Сценарий урока русского языка в 4-ом классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по программе Школа России. Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме «Глагол». Цели урока: Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, разноуровневые карточки, учебник, рабочая тетрадь, обычная доска.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, дифференцированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка в 4-ом классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола как части речи"
Образовательная программа: Школа России
Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме «Глагол»
Цели урока: Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
- систематизировать знания о глаголе, как части речи;
- формировать умение определять грамматические признаки глагола,
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: обще учебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
- развитие самостоятельности;
- развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, разноуровневые карточки, учебник, рабочая тетрадь, обычная доска.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, дифференцированного обучения.
Материально-техническое обеспечение.
учебник «Русский язык» 4 класс ч. 2 авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г; рабочая программа УМК «Школа России»; толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля; Интернет-ресурсы
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Звенит звонок и начинается урок. А урок у нас сегодня необычный. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Скажем здравствуйте словами
Скажем здравствуйте руками
Скажем здравствуйте глазами
Пусть удача и успех будут с нами. Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о необыкновенной части речи. А о какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что без меня предметы лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт. (глагол)
Правильно, речь пойдёт о глаголе. (слайд 1) Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
2. Чистописание
Запишем число, классная работа:
ть ти инфинитив (закрыто)
Что я написала на доске? (слайд 2) (ть и ти суффиксы глаголов н.ф.)
Где они нам могут встретиться? (в глаголах Н. Ф.)
Что означает слово инфинитив? (инфинитив в переводе с латинского "Неопределённый", значит это глагол в Н. Ф., в словарях глаголы указаны тоже в форме инфинитива). Из орфографического словаря выпишите по 3 глагола, выделите суффиксы неопределённой формы.
3. Признаки глагола
У: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.
Учитель: Сравните тексты и скажите какую роль играет глагол в речи?
(слайд 3) ( Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной)
Задание (разно уровневые): У каждого из вас есть листочки с заданиями. Выберите себе то, которое сможете выполнить. (Дифференцированная работа по карточкам) Самопроверка по слайду 4
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - … Завтрак - …
Работа - … Рассказ - …
Чувство - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека ______________, а лень ________________ .
2) Кто хочет от жизни толку_____________ , тот должен много _______________ .
3) Что в других _________________ , того и сам ____________________ .
(кормит, портит, добиться, трудиться, не любишь, не делай)
Определение числа глаголов.
Задание: Запишите, вставляя пропущенные буквы, употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме.
Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. На д…ревьях (набухать) почки.
Можно ли эти глаголы разделить на группы? На какие? От чего же зависит число глагола? ( От связанного с ним существительного)
Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях. Сделайте вывод – чем же является глагол в предложении?
Игра: Мастерская Дятла. (Лексико-словобразовательные упражнения, работа в группах) слайд 5
Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов. Дятел выбрал глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.
1) Дятел ударил по суффиксу неопределённой формы (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился глагол …(сверкают).
2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).
3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют окончанием –и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс –л-, получился глагол …(засверкали).
4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).
В какую форму “оделись” глаголы? ( время, лицо, число, род (у глаголов в прош.вр.)). Это грамматические признаки. Какие бывают грамматические признаки? А это, какие?
Физминутка «Девочки-мальчики».
- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.
Не ужинал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ходил, знаю, рисует, не морозит,
Письмо по памяти.
- Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке. Можно работать в паре.
Проверка.
-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)
-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно?
Давайте проведём исследование. Прочитайте предложения. слайд 6
Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не) навидят уколы и (не) годуют, когда им (не) здоровится.
- Какое задание нужно выполнить? ( нужно не написать слитно или раздельно)
- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова?
(любят, навидят, годуют, здоровится)
- Есть ли в русском языке такие слова?
( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)
- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.
Ненавидят - презирают, не любят
негодуют - возмущаются
нездоровится – болеют
На самом деле в русском языке много слов – исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.
Игра «Четвёртый лишний» на слайде 7(работа в паре)
Глаголы – синонимы.
- Что такое синонимы?
- Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)
Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:
Зябнет осинка др.жит на ветру стынет на солнышке мёрзнет в жару.
- Назовите глаголы – синонимы.
- Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.(Один ученик у доски)
- Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении?
- Какие орфограммы пропущены?
Проверка.
Тест (слайд 8)
Задание:
На солнышках напишите пожелания нашим гостям, используя частицу НЕ
((дарят гостям солнышко с пожеланиями)
И в заключении давайте подведём итог.
Рефлексия
Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.
Дети : думали, играли , смеялись, трудились….
Учитель: хвалю, благодарю, отдыхайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола,как части речи".
Систематизация знаний о глаголе,как части речи,формирование умения определять грамматические признаки глагола,развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем.прошедшем и будущем временах....
Конспект урока русского языка в 3 классе ОС"Школа 2100" по теме"Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Наречие как часть речи. Ос»Школа 2100» Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи
Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2. Развивать умение употреб...
Проект урока по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Понятие о глаголе как части речи"
Паспорт урокаадрес, телефон, сайт, эл. почта Республика Татарстан, г.Мамадыш, ул.Давыдова,д.38 телефон: 89172634258, gulnara.zagid@mail.ruАвторы разработки урокаФИО, степень, звание, e-mail...
Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол».
Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол»....
Урок русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение и употребление в речи.
Данная разработка содержит технологическую карту урока русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи", нагл...