А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Учебник: М.С.Соловейчик Русский язык  «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.

Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о тексте.

Задачи:

- формулируют цель деятельности на уроке (с помощью учителя); осуществляют самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- проявляют интерес к урокам русского языка, готовность преодолевать школьные затруднения;

- анализируют материал с целью выделения главных признаков текста, обобщают, сравнивают, строят логическую цепь рассуждений, приводят доказательства высказанной мысли;

- выражают, с достаточной полнотой, свои мысли; владеют монологической и диалогической речью.

Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов,  компьютер, презентация, карточки для  работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», рабочие тетради.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

Проверка готовности рабочего места.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно.

- Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради.

Организуют свое  учебное  место (Р).

II. Мотивация к учебной деятельности

Какое название носит наш учебник?

Почему его так назвали?

Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Проявляют положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения (Л).

III. Актуализация опорных знаний

и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Но для начала восстановим логическую цепочку из слов:

Предложение – звуки – слова - слоги

-Каким, словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

Проводят  анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение (П).

Вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К).

Дети на доске восстанавливают:

Звуки – слоги - слова – предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

IV.Фиксация затруднения. Определение темы урока.

Ребята посмотрите на экран, и назовите автора и само произведение (слайд №2).

- Ученикам одной школы предложили рассказать о данном произведение послушайте, что они рассказали: « В сказочной стране жили маленькие человечки» (слайд №3).

-Всё понятно из данного рассказа о жителях городка? Почему?

-А если одного предложения мало (слайд №4)? Что тогда делать? Это предстоит вам узнать на уроке.

- Вернемся к предложению о человечках (слайд №5).

-Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли?

Учитель:

-Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать?

Читают и слушают, извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы (П).

Участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняют принятые нормы речевого поведения, культуры речи (К).

V. Построение  проекта выхода из затруднения.

VI.Словарная работа.

Учитель:

-Может ли следующее предложение быть таким (слайд №6):

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

-Объясните  свой ответ.

Учитель:

- Уточните и дополните своё рассуждение.

С.120, упр.235 Читаем хором.

- Любое предложение подойдет для продолжения рассказа?

- Так чему будем учиться?

- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль.

Задачник – с. 56, №236

- Если в следующем предложении мысль развивается, будем показывать это стрелкой от предложения к предложению.

Читаем хором (слайд №7).

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении? В третьем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.120 и скажите какую новую единицу речи мы получили. Знайка просит вас прочитать сообщение на с.120 и сказать, какое новое научное слово вы узнали. Что им называют?

- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

ЗВУКИ –СЛОГИ-  СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕКСТ.

Текст – новый открытый вами секрет.

- Где мы пользуемся текстом? Для чего нужен текст? Как предложения связаны между собой в тексте?

- А с чем сравнивают коротышек?

-Вам знакомо написание этого слова?

- Давайте запишем слово огурец на отдельной строке. Как будем писать? Почему?

- А как узнаем написание данного слова?

Ориентируются в учебнике, находят нужную информацию (П).

Структурируют информацию, фиксируют  её различными способами (П).

Участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняют принятые нормы речевого поведения, культуры речи (К).

VII. Физминутка

 

Физминутка доктора Пилюлькина.

Выполняют действие.

Умеют слушать и понимают речь других (К).

VIII. Первичное закрепление, работа в парах.

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

- А кто в городе коротышек был самым необразованным? А самым умным? (слайд №8).

- Знайка и Незнайка приготовили вам задание. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты (задание на с. упр.239, с. 121) .Сравните две записи.  Какую из них составил Незнайка, а какую Знайка? Почему? Есть ли среди них текст. Как вы это узнаете?

- Что необходимо напомнить Незнайке о тексте?

На с.120 читаем сведения.

- Итак, есть среди записи текст?

- Пропустите строку и спишите текст, пользуясь памятками 1 и 4.

Учитель:

- Озаглавьте. О чём?  (о ком?) в нём говорится?

Учитель:

 - Можно ли озаглавить другую запись? Почему?

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Что мы с вами должны сделать дальше?

- Карточки, которые лежат у вас на партах, принесли вам Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Ваша задача -  определить является ли данная запись текстом. Работать вы будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнения каждого.

№1.

Лес кормит людей, зверей и птиц.

Люди собирают ягоды, грибы.

И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

№2.

Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

№3.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание веселым!

№4.

Хорош осенний лес!

Клюква растет на болоте.

Мойте руки перед едой!

- Почему?

Проверка с помощью сигнальных карт.

Участвуют  в диалоге, отвечают на вопросы, участвуют в работе группы;

 Вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность;

Допускают  возможность различных точек зрения,  высказывают и аргументируют  свою позицию (К).

-

XI. Итог урока, рефлексия.

- Какие открытия сделали на уроке? Что узнали нового, чего раньше не знали? Как вы открывали новые знания? Что вам помогло открыть новое знание?

- Оцените свою работу. Если урок понравился, всё понятно нарисуйте улыбку, если нет - ротик грустный.

Оценивают свои достижения (Р).



Предварительный просмотр:

№1 Лес кормит, зверей и птиц.

       Люди собирают ягоды, грибы.

        И каждый зверек делает свои запасы.

№2  Деревья в парке были большие.

        За полем виднеется деревня.

        Усталые путники.

№3  На улице жара.

      В такую жару Глеб и Олег отправились    на пляж.

       Море было теплым, а купание веселым!

№4  Хорош осенний лес.

         Клюква растет на болоте.

        Мойте руки перед едой.

№1 Лес кормит, зверей и птиц.

       Люди собирают ягоды, грибы.

        И каждый зверек делает свои запасы.

№2 Деревья в парке были большие.

       За полем виднеется деревня.

       Усталые путники.

№3  На улице жара.

       В такую жару Глеб и Олег отправились  на пляж.

       Море было теплым, а купание веселым!

№4   Хорош осенний лес.

        Клюква растет на болоте.

       Мойте руки перед едой.

№1 Лес кормит, зверей и птиц.

       Люди собирают ягоды, грибы.

        И каждый зверек делает свои запасы.

№2  Деревья в парке были большие.

        За полем виднеется деревня.

        Усталые путники.

№3   На улице жара.

      В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж.

       Море было теплым, а купание веселым!

№4  Хорош осенний лес.

         Клюква растет на болоте.

        Мойте руки перед едой.

№1 Лес кормит, зверей и птиц.

       Люди собирают ягоды, грибы.

        И каждый зверек делает свои запасы.

№2 Деревья в парке были большие.

       За полем виднеется деревня.

       Усталые путники.

№3  На улице жара.

       В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж.

       Море было теплым, а купание веселым!

№4   Хорош осенний лес.

        Клюква растет на болоте.

       Мойте руки перед едой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс УМК «Гармония» Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст». Подготовила учитель начальных классов Баранова М.М.

Слайд 3

В одном сказочном городе жили коротышки.

Слайд 4

А если одного предложения мало?

Слайд 5

В одном сказочном городе жили коротышки.

Слайд 6

В одном сказочном городе жили коротышки. В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Слайд 7

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте....

План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией.

В данном материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией. Конспект разработан...

Урок по русскому языку 2 кл УМК "Гармония". Тема: "Знакомство с понятием "текст". ( А если одного предложения мало?)

Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Задачи:личностные...

Русский язык 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало?

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Метапредметные планируемые результаты: ПУУД:*действия постановки и решения проблем-формулирование проблемы -самостоятельн...