"Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelyonnaya_forma_glagola_4_-_a_klass.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 – а класс
Тема: «Неопределенная форма глагола».
Цель: уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной.
Задачи:
-конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;
-научить находить глаголы неопределенной формы в речи;
-обогащать и развивать речь учащихся;
-формировать интерес к учению.
Методическое обеспечение: слайдовая презентация, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, учебник.
Краткая характеристика методов и форм работы: в основу урока положен проблемно- поисковый метод решения учебной задачи. В течение урока использованы методы: наблюдение, словесные методы (беседа, диалог, обсуждение). На уроке были использованы коллективные, групповые (работа в парах), индивидуальные формы работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Комментарии |
1. Организация класса. | 2. Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя О. Холмза. - Как вы понимаете эти слова? - Почему я предлагаю начать урок с этого выражения? - Чему оно нас учит? | Читают слова. Ответы детей. (делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.) | Слайд 1. Удел знания – говорить; Удел мудрости – слушать. | Работа с эпиграфом помогает настроить учащихся на работу, быть внимательными, слушать друг друга. |
2. Актуализация опорных знаний. | - Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? - Назовите морфологические признаки глагола. Я предлагаю вам небольшой тест. Надо определить морфологические признаки глаголов. | Ответы детей. -Глаголы. -Время, лицо, число, род. Дети работают с тестами. Учащиеся, успешно справившиеся с работой, помогают остальным. | Карточки 1 вариант 2 вариант читает стоят нарисовал прилетит слушаю осветило напишешь буду ходить играла смотрю будем петь посадите гуляете бежишь замолчим посеем буду просить будут расти спешили сказал
| Дети вспоминают признаки глагола, повторяют ранее изученный материал. Этот этап готовит к восприятию новой темы. |
3. Работа по теме урока. Постановка проблемы. | - С какой целью выполняли тест? Эти знания нам сейчас пригодятся. Посмотрите на доску, прочтите слова. Как называются все эти слова? -Какое задание я вам предлагаю? Что заметили? Какая возникла проблема? - Почему? - Почему у этих глаголов нельзя определить время? -Какова тема нашего урока? - Какова цель нашего урока? Итак, сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши знания о глаголах неопределенной формы и узнать что-то новое. | -повторили морфологические признаки глаголов; Вспомнили, что знаем о глаголах. Эти слова называются: глаголы. Записать глаголы в три группы. Дети выполняют задание самостоятельно Проверка. На доске три ученика распределяют глаголы на три столбика. Остались глаголы: прочитать, ходить. Нельзя определить время. Они отвечают на вопросы по которым нельзя определить морфологические признаки. Неопределенная форма глагола. - Узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы; - Находить глаголы неопределенной формы; - Учиться употреблять глаголы в речи. | Слайд 2: смотрим гулял нарисуем ходить читал пишет напишет прочитать н.в. п.в. б.в. Слайд 3. Тема: «Неопределенная форма глагола» Задачи: - узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы; - находить глаголы неопределенной формы; - учиться употреблять глаголы в речи | Учитель создает проблемную ситуацию. При работе с языковым материалом учащиеся сталкиваются с проблемой: у глаголов «ходить» и «прочитать» не могут определить морфологические признаки. Делают вывод, что знаний, которыми они владеют недостаточно. Дети определяют тему, цели и задачи урока. Учитель обобщает ответы детей, помогает осознать, сформулировать и зафиксировать возникшую проблему. Выделив проблему, дети определяют тему урока и его содержание. |
4. Составление схемы. Решение учебной задачи.Получение новых знаний. | -Что мы уже можем сказать о глаголах неопределенной формы? -Имеет ли неопределенная форма глагола другие морфологические признаки? - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? -Кто может дать определение неопределенной форме глагола по полученной схеме? -Давайте обратимся к учебнику. Возможно, мы там найдем дополнительные знания о неопределенной форме глагола. -Какие новые знания обнаружили? - Кто даст новое определение неопределенной форме глагола с учетом вновь полученных знаний? | - Не изменяются по временам. Дети отвечают на вопросы: Не имеют. Что делать? Что сделать? Дети дают определение. Дети самостоятельно изучают страницу 71, находят новую информацию и делятся ею с соседом. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти или оканчиваются на чь Дается новое определение
| на доске схема: (слайд 2) Н.ф.г. В. Ч. Л. Р. (данные закрыты прямоугольниками, после дополнения детьми, открываются) Дополняется схема: (слайд 2) (данные закрыты прямоугольниками, после дополнения детьми, открываются) Инфинитив ть ти чь | Обобщаются знания детей, их наблюдения за языковым материалом. Дети сами дают определение, какие глаголы являются глаголами неопределенной формы. Дети учатся работать с информацией учебника. Учащиеся, работая в паре, самостоятельно работают с текстом определения, которое дано в учебнике, находят и выделяют новые знания. На слайде открываются новые данные к схеме. |
5. Применение открытого способа для решения учебно-практичес- кой задачи | Попробуем применить полученные знания. Работать будем в группах. 1группа придумывает и записывает по 2 глагола неопределенной формы на ть, ти, чь; 2 группа находит данные глаголы на страницах учебника, стр 69 – 72. 1ученик работает у доски со слайдом, распределяет глаголы в три группы. - Зачем мы выполняли эту работу? | Дети работают самостоятельно по группам. Проверка. Те дети, которые справились быстро, помогают соседу. Все проверяют работу, выполненную у доски. Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола. | Слайд 4: нести стеречь играть полоть мести найти стричь печь бегать | Учащиеся учатся использовать полученные знания на практике. Самостоятельная работа имеет три уровня сложности, чтобы каждый ребенок мог справиться с полученной задачей. Самопроверка. Дети подводят итог своей работе. |
6. Физминутка. | Детям предлагаются упражнения на дыхание ( глубокий дох через нос и быстрый выдох), упражнения для снятия напряжения с глаз (движения зрачками вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения) | Упражнения направлены на снятие мышечной усталости. | ||
7. Развитие творческих способностей | - Какие задачи, поставленные на урок, мы уже решили? -Над чем нам осталось поработать? Предлагаю вам следующее задание. - Что написано на доске? - Что это такое? - Предлагаю заменить их глаголами неопределенной формы. -Чему научился каждый, выполняя это задание? Давайте вернемся к словам, с которых начинался наш урок. (Слайд1) - Прочтите текст орфографически. Назовите орфограммы. Запишите по памяти.(Слайд закрывается шторой) | Дали определение неопределенной форме глагола, научились их находит в речи. Учиться употреблять глаголы неопределенной формы. Фразеологизмы Устойчивые выражения в речи. (самостоятельная работа учащихся в парах) Проверка. Каждая пара читает по одному варианту, остальные дополняют. Дети сравнивают свой вариант с доской. Ответы детей. Употреблять глаголы неопределенной формы в речи. Самостоятельная работа детей. Взаимопроверка.(Слайд открывается) | Слайд 5 Дать слово- Пускать пыль в глаза- Зарубить на носу- Держать язык за зубами – Вешать нос – Мозолить глаза – Наговорить с три короба - Слайд 1 Удел знания – говорить; Удел мудрости – слушать. | На этом этапе дети учатся употреблять глаголы в речи, расширяют словарный запас, обогащают свою речь. Учащиеся работают в парах. Самопроверка. Учащиеся дают оценку своей учебой деятельности. Сопоставляют выполненную работу с запланирован- ной, делают выводы. Проверяют полученные знания на практике. Оценивают работу друг друга, обсуждают результаты в паре. |
8. Итог урока. | Посмотрите, все ли поставленные задачи мы решили. _Все ли мы узнали о неопределенной форме глагола? Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках. | Мнения детей | Слайд 3 Тема: «Неопределенная форма глагола» Задачи: - узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы; - находить глаголы неопределенной формы; - учиться употреблять глаголы в речи. | Учащиеся подводят итог своей работе, определяют, чему они научились, какие новые знания и умения получили |
9.Домашнее задание: | Дети знакомятся с заданием по учебнику, задают вопросы. | Слайд 6: Стр. 70 правило, 1группа –стр.69 №106(1) 2группа – стр.70 №107 (1) | ||
10. Рефлексия: | Предлагаю детям закончить высказывание | Дети заканчивают высказывание. | Слайд7 Сегодня на уроке я: -научился… -было трудно… -было интересно… | Этот этап помогает учащимся проанализиро- вать свою работу, выделить тот материал, над которым ещё надо поработать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...