КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Группировка действий по признакам их однородности".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по программе коррекционной школе VIII вида. Цель урока: обучение детей группировать действия по признакам их однородности. Данный материал содержит конспкт урока, презентацию, а так же материалы для пальчиковой гимнастики используемой на данном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 396.5 КБ |
презентация к уроку | 2.79 МБ |
пальчиковая гимнастика | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБСКОУ «Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учитель начальных классов
I квалификационной категории:
Шайхулова Елена Михайловна
Заинск 2013 г.
Класс: 2.
Тема урока: Группировка действий по признакам их однородности.
Цель урока: обучение детей группировать действия по признакам их однородности.
Задачи урока: разъяснить учащимся, что один и тот же предмет может выполнять ряд действий; закрепить умение характеризовать звуки [з] - [с]; навыки четкого произношения звуков и различение их в слогах, словах; продолжить работу над развитием фонематического слуха; корригировать и развивать связную речь учащихся; навыки грамотного, каллиграфического письма; воображение; воспитывать и прививать интерес к предмету, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: ноутбук, презентация, сюжетные иллюстрации «Мальчик», «Девочка», зеркальца, «Лента букв», изограф, мяч, карточки со слогами, карточки со словами, карточки для игры «Определи действие», «Цветик - семицветик».
Ход урока
- Организация начала урока.
1.Приветствие, положительный настрой на урок.
- Здравствуйте, сейчас урок русского языка.
- Активизация ранее полученных знаний.
- Какое сегодня число? Месяц?
- Какое время года? Какое время года предшествовало? (Зима) СЛАЙД 1
- Назовите первый звук. ([з])
1.Выделение начального звука в слове.
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове. Игра «У кого хороший слух».
СЛАЙД 2 (ЗАМОК, СНЕГОВИК, ЗАЯЦ, СНЕЖИНКА)
- Какие звуки вы услышали в начале слов? ([с] и [з]) СЛАЙД 3
2.Артикуляционная гимнастика. Презентация № 2
- Перед тем как произнести звуки чисто и правильно, сделаем гимнастику.
- Упражнения «Дудочка» и «Заборчик» помогают научиться выполнять любое движение языка без одновременных движений губ.
- Упражнение «Блинчик» поможет научиться удерживать язык широким и расслабленным.
Каждое упражнение выполняется определенное время. Следи за зеленым кружком рядом с картинкой к упражнению.
- Упражнение «Месим тесто» помогает научиться удерживать язык широким и расслабленным.
- Упражнение «Чистим зубы» поможет научиться удерживать кончик языка за верхними и за нижними зубами.
- Упражнение «Киска» помогает сформировать подъем спинки языка.
Каждое упражнение выполняется в медленном темпе, четко. На каждый счет выполняется 1 цикл упражнения.
3.Уточнение артикуляции звуков.
- Ребята, возьмите зеркало.
- Произнесем звук [з].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
4.Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Характеристика звуков.
Звуки [с] и [з]
Губы – «улыбаются».
Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в передние зубы.
Звук [с] Звук [з]
Голосовые связки – не работают. Голосовые связки – работают.
– Сделаем вывод и дадим характеристику: звуки [с] и [з] - согласные (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).
Сравним, что у этих звуков разное.
– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий. Поэтому, как они называются? (Парные.)
– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?
- Посмотрите на ленту букв. Найдите эти буквы.
5.Минутка чистописания.
Работа с изографом. СЛАЙД 4
- Какие буквы увидели? (х, з, с)
- Перед тем как записать разомнем пальчики. СЛАЙД 5-10
6.Пальчиковая гимнастика.
- Напишите каждую букву отдельно.
- Составление и запись слов с данными буквами, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?», «Что делает?». (Собака кусает.)
7.Дифференциация звуков [с], [з] в слогах.
Игра с мячом «Замени звук».
- Итак, я произношу слог и бросаю мяч, вы его ловите и обдумываете, какой слог получится, если заменить звук [С] на [З]:
са – за зу –су со – зо сы – зы зэ - сэ | зе – се сё – зё зи – си зю – сю ся – зя |
8.Дифференциация звуков [с], [з] в словах.
Игра «Закончи слово».
- Определить пропущенный слог, покажи нужную карточку. СЛАЙД 11
ли – са, ко – за, коле – са, ва – за, стреко – за, зано - за, пару - са, кукуру - за, о - са, бере – за, ко – са.
- Работа над новым материалом.
1. Группировка действий по признакам их однородности.
- Рассмотрите картинки.
Учитель демонстрирует сюжетные картинки.
- Кто нарисован? (Мальчик.)
- Кому что нужно для работы? (Молоток, пила, лопата, топор.)
- Подберите подходящие предметы.
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением инструментов.
- Дайте имя и фамилию мальчику.
- Запишите имя и фамилию в тетрадь. (Саша Сидоров).
- Что делает мальчик?
Учитель последовательно показывает на каждую предметную картинку. Учащиеся на вопрос учителя называют каждое действие и записывают эти названия действий. Учитель пишет на доске.
- Прочитайте всё, что записали.
- Сколько названо предметов? (Один - мальчик Саша Сидоров.)
- А сколько названо действий? (Четыре – забивает, пилит, копает, рубит)
- Прочитайте названия этих действий.
Физкультминутка «Жираф».
- Рассмотрите картинки.
Учитель демонстрирует сюжетные картинки.
- Кто нарисован? (Девочка.)
- Дайте имя девочке.
- Запишите имя в тетрадь. (Зина).
- Что делает девочка?
Учитель последовательно показывает на каждую предметную картинку. Учащиеся на вопрос учителя называют каждое действие и записывают эти названия действий. Учитель пишет на доске.
- Прочитайте всё, что записали.
- Сколько названо предметов? (Один - девочка Зина.)
- А сколько названо действий? (Четыре. Маша пишет, идёт, кушает, играет.)
- Ребята, вы видите, что один предмет может производить несколько действий.
- А сейчас я напишу на доске название предмета.
- Прочтите, что я написала. СЛАЙД 12
Заяц (что делает?)
- Придумайте несколько слов, которые обозначают, что делает заяц.
Учащиеся перечисляют названия действий зайца и записывают их на доске и в тетрадях. Запись прочитанного. (Заяц прыгает, грызет, бегает, сидит, прячется)
- Сколько записано слов-предметов? А действий?
- Сколько может производить действий один предмет? (Много.)
- Закрепление изученного материала.
1.Гимнастика для глаз «Цветик - семицветик». Презентация № 3
2.Игра «Определи действие» СЛАЙД 13
ВОРОНА ЧИРИКАЕТ
КОРОВА КУКАРЕКАЕТ
ВОРОБЕЙ КАТИТСЯ
ПЕТУХ ПРЫГАЕТ
ЗАЯЦ КАРКАЕТ
КОЛЕСО МЫЧИТ
- Подведение итогов урока.
- Заканчивается урок. Пора подвести итоги.
- Что нового узнали?
- Назовите предмет. Поставьте вопрос к слову-предмету. (Кто?)
- Перечислите действия, которые может выполнять.
- Сколько предметов назвали? А действий?
- Почему предметов меньше, чем действий?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Оцените свою работу. Если урок понравился прикрепите под дерево цветок (улыбается), если урок не понравился – цветок (грустит).
- Урок окончен. Спасибо всем.
Подписи к слайдам:
ВОРОНА ЧИРИКАЕТ КОРОВА КУКАРЕКАЕТ ВОРОБЕЙ КАТИТСЯ ПЕТУХ ПРЫГАЕТЗАЯЦ КАРКАЕТКОЛЕСО МЫЧИТ
Замени букву З буквой С и наоборот
ЗахарСима росалисасайкакоза
сахарзима розаЛизазайкакоса
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гимнастика
Гимнастика
Гимнастика
Гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "
Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...
Урок письма и развития речи "Упражнение в группировке действий по признакам их однородности".
Конспект урока письма и развития речи во 2 классе в коорекционной школе 8 вида...
Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....