Конспект урока по русскому языку 4 класс по технологии проблемного обучения. Тема "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок направлен на достижение личностных результатов обучения, формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развития самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass._tripichonok_n.v.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

по технологии проблемного обучения

в 4 классе

по теме: «Наречие как часть речи»

Автор: Трипичонок Нина Викторовна учитель начальных классов МОУ « Щучейская ООШ »

муниципального округа Жарковский,

Тверской области.

Тема урока: «Наречие как часть речи».

УМК: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс»

«Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы: карточки для исследовательской работы в группах; учебник

Характеристика класса: общеобразовательный.

Цели : дать представление о наречии как части речи; познакомить с признаками этой части речи и её ролью в русском языке.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

Коммуникативные умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли и уметь договариваться друг с другом.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Ход урока:

  1. Организация начала урока- целевой этап.

2 мин

Начинаем урок. -Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Я желаю вам успехов и творческих удач!

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

II. Ориентировочный этап. 8 мин

-Оформим тетради.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой я слежу,

И красиво напишу.

В рабочих тетрадях запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

ау аау ааау…

-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных

к.терок, стр.на, с.довый, гл.за,

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? (ответ детей)

Орфограмма чу – щу

Ч.ша, щ.ка, ч.гун, ч.лок, щ.вель.

Сделаем вывод.

- Помогите, пожалуйста, Незнайке написать какой частью речи являются слова.

(карточки со словами на доске).

Однажды (……………)

Весёлый (……………..)

Роща (……………)

Думает (……………)

Мы (……………)

Двадцать (………………)

- Какое слово вы не знаете какой частью речи оно является? (Однажды)

Сегодня с этой часть речи мы будем знакомиться.

III. Поисково-исследовательский этап. 17 мин

-Я подготовила предложение, но Незнайка перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

- Какое слова вы не знаете какой часть речи оно является?

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

(На доске появляется «?»)

-Проведём исследование.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза. Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …? (часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.

2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

отметим наверху «х» - крестиком).

Была (когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски.

На карточках (для каждой пары по 1предложению):

1. С неба вдруг

х

посыпалась снежная крупа.

х

2. А вчера была хорошая погода.

х

3. Слишком горячую пищу есть вредно.

4. Внизу и наверху

х

оголились ветви деревьев.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

(вопросы появляются на доске).

3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.

Физкультминутка: «По дорожке, по дорожке». 3 мин

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

4. Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по _________________.

Карточка 2.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера

по ___________________.

И. п. (что?) __________________

Р. п. (чего?) ___________________

Д. п. (чему?) ____________________

В. п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П. п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по ______________.

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод,

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

Карточка 4.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами

разного _____________ и разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по _________________ и по _________________.

-Давайте сделаем общий вывод о части речи.

-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

(работа по учебнику)

-Что ещё нового о наречии узнали из правила?

IV.Практический этап. 10 мин

Справка: Наречиестарое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

-Выпишите из предложений только наречия.

Игра «Цепочка»

Дети работают по карточкам, по очереди читают предложения и называют наречие

Карточки:

1. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

2. Ребята приняли новичка дружелюбно.

3. Мальчик вначале радовался снегу.

4. Утром выпал первый снег.

(ответы к заданию):

#1043;ромко.

#1044;ружелюбно.

#1042;начале.

#1059;тром.

-Самостоятельная работа (выборочное списывание).

Вчера был хоккей. На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. Лоси перешли речку вброд.

(ответы к выборочному диктанту):

Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд.

-Ребята, оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

-Подведём итоги работы.

V.Рефлексивно –оценочный этап. 5 мин

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

Подведём итоги работы:

- Как работали на уроке, подбираем наречия? (Например: быстро, интересно, клёво… добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно)

-Как работал каждый из вас на уроке? Оцените сами себя, покажите смайлик.

-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.

(На парте карточки с домашним заданием, дети выбирают карточку.)

-Покажите смайлик с каким настроением вы пойдёте на перемену?

- Спасибо за работу! Все молодцы! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи"

Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.Воспитание инт...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...