Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку на тему
данный урок знакомит учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств; расширяет их словарный запас, развивает образное мышление, навык грамотной речи; учит строить собственные высказывания, переводить устную речь в письменную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 89 КБ |
soobshcheniya_detey.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (развитие речи)
Тема: «Учимся писать письма»
Цели: познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств; расширять их словарный запас, развивать образное мышление, навык грамотной речи; учить строить собственные высказывания, переводить устную речь в письменную.
Учебные материалы: компьютер, интегрированная доска; сумка с письмами; карточки; презентация; видеозаписи мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино».
I.Организационный момент.
II.Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.
Ребята, отгадайте загадку:
Сбоку — марка и картинка,
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень, быстрое, как птица,
Если захочешь — за море умчится.
(Письмо).
Верно, ребята, это письмо.
-Кто из вас когда-нибудь получал письмо?
-Как вы узнали от кого оно?
-Для чего нужны письма?
-Писали ли вы сами когда-нибудь письма?
Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 1, слайд 2)
Мир, который окружает человека, красив и разнообразен. В этом мире мы не только слышим, видим, но и говорим и пишем. Как называется этот мир? (Мир речи)
-Что мы знаем про речь? (Слайд 3)
III.Подведение итогов исследовательской работы.
-Как вы думаете, что нужно для написания письма? (ручка, бумага, конверт)
-Что вы узнали о ручке?
Ученик 1. (Слайд 4, слайд 5)
Ученик 2. (Слайд 6, 8, 9, 10, 11)
Ученик 3.(Слайд 12)
Ученик 4. (Слайд 13, слайд 7)
Знакомство с конвертом.
-Отгадайте следующую загадку:
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
Что это?
(Конверт)
Что вы узнали о конверте?
Ученик 5. (Слайд 14, 15, 16, 17)
Ученик 6. (Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25)
Показ почтовых ящиков (Слайд 26, слайд 27)
Учитель: уникальная коллекция почтовых ящиков собрана в Санкт-Петербурге в Центральном музее связи имени Л.С.Попова. Там находится первый образец почтового ящика, сделанный из досок и обшитый снаружи листовым железом. Часто злоумышленники уносили почтовые ящики вместе с письмами. Тогда ящики попытались утяжелить. Их стали делать из чугуна. Весили они более 40 кг. Затем появились железные почтовые ящики, которые накрепко прикреплялись к стенам домов.
-Рассмотрите конверт. Что вы видите в правом углу? (марку)
Показ первой марки (Слайд 28)
Учитель: первая советская почтовая марка была выпущена в 1918 году. На ней была изображена рука с мечом, разрубающим цепь. Есть люди, которые коллекционируют марки. Я в детстве тоже их собирала. (показ своей коллекции)
-Что пишут на конверте?
-Кого указывают?
-Как называют человека, который отправляет письмо? (отправитель)
-А как называют человека, которому приходит письмо? (адресат) (Слайд 29)
-Ребята, с какими трудностями можно столкнуться при написании письма?
Просмотр фрагмента м/ф (пишут все понемногу, текст письма становится непонятным).
Просмотр в презентации Слайда 30
-Почему письмо так долго шло?
- Знакомство с частями письма.
Дети смотрят фрагмент мультфильма, в котором Дядя Федор пишет письмо своим родителям.
Текст на экране.
-Докажите, что перед вами текст. Какие части в тексте мы обычно выделяем?
-У письма, как и у текста, есть начало, основная часть и концовка.
-Что включает в себя начало? Прочитайте.
-О чем говорится в основной части?
-Как завершают письмо?.
V.Знакомство с видами письма.
-Как вы думаете, все ли письма одинаковы по содержанию?
-Посмотрите фрагменты мультфильма и попробуйте определить виды писем.
Письмо-информация.
Письмо-поздравление.
Письмо-просьба.
- Работа в группах.
-А сейчас мы попробуем сами написать письмо, используя полученные знания. Постарайтесь выполнить работу в течение 5-7 минут.
Задание 1 группе.
Напишите письмо своему другу с просьбой прислать семена редких растений для посева на школьном участке.
Задание 2 группе.
Напишите письмо информацию своим родителям о пребывании в пришкольном лагере.
Задание 3 группе.
Напишите письмо поздравление своей бабушке.
Зачитывание писем, разбор.
VII.Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Когда было особенно интересно?
-Какие трудности возникали?
-Чему вы научились?
- Домашнее задание.
1.Определить вид письма (на карточках)
2.Написать письмо поздравление с Пасхой.
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
1 вариант
Дорогие друзья!
Дорогие мои мальчишки и девчонки!
Мне очень хочется, чтобы из вас всех выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Л. Кассиль
2 вариант.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди: будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М Горький
Самоанализ урока.
Урок проведен во 2 б классе Борисенковой С.А. по теме:
«Учимся писать письма»
Цели: познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств; расширять их словарный запас, развивать образное мышление, навык грамотной речи; учить строить собственные высказывания, переводить устную речь в письменную.
Учебные материалы: компьютер, интегрированная доска; сумка с письмами; карточки; презентация; видеозаписи мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино».
Актуальность темы урока: эпистолярный жанр уходит из нашей жизни. Сегодня на смену бумажной переписке пришла электронная почта. И хотя современные дети почти не пишут друг другу писем, ограничивая общение короткими СМС, навыки вежливого обращения в письменном тексте, понимание правил построения письма никому не помешают, а во взрослой жизни будут просто необходимы.
На примере этого урока я хотела показать, как формируются коммуникативные учебные действия. Дети. Работая в группах, имеют возможность высказать свое мнение, выслушать чужое, развивать монологическую речь, учатся использовать ее для регуляции действий. Так как на уроке присутствуют мультперсонажи, у ребят появляется интерес к учебному материалу, они учатся планировать и оценивать свои действия, анализировать, выделять главное, рассуждать. На уроке были подведены итоги исследовательской работы: дети самостоятельно смогли найти интересные рассказы о том, чем люди писали раньше, и даже провели небольшие наблюдения. На уроке присутствовала творческая работа: дети писали письма, используя полученные знания. Для домашней работы были даны разноуровневые задания. Также присутствовала межпредметная связь (использовали открытки, сделанные своими руками на уроке труда для письма-поздравления).
Предварительный просмотр:
1. Я узнала, почему говорят «распечатать письмо». Очень давно, лет 300-400 назад, конвертов еще не было. Письма писали на одной, внутренней стороне листка. Затем листок складывали пакетиком и снаружи писали адрес. Чтобы никто чужой не смог развернуть лист и прочитать, что написано, на письмо ставили сургучную печать. Прочесть письмо можно было, лишь сломав печать, то есть распечатав письмо. Распечатать его имел право тот, кому оно послано. Сургуч охранял тайну письма. Но и сама печать могла кое-что рассказать о письме. Если она была белого цвета — значит, в письме известия о свадьбе, красная — деловое письмо, а коричневая — приглашение в гости или на званый обед.
2. Сейчас вместо сургуча тайну переписки охраняет почтовый конверт. Письмо можно вскрыть, если оно адресовано тебе. Чужие письма читать нельзя.
Конверт изобрели в Англии в 1820 году. В небольшом английском городе Брайтоне жил торговец книгами господин Бревер. Кроме книг, в его лавочке можно было купить бумагу для разных надобностей. Покупателям больше всего понравились небольшие картонные листочки для рождественских поздравлений. Эти маленькие картонки были размером примерно с современный карманный календарик. Но красивое рождественское подравление нельзя было послать по почте, потому что картон ломался, когда его складывали. К тому же негду было написать адрес и поставить сургучную печать. Тогда находчивый торговец решил сделать для своих картонок специальные бумажные пакетики. Новшество очень понравилось покупателям. И бревер создал фирму по изготовлению конвертов.
3. В древности люди писали заостренной палочкой из дерева или кости. На восковых и глиняных дощечках они выдавливали ею буквы и рисунки. Такая палочка для письма называлась стиль. Когда изобрели чернила и стали писать на пергаменте и бумаге, палочка стиль уже не годилась. Чернила по ней стекали и делали ужасные черные кляксы, пачкая и заливая слова. На сменй стилю пришло гусиное перо. Гусиное перо много сотен лет служило людям. Многие наши любимые сказки написаны гусиным пером. Это «Аленький цветочек» Аксакова, «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского и все сказки Пушкина. Я сам пробовал написать гусиным пером. Не очень удобно.
4. А я узнала, что раньше, чтобы перо хорошо писало, его очиняли специальным ножом — перочинным. Кончик ера срезали наискосок и заостряли. Чтобы чернила стекали на бумагу, кончик пера расщепляля — делали небольшую щелку. Когда нажимали на перо, по щелке на бумагу текли чернила. Гусиные перья быстро тупились и ломались, поэтому рядом с чернильницей всегда лежало несколько очищенных гусиных перьев. Перьев нужно было много: и ученикам, и писателям. Один гусь давал не больше 10-20 перьев, пригодных для письма. Огромные гусиные стадв гуляли по окрестностям городов и деревень, так что преьев хватало всем. Посмотрите, какие я нашла перья.
5. Я думала, что ручки были всегда. Оказывается, двести лет назад изобрели стальное перо. Это было маленькое перышко — всего два с половиной сантиметра длиной. Его вставляли в специальную палочку-ручку. С тех пор инструмент, которым мы пишем, называют ручкой. Ручку, также как и гусиное перо, обмакивали в чернила и писали ею. И тут люди снова задумались: нельзя ли соединить ручку с чернильницей? Так появилась удобная автоматическая ручка — авторучка. Хорошо знакомая мне шариковая ручка, в которую вставлен пластиковый стержень, заполненный чернильной пастой, появился всего 80 лет назад. Теперь я решила коллекционировать ручки.
6. Мы привыкли писать шариковой ручкой. До ее изобретения писали пером, обмакивая его в чернила. Чернила были известны еще во времена императора Августа, который жил две тысячи лет назад. Первые чернила делали из сажи. Сажа — эточерный налет, который оседает на стенках печи и дымохода при сгорании дров. Этот черный налет собирали и смешивали с маслом. Получалась густая кашица. Обмакивая в эту кашицу заостренную палочку, писали на папирусе и на пальмовых листьях. Такие чернила легко стирались и смывались водой. Нужно было придумать такую жидкость, которая бы не выцветала многие годы. И придумали простой способ. Посмотрите осенью на листья дуба, и вы заметите желтоватые шарики величиной с вишню. Эти шарики называют чернильными орешками. В старину из них получали черные чернила. Их может изготовить и сейчас каждый, кто захочет. Я тоже пробовала — получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....
открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».
Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...
Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс
Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать ...
Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д
Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"
Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....