Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование представлений о тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык
Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш. МОАУ «СОШ № 4 г.Соль- Илецка»
Класс: 2
Учебник: М.С.Соловейчик Русский язык «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.
Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представлений о тексте.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - предложения, электронное оснащение: презентация, карточки для работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», рабочие тетради, толковые словари.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Орг. момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места. | - Подарите улыбку друг другу, учителю. - Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради. | Учащиеся оформляют запись в тетради. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. |
II. Мотивация к учебной деятельности. Слайд№1 | Портрет А.С. Пушкина и стихотворение: О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт-сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг… -Что означают слово просвещение? Гений? Парадокс? -Где можно узнать о значении этих слов? Найдите в словаре данные слова. Прочитайте, что они означают. Учитель: -Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? Учитель: -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. | Работа с толковым словарём. - В толковом словаре. Учащиеся ищут слова и читают их значения. Просвещение-образование; Гений – очень одаренный человек; Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу -Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | Л2 - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства. |
Л1- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П1- осознавать познавательную задачу. | |||
III. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | - Но для начала восстановим логическую цепочку из слов: Предложение – звуки – слова. -Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении. | Дети на доске восстанавливают: Звуки – слова – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении.
Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | П4- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К4- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П7- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | Ребята посмотрите на экран, и назовите автора и само произведение. - Ученикам одной школы предложили рассказать о данном произведение послушайте, что они рассказали: « В сказочной стране жили маленькие человечки.», « В одной стране жили малыши». -Всё понятно из данного рассказа о жителях городка? Почему? -А если одного предложения мало? Что тогда делать? Прочитайте предложение, записанное на доске. В одном сказочном городе жили коротышки. Учитель: -Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли? Учитель: -Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать? | - Н.Носов «Приключение Незнайки». -Нет. -Потому что мы услышали одно предложение. Учащиеся читают предложение: В одном сказочном городе жили коротышки. -Нет, не понятно. Мы ждем продолжение мысли. Дети: -Почему их назвали коротышками? | П2- читать и слушать, извлекать нужную информацию; П- умение отвечать на вопросы; К2-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения , культуры речи; П7- сравнивать, находить общее. |
V. Работа над новой темой. Слайд №3 VI.Словарная работа. | Учитель: -Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. -Объясните свой ответ. Учитель: - Уточните и дополните своё рассуждение. С.120, упр.235 Читаем хором. Учитель: - Вместе с Незнайкой побываем в городе коротышек. Учитель: -Решите в задачнике: Задачник – с. 56, №236 - Теперь предложения продолжают мысль или нет? Учитель: - Если мысль развивается, покажите это стрелкой от предложения к предложению. Учитель: - Что нового сообщает каждое предложение? - А знаете ли вы этих коротышек? Учитель: -Кто был самым умным? - Знайка просит вас прочитать сообщение на с.120 и сказать, какое новое научное слово вы узнали. Что им называют? - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Открываем карточку со словом «ТЕКСТ», вставляем в логическую цепочку. ЗВУКИ – СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕКСТ. Учитель: - Докажите правильность наших действий. - Где мы пользуемся текстом? Для чего нужен текст? Как предложения связаны между собой в тексте? - А с чем сравнивают коротышек? -Вам знакомо написание этого слова? - Давайте запишем слово огурец на отдельной строке. Как будем писать? Почему? - А как узнаем написание данного слова? - Где можно узнать происхождение слова огурец? - Найдите значение слова в словаре. | Дети: - Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение на с.120 упр.235 Учащиеся работают в задачнике. - Да. Дети показывают стрелкой. Разбор предложений. Дети называют персонажей повести Н. Носова. - Знайка. Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором). - Новое для нас слово текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Дети: - Текст-это несколько предложений, в котором говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - С огурцом. - Нет. Запись слова на новой строке. - С «окошком». .гурец - Мы не знаем, какую корневую безударную гласную. - Надо узнать происхождение слова. - В этимологическом словаре. Учащиеся работают со словарём. | П5-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. П3- структурировать информацию, фиксировать её различными способами. |
VII. Физминутка доктора Пилюлькина. Слайд №4 | Точечный массаж. 1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»). 2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние). 3.Парные точки в височных ямках. | Выполняют действие. | К-умение слушать и понимать речь. |
VIII. Первичное закрепление, работа в парах. IX. Включение в систему знаний и повторение. | Учитель: - А кто в городе коротышек был самым необразованным? Учитель: - Знайка и Незнайка приготовили вам задание. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Сравните две записи. Есть ли среди них текст. Как вы это узнаете? Задание на с. упр.239, с. 121. - Что необходимо напомнить Незнайке о тексте? На с.120 читаем сведения. - Итак, есть среди записи текст? Учитель: - Пропустите строку и спишите текст, пользуясь памятками 1 и 4. Учитель: - Озаглавьте. О чём? (о ком?) в нём говорится? Учитель: - Можно ли озаглавить другую запись? Почему? - Выпишите из неё предложения не про кита по памятке 1. - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Что мы с вами должны сделать дальше? - Карточки, которые лежат у вас на партах, принесли вам Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Ваша задача - определить является ли данная запись текстом. №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путники отдыхали на скамейке. №3. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! №4. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! - Почему? | Дети: - Незнайка. Учащиеся работают в парах. Учащиеся повторяют сведения о тексте. Дети выполняют упр.239, с. 121. Дети: - Да, есть это вторая запись. Потому что в ней говорится о ките. Из неё мы узнали о том, что кит это рыба и что длина 30 метров. Предложения связаны друг с другом по смыслу. Каждое последующее развивают общую мысль. Из одного предложения вытекает следующее. Учащиеся повторяют памятки и списывают текст. - В тексте говорится о ките. Дети записывают заголовок. Кит. Дети: - Нет, нельзя. Это не текст. Здесь в каждом предложении говорится о разных животных. Предложения не связаны между собой по смыслу. Учащиеся выполняют задание. - Этот материал войдёт в нашу копилку знаний. -Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. - №2 и №4-это не тексты. - Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же. Учитель: -Поможем Незнайке дополнить предложение, чтобы речь шла об одном и том же. | К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, участвовать в работе группы; К4 – вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. К5- допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. |
XI. Итог урока, рефлексия. | - Какие открытия сделали на уроке? Что узнали нового, чего раньше не знали? Как вы открывали новые знания? Что вам помогло открыть новое знание? - Оцените свою работу. Если урок понравился, всё понятно нарисуйте улыбку, если нет - ротик грустный. | Учащиеся рисуют улыбку на смайликах. | Р4 – адекватно оценивать свои достижения. |
предложения
звуки
слова
текст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
урок русского языка во 2 классе по теме"А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "Текст".
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...
Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс
Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...
А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"
Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония"....
Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний
Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний...
Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языкаТема: Однородные члены предложенияЦели деятельности учителя: формирование умения находить в предложении однородные члены; Планируемые результатыПредметные: знат...