Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass_zankov.docx | 97.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(образовательная система Л. В. Занков)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.
- Пояснительная записка
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка
как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;
- формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;
- наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности;
- изучение русского языка - включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Изучение предмета «русский язык» способствует решению следующих задач:
- формировать коммуникативную компетентность обучающихся – развитие речи школьников во всех её формах: внутренней и внешней (устной и письменной);
- формировать навыки грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека;
- формировать у обучающихся представление о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке;
- формировать языковое мышление детей, опирающееся на образное и логическое мышление;
- формировать сознательное отношение к языку как к ценности;
- развивать все виды речевой деятельности детей: умения писать и читать, слушать и
говорить, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
и письменные тексты-описания, и тексты - повествования небольшого объема;
- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся,
приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать
навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
- воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
II. Общая характеристика учебного предмета
В 3-м классе в полном объеме изучается состав слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс, главные и второстепенные члены предложения (второстепенные – с разделением
на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенном и нераспространенном, предложениях с однородными членами. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений. Учащиеся овладевают целым рядом орфографических навыков: правописанием отдельных суффиксов, безударных падежных окончаний существительных, правописанием о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц непроизносимых, удвоенных, звонких и глухих согласных (в середине слова), количественных числительных, гласных и согласных в приставках, соединительных о и е в сложных словах; а также пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения.
Программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность ее содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.
По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения. Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом, предмет «Русский язык » в 3-м классе изучается по пять часов в неделю, 34 учебные недели. Всего 170 часов в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
по русскому языку
ЛИЧНОСТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфоэпические правила и правила остановки знаков препинания (в объёме изученного);
- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
У обучающегося 3 класса будут сформированы
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-
познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия и на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными
в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы );
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ь (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко- буквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих: норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Обучающийся научится:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки прилагательных - род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ь;
- безударные окончания имен прилагательных;
- не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч.
по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- гласные в суффиксах -ик, -ек;
- соединительные гласные о, ев сложных словах;
- запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
V. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Русский язык» для 3-го класса включает следующие разделы:
№ | Тема раздела | Кол- во часов |
1. | Предложение. | 3 часа |
2. | Главные и второстепенные члены предложения. | 10 часов |
3. | Состав слова. | 31 час |
4. | Слова с двойными согласными. Сложные слова. | 11 часов |
5. | Парные согласные звуки в середине слова. | 10 часов |
6. | Слова с непроизносимыми согласными. | 8 часов |
7. | Словоизменение и словообразование. | 4 часа |
8. | Изменение имен существительных по падежам. Три склонение имен существительных. | 11 часов |
9. | Изменение имен существительных по падежам. Существительные 1-го склонения. | 20 часов |
10. | Второе склонение имен существительных мужского рода. | 13 часов |
11. | Второстепенный член предложения – дополнения. | 2 часа |
12. | Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. | 4 часа |
13. | Второе склонение имен существительных мужского и среднего рода. | 6 часов |
14. | Второстепенный член предложения – определение. Однородные члены предложения. | 11 часов |
15. | Существительные третьего склонения. | 8 часов |
16. | Имя числительное. | 6 часов |
17. | Текст. | 8 часов |
Итого | 166 часов | |
18. | Резерв. | 4 часа |
Итого | 170 часов |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Предложение... Цель: формирование умения различать предложения по цели высказывания и выделять грамматическую основу, создавать разные виды текстов с использованием разных видов предложений. Знать:
Уметь:
| |||
№ | Дата | Тема учебного занятия | Характеристика деятельности учащихся |
Предложения по цели высказывания. | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. | ||
Предложения восклицательные и побудительные. | |||
Предложения по цели высказывания. | |||
Практическое задание к разделу: составить таблицу «Виды предложений по цели высказывания и интонации" для одноклассников. | |||
Главные и второстепенные члены предложения. Цель: формирование умения находить главные и второстепенные члены предложения, дополнять нераспространенные предложения до распространенных: ознакомление учащихся с особенностями местоимений; развитие умения распознавать личные местоимения. Знать:
Уметь:
| |||
Подлежащее и сказуемое. | Распространять предложения по опорным словам. Различать предложения, слова и словосочетания. Самостоятельно находить в предложении грамматическую основу и словосочетания. Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Классифицировать предложение по цели высказывания, находить в тесте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Обозначать графически в предложении его грамматическую основу. Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопроса. Оценивать роль местоимений в тексте, выполнять замену повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимениями | ||
Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа предложения. | |||
Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и сказуемые, выраженные глаголами. Словарный диктант | |||
Подлежащее, выраженное местоимением. Самостоятельная работа по теме «Грамматическая основа предложения». | |||
Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме. | |||
Распространенные и нераспространенные предложения. | |||
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. | |||
Связь слов в предложении. Словосочетание. Тест по теме « Предложение». | |||
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | |||
Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Словарный диктант | |||
Практическое задание к разделу: составить схему «Главные и второстепенные члены предложения» и записать в тетрадь открытий. | |||
Состав слова. Цель: формирование умения различать и выделять корень в однокоренных словах; основные части слова, выделять приставку в словах, отличать предлог от приставки; познакомить с алгоритмом разбора слова по составу и использовать его при необходимости, а также формулировать словообразующую роль и значения приставок в словах, анализировать текст с установкой на поиск слов с заданными приставками, моделировать новые слова и объяснять их значения. Знать:
Уметь:
| |||
Состав слова. Корень. | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Объяснять способы изменения формы слова, действия изменения формы слова; роль и значение суффиксов/приставок; значение фразеологизмов. Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменимые слова в предложения; родственные слова и формы слова. Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом. Осуждать порядок действий при разборе слова по составу. Самостоятельно подбирать слова к данным схемам слова. Сравнивать роль приставки и предлога в речи; родственные слова по их лексическому и грамматическому значению. Обсуждать значения наиболее употребимых приставок и суффиксов Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава; текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. Моделировать слова заданного состава. Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием. Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. | ||
Однокоренные слова. | |||
Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов. | |||
Состав слова. Суффикс. Самостоятельная работа по теме «Суффикс» | |||
Написание слов с суффиксами – ЕК- и –ИК. | |||
Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов. | |||
Диалог, монолог. Словарный диктант | |||
Р.р. Обучающее изложение по теме «Котенок» | |||
Работа над ошибками. Образование новых слов при помощи суффиксов. | |||
Состав слова. Приставка – часть слова. | |||
Написание приставок ОТ -, ОБ -, О -, ПО -, ПРО -, ДО-, ПОД-. | |||
Правописание слов с приставками НАД -, НА -, ЗА-. | |||
Закрепление по теме «Разбор слов по составу». Проверочная работа по теме «Состав слова». | |||
Работа над ошибками. Состав слова. | |||
Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант. | |||
Разбор слов по составу. | |||
Приставка и предлог. | |||
Правописание приставок и предлогов. Самостоятельная работа по теме «Однокоренные слова». | |||
Р.р Изложение «Вороненок» | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание приставок и предлогов». | |||
Проверочная работа по теме «Правописание приставок и предлогов». | |||
Состав слова. Окончание. Словарный диктант. | |||
Начальная форма имен существительных. | |||
Разбор слов по составу. Окончание. | |||
Контрольный диктант за 1 четверть. | |||
Работа над ошибками. Состав слова. Основа слова. | |||
Безударные гласные в корне слов. Самостоятельная работа по теме «Безударные гласные». | |||
Разбор слов по составу. Тест по теме «Состав слова». | |||
Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных. Состав слова. Словарный диктант. | |||
Р.р Сочинение - рассуждение «Если бы я был волшебником». | |||
Анализ и редактирование сочинения. Разбор слов по составу. | |||
Практическое задание к разделу: составить алгоритм способа проверки гласных в суффиксах. | |||
Слова с двойными согласными. Сложные слова. Цель: ознакомление с понятием «сложные слова»; развитие умения применять соединительные гласные о и е в сложных словах, формирование умения моделировать сложные слова из простых, толковать значения полученных слов, выделять основные части слова, самостоятельно создавать мини-тексты с использованием сложных слов. Знать:
Уметь:
| |||
Слова с двойными согласными. | Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Осуждать порядок действий при разборе слова по составу. Самостоятельно подбирать слова к данным схемам слова. Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом. Объяснять значение фразеологизмов. Соотносить фразеологизмы и соответствующие им рисунки. Создавать собственные шуточные рисунки, основанные на буквальном понимании значения слов входящих в состав фразеологизма. | ||
Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными. | |||
Разбор слов с двойными согласными по составу. | |||
Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу. Словарный диктант | |||
Контрольный диктант по теме «Правописание слов с двойными согласными». | |||
Работа над ошибками. Слова с двойными согласными | |||
Образование сложных слов. Самостоятельная работа по теме «Слова с двойными согласными» | |||
Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. | |||
Правописание сложных слов. | |||
Контрольное списывание. | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание сложных слов» Словарный диктант | |||
Практическое задание к разделу: составить словарик с двойными согласными и сложными словами. | |||
Парные согласные звуки в середине слова. Цель: развитие умения распознавать слова с парными согласными, правописание которых нужно проверять. Знать:
Уметь:
| Разбор слов по составу. Урок обобщения и систематизации материала. | ||
Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного в середине слова | Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные); слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/ схему проверки орфограммы. Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов для заданной орфограммы. Совместно обсуждать алгоритм/ план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Ио пользовать результат обсуждения в практической деятельности. Взаимно- и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | ||
Образование слов с парными согласными в середине с помощью суффикса. Самостоятельная работа по теме «Парные согласные». | |||
Р.р Сочинение по картине И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой» | |||
Работа над ошибками. Правописание парных согласных звуков в середине слова. | |||
Парные согласные звуки в конце слова. | |||
Парные согласные звуки в конце и в середине слова. Словарный диктант | |||
Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова. | |||
Контрольное изложение по теме «Друг помог». | |||
Работа над ошибками. Правописание парных согласных. Тест по теме «Парные согласные в корне слова». | |||
Правописание парных звонких и глухих согласных. Самостоятельная работа по теме « Правописание парных согласных». | |||
Практическое задание к разделу: составить и предложить одноклассникам алгоритм проверки парных согласных в корне слова. | |||
Слова с непроизносимыми согласными. Цель: формирование умения образовывать слова с непроизносимыми согласными, применяя изученный способ, находить в тексте слова на данную орфограмму, осуществлять поиск информации о данных словах в словарях и справочниках. Знать:
Уметь:
| |||
Слова с непроизносимыми согласными | Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, на-писание которых изученными правилами объяснить нельзя. Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными. | |||
Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Словарный диктант. | |||
Р.р Сочинение «Школьная елка». | |||
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. | |||
Контрольный диктант по итогам первого полугодия. | |||
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными. Проверочная работа по теме «Непроизносимые согласные». | |||
Практическое задание к разделу: составить презентацию «Кроссворды, ребусы, загадки» для параллельного класса, используя слова с непроизносимыми согласными. | |||
Словоизменение и словообразование. Цель: ознакомление с отличиями словоизменение от словообразования; формирование умения образовывать различные формы одного и того же слова с одной основой; при словообразовании создавать однокоренные слова с другим значением. Знать:
Уметь:
| |||
Понятие о словоизменении. | Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). В процессе практической деятельности осваивать принцип построения толкового словаря. Образовывать различные формы одного и того же слова с одной основой. Создавать однокоренные слова с другим значением. | ||
Словообразование. Словарный диктант | |||
Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования. Самостоятельная работа по теме «Словообразование». | |||
Р.р Сжатое изложение «Настоящая зима». | |||
Практическое задание к разделу: составить и предложить одноклассникам схему отличия словоизменение от словообразования. | |||
Изменение имен существительных по падежам. Три склонение имен существительных. Цель: ознакомление с классификацией имен существительных по родам, числам, склонениям; формирование умения определять падежи у имен существительных, различать три склонения у имени существительного. Знать:
Уметь:
| |||
Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. | Определять грамматические признаки имен существительных; начальную форму слова. Группировать имена существительные по разным основаниям. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, находить в тексте (например, поэтическом) имя существительное с заданными грамматическими характеристиками. Характеризовать имена существительные как часть речи. Находить в ряду имен существительных лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Накапливать опыт правильного употребления в речи форм имен существительных. | ||
Начальная форма имен существительных. Проверочная работа по теме «Словообразование». | |||
Постановка вопросов к существительным. | |||
Р.р Сочинение по материалам экскурсии “Мороз и солнце, день чудесный!” | |||
Работа над ошибками. Постановка вопросов к существительным. Словарный диктант. | |||
Три склонения имен существительных. Тест по теме «Непроизносимые согласные». | |||
Первое склонение имен существительных. | |||
Второе склонение имен существительных. | |||
Третье склонение имен существительных. | |||
Контрольная работа по теме “Проверка орфограмм в корне слова”. | |||
Работа над ошибками. Самостоятельная работа по теме «Определение склонения существительных в косвенном падеже». | |||
Практическое задание к разделу: составить в группе словарик наиболее употребляемых синонимов и антонимов. | |||
Изменение имен существительных по падежам. Существительные 1-го склонения. Цель: формирование умения определять падежи у имен существительных, развитие умения различать особенности первого склонения у имени существительного. Знать:
Уметь
| |||
Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/схему проверки орфограммы. Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы. Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой. Совместно обсуждать алгоритм/ план/ способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в практической деятельности. Взаимно – и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Различать падежи в любом типе склонения; отличать существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже; определять предлоги, употребляемые с существительными в косвенных падежах. Сравнивать окончания существительных в косвенных падежах. Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием. Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. | ||
Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от винительного. | |||
Определение падежа существительных первого склонения. Проверочная работа по теме « Склонение существительных». | |||
Р.р Изложение «Орел и кошка». | |||
Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в родительном падеже. | |||
Родительный падеж имен существительных первого склонения. Самостоятельная работа по теме « Первое склонение существительных». | |||
Написание имен существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах. | |||
Окончание имен существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. Словарный диктант | |||
Р.р Изложение с элементами сочинения. | |||
Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. | |||
Определение падежа имен существительных первого склонения. | |||
Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах. | |||
Контрольное списывание. | |||
Работа над ошибками. Творительный падеж имен существительных первого склонения. Словарный диктант | |||
Правописание окончаний имен существительных первого склонения в творительном падеже. Проверочная работа по теме « Изменение имен существительных по падежам». | |||
Правописание окончаний имен существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения. | |||
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных первого склонения». | |||
Работа над ошибками Правописание окончаний имен существительных первого склонения. | |||
Множественное число существительных первого склонения. Самостоятельная работа по теме «Множественное число существительных». | |||
Склонение имен существительных первого склонения во множественном числе. Словарный диктант. | |||
Практическое задание к разделу: составить памятку « Существительные 1 склонения» для своей группы. | |||
Второе склонение имен существительных мужского рода. Цель: ознакомление с изменением имен существительных мужского рода второго склонения по падежам; формирование умения правильно записывать окончания этих существительных; применять способ определения падежных окончаний имен существительных. Знать:
Уметь:
| |||
Второе склонение существительных. Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Составлять план написания собственного сочинения. Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой сочинения | ||
Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения. | |||
Р.р Сочинение «Мой самый родной человек». | |||
Работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения. | |||
Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения. | |||
Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имен существительных второго склонения. Словарный диктант. | |||
Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имен существительных второго склонения». | |||
Склонение имен существительных мужского рода на – й. Самостоятельная работа по теме « Второе склонение существительных». | |||
Контрольная работа по теме «Правописание окончаний имен существительных второго склонения». | |||
Работа над ошибками. Повторение склонения имен существительных второго склонения. Тест по теме «Имя существительное». | |||
Правописание о, и, е, в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. | |||
Р.р Сочинение по картине И. И. Левитана «Март». | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание о, и, е, в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц». | |||
Практическое задание к разделу: составить памятку « Существительные 2 склонения» в своей группе. | |||
Второстепенный член предложения – дополнения. Цель: ознакомление с второстепенным членом предложения – дополнение; формирование умения находить в предложении дополнение; углубление знаний о главных членах предложения, о связи слов в предложении, о второстепенных членах предложения. Знать:
Уметь:
| |||
Второстепенный член предложения – дополнения. Словарный диктант | Объяснять нахождения главных членов предложения. Находить в тексте второстепенный член предложения - дополнение и самостоятельно составлять предложения с дополнениями. | ||
Второстепенный член предложения – дополнения. Закрепление. | |||
Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Цель: формирование умения определять и писать падежные окончания существительных мужского рода во множественном числе. Знать:
Уметь:
| |||
Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. | Различать склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | ||
Закрепление по теме «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе». Самостоятельная работа по теме « Склонение существительных мужского рода». | |||
Р.р Изложение – повествование «Ежик делает запасы». | |||
Работа над ошибками. Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление. | |||
Второе склонение имен существительных мужского и среднего рода. Цель: формирование умения определять и писать падежные окончания существительных второго склонения мужского и среднего рода, сравнивать падежные окончания у существительных в разных склонениях. Знать:
Уметь:
| |||
Склонение имен существительных среднего рода в единственном числе. | Определять и писать падежные окончания существительных второго склонения мужского и среднего рода. Сравнивать падежные окончания у существительных в разных склонениях. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Писать изложения с элементами сочинения | ||
Склонение имен существительных среднего рода во множественном числе. Словарный диктант | |||
Правописание окончаний имен существительных второго склонения. | |||
Р.р Изложение с элементами сочинения. | |||
Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных второго склонения. | |||
Закрепление по теме « Правописание окончаний имен существительных второго склонения». Самостоятельная работа по теме « Второе склонение имен существительных». | |||
Практическое задание к разделу: составить и записать в тетрадь открытий памятку «Падежные окончания имен существительных мужского рода». | |||
Второстепенный член предложения – определение. Однородные члены предложения. Цель: ознакомление с второстепенным членом предложения – определение; формирование умения находить в предложении определение; углубление знаний о связи между однородными членами предложения; ознакомление с соединением однородных членов с помощью союзов и, а, но. Знать:
Уметь:
| |||
Второстепенный член предложения – определение. | Находить в тексте второстепенный член предложения – определение. Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения. Обозначать графически в предложении его грамматическую основу. Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопроса. Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом анализе простого предложения с двумя главными членами. Использовать выработанный порядок в практической деятельности. Оценивать правильность выполненной работы. | ||
Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами. | |||
Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении. Словарный диктант. | |||
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | |||
Однородные члены предложения. Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | |||
Однородные члены предложения. Самостоятельная работа по теме « Однородные члены предложения». | |||
Однородные члены предложения. Закрепление. | |||
Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Тест по теме «Однородные члены предложения». | |||
Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление. | |||
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | |||
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Словарный диктант | |||
Практическое задание к разделу: составить таблицу «Главные и второстепенные члены предложения» и записать в тетрадь открытий. | |||
Существительные третьего склонения. Цель: формирование умениями правильного написания падежных окончаний существительных третьего склонения, ознакомление с грамматическими признаками имен существительных, развитие умения сравнивать имена существительные, находить «лишнее» слово. Знать:
Уметь:
| |||
Третье склонение имен существительных. | Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные). Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/схему проверки орфограммы. Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы. Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой. Определять грамматические признаки имен существительных. Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием. | ||
Падежные окончания имен существительных третьего склонения. | |||
Множественное число имен существительных третьего склонения. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения». | |||
Р.р Изложение. | |||
Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных во множественном числе. | |||
Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Закрепление. Словарный диктант. | |||
Мягкий знак на конце существительных третьего склонения. | |||
Закрепление по теме «Мягкий знак на конце существительных третьего склонения». Самостоятельная работа по теме « Существительные третьего склонения». | |||
Практическое задание к разделу: составить памятку « Падежные окончания имен существительных» и записать в тетрадь открытий. | |||
Имя числительное. Цель: ознакомление с правописанием количественных и порядковых имен числительных; формирование навыков составления разных видов текстов с использованием числительных. Знать:
Уметь:
| |||
Имя числительное. | Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания для распределения слов на группы (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Узнавать количественные и порядковые числительные в речи. Накапливать опыт житейских и учебных ситуаций с исрользованием имен числительных в речи. Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. | ||
Количественные и порядковые числительные. | |||
Р.р Изложение. | |||
Работа над ошибками. Закрепление. По теме «Числительное» Словарный диктант. | |||
Итоговая контрольная работа. | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Числительное». | |||
Практическое задание к разделу: составить ребусы, загадки с числительными для одноклассников. | |||
Текст. Цель: ознакомление с особенностями разных по стилю текстов; формирование умения составлять их, находить смысловые ошибки, анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность, может сравнивать разные типы текстов. Знать:
Уметь:
| |||
Текст. Главная мысль текста. | Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связанность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность, практически использовать данные выводы при анализе текстов. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Анализировать собственный опыт целесообразного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Выделять при обсуждении текста его значимые части. Формулировать заголовки к ним, составлять план к заданному тексту. | ||
Стили речи. | |||
Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова». Самостоятельная работа по теме «Числительное». | |||
Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова. Повторение. | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант. | |||
Правописание окончаний имен существительных. | |||
Р.р Сочинение «Здравствуй, лето» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного в третьем классе. Олимпиада. |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа по русскому языку обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.
- Полякова А.В Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы: в 2 ч. / А. В. Полякова. – М: Просвещение, 2011.
- Полякова А.В. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 201…..
- Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007.
- Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. -
- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Сост. С.Г. Яковлева – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005 г
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
1. Дополнительная литература.
1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.
2. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М.: АРТ-Пресс, 1996.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1–4 классы: пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ООО «5 за знания», 2010.
4. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2009.
5. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М.: Русский язык, 1990.
6. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: КИЦ «Добродея», 2009.
7. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. – М.: Просвещение, 1989.
8. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: АСТ : Астрель, 2007.
9. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: АСТ, 2009.
10. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе: 3–4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя / А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2007.
11. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. – М.: Омега, 1996.
12. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М.: АРТ-Пресс, 1999.
13. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
14. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград: Учитель, 2008.
15. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М.: Цитадель-Трейд, 2010.
16. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: пособие для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Аквариум, 1996.
17. Узорова, О. В. Русский язык: правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ, 2009.
18. Узорова О.В., Нефедова А.Е. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса: 1-4 классы. М.: АСТ-Астрель 2007
19. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.
20. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. – М., 1971.
21. Шукейло, В. А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М.: Вентана-Граф, 2010.
словари:
1. Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004
2. Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» для учащихся средней школы.- Москва: Просвещение; 1976.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.
4. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004
5. Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.
6. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.
7. Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005
8. Ушакова О.Д. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1-6 классов. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2007.
9. Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.
10. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.
11. Ушакова О.Д. Фонетический разбор слова: Словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2009.
12. Ушакова О.Д. Разбор слова по составу: Словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2007
2. Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс».
2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
2. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
3. Тренажёр по русскому языку(CD).
4. Развитие речи 1 – 4 классы. Тесты (CD).
5. Страна Лингвиния. Фонетика. Графика. Орфография. (CD).
6. Словарь синонимов(CD).
5. Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
№ п/п | Наименование техники | Количество |
1. | Стационарные компьютеры | 1 |
2. | Принтеры | 2 |
3. | Мультимедийный проектор | 1 |
4. | Интерактивная доска | 1 |
5. | Телевизор. | 1 |
6. | Магнитофон. | 1 |
7. | Колонки | 2 |
8. | Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором | 1 |
9. | Интерактивная указка | 1 |
10. | Мобильный класс | 1 |
11. | Гарнитура | 1 |
12. | Веб - камера | 1 |
13. | Фотоаппарат | 1 |
14. | Документ – камера | 1 |
6. Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
VIII. Планируемые результаты изучения русского языка
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка в 3 классе у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
- владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова
с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; - графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать
под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), - правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова,
в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; - распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы
к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие
к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях
с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания
в письменном общении; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
- изменять имена существительные по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
- правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ).
- изменять имена существительные по падежам: склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно - слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку Занков 3 класс
Рабочая программа по трусскому языку 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Занков
Материал предназначен для составления рабочей программы и тематического планирования для работы в 3 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...