Сценарий урока русского языка в 4-ом классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Новикова Ольга Александровна

Урок по программе Школа России. Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме «Глагол». Цели урока: Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы,   способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, разноуровневые карточки, учебник, рабочая тетрадь, обычная доска.

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.

Технологии: информационно-коммуникационные,  здоровьесберегающие,  дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 4-ом  классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола как части речи"

Образовательная программа: Школа России

Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме «Глагол»

Цели урока: Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы,   способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: обще учебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, разноуровневые карточки, учебник, рабочая тетрадь, обычная доска.

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.

Технологии: информационно-коммуникационные,  здоровьесберегающие,  дифференцированного обучения.

 Материально-техническое обеспечение.   

учебник «Русский язык» 4 класс ч. 2 авторы:  Канакина В.П., Горецкий В.Г; рабочая программа УМК «Школа России»; толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля;    Интернет-ресурсы                                                                        

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  Звенит звонок и  начинается урок. А урок у нас сегодня необычный.   На   нашем уроке присутствуют гости.  Давайте  поприветствуем их.      

Скажем здравствуйте словами

Скажем здравствуйте руками

Скажем здравствуйте глазами

Пусть удача и успех будут с нами. Садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о необыкновенной части речи. А о какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что без меня предметы лишь названья.

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады, и хлеб в садах растёт.  (глагол)

 Правильно, речь пойдёт о глаголе. (слайд 1)                                                                                Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?

Мы знаем о  глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная   часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

  Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

 

2. Чистописание

Запишем число, классная работа:

ть    ти      инфинитив (закрыто)

Что я написала на доске? (слайд 2)  (ть и ти суффиксы   глаголов н.ф.)

Где они нам могут встретиться? (в   глаголах  Н. Ф.)

Что означает слово инфинитив? (инфинитив в переводе с латинского "Неопределённый", значит это глагол в Н. Ф., в словарях глаголы указаны тоже в форме инфинитива).  Из  орфографического словаря выпишите по 3 глагола, выделите  суффиксы неопределённой формы.

3. Признаки глагола

У: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?  

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.

Учитель: Сравните тексты и скажите  какую  роль играет глагол в речи?

 (слайд 3) ( Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной)

Задание (разно уровневые): У каждого из вас есть листочки с заданиями. Выберите себе то, которое сможете выполнить. (Дифференцированная работа по карточкам) Самопроверка по слайду 4

1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их

Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.

2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол

Беседа - …                                                      Завтрак - …

Работа - …                                                      Рассказ - …

Чувство - …

3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы

1)Труд человека ______________, а лень ________________ .

2) Кто хочет от жизни толку_____________ , тот должен много _______________ .

3) Что в других _________________ , того и сам ____________________ .

  (кормит, портит, добиться, трудиться, не любишь, не делай)

Определение числа глаголов.

Задание: Запишите, вставляя пропущенные буквы,  употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

       Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. На д…ревьях (набухать) почки.

 Можно ли эти глаголы разделить на группы? На какие?  От чего же зависит число глагола?  ( От связанного с ним существительного)

Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях. Сделайте вывод – чем же является глагол в предложении?

 Игра: Мастерская Дятла. (Лексико-словобразовательные упражнения, работа     в группах) слайд 5

Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов.   Дятел выбрал   глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.

1) Дятел ударил по суффиксу неопределённой формы (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился  глагол …(сверкают).

 2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).

 3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют окончанием –и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс –л-, получился глагол …(засверкали).

 4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).

В какую форму “оделись” глаголы? (  время,   лицо, число, род (у глаголов в прош.вр.)). Это  грамматические признаки. Какие бывают грамматические признаки? А это, какие?

Физминутка «Девочки-мальчики».

- Сейчас я буду называть различные глаголы.  Если глагол будет с частицей НЕ -  встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не ужинал, помогать,  не дежурит, найдёшь, уважать,  не работаетне ходил,  знаю, рисует, не морозит,

Письмо по памяти.

- Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были  использованы в физминутке. Можно работать в паре.

Проверка.

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

-Всегда ли  частица НЕ пишется с глаголом раздельно?

Давайте проведём исследование.  Прочитайте предложения. слайд 6

Дети  (не)любят  ходить в больницу.  Они (не) навидят уколы и  (не) годуют, когда им (не) здоровится.

- Какое задание нужно выполнить? ( нужно не написать слитно или раздельно)

- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова?

(любят, навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова?

любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

- Давайте подберём  к глаголам  ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

На самом деле в русском языке много слов – исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Игра «Четвёртый лишний» на слайде 7(работа в паре)

Глаголы – синонимы.

- Что такое синонимы?

- Для чего они нужны?  (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябнет осинка др.жит на ветру стынет на солнышке мёрзнет в жару.

- Назовите глаголы – синонимы.

- Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.(Один ученик у доски)

- Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении?

- Какие орфограммы пропущены?

Проверка.

Тест (слайд 8)

Задание:

На солнышках напишите пожелания нашим гостям, используя частицу НЕ

((дарят гостям солнышко с пожеланиями)

И в заключении давайте подведём итог.

Рефлексия

Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.

 Дети : думали, играли , смеялись, трудились….

Учитель: хвалю, благодарю, отдыхайте!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола,как части речи".

Систематизация знаний о глаголе,как части речи,формирование умения определять грамматические признаки глагола,развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем.прошедшем и будущем временах....

Конспект урока русского языка в 3 классе ОС"Школа 2100" по теме"Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Наречие как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина   ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...

Проект урока по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Понятие о глаголе как части речи"

Паспорт урокаадрес, телефон, сайт, эл. почта  Республика Татарстан, г.Мамадыш, ул.Давыдова,д.38 телефон: 89172634258, gulnara.zagid@mail.ruАвторы разработки урокаФИО, степень, звание, e-mail...

Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол».

Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол»....

Урок русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение и употребление в речи.

Данная разработка содержит технологическую карту урока русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи", нагл...