Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательный русский язык"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Программа кружка  "Занимательный русский язык",  предназначеная для учащихся начальных классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на решение практических задач.

 

/*-->*/ /*-->*/

Программа рассчитана на 270 часов, 2 часа в неделю.

1 класс - 2 часа в неделю (66 часов);

            2-4  классы   -2 часа в неделю  (68 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1_klass.docx24.17 КБ
Файл kruzhok_2_klass.docx20.11 КБ
Файл kruzhok_3_kl.docx22.57 КБ
Файл kruzhok_4_klass.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. 24 часа (из них 4 часа развитие речи)

Развитие речи. Приветствие, прощание.

Знакомство с формулами приветствия. Ролевая игра «Гости», «Школа», «Это - да, а это - нет!»

Как люди понимают друг друга?

Знакомство с ролью речи в жизни человека. Речь устная. Речь письменная. Пантомима. Игры «Магазин игрушек», «Море волнуется».

Скороговорки.

Упражнение в произнесении скороговорок.  Темп речи. Учимся говорить быстро и медленно.

В мире звуков.

Какие бывают звуки. Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах. Скороговорки. Игры  «Испорченный телефон», «Угадай, чей голосок!»

Слово. Игры со звуками.

 Речевые и неречевые звуки. Звукоподражание.

Инсценирование сказки «Теремок». Скороговорки

К тайнам звуков и букв.

Уточнение представлений учащихся о звуках. Определение различия между буквами и звуками.

Созвездие гласных звуков

Наблюдение за особенностями гласных звуков. Игры «Найди букву!», «Обведи буквы гласных звуков!», «Помоги Незнайке!».

Путешествие с согласными звуками.

Отличия гласных и согласных звуков. Упражнения в определении в слове гласных и согласных. Игра «Наведи порядок!».

Р/Р.  Задаем вопросы. Отвечаем на вопросы.

Чтение сказки. Ответы на вопросы к тексту сказки. Задаем вопросы. Разыгрывание ситуаций «В гости к другу», « В школе».

Собираем слова.

Составление слов из слогов. Игра «Лото», «Дополни слово!»

Игра “Том и Тим”.

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Схемы слова. Игра «Да- нет».

Такие разные согласные

Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные.

Слово – имя собственное.

Знакомство с именами собственными. Составление рассказа о семье. Схема предложения.

Игры со словами.  “Пропавшие имена”.

Упражнение в определении имен собственных. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Р/Р. Сказка – помощница.

Слушание сказки. Пересказ сказки. Инсценирование сказки. Придумывание продолжения сказки. Изменение сюжета сказки. (Сказка на выбор «Три медведя», «Заюшкина избушка»).

Мастер Слог.

Деление слов на слоги. Определение слогов в слове. Работа со схемами. Игра «Кто быстрее?».

Сказка про ударение.

Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф» (без введения термина).

Игры Деда Буквоеда.

Определение ударного и слога в слове. Упражнение в определении гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков и букв.

Р/Р.Русские народные загадки.

 Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Отгадывание загадок. Составление загадок.

Р/Р. Учимся извиняться.

Знакомство с формулами извинения. Повторение формул приветствия. прощания. Анализ стихотворения Маршака «Ежели вы вежливы».

Чудесные превращения слов.

Слова, отличающиеся одной буквой. Стихи А.Шибаева.  Кроссворды. разгадывание кроссворда.

В гости к Алфавиту.

Алфавит. Упражнение в запоминании порядка букв русского алфавита.

Чудесные превращения слов.

Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

Игротека. Путешествие по Стране Звуков.

Звуки. Буквы. Ударение. Схема слова. Игры «Найди место!», «Буквы заблудилась».

Орфография 14 часов. (из них 3 часа развитие речи)

Откуда берутся ошибки?

Наблюдение за расхождением в написании

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Имена собственные.

Если слово не помещается…

Деление слов на слоги. Перенос слов. Практические упражнения.

Для чего нужен мягкий знак?

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.  Правописание слов с мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

Р/Р. Предложения рассыпались.

Предложение. Восстановление  деформированных предложений. Схема предложения.

Сказка про шипящие.

Шипящие звуки. Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, ЧК, чн. Игры «Вставь пропущенную букву!», «Чей ряд быстрее?».

Про чк, чн, чт.

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт. Практические упражнения. Игра «Чей ряд быстрее?».

В гости к родственникам.

Родственные слова.  Подбор родственных слов.

Важное правило!

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Способы проверки безударной гласной. Игры «Вставь пропущенную букву!», «В лес по ошибки»

В поисках безударной гласной.

Безударная гласная. Проверочное слово. Проверяемое слово. Практические упражнения.

Почему они сомневаются?

Парные звонкие и глухие согласные. Проверка сомнительных согласных. Практические упражнения.

Р/Р. Составление текста по вопросам.

Текст. Заголовок. Предложение. Составление текста по вопросам.

Учимся исправлять ошибки.

Правила исправления ошибки. Редактирование предложения. текста. Игра «Помоги Незнайке!».

Игротека.

Шарады. ребусы. игры со словами.

Лексика. 11 час (из них 1 час развитие речи)

Для чего нужны словари?

Словарь Виды словарей. Справочники. Энциклопедии.

Учимся работать со словарем.

Орфографический словарь школьника. Упражнение в нахождении слов.

Здравствуйте, пословицы и поговорки!

Пословицы и поговорки – жанр устного народного творчества. Смысл пословицы. Ситуации, применимые к данным пословицам. Игра «Найди вторую половину!»

Учимся со сказкой.

Сказка- жанр устного народного творчества. Структура сказки. Устаревшие слова. «Сказочные» слова.

В театре двойников.

Синонимы. Нахождение синонимов в группе слов. Подбор синонимов к данным словам.

Антонимы

Антонимы. Нахождение антонимов в группе слов.

Синонимы и антонимы в пословицах и поговорках.

Синонимы и антонимы. Роль синонимов и антонимов в речи.

Доскажи словечко!

Игры со словами. Составление пословиц из блоков. Игры «Продолжи пословицу!», «Доскажи словечко!»

Почему руки золотые?

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Р/Р. Составление устного рассказа с использованием фразеологизмов.

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Текст. Заголовок.

Игра «Умники и умницы».

Игры со словами. Конкурсы.

МОРФОЛОГИЯ 23 час. (из них 3 часа развитие речи)

Слова, которые называют предметы.

Имена существительные. Постановка вопросов к именам существительным. Слова, которые отвечают на вопрос кто?,  и слова, которые отвечают на вопрос что? Группировка слов.

Роза и Роза

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Написание имен собственных. Упражнение в нахождении имен существительных в группе слов. Группировка слов. Игра «Кто больше?»

Игры со словами.

Тематические группы слов. Группировка слов. Игры со словами.

Как рассказать о любимой игрушке?

Имя прилагательное. Постановка вопросов к именам прилагательным.  Дополнение словосочетаний прилагательными. Дополнение словосочетаний существительными.

Р/Р. Составление текста по вопросам «Моя мама».

Использование имен прилагательных в речи. Предложение. Текст.

Отгадай загадку!

Имена прилагательные в загадках. Учимся составлять загадку. Рисуем словами.

Начинаем действовать!

Глаголы. Роль глаголов в речи. Задаем вопросы к глаголам.

Р/Р. Что я люблю делать.

Роль глаголов в речи. Составление текста «Что я люблю?».

Путешествие в стране слов.

Части речи. Тематические группы слов. Группировка слов. Игры «Кто больше?», «Найди ошибку!»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ.

Поговорим о предложении

Виды предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.  Интонация. Чтение предложений  с правильной интонацией.

Еще немного о предложении

Упражнение в умении различать предложения, произносить их с соответствующей интонацией. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Главные слова в предложении

Подлежащее и сказуемое. Нахождение главных членов предложения. Распространение предложений (без введения терминов).

Учимся задавать вопросы.

Текст. Предложение. Чтение текста. Определение темы. Выделение главной мысли текста. Постановка вопросов к тексту.

Р/Р. Отвечаем на вопросы.

Текст. Опорные слова. Предложение. Виды предложений.  Составление текста по вопросам и опорным словам.

Р/Р. Предложения рассыпались.

Предложение. Восстановление  деформированных предложений. Схема предложения.

Доскажи словечко!

Словосочетание. Дополнение словосочетание подходящими по смыслу словами. Правильное употребление в речи предлогов.

Р/Р. Восстановление деформированного текста.

Текст. Предложение. Восстановление деформированного текста.

Игротека.

Шарады. Ребусы. Кроссворды.

Конкурс «Своя игра»

Слово. Звук. Буква. Перенос слов. Орфограммы. Предложение. Текст. задания из детских журналов «Мурзилка», «Миша», «Непоседы».



Предварительный просмотр:

2 класс

ФОНЕТИКА 17час (из них 2 часа развитие речи)

Волшебная страна Фонетика.

Звуки и буквы.Согласные твердые и мягкие

Сказка о звуках и буквах.

Можно ли писать без букв?

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах

Игры «Расколдуй слово», «Да – нет»

Удивительные звуки.

Игры «Невидимые звуки», «Читай наоборот». Тест на развитие слуховой памяти.

Звуки-двойняшки.

Игра «Найди пару». наблюдение над парными звонкими и глухими согласными.

Звонкие и глухие «одиночки»

Наблюдение над непарными звонкими и глухими согласными звуками.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи.

Стихотворение «Каша». Прослушивание песни «Научись говорить слова!»

Почему они шипят?

Особенности шипящих звуков.

Р/Р. Составление текста по вопросам.

Кто в алфавите живет?

Игры на запоминание алфавита.

Загадочная история ъ и ь.

Роль ъ и ь знака в языке. Игры со словами «Кто составит больше слов?».

История про доброго волшебника  Ударение.

Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога. Игра «Помоги Незнайке»

Начинаем разбираться!

Упражнение в звуко-буквенном разборе слов. Соотнесение звуковой схемы со словом. Подбор  слов к данной схеме. Игра «Найди ошибку!»

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Р/Р. Восстановление деформированных предложений.

Игры со словами.

Уточнение знаний о буквах и звуках. Наблюдение за звуковым составом слов. Игра «Разрешите представиться!». Шарады, анаграммы.

Орфография 8 часов. (из них 1 час развитие речи)

Ши и жи, ча и ща… Странные шипящие

Почему ударный – главный?

Проверяемые безударные гласные.

Согласные сомневаются

Парные звонкие и глухие согласные.

Куда прячутся согласные?

Непроизносимые согласные.

Р/Р. Хочу быть грамотным.

Лексика. 13 час (из них 2 часа развитие речи)

Слова, слова, слова.

Роль слова в языке. Игра «Доскажи словечко». Разгадываем кроссворд. Составляем кроссворд.

Его Величество Словарь

Знакомство с видами словарей. Упражнения в выборе словаря, нахождении нужной статьи. Понятия «значение слова», «многозначные слова».

Слова - близнецы

Значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Игра «»Кто вы?»

Р/Р. Восстановление деформированного текста.

Здравствуйте, синонимы!

Слова –синонимы. Подбор синонимов к заданному слову. Выбор синонимов из группы слов.

Зачем нужны синонимы?

Тавтология. Редактирование текста. Подбор синонимов к заданному слову. Использование синонимов в речи.

Слова - противники

Понятие «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам.

Пословица недаром молвится.

Антонимы в пословицах и поговорках, сказках.

Меткое слово.

Крылатые слова и выражения. понятие «фразеологизмы».

Куда исчезают слова?

Устаревшие слова. Неологизмы. Игра «Кто больше вспомнит слов?»

Играем со словарными словами.

Составление рассказа с использованием словарных слов. Упражнение в запоминании. Игра «Исправь ошибки!», «Кто больше запомнит слов?».

Р/Р. Мы – редакторы.

Редактирование текста. игра «Исправь ошибки!»

Викторина « Знатоки»

МОРФЕМИКА 10 час (из них 1 час развитие речи)

Жил – был корень…

Понятия «корень», «однокоренные слова».

Из чего состоят слова?

Разбор слов по составу. Соотнесение схемы  и слова.

Строим слова.

Зачем словам окончания?

Чудесный сад.

Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня.

Р/Р. Сочиняем сказку.

МОРФОЛОГИЯ 23 час. (из них 3 часа развитие речи)

Необыкновенное путешествие

Части речи.

Здравствуй, имя существительное!

Определение имени существительного. Нахождение имен существительных в группе слов, в предложении. Игры «Третий лишний», «Да-нет».

Много нас, а ты один…

А ты какого рода?

Прилагается ли прилагательное?

Р/Р. Сочиняем загадку.

Вместе дружба - вместе служба.

Поиграем с прилагательными (антонимы, синонимы)

Вместо имени

Местоимение.

Заместитель существительного

Умные спорщики.

 Местоимения отрицательные и неопределенные.

Р/Р. Мы – редакторы.

Его Величество Глагол.

В царстве Глагола.

Число глаголов.

Наведем порядок!

Маленькие, но важные!

Служебные части речи.

Ох уж, эти предлоги…

Важные помощники

Частицы

Р/Р. Что на картине?

Союзы.

Викторина.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ.

Игры со словами.

Дополнение словосочетаний подходящими словами.

Рассыпавшиеся предложения

Предложение. Различение предложения и набора слов. Игра «Добавь слова!».

Жили – были…

Текст. Признаки текста. Опорные слова. Игры «Угадай сказку!», «Найди лишнее слово», «Добавь слова!».

Р/Р. Восстановление деформированного текста.

Признаки текста. Тема текста. Опорные слова. Игра «Текст или не текст?».

Заключительный урок. Игра «Знатоки русского языка».



Предварительный просмотр:

3 класс

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ. 8 час (из них 2 часа развитие речи)

Кто за кем? По порядку становись!

Приемы запоминания порядка букв русского алфавита.

Кто в алфавите живет?

Игры на запоминание алфавита. Шифровки.

Р/Р. Предложение рассыпалось.

Предложение. Различение предложения  и набора слов. Восстановление деформированного предложения.

Вспоминаем. Посчитаем гласные и согласные звуки и буквы.

Различение согласных и гласных звуков. Игры «Угадай звук по описанию!», «Кто больше составит слов с двумя бквами о?» и т.д.

Где прячется й?

Слова с йотированными гласными.

Скороговорки.

Звукопись. Наблюдение за повторяющимися звуками.

Р/Р. Пересказ наооборот

Предложение. Текст. Пересказ текста от 1-го лица, от 3-го лица.

Игры со словами.

Уточнение знаний о буквах и звуках. Наблюдение за звуковым составом слов. Игра «Разрешите представиться!». Шарады, анаграммы.

Орфография 8 часов  

Здравствуй, Орфограмма!

Орфограмма. Виды орфограмм.

Почему меняются звуки?

Почему буквы пишутся не так, как слышатся? Игра «Найди ошибку!».

Кто сильнее?

Ударение.  Ударные и безударные гласные. Проверяемые безударные гласные. Способы проверки безударных гласных.

Сплошное недоразумение.

Непроверяемые безударные гласные. Приемы запоминания словарных слов: ассоциации, сравнение, рисунки.

Твердый знак не отдыхает.

Правописание слов с разделительным твердым знаком. Игра «Да- нет». Практические упражнения.

Согласные играют в прятки

Парные звонкие и глухие согласные. Слабая и сильная позиция. Упражнение в проверке парных согласных. Игра «Исправь ошибку!». Группировка слов.

Невидимые согласные.

Непроизносимые согласные. Способы проверки непроизносимых согласных.  

Конкурс знатоков орфограмм

Группировка слов. Подбор слов на заданную орфограмму. Игра «Помоги Незнайке!».

Лексика. 11 час (из них 2 часа развитие речи)

По страницам энциклопедий

Знакомство с видами словарей. Упражнения в выборе словаря, нахождении нужной статьи. Понятия «значение слова», «многозначные слова».

Сокровища родного языка

Одно и тоже, но по –разному.

Синонимы. Слова –синонимы. Подбор синонимов к заданному слову. Выбор синонимов из группы слов. Использование синонимов в речи.

О словах однообразных, одинаковых, но разных.

Слова, которые различаются ударением и имеют разный смысл. Наблюдение над особенностями русского ударения (подвижность ударения). Наблюдение над словами : хлЕба-хлебА, мука-мука, стрелки-стрелки.

Р/Р. Составление текста-рассуждения на тему «Почему надо быть грамотным?»

Растения во фразеологизмах

Понятие «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам.

Животные во фразеологизмах.

Антонимы в пословицах и поговорках, сказках.

Игры с пословицами

Крылатые слова и выражения. понятие «фразеологизмы».

Детективы

Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению

Р/Р. Составление текста с использованием фразеологизмов

Учимся составлять кроссворд

МОРФЕМИКА 13 час (из них 2 часа развитие речи)

Всему начало - корень

Понятия «корень», «однокоренные слова».

 Дерево из слов

Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов.

Строим слова.

Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов. Схема слова. Соотнесение слова и схемы. Разбор слов по составу.

Зачем словам окончания?

Различение однокоренных слов и форм одного слова. Образование форм одного слова. Разбор слов Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов по составу.

Р/Р. Составление текста по опорным словам.

Составление текста по опорным однокоренным словам. Учимся избегать тавтологии.

Вежливый суффикс.

Нахождение в слове суффикса. Образование слов с помощью суффикса. Соотнесение схемы  и слова.

Умные приставки.

Нахождение в слове приставки. Образование слов с помощью приставки. Соотнесение схемы  и слова.

«Говорящие» суффиксы и приставки

Наблюдения за суффиксами -ник, -чик, -арь, -оньк, -еньк, приставками пре. при. до,

Слитно или раздельно?

Приставки и предлоги.

Совсем несложные сложные слова.

Наблюдение за сложными словами. Разбор сложных слов по составу.

Р/Р.  Сказка о морфемах

Текст. Тема текста. Главная мысль текста. План текста.

Игры со словами.

Разбор слов по составу. Соотнесение схемы  и слова.

Игра «Марафон».

Выполнение заданий различной сложности. Олимпиадные задания.

МОРФОЛОГИЯ 22 час. (из них 4 часа развитие речи)

Где живут части речи?

Уточнение знаний о частях речи. Придумай слова на несуществующем языке. Группировка слов.

У всего на свете есть название.

Имя существительное. Род, число имен существительных. Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам.

Как у существительных род появился?

Род имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Какого рода кенгуру?

Род имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Наблюдение над словами: ножницы, ворота, неряха, соня.

Собственное или нарицательное?

Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Написание имен сказочных героев. практические упражнения.

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Падежи русского языка. Этимология названий падежей. Падежные вопросы. Слова – «ключики».  Предлоги и падежи.

Р/Р. Что на картине?

Составление рассказа по картине. Правильное использование форм имен существительных.

Очень занимательное имя прилагательное

Определение имени прилагательного. Роль имен прилагательных в речи. Связь с именем существительным.

Доброе утро, имя прилагательное!

Нахождение имен прилагательных в группе слов.

Р/Р. Какой я?

Составление текста – описания. Использование прилагательных в речи. прилагательные синонимы и антонимы. Редактирование текста.

Вместо имени

Местоимение. Личные местоимения. Роль местоимения в речи.

Заместитель существительного

Нахождение имен местоимений  в группе слов.  Использование местоимений в речи.

Р/Р. Мы – редакторы.

Текст. Редактирование текста. Замена имен существительных местоимением.

Тайны глагола

Определение глагола. Роль глагола в речи. Группировка слов.

Когда это было?

Время глагола. Изменение глагола по временам. Определение времени глагола. практические упражнения.

Наведем порядок!

Определение частей речи. Разбор предложения по частям речи. Группировка слов. Подбор слов заданной части речи.

Маленькие, но важные!

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частица не . Практические упражнения.

Ох уж, эти предлоги…

Предлоги. Различение предлогов и приставок.  Игры «Будь внимателен!», «Исправь ошибку!»

Важные помощники

Частицы.

Р/Р. «Мой день»

Текст – повествование.  Тема текста. главная мысль текста. План текста.

Слова дипломаты.

Союзы. Роль союзов в предложении. Использование союзов в речи. Речевые нормы. Практические упражнения.

Викторина «Умники и умницы».

Части речи. Группировка слов. Шарады. ребусы. Олимпиадные задания.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 6 часов (из них 2 часа развитие речи)

Кто в предложении главный?

Главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения. Распространение предложений

Р/Р. Восстановление предложений.

Текст. Заголовок. Главная мысль текста. Восстановление деформированных предложений. Взаимопроверка.

По парам становись!

Словосочетания. Главное и зависимое слово. Установление связи слов в предложении.

Как понять друг друга?

Признаки текста. Виды текстов. Сравнение текста и набора предложений.  Восстановление деформированного текста.

Р/Р. Знаки потерялись..

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Восстановление деформированного текста. Редактирование текста.

Заключительный урок.



Предварительный просмотр:

4 класс

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ. 6 час (из них 2 часа развитие речи)

Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Фонема-единица речи.  Звуки и буквы. Алфавит. Использование алфавита. Звуко- буквенный разбор слова. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие согласные. Всегда мягкие. Всегда твердые. Йотированные гласные. Ударение. Слабая и сильная позиции.

Работа над рифмами

Рифма. Наблюдение над рифмами. Подбор рифмующихся слов. Проба пера.

Р/Р. Восстановление деформированных предложений.

Предложение. Связь слов в предложении. Дополнение предложений второстепенными членами.

Банты и шарфы.

Орфоэпические нормы. Орфографическое чтение. Трудные случаи произношения. Слова с непроверяемым написанием.

Давайте разберемся!

Звуки и буквы.  «Особенные» буквы. Орфоэпические нормы. Фонетический разбор слов. Наблюдение за йотированными гласными. Чередующиеся согласные.

Р/Р. Редактирование текста

Понятия «текст», «предложение».  Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Орфография 8 часов. (из них 2 часа развитие речи)

«Ошибкоопасные» места

Кому нужна зоркость. Орфограмма. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Группировка слов. Игра «В лес по ошибки».

Опасные согласные

Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?»

На сцене гласные.

Ударение. Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в разных частях слова проверяются по- разному.

Ваши старые знакомые. Практическое занятие

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Р/Р.  Составление сказки по опорным словам.

Текст. Предложение. Опорные слова. Составление сказки о буквах и звука.

Правила о непроизносимых согласных

Алгоритм. Правила составления и использования алгоритма. Работа по составлению алгоритма.  Тренировочные упражнения.

Память и грамотность

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. План пересказа. Опорные схемы. Использование опорных схем. Игра «Исправь ошибку!».

Р/Р. Свободный пересказ.

Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения. Редактирование текста.

Лексика. 12 час (из них 3 часа развитие речи)

Где  хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Почему слова крылатые? Почему мы так говорим

Крылатые слова. Афоризмы. Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов

Пестрое семейство синонимов

Синонимы. Особенности синонимического ряда слов. Словарь синонимов. Правильное употребление синонимов в речи.

Великое противостояние

Антонимы. Особенности антонимов. Словарь антонимов. Употребление антонимов в речи. Антонимы в  русском устном народном творчестве.

Р/Р. Текст -  рассуждение по пословице.

Распознавание речевых ошибок.

Из глубины веков

Архаизмы. Откуда пришли названия имен. названия

«Все флаги в гости будут к нам…»

Откуда пришли названия  растений, животных, кулинарных блюд? Что означают названия материков? Названия месяцев, дней недели.

Шарада.

Загадки – шарады. Составление собственных шарад.

Р/Р. Текст – описание «Мой город».

Сочинение по наблюдениям. Использование в речи синонимов, антонимов.

Речевые ситуации.

Речевые ситуации. Формулы приветствия, прощания, извинения. Как поздравляем, как приглашаем? Разговор по телефону. Жаргон. «Сорные» слова.

Говорим подробно или кратко

Краткий и подробный пересказ. Главное и второстепенное в тексте. Зачем нужны описания и рассуждения в тексте – повествовании?

Р/Р. Краткое донесение

Краткий пересказ текста. Краткий и подробный пересказ. Главное и второстепенное в тексте. Зачем нужны описания и рассуждения в тексте – повествовании?

МОРФЕМИКА 7 час (из них 1 час развитие речи)

Экскурсия к истокам слова.

Понятия «корень», «однокоренные слова».Морфемы. роль окончания в слове.

Собирал человек слова

Наблюдение за группой родственных слов. Выделение корня. Подбор родственных слов.  Разбор слов по составу. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Кто командует корнями?

Чередование гласных и согласных в корне. Тренировочные упражнения. Работа с текстами

Р/Р.  Рассказ –рассуждение с элементами описания

Текст. Виды текстов. Составление текста на тему «Почему белка не может жить в воде?»

«Не лезьте за словом в карман!»(

 Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Что меняет окончание?

Основа слова. окончание. Различение родственных слов и форм одного слова. Разбор слов по составу.

Маленькие волшебники

Суффикс и приставка. Правописание приставок и суффиксов. Различение приставок и предлогов. Разбор слов по составу.  Соотнесение схемы и слова.

МОРФОЛОГИЯ 24 час. (из них 6 часов развитие речи)

Знаешь ли ты части речи?

Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Группировка слов.

Его величество Имя существительное

Грамматические признаки имен существительных. Склонение имен существительных. Группировка слов. Игра «Детективы».  Игра «Найди ошибку»

Слова  - ключики

Падежные окончания имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Трудный случай.

Употребление существительных множественного числа в родительном падеже. Стихотворение В.Жак «Дело чести»

Р/Р. Составление текста «Утро».

Составление текста с использованием только имен существительных. Роль существительных в речи.

Р/Р. Редактирование текста.

Понятия «текст», «предложение».  Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Речевые ошибки.

Украшение речи.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Игра «Кто больше назовет признаков предмета?»

Угадай слово!

Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Соотнесение слова и схемы.

Почему они стали короче?

Краткие прилагательные. Образование краткой формы прилагательных. Краткие прилагательные в литературных произведениях.  Использование в речи кратких прилагательных. Краткие прилагательные в фольклоре.

Меткие слова.

Эпитеты. Создание эпитетов. Использование образных слов в описании музыки, картины, явлений природы. Словарь эпитетов русского литературного языка.

Р/Р.Текст - описание «Мое любимое дерево».

Использование имен прилагательных в тексте.

Я, ты, он, она…

Местоимение. Личные местоимения. Лицо. число местоимений. Роль местоимений в речи. Правильное употребление местоимений в речи. Кубанский диалект.

Глагол

Глагол. Определение. глагола.

Два царства глагола

Спряжение глаголов. Глаголы – исключения. Группировка слов.

Путешествие с Глаголом в сказки Пушкина.

Глагол. Роль глаголов в речи. Наблюдение за ролью глаголов в сказках А.С.Пушкина.

Р/Р. Записываем рецепт любимого блюда.

Составление текста на заданную тему. Правильное использование глаголов в речи.

Очень личное

Личные окончания глаголов. Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов. Глаголы – исключения.

Р/Р. Редактирование текста.

Понятия «текст», «предложение».  Тема текста. Заголовок. Речевые нормы. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Речевые ошибки.

Когда говорим «положить», когда «класть»

Правильное употребление глаголов в речи. Ошибки в употреблении глаголов. Кубанский диалект. Подвижное ударение в формах глагола (понял. поняла, поняли).

Что мы знаем о глаголе?

Рассказ о глаголе по  опорной схеме. Использование алгоритмов в написании безударных личных окончаний глагола.

Будем все считать»

Имя числительное. Имена числительные  бывают разные. Наблюдение за количественными и порядковыми числительными. Изменение числительных по падежам.  Правильное употребление числительны в речи. Группировка слов.

Р/Р.  Составление текста «Приключения в стране Частей Речи».

Текст. Тема текста. опорные слова. Части  текста. Сюжет.

Слова не главные, но очень важные.

Служебные части речи.  Предлоги. Союзы. Частицы.

Из школы… К бабушке…

Правильное употребление предлогов. Кубанский диалект.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 10 часов (из них 2 часа развитие речи)

Еже ли вы вежливы…

Обращение. Нахождение обращений в литературных произведениях. Составление предложений с обращением.

Р/Р. Пишем письмо.

Использование обращений в письменной речи.

Почему они второстепенные?

Главные члены предложения. Определение. Обстоятельство. Дополнение. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Однородные… Почему?

Однородные члены предложения. Различение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Схема предложения. разбор предложения по членам.

Просто о сложном.

Простое и сложное предложения. Схема предложения. Главные члены предложения. Определение. Обстоятельство. Дополнение. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Кратко о книге

Признаки текста. Виды текстов. Составление текста. Виды текстов. Повествование, рассуждение, описание в одном тексте.

Р/Р. Составление отзыва о прочитанной книге

Текст. Виды текстов. Составление аннотации книги.

Скажем прямо!

Прямая речь Оформление прямой речи на письме. Схема предложения с прямой речью.

Казнить нельзя…

Постановка знаков препинания в предложении. Роль запятой. Прямая речь. Составление  и запись предложений с прямой речью. Запись предложений с однородными членами и сложных предложений.

Р/Р. Сравнение в тексте.

Составление текста повествования с элементами описания. Размышление.

Заключительное занятие. Викторина «Знатоки русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...