урок русского языка во 2 классе по теме"А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "Текст".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Басюк Екатерина Петровна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

 « А ЕСЛИ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МАЛО?  ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ТЕКСТ».

УЧИТЕЛЬ: БАСЮК Е.П.

Тема:  «А  если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст».

Цели:

- формирование представлений о тексте; развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие коммуникативных качеств личности учащихся;

- воспитание чуткого отношения к птицам .

                                                      ХОД УРОКА:

1.Организационный  момент.

а)Дети, сегодня на уроке русского языка у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их своей милой улыбкой.

б)пальчиковая гимнастика

б)пальчиковая гимнастика.

Мизинцы. Желаю

Безымянные. Большого

Средние. Успеха

Указательные. Везде

Большие. И во всем.

2.Запись числа, вида работы с обозначение орфограмм.

    24 ноября.

Классная работа.

3. Работа по развитию орфографической зоркости

(нахождение и обозначение орфограмм _ или  .  ).

Бежит, час,  почки, больной, Дарья,  слива, море  посинело.

4.Работа со словарными словами.

а) вставить пропущенные буквы.

б) Составьте предложение, используя эти слова, запишите его по памятке 4. Дайте характеристику предложения по цели и интонации.

- Как пришлось поступить, чтобы из слов составить предложение?

Слайд 1.

   Р…бята, с..рока, в…робей, …бед.

Ребята накормили вкусным обедом воробьев и сорок. (повеств., невоскл.)

Добавить другие слова, чтобы  выразить мысль, изменить форму некоторых слов.

5.Работа по теме урока.

а)восстановите логическую цепочку из слов.

Предложение, звуки, слова.

Обоснуйте свои  мысли.

- Что вы знаете о предложении? Что оно выражает?

- Из  чего  состоит предложение?

-Как обозначается начало предложения и  конец?

б)физминутка.

в)Постановка проблемы урока.

- Итак, вы сказали, что предложение выражает законченную мысль. А если одного предложения мало для выражения мысли? Что делать тогда?

В учебнике на с. 108 авторы задают  Вам тот же вопрос, а мы  выполним ряд заданий, чтобы открыть еще один секрет русского языка и грамотно ответить на вопрос: «А если одного предложения мало, чтобы выразить мысль? Что делать тогда?

И начнем свои наблюдения  выполнения задания 234.

-Прочитайте предложение.

- Ждете продолжения мысли?

- А может ли  следующее предложение быть продолжением?

-Как, по – вашему, стоит поступить, если одного предложения мало? Что необходимо для продолжения мысли?

- А подойдут любые?

- Уточнить правильность ваших рассуждений вы можете в упр. 235 с. 109.

- Хотите вместе с Незнайкой побывать в городе коротышек? Тогда выполним упр. 236.

- Как развивали мысль?

- По какому правилу?

- Кто знает, как называют несколько предложений об одном и том же?

-  Прочтите сведения упр.238 и назовите новое научное слово. Что им называют?

- Каким словом мы можем дополнить нашу логическую цепочку звуки-слова - предложение?

 

- Как теперь ответите на вопрос: А если одного предложения мало, чтобы выразить мысль? Что надо делать?

г) закрепление.

- А Вам знакомы эти коротышки? Вы читали о них?

- Кто написал повесть о них?

- Кто был самым умным?

-А кто был самым необразованным?

- Карточки, которые лежат у вас на  партах принесли вам  Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты.

Ваша задача: при работе в паре определить, где правильно выполнено задание, а где нет. Правильно составленные тексты записать в свою тетрадь и решить  орфографические задачи.

- проверка работы в группах (карточки 1 и 2).

- проверка карточки 3.

- Если в тексте побудительное предложение?

- К чему оно призывает?

-Кто из вас это делает? Как?

- Есть ли в тексте слова из семейки родственных слов?

Слайд 2.

Звуки – слова – предложения.

-Из звуков состоят слова, а из слов предложения.

- Предложение выражает законченную мысль.

- Предложение состоит из слов, связанных между собой.

- Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

- Составить еще 1 или 2 предложения.

Слайд3.

В одном сказочном городе  жили коротышки.

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Дети.-  Нет. Это предложение про Незнайку, а мы хотели узнать почему их так назвали. Мысль не продолжается, не развивается.

- Нужно продолжить развивать эту мысль в других предложениях.

- Нет. В них надо уже говорить о том, о чем речь уже шла.

Слайд4.

    В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый был с небольшой огурец.

-  Строили другие предложения.

- Чтобы в них говорилось о том же.

- Текст. ( возможно ответа не будет).

-Новое научное слово текст. Им называют несколько предложений об одном и том же.

- Словом текст.

 - Надо составлять текст.

Карточка 1.

       Пришла  морозная зима. Зимой в лесу стало тихо. Уснул..  даже дерев?я.

      Дерев?я в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путешественники отдыхал..  на скамейке.

Карточка 2.

    Лес корми..  зверей и птиц. В лесу и люди собираю…   ягоды и грибы. Там же и зверьк..   делаю..  свои запасы.

     

         Хороший осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Катрочка 3.  

Слайд 5.

   Наступаед зимо. В зимние дни особенно трудно  жыть птичькам.  Помогите  птицам зимой!

Кошка свернулась клубочьком. Собаку зовут каштанка.  Корова зорька пасется на лугу.

- Помогите птицам зимой!

- Помогать птицам.

- я. ……

- зима, зимние, зимой.

-птицам, птичкам.

6.Рефлексия. Что понравилось на уроке?

- С каким научным словом познакомились на уроке?  Что о нем можете рассказать?

- Где Вам пригодятся знания о тексте в жизни?

- Открывать новые знания.

-Со словом текст. Это несколько предложений об одном и том же.

- Каждый день,  нам нужно о чем – то или о ком – то рассказать, описать что – то,  написать письмо или записку и т.д.

7. Оценка работы класса, учащихся.

Кому на уроке было все понятно – поднимите красную фишку.

Кто испытывал какие- то трудности – желтую.

А кому было очень тяжело и непонятно – коричневую.

Домашнее задание. а)   Упр.239 с разъяснением.

б) на столе лежат листочки. На них я начала свою мысль

Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное…. , но не закончила и не развила ее.  Кто желает дома поработать над этой мыслью, возьмите и поработайте с ней. Составьте текст из 2-3 предложений и запишите  его по памятке 4.

Карточка 1.

       Пришла  морозная зима. Зимой в лесу стало тихо. Уснул..  даже дерев?я.

      Дерев?я в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путешественники отдыхал..  на скамейке.

___________________________________________________________________________

Карточка 2.

    Лес корми..  зверей и птиц. В лесу и люди собираю…   ягоды и грибы. Там же и зверьк..   делаю..  свои запасы.

     

         Хороший осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

   Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное слово…..

   

Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное слово…..

   



Предварительный просмотр:

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

 « А ЕСЛИ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МАЛО?  ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ТЕКСТ».

УЧИТЕЛЬ: БАСЮК Е.П.

Тема:  «А  если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст».

Цели:

- формирование представлений о тексте; развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие коммуникативных качеств личности учащихся;

- воспитание чуткого отношения к птицам .

                                                      ХОД УРОКА:

1.Организационный  момент.

а)Дети, сегодня на уроке русского языка у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их своей милой улыбкой.

б)пальчиковая гимнастика

б)пальчиковая гимнастика.

Мизинцы. Желаю

Безымянные. Большого

Средние. Успеха

Указательные. Везде

Большие. И во всем.

2.Запись числа, вида работы с обозначение орфограмм.

    24 ноября.

Классная работа.

3. Работа по развитию орфографической зоркости

(нахождение и обозначение орфограмм _ или  .  ).

Бежит, час,  почки, больной, Дарья,  слива, море  посинело.

4.Работа со словарными словами.

а) вставить пропущенные буквы.

б) Составьте предложение, используя эти слова, запишите его по памятке 4. Дайте характеристику предложения по цели и интонации.

- Как пришлось поступить, чтобы из слов составить предложение?

Слайд 1.

   Р…бята, с..рока, в…робей, …бед.

Ребята накормили вкусным обедом воробьев и сорок. (повеств., невоскл.)

Добавить другие слова, чтобы  выразить мысль, изменить форму некоторых слов.

5.Работа по теме урока.

а)восстановите логическую цепочку из слов.

Предложение, звуки, слова.

Обоснуйте свои  мысли.

- Что вы знаете о предложении? Что оно выражает?

- Из  чего  состоит предложение?

-Как обозначается начало предложения и  конец?

б)физминутка.

в)Постановка проблемы урока.

- Итак, вы сказали, что предложение выражает законченную мысль. А если одного предложения мало для выражения мысли? Что делать тогда?

В учебнике на с. 108 авторы задают  Вам тот же вопрос, а мы  выполним ряд заданий, чтобы открыть еще один секрет русского языка и грамотно ответить на вопрос: «А если одного предложения мало, чтобы выразить мысль? Что делать тогда?

И начнем свои наблюдения  выполнения задания 234.

-Прочитайте предложение.

- Ждете продолжения мысли?

- А может ли  следующее предложение быть продолжением?

-Как, по – вашему, стоит поступить, если одного предложения мало? Что необходимо для продолжения мысли?

- А подойдут любые?

- Уточнить правильность ваших рассуждений вы можете в упр. 235 с. 109.

- Хотите вместе с Незнайкой побывать в городе коротышек? Тогда выполним упр. 236.

- Как развивали мысль?

- По какому правилу?

- Кто знает, как называют несколько предложений об одном и том же?

-  Прочтите сведения упр.238 и назовите новое научное слово. Что им называют?

- Каким словом мы можем дополнить нашу логическую цепочку звуки-слова - предложение?

 

- Как теперь ответите на вопрос: А если одного предложения мало, чтобы выразить мысль? Что надо делать?

г) закрепление.

- А Вам знакомы эти коротышки? Вы читали о них?

- Кто написал повесть о них?

- Кто был самым умным?

-А кто был самым необразованным?

- Карточки, которые лежат у вас на  партах принесли вам  Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты.

Ваша задача: при работе в паре определить, где правильно выполнено задание, а где нет. Правильно составленные тексты записать в свою тетрадь и решить  орфографические задачи.

- проверка работы в группах (карточки 1 и 2).

- проверка карточки 3.

- Если в тексте побудительное предложение?

- К чему оно призывает?

-Кто из вас это делает? Как?

- Есть ли в тексте слова из семейки родственных слов?

Слайд 2.

Звуки – слова – предложения.

-Из звуков состоят слова, а из слов предложения.

- Предложение выражает законченную мысль.

- Предложение состоит из слов, связанных между собой.

- Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

- Составить еще 1 или 2 предложения.

Слайд3.

В одном сказочном городе  жили коротышки.

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Дети.-  Нет. Это предложение про Незнайку, а мы хотели узнать почему их так назвали. Мысль не продолжается, не развивается.

- Нужно продолжить развивать эту мысль в других предложениях.

- Нет. В них надо уже говорить о том, о чем речь уже шла.

Слайд4.

    В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый был с небольшой огурец.

-  Строили другие предложения.

- Чтобы в них говорилось о том же.

- Текст. ( возможно ответа не будет).

-Новое научное слово текст. Им называют несколько предложений об одном и том же.

- Словом текст.

 - Надо составлять текст.

Карточка 1.

       Пришла  морозная зима. Зимой в лесу стало тихо. Уснул..  даже дерев?я.

      Дерев?я в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путешественники отдыхал..  на скамейке.

Карточка 2.

    Лес корми..  зверей и птиц. В лесу и люди собираю…   ягоды и грибы. Там же и зверьк..   делаю..  свои запасы.

     

         Хороший осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Катрочка 3.  

Слайд 5.

   Наступаед зимо. В зимние дни особенно трудно  жыть птичькам.  Помогите  птицам зимой!

Кошка свернулась клубочьком. Собаку зовут каштанка.  Корова зорька пасется на лугу.

- Помогите птицам зимой!

- Помогать птицам.

- я. ……

- зима, зимние, зимой.

-птицам, птичкам.

6.Рефлексия. Что понравилось на уроке?

- С каким научным словом познакомились на уроке?  Что о нем можете рассказать?

- Где Вам пригодятся знания о тексте в жизни?

- Открывать новые знания.

-Со словом текст. Это несколько предложений об одном и том же.

- Каждый день,  нам нужно о чем – то или о ком – то рассказать, описать что – то,  написать письмо или записку и т.д.

7. Оценка работы класса, учащихся.

Кому на уроке было все понятно – поднимите красную фишку.

Кто испытывал какие- то трудности – желтую.

А кому было очень тяжело и непонятно – коричневую.

Домашнее задание. а)   Упр.239 с разъяснением.

б) на столе лежат листочки. На них я начала свою мысль

Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное…. , но не закончила и не развила ее.  Кто желает дома поработать над этой мыслью, возьмите и поработайте с ней. Составьте текст из 2-3 предложений и запишите  его по памятке 4.

Карточка 1.

       Пришла  морозная зима. Зимой в лесу стало тихо. Уснул..  даже дерев?я.

      Дерев?я в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые путешественники отдыхал..  на скамейке.

___________________________________________________________________________

Карточка 2.

    Лес корми..  зверей и птиц. В лесу и люди собираю…   ягоды и грибы. Там же и зверьк..   делаю..  свои запасы.

     

         Хороший осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

   Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное слово…..

   

Сегодня на уроке я узнал(а) новое научное слово…..

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте....

План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией.

В данном материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией. Конспект разработан...

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"

Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония"....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Русский язык 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало?

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Метапредметные планируемые результаты: ПУУД:*действия постановки и решения проблем-формулирование проблемы -самостоятельн...