Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола,как части речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ершова Татьяна Антоновна

Систематизация знаний о глаголе,как части речи,формирование умения определять грамматические признаки глагола,развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем.прошедшем и будущем временах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-ом  классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола как части речи"

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  • Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться “Доброе утро”

 Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро улыбчивым лицам.

  • Поприветствуйте гостей улыбкой,  пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
  • Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)
  • Правильно только вместе, только дружно можно всё преодолеть.

  • Прочитайте девиз нашего урока:

Ничто нам не трудно,

Ничто нам не страшно

      Горячим сердцам молодым.

Не боимся мы ошибок

Вместе мы исправим их».

Наш урок начнём с небольшого выступления детей.

«Интервью - шутка»

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы  и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

  • О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)

  • Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?
  • Мы знаем о  глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая  сложная часть речи русского языка. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

  • Тема нашего урока “Портрет глагола”.
  • «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». Это слова известного  писателя, литературоведа  20 века  Алексея Кузьмича Югова ( 1902 – 1972)
  • Обратимся к вашему домашнему заданию. "Толковый словарь" Владимира Ивановича Даля открывает значение слова "глагол". Кто посмотрел в словарь и расскажет об этом нам (слово, речь).
  • А знаете ли вы, что название части речи образовалось от русского слова «глаголити» – говорить,  оказывается слово «глагол» это - стилистический синоним таких слов, как « слово, речь », у А.С. Пушкина есть такие прекрасные слова: «...но лишь божественный глагол до уха чуткого коснется…»
  • Но у А.С. Пушкина есть и  другое выражение  «Глаголом жги сердца людей».
  • Что означает это выражение? ( словом).
  • Как можно назвать глагол? ( необыкновенной частью речи).

  • Необыкновенна она тем, что обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если  все глаголы убрать,то исчезнет эмоциональность действия.

Работа в группах

  • - На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)

               

А знаете ли вы!

    Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

  • МОЧЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ГОВОРИТЬ
  • ЗНАТЬ
  • СТАТЬ
  • ВИДЕТЬ

2.А сейчас внимание на экран. Теоретическая минутка. Работа в группах. Игра называется «Продолжи фразу». Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

РАБОТА ПО СЛАЙДУ.

Игра «Продолжи фразу». 

1) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем  времени (по родам)

2)   Не с глаголами  пишется  (отдельно)
3)   Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы   (что делать?,  что сделать?)
4)   Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы    (ть, ти,чь)

5)   В предложении глагол является      (сказуемым).
6)   Спряжение – это    (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени).

8) Глагол обозначает  (действие предмета).

3.ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

  • Что это за соединения?
  • Как называются эти окончания? (Личные)
  • Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
  • В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )
  • А второй? ( когда глагол 2 спр)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

Прочитайте фразеологизм.  Не ударить в грязь лицом.

  • – Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

  • – Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

  • Жить по глаголу. Запишите этот фразеологизм.

Дома нужно было посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля.

  • Что означает это выражение? (жить в мире,согласии и дружбе).

4. Мастерская Дятла.

Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого – глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.

1) Дятел ударил по суффиксу неопределённой формы (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился  глагол …(сверкают).

 2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).

 3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют окончанием –и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс –л-, получился глагол …(засверкали).

 4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).

 5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс –а- суффиксом –ну-, получился глагол … (сверкнула).

  • - В какую форму “оделись” глаголы? (грам.признаки:время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в Прош.вр.))

Игра в таблице. «Найди глагол»

  • Вини- Пух и Пятачок спрятали в таблице слова. Найдите глаголы. Определите время,число,лицо, спряжение.

  • Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.

Инсценировка стихотворения. Подведение итогов.

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…..

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

« Кричать» - кричу,

« Вертеть» - верчу,

« Двигать» - двигаю

« Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!…

Открываю: наш сосед….

( Он живет под нами).

Не причёсан, не одет –

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

  • Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

  • Уважаемый сосед,

      никого в квартире нет,

    Я пришёл из школы

   И учу глаголы….

  • Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

И в заключении давайте подведём итог .

Рефлексия

  • Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.

 Дети : думали, играли , смеялись, трудились….

На этом уроке…

  1. Я всё понял.
  2. Было интересно.
  3. Было скучно.

4. Запомню надолго.

  1. Ничего не понял.

Учитель: хвалю, благодарю, отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"

Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....

Конспект к уроку русского языка «"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи» «Существительные»

Конспект урока по русскому языку на тему:«"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи»«Существительные»Цели деятельности учителя: Систематизировать знания учащихся о правилах пр...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по технологии проблемного обучения. Тема "Наречие как часть речи"

Урок направлен на достижение личностных результатов обучения, формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развития самостоятельности....