Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_chasti_rechi.docx | 40.04 КБ |
prezentatsiya_vesna.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе
Тема: Обобщение изученного материала «Части речи»
Цели: образовательная: привести в систему знания об изученных частях речи;
воспитательная: формировать нравственные качества личности (патриотическое,
экологическое воспитание), взгляды и убеждения;
развивающая: развивать познавательный интерес, творческие способности, волю,
эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение,
восприятие.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, характеризовать как часть речи имя существительное, имя прилагательное, глагол; осознавать их роль в речи, умело применять знания, полученные на уроках литературного чтения.
Презентация: «Весна», рисунки и сочинения детей.
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
- Актуализация знаний
Я тетрадь свою открою и как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Записываем число. Классная работа.
1. Словарная работа.
- Что было задано на дом? (Словарные слова на тему «Школа»)
- Я думаю, что все добросовестно выполнили это задание. Для вас не составит большого труда найти ключевые слова кроссворда. Они-то и будут темой нашего урока.
у | ч | ||||||
к | а | ||||||
к | с | ||||||
т | т | ||||||
р | и |
(ученик, карандаш, класс, тетрадь, русский)
(дежурный, пенал, учитель, библиотека)
д | р | ||||||||
п | е | ||||||||
у | ч | ||||||||
б | и |
- Итак, тема нашего урока? (Части речи)
- А теперь сформулируем цели урока.
▪ Повторить, т.е. вспомнить все, что мы знаем о частях речи.
▪ Применять эти знания на практике, т.е. при выполнении упражнений.
▪ Правильно использовать их в речи.
▪ Использовать строки изученных стихов.
- Самоопределение к деятельности
- Какое домашнее задание вы выполняли еще?
(стр.121, упр.204)
- О каком времени года вы писали? (О лете)
- Какое слово употреблено в переносном значении? (Солнце смотрит)
- Какой прием использует автор? (Олицетворение)
- А какое время года сейчас? (Весна)
Весна – прекрасное время года! Вся природа оживает! Сколько стихов написано о весне. Давайте вспомним некоторые из них.
(Дети читают отрывки стихов).
С. Есенин Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Ф. Тютчев Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
А. Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
И. Никитин Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
- А сейчас отправляемся в гости к весне.
В природе бывает три весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы.
IV.Работа по теме урока
Презентация «Весна» - слайд 1
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? Март
- Орфографическая минутка
Назвать орфограммы только у имен существительных.
Вспомним, какие морфологические признаки у имен существительных?
(Обозначают предмет, лицо; имеют род, склонение, число; изменяются по падежам. В предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством). Привести примеры.
Загадка. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
- Объединить в группы имена существительные
(по каким признакам?)
(род; одушевленные и неодушевленные; нарицательные)
Итак, март – это весна света.
Март хоть чуть и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках,
А в лучах другой.
Первые подснежники
Март в дубраве рвет,
И венок весенний
Март искусно вьет. (М. Мревлишвили)
Словарная работа: дубрава – роща, искусно – умело, хорошо.
- А кого и кто послал за подснежниками зимой в лес?
(Злая мачеха падчерицу). Почему?
- Как отнеслись братья-месяцы к этому? Почему?
- В каком произведении об этом сказано? (Сказка «12 месяцев С. Маршак)
Физминутка
- Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Две сестрицы, две руки
Пилят, роют, строят.
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки:
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
- Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И опять писать начнем.
Слайд 2
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? Апрель
Апрель – это весна воды.
1. Какой части речи нет в данном тексте?
2.Что такое имя прилагательное, его морфологические признаки.
(Обозначают признак предмета, согласуются с именами
существительными в роде, числе и падеже. В предложении бывают определением.)
3.Для чего используются имена прилагательные?
(точно описать предмет, чтобы речь была красочной)
Привести примеры.
Маленькое солнце на моей ладошке,
Белая ромашка на зеленой ножке.
4.Какие еще части речи здесь встретились?
(наречие, союз, предлог, местоимение)
Слайд 3
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? Май
Май – это весна зеленой травы.
- Что такое глагол и его морфологические признаки.
(Обозначает действие, спрягается, изменяется по временам, числам; в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. В предложении может быть сказуемым.)
- Сгруппировать глаголы (по каким признакам)
Число (ед.ч. и мн.ч.), время (наст.в., прош. в., буд. в.)
- Какое очень важное правило в русском языке?
(безударная гласная)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение!
- Найти безударные гласные только у глаголов.
- Это была у нас устная работа, а теперь поработаем в тетрадях.
- О чем мы должны помнить?
Продолжим учиться красиво писать,
Будем думать и рассуждать!
Выборочный диктант по рядам:
1 ряд – имена существительные
2 ряд – имена прилагательные
3 ряд – глаголы
- Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Сущ. Прил. Гл.
одуванчик желтый носит
сарафанчик беленькое подрастет
платьице легкое нарядится
ветерку воздушное
послушное
Физминутка
Чтобы зорче смотрели глаза,
Нужен отдых им иногда.
V.Работа по развитию речи
К нам весна шагает быстрыми шагами!
В этом году это действительно так: вся природа оживает. Появляются самые первые скромные цветочки: подснежники (подснежника глянул глазок голубой)
Слайды: 4 – подснежники; 5 – ветреница; 6 – хохлатка; 7 – медуница;8 – мать-и-мачеха.
Прилетают к нам первые вестники весны – грачи.
Картина «Грачи прилетели», кто автор?
Слайды-10,11 Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица…..Грач (орфограмма)
- А какую вы еще загадку знаете о граче?
Черный, проворный, кричит – крак!
Червякам враг!
Слайды-12,13 Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения…. Жаворонок
- Какое стихотворение вы знаете о нем?
В. Жуковский На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Слайды-14,15 Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет.
А все же голос свой имеет……Скворец
- Какую еще знаете загадку про скворца?
На шесте дворец, во дворце певец.
А зовут его скворец.
Слайды-16,17 Прилетел к нам наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет…..Соловей
Недаром говорят: поет, как соловей, т.е. очень хорошо поет.
Слайды-18,19 Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины…..Ласточка
Прочитайте стихотворение о ней.
А. Майков Ласточка примчалась
Из-за бела моря
Села и запела:
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
- Какая же польза от птиц?
1. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
2. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
3. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
4. Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы, склевывают семена и плоды сорняков.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной чудесной Родины. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Слайд -20 Правила поведения в природе
Не рви цветы для составления букетов!
Не шуми в лесу!
Не разоряй птичьи гнезда!
- Какие предложения вы видите? (Восклицательные, побудительные)
- Какое правило нужно помнить при написании всех этих предложений?
(Частица НЕ с глаголами).
- А теперь составим красивые предложения по просмотренным слайдам.
Как красивы первые весенние цветы!
Пернатые друзья вернулись из теплых стран.
(Запись с комментированием).
(Работа с шаблонами – последнее предложение).
VI.Рефлексия
- А сейчас мы составим красивый букет в вазу. На каждом цветке предложение. Мы должны правильно определить падежи у имен существительных. (Ребята работают с карточками падежей).
- Солнце (И.п.) щедро посылает теплые лучи (В.п.) на землю (В.п.).
- После грозового дождя (Р.п.) ярче сияет солнце (И.п.)
- Первые листочки (И.п.) на сирени (П.п.) переливаются на солнышке (П.п.)
- Воздух (И.п.) наполнен могучим запахом (Т.п.) весны (Р.п.)
- В тенистом лесу (П.п.) растет душистый ландыш (И.п.)
- Ранним утром (Т.п.) дети (И.п.) входят в березовую рощу (В.п.)
- Какого падежа здесь не встретилось? Д.п.
Составьте свое предложение и запишите.
VII.Подведение итогов урока
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что нового узнали на уроке?
- Что вас удивило?
Возьмите смайлики и оцените свою работу на уроке.
VIII.Домашнее задание
В названии какой птицы есть 40 букв (сорока).
- Послушайте стихи на одну букву.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседка синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!»
Постарайтесь дома придумать любое четверостишье на одну букву.
- Три болтливые сороки у различных птиц гостили.
Буквами заполнив строки, догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили. Не забудьте, что таится
В каждой строчке только птица.
- Со - - - - -
- - - - ро - - -
Ка - - - -
- Со - -
- - ро - -
- - - - - - - ка
3) со - - -
- - ро - - -
Ка - - - - - - -
(Соловей, жаворонок, какаду. Сова, ворона, перепелка. Сокол, воробей, канарейка.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумай! Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?
Подумай! Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл?
Подумай! Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай Что за месяц это?...
ветреница
хохлатка
медуница
Мать – и - мачеха
Какими изменениями в природе весна заявила о своём приходе? Как дальше будет меняться природа? Какие птицы возвратились первыми?
Отгадай! Всех перелётных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад –вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица ….
грач
Отгадай ! Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения!
жаворонок
Отгадай ! Он прилетает каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет. А всё же голос свой имеет.
скворец
Отгадай ! Прилетел к нам наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт.
соловей
Отгадай ! Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.
ласточка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России"....
Презентация на тему: "Изучение роли имён прилагательных в речи на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения"
Презентация к проекту по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4-х классов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...