Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Людмила Александровна

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 1 классе34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок письма 1 класс.

Г.Озёрск

Учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ№36

 Кузнецова Людмила Александровна

Тема: Слова с сочетаниями жи – ши.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели:

  1. Повторить изученное правило:  жи, ши, пиши с гласной и.
  2. Закреплять умение  видеть, слышать и применять правило на письме.
  3. Развивать орфографическую зоркость - умение видеть изученное правило на практике.
  4. Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.
  5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Воспитывать интерес  к предмету через различные виды деятельности.
  8. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно.

Оборудование: презентация. Карты движения на каждого ученика. Магнитная доска и карточки с обозначением звуков. 3 набора слов для составления предложений. 3 маркера. Геометрические фигуры красного, зелёного и синего цвета. Конфеты с сочетанием ЖИ – ШИ.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

 - Ребята, а какой сейчас у нас урок?

 - Наша задача на уроке грамотно писать, повторить пройденное, закрепить то, что мы уже знаем.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие в  необыкновенную страну на весёлом паровозике.

Слайд «2»

  - Чтобы отправиться в путешествие, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то девочки хлопнут в ладоши 1 раз. А если подниму левую руку, то мальчики хлопают в ладоши 1 раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту – ту – ту!»

  1. Сообщение темы урока. 

- Выполним задание, чтобы узнать в какую страну мы попали. Назовите слово и скажите, какой слог потерялся.

Слайд «3»

Снежинка, ландыши,

ежи, жирафы.

-Прочитайте, какие слова получились. Что между ними общего? (Орфограмма.)

-Найди «лишнее» слово. Ландыши – ши, снежинка –ед. число, ежи – начинаются на гласную).

 - Измените число сущ. ЖИРАФЫ. Ед. число – ЖИРАФ.

Слайд «4»

- Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые).

 - На какие вопросы отвечают одуш. существительные? ( Кто?)  

 - Неодуш. существительные? (Что?)

 - Распределите слова по группам. Начиная с первого.

Ежи Ландыши Снежинка Жираф

-Какая орфограмма объединяет эти слова.

-Мы отправимся в страну сочетаний жи-ши.

 - Какой звук обозначает буква Ш?

 - Звук Ш – согл, гл, пар, тв.

 - Какой звук обозначает буква Ж?

 - Звук Ж - согл, зв, пар, тв.

 - Как пишутся сочетания жи – ши?

Молодцы!

III. Станция «Чистописание»

 - Наш поезд прибыл на станцию «Чистописание».

Слайд «5»

  1. Пальчиковая гимнастика.

 - Подготовим пальчики к работе. Хлопают в ладоши.

Вышли пальцы погулять (массаж пальцев)

Этот пальчик самый сильный;

Самый толстый и большой.

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Этот палец самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

 Очень ловок и удал.

  1. Чистописание. 

 - Запись буквы ж. Запись в тетради. 2 клетки вправо.

 - Запись буквы и. Запись в тетради. 2 клетки вправо.

 - Запись буквы ш. Запись в тетради. 2 клетки вправо.

Запись буквы и. Запись в тетради. 

 - Какой звук обозначает буква И? Гласный.

 - Что обозначает буква И на письме? Мягкость согласного?

 - Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

 Ж  И Ш И

- Почему мы записали эти буквы рядом? (ЖИ – ШИ пиши с гласной И).

IV.  Повторение изученного. Станция «Шипящие»

  1.  Карта движения.
  2. Слайд «6»

- Ребята, давайте проверим в правильном ли направлении мы движемся. А для этого вам понадобятся карты движения (Таблицы со слогами и словами для сильных учеников).

 - На них вы видите различные сочетания букв или слов.

 - Обведите красным карандашом 1в. только сочетания ЖИ, 2в.  -  ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

  Взаимопроверка.

 - Сколько сочетаний ШИ вы обвели?(4)

- Назовите слова с сочетанием ши – широкий, душистый, пушистый, мышиный. На какой вопрос отвечают? Что обозначают?

- Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)

- Назовите слова с сочетанием жи – бежит, служит, живёт. На какой вопрос отвечают? Что обозначают?

 - Поднимите руку те, кто написал правильно.

2. Игра «Угадай!»

- Ну, а теперь можно поиграть. Игра называется “Угадай!»

Слайд «7»

  - Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь. (Буква проявляется).

Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (
живот). Какая буква пропущена?

По полям бегут ручьи на дороге …(лужи) Какая буква пропущена?

Скоро выйдут муравьи после зимней …(стужи). Какая буква пропущена?

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут … (мыши). Какая буква пропущена?

  – Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем?

 - Подчеркните орфограмму.

Молодцы!

  1. Станция «Здоровье».

Слайд «8»

Физкультминутка «Мыши»

  1. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.
  1.  Станция «Художественная». 

Слайд «9»

- Назовите предметы. (Моржи, машина. шишка, лыжи).

- Что произошло со словами?

- Какое правило вы должны вспомнить?

 - На какие 2 группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ)  

- Ваша задача записать слова комментированием.

 - МОРЖИ. Разделить на слоги и поставить ударение.  Найдите опасное место. Назовите орфограммы. Магнитная доска и карточки с обозначением звуков.

Зв. – букв. анализ:

В слове моржи 2 слога. ! слог МОР. В нём 3 звука. 1 звук М.2 звук А. Они образуют слияние.

Звук М – согл, зв, непар, тв.

Звук А – гл, безудар.

Звук Р – согл, зв, непар, тв.

2 слог ЖИ. В нём 2 звука. Они образуют слияние.

Звук Ж – согл, зв, пар, тв.

Звук Ы – гл, удар.

- МАШИНА. Разделить на слоги и поставить ударение. Найдите опасное место. Назовите орфограммы.

 - ШИШКА. Разделить на слоги и поставить ударение. Найдите опасное место. Назовите орфограммы.

 - ЛЫЖИ. Разделить на слоги и поставить ударение. Назовите орфограммы.

Молодцы!

        2.  Станция «Почтовая».

Слайд «10»

 - Нам пришло письмо от Незнайки.

3 команды. Командиры: Гусев Н., Гайсин Р., Подгорбунских Н. Составьте предложение из слов. Найдите и исправьте ошибки красным маркером.

  1. У машы жывёт рыжый кот.
  2. У кота пушыстый хвост.
  3. Кот любит душыстые ландышы.

 - Какие предложения получились? (Дети выходят со словами. Читает командир).

 - Проверка.

- Сколько слов в предложении?

 - Спишите 1 предложение.  У Маши живёт рыжий кот. Назовите основу предложения. (КОТ ЖИВЁТ).

 - Выделите орфограммы.

 - Поработайте карандашиками. Поставьте точки под буквами.

 - Найдите слово с мягким согласным. ЖИВЁТ.

 VII. Станция «Итоговая» 

Слайд №11

 - Какое правило мы с вами сегодня повторяли?

В сочетаниях жи – ши

Только и всегда пиши!

 - Прочитаем это правило вместе.

 VIII. Рефлексия

 - А теперь оцените сами свою работу. Помогите мне.

- Поднимите фигуру того цвета, который соответствует вашей оценке.

Слайд 12

  Я всё понял, мне было легко……                    

           

С заданиями я справился, но встретились   трудности…                                                                    

   (- А чьи ответы тебе помогали на уроке?)        

 Мне было трудно, многое не понял…

(- Где было трудно?)

        (у каждого на парте цветные фигуры, дети их поднимают и складывают в тетрадь)

Слайд №13

 Молодцы!

В награду -  конфеты в названии которых есть сочетания ЖИ – ШИ.

1 «Б» класс

Учитель: Кузнецова Людмила Александровна

Традиционная программа. Урок письма

Тема: Слова с сочетаниями жи – ши.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  1. Повторить изученное правило:  жи, ши, пиши с гласной и.
  2. Закреплять умение  видеть, слышать и применять правило на письме.
  3. Развивать орфографическую зоркость - умение видеть изученное правило на практике.
  4. Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.
  5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Воспитывать интерес  к предмету через различные виды деятельности.
  8. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно.

Карта движения

ши рокий

бежит

шаль

пила

душистый

служит

мышиный

живёт

стриж

пушистый

мишка

тина

Карта движения

широкий

бе жи т

шаль

пила

душистый

служит

мышиный

живёт

стриж

пушистый

мишка

тина

      Сказка        ложь,

да в ней

намёк,

- добрым

молодцам

урок.

шоколад

пуд

      рыжый

кот         .

У      кота

пушыстый      хвост

.           Кот    

любит

душыстые

ландышы

.  

васьки        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».2 класс. УМК 2100

Цели урока: 1. Формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих. 2. Формир...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН" 2 класс

Урок закрепления знаний по теме "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ.."...

"Правописание слов с сочетанием чк, чн", 1 класс

Конспект и презентация урока "Правописание слов с сочетанием чк, чн", 1 класс...

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ 1 класс

Систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИРазвивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь....

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с сочетаниями жи - ши». 1 класс

Технологическая карта урока «Правописание слов с сочетаниями жи - ши»....