Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz.-3v.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме"
3 класс
Тема: Определение предметов по цвету, вкусу и форме.
Цель: Знакомство учащихся с существенными признаками слов, которые обозначают признаки предметов и их ролью в нашей речи.
Задачи:
Образовательные:
-Учить правильно ставить к словам вопросы: Какой?, Какая?, Какое? Какие? --Отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы Кто? Что?
-Упражнять в определении предметов по их признакам.
-Обогатить речь учащихся словами, обозначающие признаки предметов.
-Учить характеризовать предметы и по характеристике отгадывать описанные предметы.
-Обучать умению делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Развивающие:
- Развивать умения делать выводы, обобщения, наблюдать, сравнивать.
- Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.
- Развивать словарный запас учащихся.
Воспитывающие
- Воспитывать учебную мотивацию.
- Воспитывать умение слушать и слышать через работу в коллективе, общение друг с другом.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать желание употреблять в пищу овощи и фрукты.
Коррекционные
- Развивать внимание, мышление, связную устную речь через игры, задания и упражнения.
Оборудование:
-Муляжи огурца, помидора, яблока, вишни, чеснока, лимона, апельсина; -Плакат с каллиграфическим написанием сочетания букв Рр.
- Карточки для групповой работы,
- Корзина,
-Демонстрационное лото, индивидуальное лото для уч-ся,
- Карточки-помощницы для индивидуальной работы,
- Предметные картинки овощей,
- Сигнальные карточки (яблоки-красные, жёлтые, зелёные),
- Словарные слова – названия овощей (огурец, помидор, овощи).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво…,
Вижу класс наш хоть куда -
Мы начнем урок, друзья!
II. Постановка цели урока. Введение в тему урока через :
а) создание проблемной ситуации;
Проверка домашнего задания
с. 177-упр.3
-На какие вопросы отвечают слова: снег, банан, огурец, апельсин? (Что?)
-Что обозначают эти слова? (Предметы.)
- Какие слова помогли вам описать? (Жёлтый, оранжевый, зелёный, белый.)
- Что они обозначают?
(Признаки предметов)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)
б) постановка проблемы исследования.
- Что будем узнавать о признаках предмета?
У названий предмета подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
-Для этого мы с вами должны стать исследователями.
- Кто знает, кто такие исследователи?( Исследователи- это учёные, которые работают над решением поставленной задачи.)
- А что будем исследовать?( Признаки предметов.)
- Значит, объектом нашего исследования будут предметы.
-Кто назовёт тему урока?
(Определение предметов по цвету, вкусу, форме).
Какова цель урока?
(Упражнение в определении предметов по их признакам).
III. Изучение нового материала.
-Свои исследования учёные проводят в лаборатории и записывают в научные дневники.
- Для нас лаборатория это наш класс, а научные дневники это наши тетради.
-Откройте свои научные дневники- тетради.
Я тетрадь свою открою,
И с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Запишите дату исследования и место, где происходит исследование.
«1 марта», «Классная работа».
1. Минутка чистописания . Опыт №1
- Прочитайте загадки и отгадайте их. (на партах тексты загадок)
В огороде рос хрустящий
Наш зелёный молодец.
Этот овощ-настоящий
Длинный, сладкий …(огурец)
Он растёт в теплице,
Важный, круглолицый.
Всем известен тот сеньор,
Краснощёкий… (помидор)
(На доске слова: …гурец, п..м…дор)
-Прочитайте словарные слова. Какая согласная буква повторяется в словах? (-р)
-Пропишите сочетание заглавной и строчной буквы р –Рр.
(Показываю на доске – нижнее соединение.)
2. Словарная работа. Опыт №2
Зарядка для пальчиков:
- Делаем зарядку для пальчиков со словами:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
-Посмотрите на словарные слова (на доске: …гурец, п…мидор )
-Поставьте ударение, подчеркните трудные гласные, которые нужно запомнить.
-Как одним словом можно назвать эти предметы? (овощи)
-Составьте и запишите предложение из данных слов с красной строки.
(Самопроверка. На доске вывешиваются слова)
- На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (Что?-обозначают предмет)
-В чем польза огурца, помидора? (в них много витаминов)
(овощи укладываются на подносе (в корзинке)
3. Работа в группе. Опыт №3
- У каждого из вас есть карточка исследователя, в которой указаны название предмета; вопросы, на которые отвечают признаки предмета; форма, цвет, вкус предмета.
Работа исследователей. (На доске каждый учащийся отмечает признак предмета.)
-№1-название предмета
-№2-вопрос
- №3-форма
- №4-цвет
-№5-вкус
- Прочитайте ещё раз загадки. (на партах тексты загадок)
-1 объект:
В огороде рос хрустящий
Наш зелёный молодец.
Этот овощ-настоящий
Длинный, сладкий …(огурец)
- Какие слова помогли отгадать загадку? На какой вопрос отвечают эти
слова? К какому слову относятся? (огурец (какой?)-длинный, зелёный, (какой?)-сладкий-зелёный.)
-Подчеркните волнистой линией слова, обозначающие признаки предметов.
(хрустящий, зелёный, настоящий, длинный, сладкий) (работают в карточках).
-№1-огурец (картинка)
-№2-огурец (какой?)
-№3-длинный, овальный
-№4-зелёный
-№5-сладкий (солёный) (дегустация)
- В чём его польза? (ответы детей)
(учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).
-2 объект:
Он растёт в теплице,
Важный, круглолицый.
Всем известен тот сеньор,
Краснощёкий… (помидор)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-К какому слову относятся? ( помидор (какой?)-краснощёкий) помидор (какой?)-круглолицый).
-Что обозначают они? (цвет и форму)
-Подчеркните слова, обозначающие признаки помидора.
- Как определить вкус? (продегустировать)
-В чём его польза? (ответ учащихся)
-№1-помидор (картинка)
-№2-какой?
-№3-круглый
-№4-красный
-№5-сладкий (дегустация)
(учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).
IV. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику. Опыт №4
-Выполнить упражнение 6 на с. 178
-Из волшебного мешочка достаньте, пожалуйста, яблоко, вишню, чеснок, лимон и апельсин. (Достают из мешочка на ощупь яблоко, чеснок., вишня, лимон, апельсин)
-Назовите свой предмет. (Яблоко-это фрукт…)
-По какому признаку вы определили данные овощи и фрукты? (по форме)
-Какие основные признаки можно ещё выделить у них? (цвет, вкус).
-Как определить цвет? (внешний осмотр)
-Как определить вкус? (попробовать на вкус)
-Выпишите из упражнения предложение о своём предмете, используя слова для справок.
-Подчеркните названия предметов и признаки предметов.
Самостоятельная работа
1 -написать предложения об овощах. (чеснок)
2 -написать предложения о фруктах. (вишня)
3-списать предложение с доски. (яблоко)
4- составить из карточек предложения о фруктах. (апельсин)
5-написать предложение по образцу в тетради. (лимон)
- Кому нужна помощь в выполнении задания? (индивидуальная работа)
(Взаимопроверка: ...)
(-Яблоко (какое?), красное, сладкое, круглое.)-на доске пишет учащийся.
картинка | вопрос | форма | цвет | вкус |
Какой? Какая? Какое? | круглый овальный квадратный | белый зелёный красный жёлтый | горький сладкий солёный кислый | |
огурец | какой? | овальный | зелёный | |
помидор | какой? | круглый | красный |
-Какие признаки можно определить у предметов? (форму, цвет, вкус)
-Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы учащихся)
- Молодцы, ребята! (Вручаю «овощные» и «фруктовые» медали.)
2. Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.
3. Игра «Ты сказать поторопись, но смотри не ошибись». Опыт №5
(Показываю картинки.)
- Редис красный, а репа – ставим вопрос – какая? желтая.
- Какой основной признак назвали у этих овощей? (цвет)
- Чеснок горький, а морковь- какая? сладкая.
- Какой основной признак назвали у чеснока и моркови? (вкус)
- Баклажан овальный, а помидор -какой? круглый.
- Какой основной признак назвали у баклажана и помидора? (форму)
4. Сценка «Какой овощ самый полезный и нужный?» Опыт №6
- Встретились ЛУК и ПОМИДОР и заспорили.
- ЛУК: Из всех овощей я самый полезный и самый нужный овощ на свете. Без меня нельзя приготовить ни первое блюдо, ни второе.
- ПОМИДОР: Нет, я самый полезный и самый вкусный.
Хорош я и свежий, и соленый, и маринованный.
- Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Почему? (они оба правы, овощи все полезны, в них много витаминов).
- Поднимите руку, кто всегда съедает в столовой салат из овощей?
- Молодцы! Овощи и фрукты необходимо есть каждый день свежими и варёными и будете здоровыми!
V. Итог исследования.
-Ребята, мы справились с задачей исследования?
-Что было объектом? (Предметы.)
-С помощью каких слов мы определяли овощи и фрукты? (С помощью признаков предмета.)
-По каким признакам можно определить предмет? (По цвету, вкусу и форме.)
-В чем польза овощей и фруктов? (В них много витаминов.)
VI. Рефлексия.
-Молодцы! Благодарю вас за участие в исследовании!
- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое…)
- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская, …)
- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые.
– У вас на партах лежат по 3 яблока: красное, зелёное, жёлтое.
– Оцените свою работу на уроке.
– Если у вас на уроке всё удалось, поднимите – зелёное яблоко,
- если испытывали трудность – жёлтое,
- если что-то не получилось – красное.
(Все «яблоки» прикрепляются на доску вокруг «корзины».)
-Посмотрите какую «корзину здоровья» мы собрали. Почему эти предметы оказались в «корзине здоровья»? (В них много витаминов и они полезны для здоровья.)
VII. Оценивание ответов учащихся.
VIII. Домашняя работа.
-В преддверии 8 марта я предлагаю составить 3 предложения о маме, используя слова-признаки предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование для 3 класса, составленное на основании «Программы для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В. В. Воронковой
Вам представлено календарно - тематическое планирование для 3 класса по программе для специальных (корекционных) школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Урок с учениками 1 класса «Б», возраст 7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...
рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение
Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...
рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение
Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...