Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Л.В. Занков
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_umk_l.v.zankova.doc | 91 КБ |
kal.-tem._planirovanie.4kl..doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Харьковская Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» г. Саратов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УМК «СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе учебной программы Поляковой А. В.
Рабочая программа составлена Харьковской О.Н., учителем начальных классов высшей квалификационной категории.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся и учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие обучающихся, и является составной частью целостной системы развивающего обучения.
Рабочая программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту обучающихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения (обучающие). Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последо вательности и логической связи мыслей, стилистически грамотно му изложению. Не менее важны и такие показатели качества со чинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятель ность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков. В работе над орфографическими ошибками выделя ются основные их группы: на пройденные и еще не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово; в других слу чаях нужно указать и правило правописания без развернутого грамматического обоснования (например, написание -тся и -тъся в глаголах по вопросам что делает? и что делать?).
Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включа ются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочи нениях.
В течение всего года систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В хо де наблюдений над словом обучающиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновре менно школьники учатся различать классы (разряды) слов на осно ве лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спря жением) и (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). В процессе обучения русскому языку обучающиеся учатся поль зоваться толковым и орфографическим словарями.
В 4 классе дается понятие о сложных предложениях (с союза ми а, и, но и без союзов); о местоимении, изучаются личные мес тоимения; изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы I и II спряжения; склоне ние имен прилагательных, некоторые случаи образования прилага тельных с помощью суффиксов.
Обучающиеся на ознакомительном уровне изучают понятие о на речии.
Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения та кими орфографическими и пунктуационными навыками, как пра вописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (-шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном чис ле, написание глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Цели обучения
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю. В рабочей программе предусматривается резерв свободного учебного времени в объеме 15 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
В рабочей программе специально выделен раздел «Связная речь», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (170 часов)
Фонетика и графика (5 часов)
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать: классификацию звуков и букв;
уметь: анализировать звуки речи, произношение и написание слов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для письменной и устной речи.
Морфология (100 часов)
Местоимение (14 часов)
Местоимение. Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единствен ного и множественного числа.Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
личные местоимения, склонение местоимений; предлоги перед местоимениями;
правописание местоимений с предлогами;
правило обозначения гласных и согласных в приставках;
уметь:
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
писать раздельно местоимения с предлогом;
употреблять местоимения в устной и письменной речи;
распознавать приставки и предлоги;
правильно писать гласные и согласные в приставках.
Глагол (44 часов)
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопреде ленной формы -ти, -тъ и глаголы на -чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицатель ная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
особенности изменения глаголов в будущем времени;
изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам;
понятие о неопределенной форме глагола;
роль неопределенной формы глагола в предложении;
образование глаголов в прошедшем времени;
правописание частицы НЕ с глаголами;
понятие о спряжении; определение спряжения глаголов;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов; глаголы-исключения;
личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание -тся и –ться в 3 лице глаголов;
правописание Ь во 2 лице глаголов;
уметь:
изменять глаголы по временам, лицам и числам;
определять время, лицо и число глаголов;
правильно выделять и писать личные окончания глаголов;
находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени;
различать глаголы настоящего и будущего времени;
разбирать глаголы по составу;
находить основу глаголов неопределенной формы;
распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; определять спряжение по неопределенной форме;
правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы;
писать глаголы с суффиксом –сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов;
писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3 лице глаголов;
употреблять глаголы в письменной и устной речи.
Наречие (14 часов)
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, снача ла), от прилагательных с помощью суффиксов one.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певу че), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
значение наречий, их образование;
правописание суффиксов на конце наречий, правописание наречий с приставками;
уметь:
употреблять наречие, ставить вопросы к наречиям, определять их;
образовывать наречия от прилагательных, существительных;
правильно писать наречия.
Имя прилагательное (28 часов)
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужско го, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -ск-, -н-, -ист-.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
особенности склонения имен прилагательных мужского, среднего и женского рода;
правописание окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
способы образования имен прилагательных;
уметь:
распознавать падежи прилагательных;
склонять имена прилагательные; образовывать имена прилагательные;
правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;
употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению.
Синтаксис и пунктуация (25 часов)
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных пред ложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространен ные, распространенные, простые, с однородными членами). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Второстепенный член предложения - обстоятельство. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Напи сание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
понятие сложного предложения; признаки сложного предложения;
способы соединения простых предложений в сложном;
союзы в сложных предложениях; признаки сложного предложения;
виды связи в сложном предложении, виды сложных предложений.
второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельства места, времени, образа действия; понятие прямая речь;
уметь:
выделять второстепенные члены предложения: дополнение и определение;
производить разбор предложения по членам предложения и частям речи; определять предложения по цели высказывания и по интонации;
выделять главные и второстепенные члены предложения;
составлять из слов и по схеме предложения; распознавать виды предложений;
ставить знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами;
различать сложное предложение и предложение с однородными членами;
находить определения, дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия;
находить прямую речь в письменной и устной речи;
расставлять знаки препинания при написании прямой речи.
Связная речь (25 часов)
Устная речь.
Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов пла на, данных к научно-популярной статье. Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и чле нение текста на части. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь.
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция тек ста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловлен ное содержанием и назначением произведения). Составление со держательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изло жения. Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, те леграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления. Собственные сочинения обучающихся (репродуктивные, творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использова ние словарей, газет, журналов. Составление плана к собственному сочинению. Анализ обучающимися написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
определение текста, типы и структуру текстов;
признаки текста; стили речи;
уметь:
находить главную мысль текста, разбивать текст на части, озаглавливать части текста; отбирать материал к сочинению; составлять план к собственному сочинению;
писать различные виды объявлений; распознавать стили речи;
писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
писать сочинения повествовательного характера;
пользоваться словарями и справочной литературой.
Резерв времени (15 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
- личные местоимения;
- правописание предлогов перед личными местоимениями;
- наречия; правописание наречий (спра ва, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло);
- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
- склонение имен прилагательных во множественном числе;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
- понятие о неопределенной форме глагола:
- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по ли цам и числам (спряжение); глаголы I и II спряжения;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
- обозначение гласных и согласных в приставках;
- правописание частицы не с глаголами;
- правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся);
- виды предложений;
уметь:
- ставить знаки препинания в предложениях простых, в прос тых с однородными членами;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выде лять главные члены предложения (основу предложения) и слово сочетания;
- распознавать местоимения, определять их число и лицо;
- правильно писать падежные окончания прилагательных;
- подбирать к прилагательным слова, близкие и противопо ложные по значению;
- определять время, число и спряжение глаголов:
- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
- распознавать неопределенную форму глаголов;
- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
- писать не с глаголами раздельно;
- писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице гла голов;
- писать диктанты различных видов;
- объяснять орфограммы по пройденному материалу;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинения повествовательного характера;
- различать члены предложения..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
- повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Полякова А. В. Тетради по русскому языку для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. – М.: Просвещение, 2010.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2010.
Предварительный просмотр:
Харьковская Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» г. Саратов
Календарно-тематическое
планирование
по русскому языку
4 класс
Список использованной литературы:
- Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Полякова А. В. Тетради по русскому языку для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. – М.: Просвещение, 2006.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2000-2002.
- Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой. Изд. Учитель – 2009.
№ п/п | Раздел, тема | Кол - во часов | Тип урока, вид занятия | Содержание учебной темы | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе | Измерители, виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I ЧЕТВЕРТЬ
Что нужно для общения. (13 часов)
1 | Фонетика и графика. | 1 | Урок повторения изученного | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация | Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами | Текущий контроль (устный опрос) | I неделя сентябрь |
| |
2 | Фонетика. Слог и ударение | 1 | Урок повторения изученного | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) | сентябрь |
| ||
3 | Корневые орфограммы. | 1 | Урок повторения изученного | Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки | Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила. Уметь: – применять на письме изученные орфографические правила; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор | Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) | II неделя сентябрь |
|
4 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | Урок повторения изученного | Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила. Уметь: – применять на письме изученные орфографические правила; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор | Текущий контроль (устный опрос) |
сентябрь |
| ||||||||||||
5 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | |||||||||||||
6 | Проверочная работа по теме «Повторение» | 1 | Урок контроля | Проверочная работа по теме «Повторение» | сентябрь | ||||||||||||||
7 | Повторение состава слова. Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения изученного | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | Текущий контроль (письменный опрос) | сентябрь | |||||||||||||
8 | Части речи. | 1 | Урок повторения изученного | Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление | Знать графическое обозначение орфограмм. Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу | Текущий контроль (устный опрос) | III неделя сентябрь |
| |||||||||||
9 | Предложение. Словосочетание. | 1 | Урок повторения изученного | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения | Знать порядок разбора предложения и образец записи; правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Уметь: – выполнять словарную работу; – разбор предложений (главные и второстепенные члены); – определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - работать со схемами предложений, рассуждать по образцу | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | сентябрь | ||||||||||||
10 | Предложение. Однородные члены предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) Предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах | Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых орфограмм, грамматической основы предложения, однородных членов предложения) | сентябрь | |||||||||||||
11 | Входной контрольный диктант №1. (40 минут) | 1 | Урок контроля | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме | Контрольная работа. | Повторить словарные слова | сентябрь |
| |||||||||||
12 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Контрольный словарный диктант | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте | Текущий контроль: словарный диктант |
| сентябрь |
|
13 | Признаки текста.Типы текста. | 1 | Урок повторения изученного | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста.Отличительные особенности текста – повествования, текста – описания, текста – рассуждения. | Знать признаки текста; - отличительные особенности типов текста. Уметь определять тип текста | Текущий контроль (устный опрос) | IV неделя сентябрь |
|
Обращение. (6 часов)
1 | Обращение. Словарный диктант №1. | 1 | Комбинированный урок | Знаки препинания | Прямая речь. Цель: формировать представление об обращении и знаках препинания | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
2 | Обращение. | 2 | Комбинированный урок | Знаки препинания | Знать - отличительные особенности обращения. - правила постановки запятой в предложениях с обращением. Уметь находить обращение в тексте; - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением. | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | сентябрь | ||
3 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Урок развития связной речи | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку | Творческая работа | сентябрь |
| |
4 | Анализ изложений и работа над ошибками. Проиведения устного народного творчества с обращениями. | 1 | Комбинированный урок | Знаки препинания | Знать - правила постановки запятой в предложениях с обращением. Уметь находить обращение в тексте; - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением. | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | сентябрь |
5 | Имена в роли обращения. | 1 | Комбинированный урок | Формы мужских и женских имён. Знаки препинания в предложениях с обращением | Знать - правила постановки запятой в предложениях с обращением. Уметь - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением. | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | Vнеделя сентябрь | ||
6 | Составление поздравительной открытки. | 1 | Комбинированный урок | Тема и главная мысль текста, план | Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с обращением. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь |
Части речи. (3 часа)
1 -2 | Части речи в русском языке | 2 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Самостоятельные и служебные части речи. | Уметь: – распознавать самостоятельные и служебные части в речи; – производить их морфологический разбор; | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь сентябрь | ||
3 | Проверочный диктант. | 1 | Урок контроля | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме | Контрольный диктант | октябрь |
Склонение имён существительных в форме единственного числа. (9 часов)
1 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных | Текущий контроль: языковая разминка | VI неделя октябрь | ||
2-3 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. Словарный диктант №2. | 2 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму | Текущий контроль: запись под диктовку | октябрь октябрь |
|
4 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь писать изложение повествовательного характера по плану | Творческая работа | октябрь |
| |||||||||||
5 | Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания | октябрь | |||||||||||||
6-7 | Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут) | 2 | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | Текущий контроль: проверочная работа | VII неделя октябрь октябрь | ||||||||||||
8 | Обучающее сочинение-описание «Праздник света и тишины». | 1 | Урок развития связной речи | Текст – описание. Тема и главная мысль текста, план | Уметь использовать в сочинении имена прилагательные | Творческая работа | октябрь | ||||||||||||
9 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам сочинения. | Текущий контроль: языковая разминка | октябрь |
Склонение имён существительных в форме множественного числа. (8 часов)
1 | Наблюдение за склонением имён существительных множественного числа | 1 | Комбинированный урок | Изменение имен существительных по числам и падежам | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); | Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор | октябрь | |||
2 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Комбинированный урок | Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах | VIII неделя октябрь | |||||
3 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант №3. | 1 | Комбинированный урок | Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных | – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях) | октябрь | |||
4 | Контрольный диктант №2 за I четверть (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием | октябрь |
| ||
5-6 | Анализ диктанта. Родительный падеж | 2 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных | Знать: правописание безударных падежных окончаний имен существительных | октябрь октябрь |
7-8 | Дательный, творительный, предложный падежи | 2 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах, определение падежа имен существительных | Уметь: – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор) | IX неделя октябрь октябрь |
|
Склонение имён прилагательных.
1–3 | Склонение прилага- тельных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы (с твёрдой основой). | 3 | Урок изучения новой темы | Цель: развить умения склонять имена прилагательных, познакомить с падежными окончаниями прилагательных | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой. Уметь: – определять род и число прилагательного, выделять основу; – поставить прилагательное в нужном падеже, определить род и падеж; – подбирать однокоренные слова | октябрь октябрь октябрь |
II ЧЕТВЕРТЬ
4 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой | 1 | Комбинированный урок | Уметь группировать синонимы | Уметь: – склонять имена прилагательные; – составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями; – определять падеж, число и род имен прилагательных. Иметь представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса | Работа с таблицей, алгоритмом | I неделя ноябрь | ||||||||||||
5 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | 1 | Комбинированный урок | определять падеж, число и род имен прилагательных | Уметь: – составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями; – определять падеж, число и род имен прилагательных | Работа с текстом | ноябрь | ||||||||||||
6-7 | Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой. Работа над ошибками. Словарный диктант №4. | 2 | Комбинированный урок | Уметь: – просклонять словосочетания существительных с прилагательными; – определять вид текста (описание, повествование) | Уметь: – поставить прилагательные в нужном падеже, указать род число и падеж прилагательного; – находить в тексте прилагательные женского рода с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж; – списать текст, восстановить падежные окончания, доказать правильность с помощью вопроса | Работа с таблицей | II неделя ноябрь ноябрь | ||||||||||||
8-9 | Склонение прилагательных во множественном числе | 2 | Комбинированный урок | – определять род, число, падеж прилагательного; – определять наречия в тексте; – группировать прилагательные по падежам | Знать о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании. Уметь: – определять род, число, падеж прилагательного; – определять наречия в тексте; – группировать прилагательные по падежам | Работа с таблицей | ноябрь ноябрь | ||||||||||||
10 | Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных с твёрдой основой». | 1 | Урок контроля знаний | Применение правил написания слов | Уметь без ошибок списать текст каллиграфическим почерком | Работа с текстом | ноябрь | ||||||||||||
11 | Склонение прилагательных мужского с мягкой основой Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Уметь разобрать предложение по членам предложения и частям речи | Работа с таблицей | III неделя ноябрь | ||||||||||||
12 | Склонение прилагательных мужского с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагатель- ного в существительное | 1 | Комбинированный урок | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное | Работа с таблицей | ноябрь | ||||||||||||
13 | Склонение прилагательных мужского с мягкой основой. Дательный падеж | 1 | Комбинированный урок | склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже | Работа с таблицей | ноябрь | ||||||||||||
14 | Проверочный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме | Проверочный диктант. | ноябрь | |||||||||||||
15 | Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского с мягкой основой. Творительный падеж | 1 | Комбинированный урок | склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже | Работа с таблицей | ноябрь | ||||||||||||
16-17 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Словарный диктант №5. | 2 | Комбинированный урок | склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Уметь правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой | Работа с таблицей | IV неделя ноябрь ноябрь | ||||||||||||
18 | Склонение прилага- тельных женского рода с мягкой основой | 1 | Комбинированный урок | склонение прилагательных женского рода с мягкой основой. | Иметь представление о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой. Уметь: – определять падеж прилагательного, выделять его окончание; – определять в тексте эпитеты | Работа с книгой | декабрь | ||||||||||||
19 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Урок развития связной речи | Тема и главная мысль текста, план | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку | Творческая работа | декабрь | ||||||||||||
20 | Склонение прилага- тельных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах | Уметь: – записывать предложения с заданными словосочетаниями; – писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах | Работа с книгой | декабрь | ||||||||||||
21 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | 1 | Комбинированный урок | находить в тексте слова с переносным значением | Уметь: – сопоставить алгоритм про-верки правописания падежных окончаний прилагательных; – находить в тексте слова с переносным значением | Работа над составлением алгоритма | V неделя декабрь | ||||||||||||
22 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | 1 | Комбинированный урок | грамотно писать падежные окончания имён прилагательных | Уметь грамотно писать падежные окончания имён прилагательных | Работа с книгой | декабрь | ||||||||||||
23 | Контрольный диктант №3 по теме «Пра- вописание безударных окончаний имён при-лагательных». | 1 | Урок контроля знаний | соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Работа с текстом | декабрь | ||||||||||||
24-25 | Работа над ошибками. Склонение прилагательных во множественном числе | 2 | Комбинированный урок | Уметь находить в тексте эпитеты | Уметь: – склонять имёна прилагательные во множественном числе; обобщить падежные окон- чания прилагательных в ро- дительном, дательном и пред-ложном падежах множественного числа; – объяснять правописание падежных окончаний прилагат. | Работа с книгой | декабрь декабрь | ||||||||||||
1 | Общее понятие о местоимении. Цель: формировать представление о местоимении как части речи | 1 | Урок изучения нового материала | Отличать местоимения от других частей речи, употреблять местоимения в речи | Иметь представление о местоимении (общее понятие | Работа с таблицей | VI неделя декабрь | ||||||||||||
2-3 | Личные местоимения. Словарный диктант №6. | 2 | Комбинированный урок | Понимать основные значения личных местоимений | Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам | декабрь декабрь | |||||||||||||
4 | Обучающее сочинение | 1 | Комбинированный урок | Словарные слова | Обучающее сочинение | Работа с текстом | декабрь | ||||||||||||
5 | Работа над ошибками. Склонение личных местоимений. Цель: развивать уме- ния изменять местоимения по лицам и числам | 1 | Комбинированный урок | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Знать личные местоимения. Уметь распознавать личные местоимения, определять их число и лицо | Работа с таблицей | декабрь | ||||||||||||
6 | Склонение личных местоимений | 1 | Комбинированный урок | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Знать склонение личных местоимений. Уметь без ошибок списывать текст | VII неделя декабрь | |||||||||||||
7 | Склонение местоимений 3-го лица. Словарный диктант №7. | 1 | Комбинированный урок | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Иметь представление об изменении местоимений с предлогами | Работа с таблицей | декабрь | ||||||||||||
8 | Контрольный диктант за 2-ю четверть №4 | 1 | Урок контроля знаний | Правила написания слов с изученными орфограммами | Контрольный диктант | декабрь | |||||||||||||
9-10 | Предлоги перед местоимениями. Работа над ошибками. | 2 | Комбинированный урок | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Знать предлоги перед ме- стоимениями. Уметь писать раздельно местоимения с предлогами | Работа с учебником | декабрь декабрь | ||||||||||||
11 | Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» | 1 | Систематизация знаний | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Получить представление о правописании приставок. Уметь отличать правописание предлогов и приставок | Работа с учебником | VIII неделя декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык», рек...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку Занков 3 класс
Рабочая программа по трусскому языку 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...