Конспект урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку по теме

Гасанова Мая Фируддин кызы

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Этот конспект также я составляла для дочери! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Цель   урока:  Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;

развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Задачи:

 -добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»

-развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

-активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование  к  уроку: карточки с буквами,  опорные  таблицы по  теме.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный  момент.  Эмоциональный  настрой учащихся.





- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Здравствуйте дети, я Сабина Шахиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по - середине запишите число и месяц  ,классная работа.





Приветствие учителя и гостей.

Открывают тетради и записывают.


28 марта, Классная работа.


2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация  знаний. Постановка проблемы.

1.Минутка чистописания.
Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)

- внимание , глаза на доску (пишу буквы Е Ё Ю Я на доске в строчку, соединёно)
-что дальше будем делать? Как вы думаете?
-а почему это словарные слова?
(пишу на доске слово Словарь:)
- а какие словарные слова вы знаете?
вызываю ребёнка к доске и он пишет одно словарное слово на доске, ставит ударение (хорошо)
-какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово)
-какое ещё слово знаем? (ученица)

-с каким словом вы ещё знакомы? (учитель)

-итак, открываем учебник, с 61.
-что первое бросилось в глаза, какое слово?
-давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?

-и что же нужно поставить в конце предложения?
-это новое слово вам нужно знать и выучить.

-а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?

-сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.

-скажите, сколько букв в алфавите?
-сколько букв обозначают гласные звуки?
-сколько букв обозначают согласные звуки?
-какие буквы не обозначают звука?
                                 


Настраиваются на урок.

Е, Ё, Ю, Я



Писать словарные слова.

-Потому, что их нельзя проверить.

Дети записывают в тетради слово Словарь:

-Хорошо, ученик, ученица, учитель.

-Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.

- ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 2 слог.


Деревня (Слайд )


-ударение падает на 2 слог


-точку



Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.

16 словарных слов
33

10

21

Ъ, Ь

3

Работа  по  теме  урока





















Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и баюкать,

Но не желают шипеть и молчать.


Гласный звук состоит только из голоса.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.


Гласный звук образует слог: у|че|ник.
-Назовите гласные звуки.

-Назовите буквы для обозначения гласных звуков.

Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами - «именинницами», которые имеют три секрета.
Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.


1)Первый  секрет вы  сможете  открыть  прямо  сейчас. Вам  нужно  только  назвать эти  буквы по  именам.

 -О каких же знакомых буквах идет речь?

Я буду показывать их,  а  вы  хором  называть (показываю  только  строчные  буквы е, ё, ю, я)

-Сколько  звуков  услышали  в  имени  каждой  буквы?

-Вот  это  и  есть  первый  секрет. В названиях  букв е. ё, ю, я слышится по  два звука. 

-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?



2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .

 Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.                                                         

 - Что обозначает слово ел?                                                              

 - Какой звук обозначает буква е в слове ел?

 

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и …..



-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.

 -А для чего нам нужны эти заглавные буквы?

 -Давайте вспомним нашу рифмовку

 «Имена, фамилии, клички, города.

 Все с заглавной буквы

 Пишутся всегда»

 


3)Третий секрет этих букв  я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:

Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], осёл [ос’о́л], сюда [с’уда́];
- сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука.


Физкультминутка

От зеленого причала

 Наша яхта отплыла.

 Она назад пошла сначала,

 А потом вперед пошла.

 Друг на друга посмотрите,

 Руки в стороны держите.

 Даже качки не боимся,

 На свои места садимся.


Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов.


1.Тренировка в чтении.  

Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.

Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.


 2. Ёжик и ёлка похожи? Чем?


3. Работа по карточками.

Раздаю работы на листочках.
-пишем фамилию, имя с большой буквы и класс.

Выполняем задание на листочках.


.













А, о, и, ы, у, э

А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я

Букв больше, чем звуков.










Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а)


два



Й







(в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)




Действие

( Действие)

 ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

(в словах эта буква может обозначать 2 звука).




( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)





Называют слова.









Выполняют движения в соответствии с текстом.










Дети говорят слова.







Звук Ё в начале слова стоит и обозначает два звука. И они оба имеют «иглы».


Дети  подписывают свои листочки.

4

Итог урока




Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:




– Давайте еще раз вспомним, в чем секреты букв е, ё, ю, я.


 Приведите примеры.

А когда эти буквы обозначают два звука?


Приведите примеры.

 

 

Молодцы! Всем спасибо за старание!

Я узнал …  

Я понял…..

Мне интересно …

 Я хочу узнать ….

Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.

Лег, печка, мясо, люстра и т.д.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.

Маяк, каюта, юла.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...


 

Комментарии

Слободян Елена Анатольевна

Хорошие конспекты уроков. Ясно прослеживаются все этапы урока, логично, четко. Только один вопрос: почему не представили вместе с конспектом урока и презентации? Было бы здорово.

Гасанова Мая Фируддин кызы

Спасибо за хороший отзыв! К сожалению, я не могу их загрузить(( Пишут,что весит больше чем положено! Вроде сжимала материал, но все-равно не загружается.

Елена Николаевна Каменева

Поддерживаю Елену Анатольевну! конспект очень хорош! будем ждать презентацию.;)

Гасанова Мая Фируддин кызы

спасибо, надо порыться в компе, если доочь не удалила( Все,что уже сдала, она безжалостно удаляет! А конспекты у меня в папке были, потому и сохранились!