1.Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог. | 4 мин. | -Здравствуйте, ребята! Сейчас 1 вариант сядет,если услышит слово,в котором пишется разделительный твердый знак,а 2 вариант,если услышит слово,в котором пишется только мягкий знак. Слова: пляж,стриж,дождь,объем,ружье. -Молодцы,ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут меня Ирина Викторовна. Я очень рада познакомиться с вами, мне интересно узнать, что вы знаете, умеете. Сегодня я хочу,вам пожелать,хорошо работать на уроке,помогать друг другу и стараться не делать ошибок. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу на уроке.
| Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
3. Постановка учебной задачи.
Практический-вопросы первичного восприятия; наглядный; словесный – объяснение.
Метод – практический; Прием – анализ языкового материала, вывод правила.
Прием – работа по учебнику; беседа; письменные упражнения.
Метод – словесный;
Метод – практический.
Прием – орфографический анализ; письменное упражнение. | 15 мин. | -Посмотрите на доску,прочитайте шуточное предложение про себя и назовите,какие орфограммы в нем спрятаны: «Среди ча[щ'] и ро[щ'] растут плю[щ'] и хво[щ']» -Вы видели когда-нибудь плющ и хвощ? А давайте посмотрим,как они выглядят. Посмотрите на доску. -Так какие орфограммы спрятаны в этих слова? -На какое правило эти слова? -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Правописание Ь после шипящих у имен существительных»). -Откройте учебник на странице 155 и прочитайте. - Подумайте,какую вы поставите перед собой цель на этом уроке? Я даю вам 1 минуту. -Цель урока-сделать обобщение по теме «правописание Ь после шипящих у имён существительных». -Так в каких в каких случаях мы пишем Ь после шипящих в именах существительных? (на слайде) «Ь после шипящих в именах существительных» | Ь пишется | Ь не пишется | 1.У существительных женского рода в И.п. ед.ч.: вещь,ночь | 1.У существительных мужского рода: грач_. 2.У существительных, стоящих в Р.п. мн.ч.: луж_,крыш_.
|
-Итак,приведите примеры на каждый случай,по цепочке. -Расскажите это правило в парах, а теперь встаньте и расскажите это правило своему товарищу по варианту. Если вы первый вариант,рассказываете соседу по первому варианту и так у второго варианта. Хорошо,молодцы! -Найдите упражнение 160,кто прочитает задание? -Что нужно сделать? Прочитайте слова и попробуйте назвать,в каких словах 2 орфограммы и какие это орфограммы? Орфограмма 1- «Парный согласный в корне слова» Орфограмма 2- «Наличие/отсутствие Ь на конце основы». Слова:стриж,молодежь,глушь,вираж,марш,вкладыш, сушь,чушь,голыш,крепыш,фарш,пляж,ложь. -Назовите проверочные слова для первой орфограммы? -Запишите слова в два столбика: 1) слова м.р., 2) слова ж.р. -Второй столбик дополните своими примерами. Для этого воспользуйтесь Обратным словарем (открой его на -Ь,на -жь, -чь, -шь, -щь). -Вы работаете в паре,я засекаю 5 минут,как только вы выполнили задание поднимаете руку. -Какими словами вы дополнили столбик? -Хорошо, а теперь,ребята что вы скажете о работе Ь на конце основ слов 2-ого столбика ? -На что он указывает? Какой вывод мы сделаем? (Повторение таблицы,на слайде) -Хором повторим правило написания Ь после шипящих в именах существительных. Посмотрите на доску. А теперь,кто хочет выйти и рассказать правило всем? | Объяснять выбор вставленной орфограммы. Восприятие информации, осмысление ее.
Формулировать тему урока. Работать с учебником.
Постановка цели урока.
Осуществлять обобщение по данной теме.
Работать в паре и по варианту.
Строить грамматическое рассуждение. Выбирать необходимую информацию. Работать с учебником;обратным словарём.
Выполнять упражнение.
Проверять работу. Отвечать на вопросы.
Делать вывод.
| Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Планировать работу.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
4. Физ. минутка. | 5 мин. | -Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Карусель» и разомнемся. Встаём. -Возьмите карточку. -Поставьте,где нужно Ь. Сумеете ли вы объяснить свой выбор? -А сейчас,каждый ряд должен собрать карточку со своими словами первый ряд ищет слова женского рода, 2 ряд слова мужского рода, 3 ряд- существительные стоящие во мн. числе Р. п. У каждого ряда должно получиться по 9 слов. -Я засекаю время,на работу 3 минуты. Слова 1 ряда-мышь,рожь,помощь,дочь,ночь,вещь ,брошь, ложь,молодежь. Слова 2 ряда-кирпич,шалаш,еж,нож,сторож,плащ, врач, ландыш,товарищ. Слова 3 ряда- дач,задач,туч,луж,крыш,рощ,свеч, рощ,чащ. | Выполнять задание.
Разминка с помощью упражнения.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
5. Решение учебной задачи.
Прием – работа по учебнику; беседа; письменные упражнения, грамматическое упражнение. | 13 мин. | Мы продолжаем урок и снова вернемся к упражнению 161, а какая здесь работа мягкого знака? -Назовите правило. -Откройте страницу 158 и найдите упражнение 163. -Прочитайте задание про себя,что нужно сделать? -Упражнение 163. Открой Обратный словарь на -А, на -ша. Выпишите в строчку 4-е,5-е, 8-е и 11-е слова из списка. Придумай с этими словами такие предложения ,чтобы слова стояли в форме Р.п. мн. ч. -Выполняйте упражнение самостоятельно. Слова: афиша,калоша,груша,крыша. - Проверяем,кто хочет прочитать свои предложения? - Так почему эти существительные вы написали без Ь? (Повторение правила) |
| Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
6.Рефлексивный. Итог урока Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.
Составление обобщающего ответа.
| 5 мин. | -Чему вы научились на уроке,что нового узнали? -Ребята, давайте вспомним какие цели урока мы ставили перед собой? -Мы их достигли? -Почему вы так считаете? -А сейчас мы проведем мини-диктант. -Записывайте предложения: 1-Пришла весна,и с крыш сполз мокрый снег. 2-Я быстро бежал домой,потому что мама приготовила мой любимый борщ. 3-Бабушка купила брошь,на которой была нарисована рожь. 4-Мы приехали в деревню,там было много луж и построено много дач. -Подчеркните орфограмму,которую мы с вами сегодня изучили. -Читай предложение и называй с орфограммой,которую мы сегодня изучили. - Какой вывод мы с вами сделаем? (Повторение правила правописания Ь у имён существительных,возвращение в таблице) Урок окончен. Спасибо за урок!
| Анализировать проделанную работу.
Обобщать изученное.
| Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение.
Личностные: Участие в подведении итогов урока. |