |||
Ши и жи, ча и ща… Странные шипящие | |||
Почему ударный – главный? | Проверяемые безударные гласные. | ||
Согласные сомневаются | Парные звонкие и глухие согласные. | ||
Куда прячутся согласные? | Непроизносимые согласные. | ||
Р/Р. Хочу быть грамотным. | |||
Лексика. 13 час (из них 2 часа развитие речи) | |||
Слова, слова, слова. | Роль слова в языке. Игра «Доскажи словечко». Разгадываем кроссворд. Составляем кроссворд. | ||
Его Величество Словарь | Знакомство с видами словарей. Упражнения в выборе словаря, нахождении нужной статьи. Понятия «значение слова», «многозначные слова». | ||
Слова - близнецы | Значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Игра «»Кто вы?» | ||
Р/Р. Восстановление деформированного текста. | |||
Здравствуйте, синонимы! | Слова –синонимы. Подбор синонимов к заданному слову. Выбор синонимов из группы слов. | ||
Зачем нужны синонимы? | Тавтология. Редактирование текста. Подбор синонимов к заданному слову. Использование синонимов в речи. | ||
Слова - противники | Понятие «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам. | ||
Пословица недаром молвится. | Антонимы в пословицах и поговорках, сказках. | ||
Меткое слово. | Крылатые слова и выражения. понятие «фразеологизмы». | ||
Куда исчезают слова? | Устаревшие слова. Неологизмы. Игра «Кто больше вспомнит слов?» | ||
Играем со словарными словами. | Составление рассказа с использованием словарных слов. Упражнение в запоминании. Игра «Исправь ошибки!», «Кто больше запомнит слов?». | ||
Р/Р. Мы – редакторы. | Редактирование текста. игра «Исправь ошибки!» | ||
Викторина « Знатоки» | |||
МОРФЕМИКА 10 час (из них 1 час развитие речи) | |||
Жил – был корень… | Понятия «корень», «однокоренные слова». | ||
Из чего состоят слова? | Разбор слов по составу. Соотнесение схемы и слова. | ||
Строим слова. | |||
Зачем словам окончания? | |||
Чудесный сад. | Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. | ||
Р/Р. Сочиняем сказку. | |||
МОРФОЛОГИЯ 23 час. (из них 3 часа развитие речи) | |||
Необыкновенное путешествие | Части речи. | ||
Здравствуй, имя существительное! | Определение имени существительного. Нахождение имен существительных в группе слов, в предложении. Игры «Третий лишний», «Да-нет». | ||
Много нас, а ты один… | |||
А ты какого рода? | |||
Прилагается ли прилагательное? | |||
Р/Р. Сочиняем загадку. | |||
Вместе дружба - вместе служба. | |||
Поиграем с прилагательными (антонимы, синонимы) | |||
Вместо имени | Местоимение. | ||
Заместитель существительного | |||
Умные спорщики. | Местоимения отрицательные и неопределенные. | ||
Р/Р. Мы – редакторы. | |||
Его Величество Глагол. | |||
В царстве Глагола. | |||
Число глаголов. | |||
Наведем порядок! | |||
Маленькие, но важные! | Служебные части речи. | ||
Ох уж, эти предлоги… | |||
Важные помощники | Частицы | ||
Р/Р. Что на картине? | |||
Союзы. | |||
Викторина. | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ. | |||
Игры со словами. | Дополнение словосочетаний подходящими словами. | ||
Рассыпавшиеся предложения | Предложение. Различение предложения и набора слов. Игра «Добавь слова!». | ||
Жили – были… | Текст. Признаки текста. Опорные слова. Игры «Угадай сказку!», «Найди лишнее слово», «Добавь слова!». | ||
Р/Р. Восстановление деформированного текста. | Признаки текста. Тема текста. Опорные слова. Игра «Текст или не текст?». | ||
Заключительный урок. Игра «Знатоки русского языка». |
Предварительный просмотр:
3 класс
ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ. 8 час (из них 2 часа развитие речи) | |||
Кто за кем? По порядку становись! | Приемы запоминания порядка букв русского алфавита. | ||
Кто в алфавите живет? | Игры на запоминание алфавита. Шифровки. | ||
Р/Р. Предложение рассыпалось. | Предложение. Различение предложения и набора слов. Восстановление деформированного предложения. | ||
Вспоминаем. Посчитаем гласные и согласные звуки и буквы. | Различение согласных и гласных звуков. Игры «Угадай звук по описанию!», «Кто больше составит слов с двумя бквами о?» и т.д. | ||
Где прячется й? | Слова с йотированными гласными. | ||
Скороговорки. | Звукопись. Наблюдение за повторяющимися звуками. | ||
Р/Р. Пересказ наооборот | Предложение. Текст. Пересказ текста от 1-го лица, от 3-го лица. | ||
Игры со словами. | Уточнение знаний о буквах и звуках. Наблюдение за звуковым составом слов. Игра «Разрешите представиться!». Шарады, анаграммы. | ||
Орфография 8 часов | |||
Здравствуй, Орфограмма! | Орфограмма. Виды орфограмм. | ||
Почему меняются звуки? | Почему буквы пишутся не так, как слышатся? Игра «Найди ошибку!». | ||
Кто сильнее? | Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверяемые безударные гласные. Способы проверки безударных гласных. | ||
Сплошное недоразумение. | Непроверяемые безударные гласные. Приемы запоминания словарных слов: ассоциации, сравнение, рисунки. | ||
Твердый знак не отдыхает. | Правописание слов с разделительным твердым знаком. Игра «Да- нет». Практические упражнения. | ||
Согласные играют в прятки | Парные звонкие и глухие согласные. Слабая и сильная позиция. Упражнение в проверке парных согласных. Игра «Исправь ошибку!». Группировка слов. | ||
Невидимые согласные. | Непроизносимые согласные. Способы проверки непроизносимых согласных. | ||
Конкурс знатоков орфограмм | Группировка слов. Подбор слов на заданную орфограмму. Игра «Помоги Незнайке!». | ||
Лексика. 11 час (из них 2 часа развитие речи) | |||
По страницам энциклопедий | Знакомство с видами словарей. Упражнения в выборе словаря, нахождении нужной статьи. Понятия «значение слова», «многозначные слова». | ||
Сокровища родного языка | |||
Одно и тоже, но по –разному. | Синонимы. Слова –синонимы. Подбор синонимов к заданному слову. Выбор синонимов из группы слов. Использование синонимов в речи. | ||
О словах однообразных, одинаковых, но разных. | Слова, которые различаются ударением и имеют разный смысл. Наблюдение над особенностями русского ударения (подвижность ударения). Наблюдение над словами : хлЕба-хлебА, мука-мука, стрелки-стрелки. | ||
Р/Р. Составление текста-рассуждения на тему «Почему надо быть грамотным?» | |||
Растения во фразеологизмах | Понятие «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам. | ||
Животные во фразеологизмах. | Антонимы в пословицах и поговорках, сказках. | ||
Игры с пословицами | Крылатые слова и выражения. понятие «фразеологизмы». | ||
Детективы | Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению | ||
Р/Р. Составление текста с использованием фразеологизмов | |||
Учимся составлять кроссворд | |||
МОРФЕМИКА 13 час (из них 2 часа развитие речи) | |||
Всему начало - корень | Понятия «корень», «однокоренные слова». | ||
Дерево из слов | Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов. | ||
Строим слова. | Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов. Схема слова. Соотнесение слова и схемы. Разбор слов по составу. | ||
Зачем словам окончания? | Различение однокоренных слов и форм одного слова. Образование форм одного слова. Разбор слов Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов по составу. | ||
Р/Р. Составление текста по опорным словам. | Составление текста по опорным однокоренным словам. Учимся избегать тавтологии. | ||
Вежливый суффикс. | Нахождение в слове суффикса. Образование слов с помощью суффикса. Соотнесение схемы и слова. | ||
Умные приставки. | Нахождение в слове приставки. Образование слов с помощью приставки. Соотнесение схемы и слова. | ||
«Говорящие» суффиксы и приставки | Наблюдения за суффиксами -ник, -чик, -арь, -оньк, -еньк, приставками пре. при. до, | ||
Слитно или раздельно? | Приставки и предлоги. | ||
Совсем несложные сложные слова. | Наблюдение за сложными словами. Разбор сложных слов по составу. | ||
Р/Р. Сказка о морфемах | Текст. Тема текста. Главная мысль текста. План текста. | ||
Игры со словами. | Разбор слов по составу. Соотнесение схемы и слова. | ||
Игра «Марафон». | Выполнение заданий различной сложности. Олимпиадные задания. | ||
МОРФОЛОГИЯ 22 час. (из них 4 часа развитие речи) | |||
Где живут части речи? | Уточнение знаний о частях речи. Придумай слова на несуществующем языке. Группировка слов. | ||
У всего на свете есть название. | Имя существительное. Род, число имен существительных. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам. | ||
Как у существительных род появился? | Род имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | ||
Какого рода кенгуру? | Род имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Наблюдение над словами: ножницы, ворота, неряха, соня. | ||
Собственное или нарицательное? | Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Написание имен сказочных героев. практические упражнения. | ||
Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | Падежи русского языка. Этимология названий падежей. Падежные вопросы. Слова – «ключики». Предлоги и падежи. | ||
Р/Р. Что на картине? | Составление рассказа по картине. Правильное использование форм имен существительных. | ||
Очень занимательное имя прилагательное | Определение имени прилагательного. Роль имен прилагательных в речи. Связь с именем существительным. | ||
Доброе утро, имя прилагательное! | Нахождение имен прилагательных в группе слов. | ||
Р/Р. Какой я? | Составление текста – описания. Использование прилагательных в речи. прилагательные синонимы и антонимы. Редактирование текста. | ||
Вместо имени | Местоимение. Личные местоимения. Роль местоимения в речи. | ||
Заместитель существительного | Нахождение имен местоимений в группе слов. Использование местоимений в речи. | ||
Р/Р. Мы – редакторы. | Текст. Редактирование текста. Замена имен существительных местоимением. | ||
Тайны глагола | Определение глагола. Роль глагола в речи. Группировка слов. | ||
Когда это было? | Время глагола. Изменение глагола по временам. Определение времени глагола. практические упражнения. | ||
Наведем порядок! | Определение частей речи. Разбор предложения по частям речи. Группировка слов. Подбор слов заданной части речи. | ||
Маленькие, но важные! | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частица не . Практические упражнения. | ||
Ох уж, эти предлоги… | Предлоги. Различение предлогов и приставок. Игры «Будь внимателен!», «Исправь ошибку!» | ||
Важные помощники | Частицы. | ||
Р/Р. «Мой день» | Текст – повествование. Тема текста. главная мысль текста. План текста. | ||
Слова дипломаты. | Союзы. Роль союзов в предложении. Использование союзов в речи. Речевые нормы. Практические упражнения. | ||
Викторина «Умники и умницы». | Части речи. Группировка слов. Шарады. ребусы. Олимпиадные задания. | ||
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 6 часов (из них 2 часа развитие речи) | |||
Кто в предложении главный? | Главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения. Распространение предложений | ||
Р/Р. Восстановление предложений. | Текст. Заголовок. Главная мысль текста. Восстановление деформированных предложений. Взаимопроверка. | ||
По парам становись! | Словосочетания. Главное и зависимое слово. Установление связи слов в предложении. | ||
Как понять друг друга? | Признаки текста. Виды текстов. Сравнение текста и набора предложений. Восстановление деформированного текста. | ||
Р/Р. Знаки потерялись.. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Восстановление деформированного текста. Редактирование текста. | ||
Заключительный урок. |
Предварительный просмотр:
4 класс
ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ. 6 час (из них 2 часа развитие речи) | |||
Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? | Фонема-единица речи. Звуки и буквы. Алфавит. Использование алфавита. Звуко- буквенный разбор слова. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие согласные. Всегда мягкие. Всегда твердые. Йотированные гласные. Ударение. Слабая и сильная позиции. | ||
Работа над рифмами | Рифма. Наблюдение над рифмами. Подбор рифмующихся слов. Проба пера. | ||
Р/Р. Восстановление деформированных предложений. | Предложение. Связь слов в предложении. Дополнение предложений второстепенными членами. | ||
Банты и шарфы. | Орфоэпические нормы. Орфографическое чтение. Трудные случаи произношения. Слова с непроверяемым написанием. | ||
Давайте разберемся! | Звуки и буквы. «Особенные» буквы. Орфоэпические нормы. Фонетический разбор слов. Наблюдение за йотированными гласными. Чередующиеся согласные. | ||
Р/Р. Редактирование текста | Понятия «текст», «предложение». Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания. | ||
Орфография 8 часов. (из них 2 часа развитие речи) | |||
«Ошибкоопасные» места | Кому нужна зоркость. Орфограмма. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Группировка слов. Игра «В лес по ошибки». | ||
Опасные согласные | Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» | ||
На сцене гласные. | Ударение. Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в разных частях слова проверяются по- разному. | ||
Ваши старые знакомые. Практическое занятие | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. | ||
Р/Р. Составление сказки по опорным словам. | Текст. Предложение. Опорные слова. Составление сказки о буквах и звука. | ||
Правила о непроизносимых согласных | Алгоритм. Правила составления и использования алгоритма. Работа по составлению алгоритма. Тренировочные упражнения. | ||
Память и грамотность | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. План пересказа. Опорные схемы. Использование опорных схем. Игра «Исправь ошибку!». | ||
Р/Р. Свободный пересказ. | Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения. Редактирование текста. | ||
Лексика. 12 час (из них 3 часа развитие речи) | |||
Где хранятся слова? | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. | ||
Почему слова крылатые? Почему мы так говорим | Крылатые слова. Афоризмы. Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов | ||
Пестрое семейство синонимов | Синонимы. Особенности синонимического ряда слов. Словарь синонимов. Правильное употребление синонимов в речи. | ||
Великое противостояние | Антонимы. Особенности антонимов. Словарь антонимов. Употребление антонимов в речи. Антонимы в русском устном народном творчестве. | ||
Р/Р. Текст - рассуждение по пословице. | Распознавание речевых ошибок. | ||
Из глубины веков | Архаизмы. Откуда пришли названия имен. названия | ||
«Все флаги в гости будут к нам…» | Откуда пришли названия растений, животных, кулинарных блюд? Что означают названия материков? Названия месяцев, дней недели. | ||
Шарада. | Загадки – шарады. Составление собственных шарад. | ||
Р/Р. Текст – описание «Мой город». | Сочинение по наблюдениям. Использование в речи синонимов, антонимов. | ||
Речевые ситуации. | Речевые ситуации. Формулы приветствия, прощания, извинения. Как поздравляем, как приглашаем? Разговор по телефону. Жаргон. «Сорные» слова. | ||
Говорим подробно или кратко | Краткий и подробный пересказ. Главное и второстепенное в тексте. Зачем нужны описания и рассуждения в тексте – повествовании? | ||
Р/Р. Краткое донесение | Краткий пересказ текста. Краткий и подробный пересказ. Главное и второстепенное в тексте. Зачем нужны описания и рассуждения в тексте – повествовании? | ||
МОРФЕМИКА 7 час (из них 1 час развитие речи) | |||
Экскурсия к истокам слова. | Понятия «корень», «однокоренные слова».Морфемы. роль окончания в слове. | ||
Собирал человек слова | Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов. Разбор слов по составу. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. | ||
Кто командует корнями? | Чередование гласных и согласных в корне. Тренировочные упражнения. Работа с текстами | ||
Р/Р. Рассказ –рассуждение с элементами описания | Текст. Виды текстов. Составление текста на тему «Почему белка не может жить в воде?» | ||
«Не лезьте за словом в карман!»( | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. | ||
Что меняет окончание? | Основа слова. окончание. Различение родственных слов и форм одного слова. Разбор слов по составу. | ||
Маленькие волшебники | Суффикс и приставка. Правописание приставок и суффиксов. Различение приставок и предлогов. Разбор слов по составу. Соотнесение схемы и слова. | ||
МОРФОЛОГИЯ 24 час. (из них 6 часов развитие речи) | |||
Знаешь ли ты части речи? | Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Группировка слов. | ||
Его величество Имя существительное | Грамматические признаки имен существительных. Склонение имен существительных. Группировка слов. Игра «Детективы». Игра «Найди ошибку» | ||
Слова - ключики | Падежные окончания имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний. | ||
Трудный случай. | Употребление существительных множественного числа в родительном падеже. Стихотворение В.Жак «Дело чести» | ||
Р/Р. Составление текста «Утро». | Составление текста с использованием только имен существительных. Роль существительных в речи. | ||
Р/Р. Редактирование текста. | Понятия «текст», «предложение». Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Речевые ошибки. | ||
Украшение речи. | Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Игра «Кто больше назовет признаков предмета?» | ||
Угадай слово! | Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Соотнесение слова и схемы. | ||
Почему они стали короче? | Краткие прилагательные. Образование краткой формы прилагательных. Краткие прилагательные в литературных произведениях. Использование в речи кратких прилагательных. Краткие прилагательные в фольклоре. | ||
Меткие слова. | Эпитеты. Создание эпитетов. Использование образных слов в описании музыки, картины, явлений природы. Словарь эпитетов русского литературного языка. | ||
Р/Р.Текст - описание «Мое любимое дерево». | Использование имен прилагательных в тексте. | ||
Я, ты, он, она… | Местоимение. Личные местоимения. Лицо. число местоимений. Роль местоимений в речи. Правильное употребление местоимений в речи. Кубанский диалект. | ||
Глагол | Глагол. Определение. глагола. | ||
Два царства глагола | Спряжение глаголов. Глаголы – исключения. Группировка слов. | ||
Путешествие с Глаголом в сказки Пушкина. | Глагол. Роль глаголов в речи. Наблюдение за ролью глаголов в сказках А.С.Пушкина. | ||
Р/Р. Записываем рецепт любимого блюда. | Составление текста на заданную тему. Правильное использование глаголов в речи. | ||
Очень личное | Личные окончания глаголов. Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов. Глаголы – исключения. | ||
Р/Р. Редактирование текста. | Понятия «текст», «предложение». Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Речевые ошибки. | ||
Когда говорим «положить», когда «класть» | Правильное употребление глаголов в речи. Ошибки в употреблении глаголов. Кубанский диалект. Подвижное ударение в формах глагола (понял. поняла, поняли). | ||
Что мы знаем о глаголе? | Рассказ о глаголе по опорной схеме. Использование алгоритмов в написании безударных личных окончаний глагола. | ||
Будем все считать» | Имя числительное. Имена числительные бывают разные. Наблюдение за количественными и порядковыми числительными. Изменение числительных по падежам. Правильное употребление числительны в речи. Группировка слов. | ||
Р/Р. Составление текста «Приключения в стране Частей Речи». | Текст. Тема текста. опорные слова. Части текста. Сюжет. | ||
Слова не главные, но очень важные. | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. | ||
Из школы… К бабушке… | Правильное употребление предлогов. Кубанский диалект. | ||
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 10 часов (из них 2 часа развитие речи) | |||
Еже ли вы вежливы… | Обращение. Нахождение обращений в литературных произведениях. Составление предложений с обращением. | ||
Р/Р. Пишем письмо. | Использование обращений в письменной речи. | ||
Почему они второстепенные? | Главные члены предложения. Определение. Обстоятельство. Дополнение. Разбор предложения по членам и по частям речи. | ||
Однородные… Почему? | Однородные члены предложения. Различение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Схема предложения. разбор предложения по членам. | ||
Просто о сложном. | Простое и сложное предложения. Схема предложения. Главные члены предложения. Определение. Обстоятельство. Дополнение. Разбор предложения по членам и по частям речи. | ||
Кратко о книге | Признаки текста. Виды текстов. Составление текста. Виды текстов. Повествование, рассуждение, описание в одном тексте. | ||
Р/Р. Составление отзыва о прочитанной книге | Текст. Виды текстов. Составление аннотации книги. | ||
Скажем прямо! | Прямая речь Оформление прямой речи на письме. Схема предложения с прямой речью. | ||
Казнить нельзя… | Постановка знаков препинания в предложении. Роль запятой. Прямая речь. Составление и запись предложений с прямой речью. Запись предложений с однородными членами и сложных предложений. | ||
Р/Р. Сравнение в тексте. | Составление текста повествования с элементами описания. Размышление. | ||
Заключительное занятие. Викторина «Знатоки русского языка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...