"Правописание слов с сочетанием чк, чн", 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока "Правописание слов с сочетанием чк, чн", 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_.pptx356.11 КБ
Файл pravopisanie_slov_s_sochetaniem_chk_chn.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

н я х и к ч

Слайд 3

ч к н

Слайд 5

Ноч … ка Поч … ка Доч ... ка Ноч …ной Соч… ный

Слайд 6

Ночка п очка д очка н очной с очный

Слайд 7

Чк , чн пишется без ь

Слайд 8

Ряба, снесла, яичко, курочка Курочка Ряба снесла яичко.

Слайд 9

Жучка за внучку, внучка за бабку.

Слайд 10

[ чн ] [шн ] Точный Ску [ шн ]о Отличный Коне[ шн ]о Солнечный Наро [ шн ]о Цветочный яи [ шн ] ица

Слайд 11

Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно, не нарочно Вазу мамину разбил И уж вовсе не нарочно На ковёр кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь- то я послушный!

Слайд 12

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Слайд 13

редька ночьной деньки ласточка мучьной птичька



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в форме технологической карты,

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями чк, чн».

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн.

Задачи:

образовательные: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН,  учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова).

развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • умение внимательно слушать, оценивать, принимать мнение своего одноклассника.

Познавательные УУД:  

  • умение анализировать, рассуждать.

Коммуникативные УУД: 

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: 

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Планируемые результаты:

личностные:

     • проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

     • понимают причины успеха в учебной деятельности;

регулятивные:

• определяют цель деятельности на уроке;

• учатся работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные:

• слушают и понимают речь других;

• договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент.

1.Приветствие

2.Проверка готовности класса.

3.Эмоциональный настрой на урок.

Цель:Позитивно настроить на работу

-Прозвенел звонок.

Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята!

-Тихо садятся девочки и еще тише садятся мальчики.

-Молодцы, все сели бесшумно.

-Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Минутка чистописания

Цель: Развивать навык каллиграфического письма

-В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

н я ч х  и к

- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает только мягкий звук?

- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным?

- Какая буква обозначает сонорный звук?

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания.

Ч К Н

-Запишите эти буквы с новой строки с маленькой буквы, чередуя.

-Подчеркните 3 самые красивые буквы.

-Кто закончил – покажите посадкой.

- Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых встретятся эти звуки.

Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

-Назовите эти слова. ( тетрадочка, ручка)

-Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Подведение к определению темы и цели урока.

- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно!

-Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

-Итак, тема нашего урока: «ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН».

Регулятивные:

самостоятельно формулировать цель урока;

принимать и сохранять учебную задачу.

V. Изучение нового материала .

1. -Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

-Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

- Помогите Незнайке, подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова?

-Почему?

- Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук.

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую, подчеркните сочетание чк и чн.

-Посмотрите на слайд, прочитаем хором правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

«Чк, чн пишется без ь знака»

-Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

2. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

-  Посмотрите на слайд! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

- Прочитайте их.

Ряба, снесла,  яичко, курочка

-Из какой это сказки?

- Вернем слова на свои места.

-Какое предложение у нас получилось?

-Совершенно верно.

- Какое правило мы должны помнить при записи предложения?

- Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

- Ещё, на какие слова следует обратить внимание.

-Почему?

- Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

- Молодцы.

- А из какой сказки вот это предложение:

-Жучка за внучку, внучка за бабку?

- Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

-Кто закончил – покажите посадкой.

3. Орфоэпическая минутка.

Слова с сочетанием чк всегда произносятся четко, а вот   сочетание чн в некоторых словах может прятаться, маскироваться. Пишется чн, а произносится шн.

Прочитаем слова правильно. (на слайде)

[ чн ]

[шн ]

Точный

Ску [шн ]о

Отличный

Коне[шн ]о

Солнечный

Наро[шн ]о

Цветочный

яи[шн ] ица

- Чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения. (на слайде)

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

4. ФИЗМИНУТКА

-Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

  ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

-Садитесь.

- Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется

-ч, й

- Курочка Ряба снесла яичко.

-Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку

-кличка

-чк

-Репка

Регулятивные:

выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Коммуникативные:

постановка вопросов; формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение. Познавательные

строить сообщения в устной форме;

структурирование знаний.

VI.Закрепление изученного материала

1. -Сейчас я буду называть предмет, а вы произносите его название ласково и это слово записываете через запятую, подчеркиваете сочетания.

белка                    яблоко                                      

ёлка                      птица          

рука                       туча                                            

собака                   щука

-Посмотрите на слайд, проверьте.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

2. Тест.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка. Запишите на листочках, которые у вас на партах, номера этих слов.

  1. птичька
  2. редька
  3. ночьной
  4. деньки
  5. ласточка
  6. мучьной

-По моей команде поднимите вверх листочки?

-Моллодцы!

-Почему не пишем ь?

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

-Наш урок подходит к концу.

-Над какой темой работали?

– Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным?

– Какое задание вызвало затруднение?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

- За что ты можешь себя похвалить?

- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы! Думаю, вы поделитесь с родителями впечатлением об уроке.

-Посмотрите на дерево, на доске.

-Нужно на яблоньку повесить те яблочки, на которых правильно написаны слова с орфограммой, которую мы изучали на этом уроке.

-Каждый выходит, берет яблочко и говорит: нужно прикреплять яблочко или нет.

Слова: точька, девочка,дочька, печка, кочка, речка, удочька, булочка, птичка, почька, тучька, колечко.

( Кто правильно яблочко повесил - красный кружок, допустил ошибку – синий).        

        

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Урок по русскому языку в 1 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».

Использование на уроке загадок, кроссвордов помогают отработать с детьми правописание слов с "жи - ши", а также расширить свой кругозор и обогатить словарный запас....

Урок русского языка в 1 классе "Правописание слов с сочетаниями жи, ши".

На уроке прослеживается межпредметная связь (русский язык - окружающий мир), уделяется большое внимание развитию речи и творческой активности....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Разработка урока во 2 классе.Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»

Тема урока во 2 классе: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши». Полякова...

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"  Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло...