КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Группировка действий по признакам их однородности".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка по программе коррекционной школе VIII вида. Цель урока: обучение детей группировать действия по признакам их однородности. Данный материал содержит конспкт урока, презентацию, а так же материалы для пальчиковой гимнастики используемой на данном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБСКОУ «Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                           Учитель начальных классов

I квалификационной категории:

                                        Шайхулова Елена Михайловна

Заинск 2013 г.

Класс: 2.

Тема урока: Группировка действий по признакам их однородности.

Цель урока: обучение детей группировать действия по признакам их однородности.

Задачи урока: разъяснить учащимся, что один и тот же предмет может выполнять ряд действий; закрепить умение характеризовать звуки [з] - [с]; навыки четкого произношения звуков и различение их в слогах, словах; продолжить работу над развитием фонематического слуха; корригировать и развивать связную речь учащихся; навыки грамотного, каллиграфического письма; воображение; воспитывать и прививать интерес к предмету, усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: ноутбук, презентация, сюжетные иллюстрации «Мальчик», «Девочка», зеркальца, «Лента букв», изограф, мяч, карточки со слогами, карточки со словами, карточки для игры «Определи действие», «Цветик - семицветик».

Ход урока

  1. Организация начала урока.

1.Приветствие, положительный настрой на урок.

- Здравствуйте, сейчас урок русского языка.

  1. Активизация ранее полученных знаний.

- Какое сегодня число? Месяц?

- Какое время года? Какое время года предшествовало? (Зима) СЛАЙД 1

- Назовите первый звук. ([з])

1.Выделение начального звука в слове.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове. Игра «У кого хороший слух».

СЛАЙД 2 (ЗАМОК, СНЕГОВИК, ЗАЯЦ, СНЕЖИНКА)

- Какие звуки вы услышали в начале слов? ([с] и [з]) СЛАЙД 3

2.Артикуляционная гимнастика. Презентация № 2

- Перед тем как произнести звуки чисто и правильно, сделаем гимнастику.

  • Упражнения  «Дудочка» и «Заборчик» помогают научиться выполнять любое движение языка без одновременных движений губ.
  •  Упражнение «Блинчик» поможет научиться удерживать язык широким и расслабленным.

Каждое упражнение выполняется определенное время. Следи за зеленым кружком рядом с картинкой к упражнению.

  • Упражнение  «Месим тесто» помогает научиться удерживать язык широким и расслабленным.
  • Упражнение «Чистим зубы» поможет научиться удерживать кончик языка за верхними и за нижними зубами.
  • Упражнение «Киска» помогает сформировать подъем спинки языка.

Каждое упражнение выполняется в медленном темпе, четко. На каждый счет выполняется 1 цикл упражнения.

3.Уточнение артикуляции звуков.

- Ребята, возьмите зеркало.

- Произнесем звук [з].

[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов –  принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

4.Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Характеристика звуков.

Звуки [с] и [з]

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Звук [с]                                                                                Звук [з]

Голосовые связки – не работают.                        Голосовые связки – работают.

– Сделаем вывод и дадим характеристику: звуки [с] и [з] - согласные (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Сравним, что у этих звуков разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

- Посмотрите на ленту букв. Найдите эти буквы.

5.Минутка чистописания.

Работа с изографом. СЛАЙД 4

- Какие буквы увидели? (х, з, с)

- Перед тем как записать разомнем пальчики. СЛАЙД 5-10

6.Пальчиковая гимнастика.

- Напишите каждую букву отдельно.

- Составление и запись слов с данными буквами, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?», «Что делает?». (Собака кусает.)

7.Дифференциация звуков [с], [з] в слогах.

Игра с мячом «Замени звук».

- Итак, я произношу слог и бросаю мяч, вы его ловите и обдумываете, какой слог получится, если заменить звук [С] на [З]:

са – за

зу –су

со – зо

сы – зы

зэ - сэ

зе – се

сё – зё

зи – си

зю – сю

ся – зя

8.Дифференциация звуков [с], [з] в словах.

Игра «Закончи слово».

- Определить пропущенный слог, покажи нужную карточку. СЛАЙД 11

ли – са, ко – за, коле – са, ва – за, стреко – за, зано - за, пару - са, кукуру - за, о - са, бере – за, ко – са.        

  1. Работа над новым материалом.

1. Группировка действий по признакам их однородности.

- Рассмотрите картинки.

Учитель демонстрирует сюжетные картинки.

- Кто нарисован? (Мальчик.)

- Кому что нужно для работы? (Молоток, пила, лопата, топор.)

- Подберите подходящие предметы.

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением инструментов.

- Дайте имя и фамилию мальчику.

- Запишите имя и фамилию в тетрадь. (Саша Сидоров).

- Что делает мальчик?

Учитель последовательно показывает на каждую предметную картинку. Учащиеся на вопрос учителя называют каждое действие и записывают эти названия действий. Учитель пишет на доске.

- Прочитайте всё, что записали.

- Сколько названо предметов? (Один - мальчик Саша Сидоров.)

- А сколько названо действий? (Четыре – забивает, пилит, копает, рубит)

- Прочитайте названия этих действий.

Физкультминутка «Жираф».

- Рассмотрите картинки.

Учитель демонстрирует сюжетные картинки.

- Кто нарисован? (Девочка.)

- Дайте имя девочке.

- Запишите имя в тетрадь. (Зина).

- Что делает девочка?

Учитель последовательно показывает на каждую предметную картинку. Учащиеся на вопрос учителя называют каждое действие и записывают эти названия действий. Учитель пишет на доске.

- Прочитайте всё, что записали.

- Сколько названо предметов? (Один - девочка Зина.)

- А сколько названо действий? (Четыре. Маша пишет, идёт, кушает, играет.)

- Ребята, вы видите, что один предмет может производить несколько действий.

- А сейчас я напишу на доске название предмета.

- Прочтите, что я написала. СЛАЙД 12

Заяц (что делает?)

- Придумайте несколько слов, которые обозначают, что делает заяц.

Учащиеся перечисляют названия действий зайца и записывают их на доске и в тетрадях. Запись прочитанного. (Заяц прыгает, грызет, бегает, сидит, прячется)

- Сколько записано слов-предметов? А действий?

- Сколько может производить действий один предмет? (Много.)

  1. Закрепление изученного материала.

1.Гимнастика для глаз «Цветик - семицветик». Презентация № 3

2.Игра «Определи действие» СЛАЙД 13

ВОРОНА          ЧИРИКАЕТ    

КОРОВА          КУКАРЕКАЕТ    

ВОРОБЕЙ        КАТИТСЯ

ПЕТУХ             ПРЫГАЕТ

ЗАЯЦ                КАРКАЕТ

КОЛЕСО          МЫЧИТ

  1. Подведение итогов урока.

- Заканчивается урок. Пора подвести итоги.

- Что нового узнали?

- Назовите предмет. Поставьте вопрос к слову-предмету. (Кто?)

- Перечислите действия, которые может выполнять.

- Сколько предметов назвали? А действий?

- Почему предметов меньше, чем действий?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Оцените свою работу. Если урок понравился прикрепите под дерево цветок (улыбается), если урок не понравился – цветок (грустит).

- Урок окончен. Спасибо всем.



Подписи к слайдам:

Игра «У кого хороший слух»

ВОРОНА ЧИРИКАЕТ КОРОВА КУКАРЕКАЕТ ВОРОБЕЙ КАТИТСЯ ПЕТУХ ПРЫГАЕТЗАЯЦ КАРКАЕТКОЛЕСО МЫЧИТ
Замени букву З буквой С и наоборот
ЗахарСима росалисасайкакоза
сахарзима розаЛизазайкакоса

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика

Слайд 2

Гимнастика

Слайд 3

Гимнастика

Слайд 4

Гимнастика

Слайд 5

Гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...

Урок письма и развития речи "Упражнение в группировке действий по признакам их однородности".

Конспект урока письма и развития речи во 2 классе в коорекционной школе 8 вида...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....