Рабочая программа по русскому языку Занков 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Бердникова Светлана Николаевна

Рабочая программа по трусскому языку  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus._yaz.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов

Октябрьского района городского округа г.Уфа

Республики Башкортостан

 СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № _____

от «___»  ___________ 2014 г.

Руководитель ШМО

/__________/

/Абульхаирова Л.М./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

/___________/

/Шангурова Г.Н./

УТВЕРЖДАЮ

Директор НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов

Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

/_____________/

/Ганеев Ф.Р./

«____» 08.2014.

«____» 08.2014.

«____» 08.2014.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

на 2014-2015 учебный год

Шкуновой Екатерины Михайловны, высшая

(Ф.И.О., категория)

                                      по русскому языку,  3 класс______________                                                                    

(предмет, класс)

                                 

                                               2014-2015 учебный год

Содержание

  1. Титульный лист                                                                                                 1
  2. Пояснительная записка                                                                                    2 - 10
  3. Учебно-тематический план                                                                              10
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе   10 - 18
  5. Календарно-тематическое планирование                                                      19 - 31
  6. УМК                                                                                                                      32                                                                                                                    
  7. Список основной и дополнительной литературы                                            32
  8. Ресурсы Интернета                                                                                              33
  9. Приложение                                                                                                       34 - 37

2.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Полякова А.В. Русский язык. 3 класс.

 Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

-        познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

-        социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте обучающиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляете грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Ниже представлена программа систематического курса русского языка, разработанная на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Общая характеристика  предмета

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности обучающихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:

  • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • ведущую роль теоретических знаний в обучении;
  • быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность обучающихся;
  • осознание школьниками процесса обучения;
  • систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфолог и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел: «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах,  средствах и значении различных видов речевой деятельности.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогают эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и обучающихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит

первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Программа нацеливает на систематическое общение к языковому опыту обучающихся на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов,  учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (планировать свою деятельность,   осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

При освоении программы у обучающихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.

Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве межнационального общения. Изучение русского языка способствует человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

   В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе

адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

   Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение курса отводится  170 ч., 5 ч в неделю (80% урока составляет обязательная часть ФГОС НОО и  20%  региональный  компонент, который реализуется внутри содержания уроков), 34 учебные недели в каждом классе.

Результаты изучения обучающимися предмета

   Программа  обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты:

-        формирование чувства гордости за свою Родину, малую родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-        овладение   базовыми   предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
  • владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного ypoвня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовав знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Основное содержание предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями держать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (расписание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и  оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,  письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе  впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.)

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика'. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,  значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -им. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определен I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование наречий.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.

Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. Использование  интонации  перечисления в предложениях с однородными членами

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением1;
  • сочетания чк, чн, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • соединительные буквы о и е в сложных словах;
  • буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;
  • двойные согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  • гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь)
  • буквы е и и в суффиксах существительных -ек- и -ик-;
  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на  -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • буквы о и е на конце наречий;
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • правописание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
  • знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
  • знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.

3.Учебно-тематический план

Наименование   тем

Всего часов

Кол-во дикт

Кол-во

соч.

Кол-во слов. Дикт.

Кол-во излож

Кол-во проверработ

1

Предложение .Главные и второстепенные члены  

13 ч

   1    

 

2

Состав слова

52 ч

   2

   1

     1

3

Слова с двойными согласными

5 ч

4

Сложные слова

5 ч

5

Парные согласные звуки в середине слова

10 ч

   1

6

Слова с непроизносимыми согласными

7 ч

7

Словоизменение и словообразование

4 ч

8

Три склонения имен существительных

56 ч

   2

   1

   2

9

Второстепенный член предложения: дополнение, определение  

7 ч

   1

   1

 

    

10

Однородные члены предложения 

5 ч

   1

11

Имя числительное

4 ч

12

Текст

3 ч

   1

  1

   1

   1

                                       Итого

170 ч

   7

   2

  3

   3

   3

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

Проявлять:

  •  интерес  к   изучению темы;
  • ценностное   отношение    к русскому    языку как выразительному средству общения;
  • осознанное желание к созданию       текста и шифра    для    письма в рисунках.

Метапредметные результаты:

Познавательные умения:

  •  определять  значимость  речи  в  общении  и  обосновывать своё суждение;
  • различать  предложения  по  цели   высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
  •  различать типы текстов и обосновывать своё суждение;
  • использовать         приобретённые         знания        для         создания шифра  и текста при оформлении письма в рисунках. 

Регулятивные умения:

  •  исправлять ошибки в учебном тексте;
  •  учитывать  правило при  расположении слов  в алфавитном порядке;
  •  выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного  задания;
  •  выполнять учебное задание  в соответствии с целью;
  • использовать алгоритм  оформления предложения на письме в зависимости от  цели  высказывания и интонации.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятные для партнёра высказывания;
  • согласовывать позиции и находить  общее решение;
  •  взаимодействовать с партнёром в рамках учебного  диалога;
  • адекватно  использовать речевые средства  для  представления результата работы.

Предметные результаты:

Научатся различать:

  •  виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные члены предложения  и второстепенные;
  •  однородные члены предложения;
  • состав слова;
  • правила написания парных согласных в корне непроизносимых согласных, слов с двойными согласными;
  •  изменение имён существительных по падежам, начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, их падежные окончания;
  • правила написания имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце;
  • имя числительное, правило написания количественных числительных.

Научатся:

  • распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • ставить в конце предложения нужный знак препинания;
  •  устанавливать связь слов в предложении;
  •  распознавать предложения с однородными членами;
  • выделять главные и второстепенные члены предложения;
  • разбирать предложения по членам и частям речи;
  •  разбирать слово по составу;
  • обозначать парные согласные в корне;
  •  писать слова с непроизносимыми согласными;
  • писать слова с двойными согласными;
  •  изменять имена существительные по падежам;
  •  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
  • писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
  •  писать диктанты различных видов;
  • использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • пользоваться словарями и справочной литературой.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

*устный опрос;

*практическая работа;

*творческая работа;

*проверочный диктант;

*контрольное списывание;

*тестовые задания;

*изложение;

*доклад;

*сочинение;

*проверочная работа

*стартовая диагностическая работа (сентябрь);

*итоговая диагностическая работа (апрель)

*итоговый контрольный диктант

*проектная деятельность

* участие  в выставках, конкурсах, НПК, олимпиадах разного уровня

 

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

  Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •   единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

                                                     Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

                                                     Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1-2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-        правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-        допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-             две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-           более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

                                      Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-        нет ошибок и исправлений;

-     работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-    имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                     Оценка письменных работ по русскому языку

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-35 слов

40-45 слов

3 класс

50-55 слов

60-70- слов

4 класс

70-75 слов

85-90 слов

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении (в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество  изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа  всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматическое задание

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

                                                       Контрольное списывание

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-20 слов

2 класс

25-30 слов

35-40 слов

3 класс

45-50 слов

55-60 слов

4 класс

65-75 слов

75-80 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

                                                                 Словарный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

7-8 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-20 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Тест

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

                                                                  Изложение

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

                                                                     Сочинение

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки работ творческого характера.

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер,поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.

        Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется од-на отметка – за содержание.

        В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются  за содержание и   грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе  оценки.

Нормы оценки работ творческого характера.

        За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста   (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление.

Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4»

ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта,но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения  мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности.

Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста,большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.


Русский язык

календарно - Тематическое планирование

№ п/п

Система уроков

Педагогические средства

Вид
деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информа-

ционно-методическое обеспечение

Дата

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Речь. Текст

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения

Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации

Уметь распознавать предложения в тексте

Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.:

Педагогика, 1990

 

2

Предложения по цели высказывания

3

Побудительные, вопросительные, повествовательные предложения

4

Подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа предложения

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения

Должны уметь определять части речи подлежащего
и сказуемого

Уметь работать с пред-ложением, выделять основу. Составление предложений по схемам

Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2001

5

Подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа предложения

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения

Должны уметь определять части речи подлежащего
и сказуемого

Уметь работать с пред-ложением, выделять основу. Составление предложений по схемам

Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2001

6–7

Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже,
и сказуемые, выраженные глаголами

Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения

Должны уметь осознавать, что подлежащие, выраженные существительными, должны стоять в именительном падеже

Словарно-орфографи-ческая работа

8–11

Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны получить общее представление о второстепенных членах, устанавливать связь слов в предложении

Должны получить представление о том, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и личным местоимением

Работа над предложением. Словарно-орфо-графическая работа.

Работа с фразеологизмами

12

Входной  контроль. Диктант с грамматическим заданием

Урок-контроль

Индивидуальный

Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

13

Работа

над ошибками

Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь анализировать свои ошибки

Должны уметь группировать ошибки по видам орфо-графии

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками

Памятка работы над ошибками

14–18

Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Суффикс

Урок-исследование

Фронтальный

Должны иметь представление о корне; уметь его выделять, определять проверяемое слово по слабой

и сильной позиции гласного

Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса

Схема «Состав слова»

Шкатова, А. Подумай
и ответь

19

Чередование соглас-ных в корне слова

Урок-практикум

Групповой

Должны получить представление о чередованиях согласных в корне слова

Должны получить представление о способе проверки безударной гласной
в суффиксах -ик, -ек

Алгоритм способа про-верки гласных в суффиксах

20–25

Правописание суффиксов -ик, -ек,
-очк-, -ечк-. Словообразующая роль суффиксов

Урок-практикум

Фронтальный

Должны уметь изменять форму имен существительных по вопросам и числам;

образовывать новые слова при помощи суффиксов, распределять слова по частям речи;

должны знать о правописании сочетаний -чк, -чн

26–28

Приставка. Образование слов с приставками. Словообразующая роль приставки. Правописание приставок от, об, о, по, про, до, под. Словообразовательная роль приставки

Урок-наблюдение

Групповой

Должны получить представление о приставке

как о части слова; знать словообразующую роль приставки.

Уметь образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку

Должны уметь понимать переносное значение фразеологического оборота,
в результате наблюдения сделать вывод, что приставки употребляются преимущественно в глаголах

Наблюдение за употреблением приставок;

звучание и написание приставок

Попов, П. П. Современный русский язык

29

Определение порядка разбора слова
по составу. Подготовка к сочинению

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь:

– вывести алгоритм разбора слова по составу;

– подбирать однокоренные слова;

– определять часть речи

Должны понимать и уметь употреблять фразеологические обороты

Алгоритм разбора слова по составу

Картины осенней природы. Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

30–31

Сочинение на тему «Уж небо осенью дышало». Редактирование сочинения

Урок-сочинение

Индивидуальный

Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы

Стихотворения об осени А. Майкова, А. Твардовского, И. Бунина,
А. Пушкина

Картины осенней природы, словари

32

Деление слов по морфологическому составу

Урок-исследование

Фронтальный

Должны уметь анализировать структуру слова,

определять части речи

Должны уметь использовать в речи разные фразеологические обороты

Работа по словарю
со словарной статьей

Словарь юного филолога под редакцией М. Панова

33–34

Перенос слов с приставками. Словообразовательная роль приставок

Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь делить слово на морфемы, составлять предложения с данными словами

Должны уметь анализировать структуру слова.

Знать смысловые оттенки суффиксов и приставок

35

Контрольная работа по темам «Состав слова», «Синтаксический разбор»

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь выполнять тематическую контрольную работу, применяя полученные знания

36

Работа над ошибками. Состав слова

Урок-поиск

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

Памятки в работе над ошибками

37–38

Правописание предлогов и приставок

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь различать предлоги и приставки, правильно их писать

Должны уметь анализировать состав слова, подбирать слова, и синонимичные фразеологические обороты

Работа со словарем
и статьей

Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

39

Проверочная работа по теме «Предлог
и приставка»

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь работать над орфографической зоркостью

40

Работа
над ошибками

Урок-поиск

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

41

42

Состав слова. Окончание. Роль окончания в речи

Урок-наблюдение

Групповой

Должны иметь представление об окончании как о части слова, о начальной форме существительного

Уметь выделять в словах окончания

Схема «Состав слова»

Справочное пособие для начальной школы

43

Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь изменять существительное по вопросам, составлять алгоритм выделения окончания у существительного

Должны уметь четко работать по алгоритму

Работа с алгоритмом

44

Контрольный диктант

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

45

Работа над ошибками

Урок-наблюдение

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

Должны уметь анализировать ошибки самостоятельно

Памятка «Работа над ошибками»

1–3

Состав слова. Основа. Различие основ по составу. Сравнение основ слова
и корня

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление об основе как о части слова; уметь сравнивать основы по составу; выполнять морфемный разбор слова; выделять корень
и отличать его от основы

Должны уметь дописать фразеологизм

Схема «Состав слова»

Справочное пособие для начальной школы

4–6

Деление слов по морфемному составу

Урок-исследование

Групповой

Должны уметь соотносить слова со схемой слов, грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова

Должны развивать познавательный интерес к русскому языку

Работа по схеме

Шкатова, Л. А. Подумай
и ответь

7–10

Слова с двойными согласными. Образование однокоренных прилагательных с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь сопоставить на основе звукового анализа написание и значение слова, переносить слова с двойными согласными

Должны уметь образовывать слова с помощью различных морфем, ведущих
к удвоению согласных

Словарно-орфографи-ческая работа на материале фольклора (загадки, пословицы)

11–12

Сложные слова
и их образование

Урок-наблюдение

Групповой

Должны иметь представление об образовании сложных слов путем сложения двух слов или их частей при помощи соединительных гласных о, е; уметь образовывать сложные слова

Уметь работать с правилом; комментировать письмо; объяснять орфограммы и лексическое значение слов

Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку

13–14

Правописание соединительных букв
в сложных словах. Морфемный состав сложных слов

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь определять вид текста и выявлять изобразительные средства

Должны уметь на основе наблюдений осмыслить разнообразие морфемного состава сложных слов

Деформированный текст

15

Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного
в середине слова

Урок-исследование

Групповой

Должны уметь пользоваться правилом написания парного согласного в середине слова

Должны уметь выделять парный согласный звук
в слабой позиции в конце и в середине слова

Работа с пособием

Справочное пособие по русскому языку в начальной школе

16

Образование слов
с парными согласными в середине
с помощью суффикса

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь находить парный согласный звук
в слабой позиции в конце и в середине слова, определять проверяемое и проверочное слово

Должны уметь понимать смысл устаревших слов

Работа с текстами

Наруше-вич, А., Попова, Е.

Тесты по рус-скому языку. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

17–19

Правописание парных согласных
в корне слова

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова

Должны уметь распознавать антонимичные прилагательные

20

Состав слова. Классификация слов по раз-личным орфограммам

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь определять морфемный состав слова, выполнять фонетический анализ слова

Справочное пособие
по русскому языку

21–22

Правописание безударных гласных и парных согласных в кор-не слова. Правописание удвоенных согласных

Урок-практикум

Фронтальный

Должны уметь списывать текст, выделяя изученные орфограммы; подбирать проверочные слова; выполнять синтаксический разбор предложения

Должны уметь закончить фразеологизм и использовать его в речи

Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

24–27

Правописание слов
с непроизносимыми согласными

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными

Должны уметь сделать вывод о способе проверки слов с непроизносимым согласным; анализировать звуки речи, различать произношение и написание слов, использовать знания и умения в практической деятельности, соблюдать орфографические нормы

Работа с текстом

Шкатова, Л. Подумай
и ответь

1

Словоизменение

Упражнение

Фронтальный

Иметь представление о новом разделе в русском языке

Знать, что изучает данный раздел русского языка

Упр. № 1–3

2

Словообразование

Урок-практикум

Групповой

Знать, как образуются слова, для чего они необходимы

Уметь пробовать работать со словообразовательным гнездом

Работа со схемой

Упр. № 5–7

3

Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам

Урок-практикум

Фронтальный

Уметь изменять имена существительные по падежам

Знать об истории образования названия падежей.

Уметь определять, какие

Работа со схемой

Схема

8–9

Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных.

1-е склонение

Урок-исследование

Групповой

Уметь распознавать типы склонений в различных словах

существительные относятся к первому, второму склонению; правильно склонять их

Творческая работа

Упр. № 12–15

10

2-е склонение имен существительных. Словарный диктант

Урок-исследование

Парный

Творческая частично

поисковая работа

Упр. № 17–19

13

Распознавание типа склонения в косвенном падеже

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь распознавать типы склонений в словах с косвенными падежами

Уметь находить в тексте любой тип склонения

Работа с памятками

Памятка

14

Зрительное изложение

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь писать изложение по картине

Составление плана текста

15–16

Именительный и винительный падежи существительных
1-го склонения

Объяснение нового материала

Фронтальный

Знать особенности падежей существительных
1-го склонения

Уметь определять падежи в любом типе склонения; отличать существительные в именительном падеже
от существительных в винительном падеже; определять предлоги, употребляемые с существительными

в косвенных падежах

Объяснение орфограмм по алгоритму; работа
с правилом; письмо
по памяти

Упр. № 30–32

17–18

Родительный падеж имен существительных 1-го склонения

Объяснение нового материала

Групповой

Упр. № 35–37

19–20

Дательный и предложный падежи имен существительных
1-го склонения

Урок-исследование

Парный

Упр. № 39–40

21

Составление текста на основе представлений и стихотворения Т. Белозерова

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь составлять текст
на основе представлений
и опоры на стихотворение

Составление плана текста

22

Сравнение падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Урок-исследование

Парный

Уметь находить падежные окончания

Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах

Работа с памятками

Упр. № 44–46

 23

Творительный падеж имен существительных

Урок-практикум

Индивидуальный

Знать особенности творительного падежа

Уметь определять вопросы
и окончания имен существительных в творительном падеже

Контрольное списывание

Упр. № 48–50

24

Сравнение падежных окончаний имен существительных 1-го склонения

Урок-исследование

Индивидуальный

Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах

Работа с таблицей

Упр. № 52–55

25–26

Множественное число имен существительных 1-го склонения

Урок-практикум

Фронтальный

Знать, как образуется множественное число имен существительных

Уметь образовывать слова во множественном числе

Работа с перфокартами

Упр. № 57–60

27

Диктант по теме «Имя существительное»

Разноуровневые

задания

Индивидуальный

Уметь писать окончания имен существительных, выполнять грамматическое задание, самопроверку

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

28

Именительный, родительный, винитель-ный падежи имен су-ществительных 2-го склонения

Урок-исследование

Парный

Знать особенности падежей существительных
2-го склонения

Уметь определять падежи в любом типе склонения

Работа с перфокартами.

Предупредительный диктант

Разноуровневые задания

29–30

Творительный и пред-ложный падежи имен существительных
2-го склонения

Упр. № 66–69

31

Выборочное изложение (описание бурундука)

Урок-практикум

Фронтальный

Уметь передавать содержание текста, использовать навык написания существительных

Составление плана текста

 32

Родительный, творительный и предложный падежи имен су-ществительных 2-го склонения

Урок-исследование

Групповой

Уметь определять окончания существительных 2-го склонения

Уметь находить падежные окончания в словаре

Работа с памятками; наблюдение за окончаниями существительных 2-го склонения

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

33

2-е склонение. Склонение имен существительных с основой на -й

Урок-исследование

Парный

Знать особенность склонения существительных с основой на -й

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода с основой на -й

Работа со схемой

Упр. № 72–76

34–36

Правописание о и е
в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц

Урок-практикум

Фронтальный

Знать особенность правописания о и е в падежных окончаниях

Уметь объяснять правописание о и е в окончаниях существительных

Работа с памятками

Упр. № 77–80

37–38

Составление текста-описания «Русская зима»

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь составлять текст-описание

Составление плана текста

39–41

Второстепенный член предложения – дополнение

Урок-практикум

Фронтальный

Знать, что называют дополнением и как подчеркнуть его в тексте

Уметь находить дополнение в предложении; углубить знания учащихся
о второстепенных членах

Работа с памятками

Памятки

42–44

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе

Разноуровневые

задания

Индивидуальный

Уметь склонять имена существительные мужского рода во множественном числе

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода во множественном числе

Работа по алгоритму

Упр. № 82–85

45–46

Составление текста-повествования. Пись-мо текста с продолжением

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь составлять текст-повествование

Составление плана текста

 47–48

Склонение имен существительных среднего рода в единственном и во множественном числе

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь склонять имена существительные среднего рода во множественном
и единственном числе

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

49–50

Имена существительные 1 и 2-го склонений. Обобщение, сравнение, опора

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь работать с существительными 1 и 2-го склонений

Уметь работать по алгоритму

Работа со схемой

Разноуровневые задания

51

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь применять полученные знания по теме

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

52

Работа над ошибками. Словарный диктант

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь выполнять самостоятельно работу над ошибками

53–54

Составление текста. Сочинение после экскурсии

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь составлять текст, передавать его содержание

Составление плана текста

55–57

Определение. Сравнение членов предложения

Объяснение нового материала

Групповой

Иметь представление о но-вом второстепенном члене – определении

Уметь сравнивать различные члены предложения

Работа по схемам

Упр. № 88–91

58–60

Однородные члены предложения

Урок-практикум

Групповой

Уметь находить однородные члены предложения
в тексте

Уметь определять части речи у второстепенных членов предложения

Работа со схемами предложений с второстепенными предложениями; составление

схем

Разноуровневые задания

61–63

Однородные члены предложения с союзами

Урок-практикум

Индивидуальный

Знать особенность правописания второстепенных членов предложения с союзами

Уметь составлять предложения с второстепенными членами

Упр. № 93–95

 64–66

3-е склонение имен существительных. Сравнение

Урок-исследование

Парный

Знать особенность написания окончаний существительных третьего склонения

Уметь сравнивать существительные разных склонений

Работа по алгоритму

Алгоритм, упр. № 9–99

67–69

Множественное число имен существительных 3-го склонения

Урок-практикум

Парный

Знать написание окончаний существительных во множе-

ственном числе 3-го скло-нения

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го скло-нения во множественном числе

Работа с правилом

Упр. № 101–104

70–72

Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения

Урок-исследование

Парный

Знать, когда пишется мягкий знак в существительных 3-го склонения

Уметь выделять окончания существительных 3-го скло-нения

Упр. № 105–108

73

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Разноуровневые задания

Индивидуальный

Уметь находить в предложении однородные члены, распознавать предложения
с однородными членами

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

74–75

Работа с текстом. Описание

Урок-практикум

Индивидуальный

Знать особенности написания текста-описания

Уметь писать текст-опи-сание

Составление плана текста

Иллюстрации картин

76

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь применять полученные знания, умения, навыки при выполнении контрольных заданий

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

77

Работа над ошибками

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

 78

Имя числительное

Объяснение нового материала

Фронтальный

Познакомиться с новой частью речи

Уметь отличить числительное от других частей речи

Работа с перфокартами

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

79–81

Порядковые и количественные числительные. Контрольное списывание

Объяснение нового материала

Фронтальный

Знать основные группы числительных

Уметь употреблять виды числительных по назначению

82–86

Текст. Анализ текста. Восстановление текста. Типы текстов. Структура текста. Контрольный словарный диктант. Составление текста

Урок-исследование

Парный

Знать определение текста, типы и структуру текстов. Уметь восстановить текст

Учиться анализировать
и составлять текст

Работа с текстом

Разноуровневые задания

87

Контрольный диктант за год

Урок-практикум

Индивидуальный

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

88

Работа над ошибками

Урок-практикум

Индивидуальный

89–91

Изложение с элементами сочинения

Урок-практикум

Индивидуальный

Уметь предавать содержание текста, проявлять твор-чество, самостоятельно раз-вивать орфографическую зоркость

92–98

Резервные уроки

Повторение изученного

Фронтальный, индивидуальный


6.Учебно-методический комплекс

6,7.Учебно-методическое обеспечение

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Учебники:

Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.

Рабочие программы:

Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы

Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.

Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

Технические средства обучения:

■ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  •  настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  •  телевизор (по возможности);
  •  видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);
  •  аудиоцентр/магнитофон;
  •  диапроектор;
  •  мультимедийный проектор (по возможности);
  •  экспозиционный экран (по возможности);
  •  компьютер (по возможности);
  •  сканер (по возможности);
  •  принтер лазерный (по возможности);
  •  принтер струйный цветной (по возможности);
  •  фотокамера цифровая (по возможности);
  •  видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Экранно-звуковые пособия:

  •  аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  •  видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
  •  слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русском языку (по возможности);
  •  мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Оборудование класса:

■ ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

8.Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.


9. Приложение

 1.Входной диктант в 3 классе с грамматическим заданием

                                                         Осень

       Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер  качает  ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.

       Птицы летят в тёплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед   отлётом  они долго кружились над полями. так птицы прощались с родными местами.

Грамматическое задание.

1.Поставь ударение в словах последнего предложения.

2.К данным словам подбери из текста диктанта слова, противоположные по смыслу: тёплая - ….,       редко -….,     сухие- … .

3.Подчеркни грамматическую основу и подпиши все части речи в шестом предложении.

2.Контрольный диктант по теме «Состав слова » с грамматическим заданием

                                                    В парке

       Холодно. Мальчики пришли в парк. К ветвям липы они прикрепили кормушку. Подлетели синички и воробьи. Они стали клевать крошки хлеба, кусочки сала. В стороне сидел снегирь. Борис разбросал по снегу семена. Снегирь  подлетел и стал клевать.

Грамматическое задание.

1.Выпиши 3 слова с приставками и 3 слова с суффиксами, выдели их.

2.Выпиши 7-е предложение и разбери его по членам предложения и частям речи.

3.Разбери по составу слова: кормушка, поездка, придорожный.

3.Контрольный диктант по теме «Правописание приставок и предлогов»

                                                   Весенние гости

        Солнце растопило остатки снега. С крыш падали последние сосульки. По дорожкам и тропинкам побежали ручьи. Лучи солнца весело играли с воробьями в лужах. Потянулись с теплых краев на родину перелетные птицы. У школьников праздник. Ребята встречают весенних гостей. Прилетели грачи – вестники весны. Группа ребят повесила на березку скворечник.  

 4.  Диктант по теме « Имя существительное»

                                                Снежная страница

                   Молчат поля и леса. Одна позёмка шуршит. Выглянуло солнце. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход на природу всегда даёт хорошее настроение .Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказы о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.

5.Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

                                                      Лучик

     Женя жил в деревне Дубрава. У мальчика был любимый конь Лучик. Лучик ещё мал и слаб. Врач прописал коню  лекарство. Женя стал приучать малыша к лекарству. Лучик слизывал сладкую глюкозу губами и язычком. Часто мальчик угощал любимца кусочками сахара.

      Летом Женя помогал пасти лошадей. Он водил их на речку. Лучик узнавал голос друга.  На пастбище молодой конь окреп и вырос.

6. Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных»

     Ранним весенним утром мы вышли из вагона поезда. По узкой тропинке идём к лесу. По сторонам сверкают капельки росы. Звенит над полем жаворонок. Какой чудесный воздух!

      Входим в лес. Здесь тень и тишина. Дремлют на лесной лужайке стройные ели. В чаще кустов распевают птицы. Громко стучит дятел. По ели скачет белочка. В зелени ветвей мелькает её пушистый хвост.

7.Контрольный диктант за год

                                                      Первая встреча

          Наступили летние каникулы. Илья Рыжиков поехал в деревню. Было теплое утро. Мальчик выбежал на крылечко. В ведре с водой играл весёлый луч солнца. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это Илья умывался. На его руку села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка, и букашка скрылась в чаще куста. Мальчик был очень удивлен.

Грамматические задания:

1. Запиши слова и разбери их по составу: тёплое, ветка, деревню.

2. Из пятого предложения выпиши существительные. Укажи склонения, обозначь окончания.

3. Разберите  по  членам  предложения: Брызги холодной воды летели во все стороны.

 1.Проверочная  работа по теме "Приставки и предлоги".  

1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведи предлоги.

      (От)тащил  (от)лужи,  (с)лез (с)дерева,  (за)шло (за)тучу,  (по)ехали (по)дороге,  (до)топали (до)города,  (под)прыгнул (под)потолок,  (во)шёл (во)двор,  (в)полз (в)щель,  (при)грелся (при)кухне,  (на)брёл (на)избушку,  (над)строил (над)чердаком.

 2.Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведите предлоги.

(Без)донную бочку водой не (на)полнишь.

Труд и (на)кормит и (на)учит.

(На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

(Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить.

(С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.

 3. Допиши подходящие приставки.

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

 4. Выделите приставки в словах.

Накормил, заболел, выиграл, записал, накопал, упал, позвонил, пролетел, забежал, перешёл, подходил.

 5. Деформированный текст . Допиши приставки.

Тучи, солнце, (..)крывают, тяжёлые

С, морозит, утра, позднего, до, вечера

Поля,  (..)крыты, и луга, снегом.

2.Проверочная  работа по теме «Однородные члены предложения»

1. Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

Скворцы, … , … - перелётные птицы.

Маслята, … , … - съедобные грибы.

Осина, … , … - лиственные деревья.

Корова, … , … - домашние животные.

2.Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.

Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.

Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.

3.Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.

Жур..вли кр..чали тревожно. Жур..вли кричали т..скливо.

Ветер срывает с д..рев..ев лист..я. Ветер воет по н..чам в трубах.

Осень разд..вает лес. Осень студит в..ду.

 4.Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые.

Зимой земля отдыхает … весной расцветает.

Мороз ленивого за нос хватает … перед проворным шапку ломает.

 Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Не красна изба углами … красна пирогами.

Белка песенки поёт … орешки всё грызёт.

5.Составьте предложение с группами однородных членов.

Решают задачи, пишут, читают.

В лесу, в саду, на огороде.

Осины, берёзы, рябины.

Уютно, тепло, чисто.

Глиняная, стеклянная.

  1.  Зрительное изложение

                                                                Котёнок

    Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка. Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка.

    Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котёнка и хотели его схватить.

    Вася бросился к котёнку. Он упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник отозвал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.

2. Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Воробей».

        На кустах акации сидело много воробьев. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Я раньше этого и не замечал. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие, вверху на крыльях – белая полоска.

     Повернул воробышек ко мне головку, словно и впрямь фотографироваться хочет. Гляжу – щечки у него почти беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!

      Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

3.  Изложение с элементами сочинения

                                                        Путешественники

           У моего приятеля в комнате жили два маленьких лисёнка. Однажды утром он проснулся  и видит ,что по комнате скачет его высокий сапог, а из голенища торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель  и догадался, что это лисёнок залез в сапог и там застрял. Он схватил лисёнка за хвост и вытащил из сапога.

          В другой раз пришёл приятель и зовёт лисят. А лисят нет. Тут взглянул он на печку с раскрытой дверцей и сразу догадался.

Контрольное списывание

Весна

       Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.

Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.

       Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

 1.Словарный диктант

Аккуратно, аптека, бассейн, воскресенье, дежурный, до свидания, жёлтый, животное, запад, засеять, здравствуйте, искусство, килограмм, космонавт, лестница, медленно, налево, оттенок, прекрасный, рассказ, расстояние, улица, хоккей, шоссе.

2.Словарный диктант

Автомобиль, альбом, багаж, ботинки, василёк, вокзал, герой, жетон, забота, заповедник, здание, земляника, интересный, камыш, квартира, колея, контроль, костюм, котлета, ладонь, лазер, лимон.

 3.Контрольный словарный диктант     

       Акварель, автобус, беседка,  библиотека, вблизи, вчера, гербарий, готов, дирижёр, ездить, завтрак, запятая, здесь, капитан, колодец, компания, лавина, литература, макушка, мелодия, минута, невзначай, осанка, почтальон, растение, теперь, увидеть, чёрный, экскурсия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса  составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык»,    рек...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Занков

Материал предназначен для составления рабочей программы и тематического планирования для работы в 3 кл...

Рабочая программа по русскому языку Занков 2 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планиерование по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку Занков 2 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планиерование по русскому языку...